Сведения о преподавателях: список, степени и должности, приоритетные научные интересы, достижения и др.
Заведующий кафедрой: Тукбекова Бибигуль Толеубаевна, профессор, доктор медицинских наук
Стаж педагогической деятельности – 22 лет.
Стаж клинической работы – 22 года.
Научные интересы: состояние здоровья сельских детей с хронической соматической патологией.
- диссертационная работа на соискание научной степени кандидата медицинских наук по теме: «состояние здоровья первоклассников детского дома в период адаптации к школе и обоснование психологической коррекции».
Специальность 14.00.09. «педиатрия» при Научном Центре Педиатрии и Детской Хирургии. (Алматы, 1999)
Научный руководитель: д.м.н., профессор И.А.Скосарев
- диссертационная работа на соискание научной степени доктора медицинских наук по теме: «методологические основы состояния здоровья сельских детей с хронической соматической патологией».
Специальность 14.00.09. «педиатрия» при Научном Центре Педиатрии и Детской Хирургии. (Алматы, 2007)
Научный руководитель: д.м.н., профессор И.А.Скосарев
Преподаватели:
Кизатова Сауле Танзиловна, и.о. профессор, кандидат медицинских наук. Чтение лекций и ведение занятий на русском и государственном языках.
Стаж педагогической деятельности - 24 лет.
Стаж клинической работы – 31 лет, врач-неонатолог высшей категории
Научные интересы:
Диссертационная работа на соискание научной степени кандидат медицинских наук по теме: «Врожденные пороки развития органов мочевой системы у новорожденных и детей первых месяцев жизни». Специальность 14.00.09. «Педиатрия» при Научном Центре Педиатрии и Детской Хирургии (Алматы, 2000г).
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Тусупбекова М.М..
Научные интересы: актуальные вопросы неонатологии.
Еримбетова Назым Аблаевна, ассистент кафедры. Ведение занятий на русском и государственном языках.
Стаж педагогической деятельности - 10 лет.
Стаж клинической работы – 16 лет.
Врач-неонатолог первой категории.
Научные интересы: актуальные вопросы неонатологии.
· Контактная информация: место нахождения кафедры на базе КГКП ОДКБ (г.Караганда, ул.Ержанова 8, корпус №1), телефоны 43-21-25, проезд автобусами 1, 4,8, 33, 40, 43, 44, 45, 51, 53; маршрутные такси 23, 31, 02, 01, 05, 06, 13, 29 до остановки 45 квартал.
· Политика дисциплины: Основными требованиями по подготовке специалиста по направлению «ОВП», отвечающего требованиям профессионального образовательного стандарта, является овладение требуемым объемом знаний, умений и практических навыков для самостоятельного проведения диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий в области внутренней медицины Интерн обязан посещать практические занятия в соответствии с общими требованиями к учебной дисциплине и внешнему виду, систематически готовиться к практическим занятиям. К рубежному контролю допускаются интерны, не имеющие задолженности по практическим занятиям. Изучение дисциплины заканчивается проведением итогового контроля, включающего итоговую аттестацию по всем дисциплинамп типового учебного плана интернатуры и аттестацию практических навыков по избранной специальности.
· Введение
Проблема гипербилирубинемии у новорожденных детей, несмотря на длительный период изучения этого заболевания, продолжает сохранять свою актуальность и остроту. За последние 5 лет отмечается рост заболеваемости гипербилирубинемией как у недоно-шенных, так и у доношенных новорожденных.
Особую значимость данной проблеме придает тот факт, что гипербилирубинемия ас-социирована с последующим повреждением центральной нервной системы у новорож-денных и последующим развитием таких осложнений, как снижение IQ, нейросенсорная глухота, детский церебральный паралич. Несмотря на многочисленные исследования, остается открытым вопрос о максимальном безопасном уровне билирубина для здорового доношенного ребенка.
За последнее десятилетие существенным образом менялись взгляды на этиологию, патогенетические механизмы развития желтухи, тактику ведения детей с неонатальной желтухой, поэтому часто можно встретить расхождения на эту проблему в отечественной литературе.
В настоящее время наиболее изученными и широко применяемыми методами лече-ния непрямой гипербилирубинемии являются фототерапия и заменные трансфузии. Травматичность и высокий риск осложнений при проведении интенсивных методов де-токсикации требует разработки более щадящих методов терапии, направленных на выве-дение билирубина из циркуляции и тканей. Широко используемая в клинической неона-тологии фототерапия, не всегда предотвращает развитие билирубиновой энцефалопатии и ядерной желтухи, особенно при высоких концентрациях билирубина.
Лечение прямой гипербилирубинемии является более вариабельным и зависит от непосредственной складывающей ситуации. Недооценка динамики развития выраженной гипербилирубинемии, позднее терапевтическое вмешательство с одной стороны и гипердиагностика с последующим необоснованным и длительным лечением с другой, небезразлична для последующего развития ребенка.
Программа включает изучение основных разделов неонатологии с учетом совре-менных стандартов диагностики, лечения и профилактики заболеваний детского воз-раста. Обращается внимание на соответствие классификаций заболеваний МКБ-Х. Самостоятельная работа интернов позволяет более полно и глубоко изучить различные разделы неонатологии, формирует навыки работы с литературой. Изучения материала способствует развитию у интернов клинического мышления. Алгоритмы диагностики оказания неотложной помощи позволяют эффективно ориентироваться в критических ситуациях.
Программа составлена в соответствии с инновационными тенденциями теоретиче-ской и клинической медицины. На семинарских занятиях закрепляются полученные зна-ния, обсуждаются дискутабельные вопросы диагностики и дифференциальной диагности-ки желтух периода новорожденности.
Цель элективной дисциплины: Формирование у интернов ОВП знаний, умений, навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и тактике ведения новорожденных детей с желтухами по рекомендации ВОЗ.
Задачи обучения
· закрепить теоретические и практические навыки по проведению эффективной и квалифицированной медицинской помощи детскому населению, с учетом физических, психологических, социальных и культурных факторов;
· совершенствовать навыки по устранению проблем пациента, принятия решений, основанных на принципах доказательной медицины и эффективного взаимодействия с другими специалистами;
· обучить навыкам по интерпретации результатов современных лабораторных и инструментальных методов обследования и диагностики при желтухах у новорожденных;
· обучить навыкам дифференциальной диагностики желтух периода новорожденности;
· повысить знания по современным методам лечения желтух периода новорожденности;
· обучить ведению текущей врачебной медицинской и учетно-отчетной документации в соответствии с современными стандартами в неонатологии;
· развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде;
· обучить ведению санитарно-просветительной работы среди населения, формированию здорового образа жизни в современных условиях.
· привить потребность к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности.
Конечные результаты обучения:
Дублинские дескрипторы первого уровня (бакалавриат) | Конечные результаты обучения по дескрипторам | Достигнутые компетентности выпускника КГМУ | |
А | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области и понимание | Назвать определение значения для будущей профессии предмета, целей и задач неонатологии | 2,4, 7 |
Вспомнить анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка | |||
Назвать и дать определение основным современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований различных функций при патологии периода новорожденности, используемых в современной медицинской практике. | 2,4, 7, | ||
Классифицировать заболевания периода новорожденности | |||
Объяснять этиологию и патогенез при патологии периода новорожденности. | 2, 4,7 | ||
Объяснять сущность и принцип наиболее важных методик обследования при патологии новорожденных. | 2, 4,7 | ||
Интерпретировать лабораторные показатели при патологии новорожденных. | 2, 4, 7 | ||
формулировать основные принципы рациональной фармакотерапии с позиций доказательной медицины, побочных действий лекарственных средств. | 2,4,7 | ||
В | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне | Применять знания по ЭПУ и ИВБДВ для обеспечения деятельности лечебных учреждений | 2,4, 7 |
Прогнозировать и описывать изменения функций органов и систем организма при патологии новорожденных на основании лабораторного обследования. | 2, 4, 7 | ||
Применить принципы симптоматической медицины для постановки клинических диагнозов | 4, 6 | ||
С | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Оценивать и интерпретировать результаты обследования при желтухах новорожденных (общих анализов крови и мочи, копрограммы, коагулограммы, биохимического анализа крови, ликвора, данных полученных при инструментальных исследованиях, лучевых методах обследования новорожденных.). | 2,4, 7 |
Оценивать и объяснять физиологические показатели и механизмы развития симптомов и синдромов при желтухах новорожденных | 2, 4,7 | ||
Оценивать рациональность фармакотерапии с учетом принципов доказательной медицины | 4,7 | ||
D | Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений | Выявить и сформулировать клинические синдромы поражения новорожденного | 7,8 |
Обобщить причины и последствия при желтухах новорожденных, оценивать их значимость, делать личные суждения, оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов и представлять ее на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях. | 7,8 | ||
Владеть навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в области рационального использования лекарственных средств. | 3, 5, 7 | ||
· Организовать сан. просветительскую программу для мам новорожденного ребенка. | 4,7,8 | ||
E | Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | · Обобщить информацию о больном с целью дачи рекомендаций · Спрогнозировать воздействие сопутствующей патологии, фоновых состояний на исход заболевания · Принять решение о необходимости выписки больного · Провести беседу с родителями новорожденного · Способен обучаться в резидентуре и магистратуре по направлению «ОВП». | 4,6,7,8 |
Перечень сфер компетентностей: 1Общая образованность.2 Знание биомедицинских наук.3 Коммуникативные навыки.4Навык постоянного самосовершенствования.5Навык научных исследований .6Навык работы в команде.7Профессинализм.8Клинические навыки (для специальностей «Общая медицина»);
Пререквизиты: введение в клинику – 1, 2; коммуникативные навыки – 1, 2; анатомия – 1, 2; гистология – 1, 2; патологическая анатомия – 1, 2; патологическая физиология – 1, 2; фармакология – 1, 2; физиология – 1, 2; детские болезни, хирургические болезни, детские болезни (интернатура по общей врачебной практике)
Постреквизиты:обучение в резидентуре и магистратуре по направлению «ОВП».
· Краткое содержание дисциплины:
- Рабочая программа по элективной дисциплине «Желтухи новорожденных» содержит темы: Неонатологическая служба РК,здоровый новорожденный, желтушный синдром у новорожденных детей, гемолитическая болезнь новорожденного, гемолитические желтухи, конюгационные желтухи, паренхиматозные желтухи,механические желтухи новорожденных,алгоритм дифференциальной диагностики неонатальных желтух по данным ВОЗ. Показания для госпитализации. Тактика ведения детей с гипербилирубинемией по данным ВОЗ согласно клиническим протоколам, актуализированными ЭС МЗ РК, РЦРЗ 2014гг. представленные на сайте КГМУ.
Тематический план практических занятий по элективной дисциплине «Желтухи новорожденных»:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | Сферы компетентности |
1. | Неонатологическая служба РК: современное состояние и пути развития. Организация перинатальной помощи и принципы медицинского обслуживания новорожденных в акушерском стационаре. Регионализация перинатальной службы. Структура перинатальной заболеваемости и смертности новорожденных. Внедрение эффективных перинатальных технологий в практику родовспомогательных учреждений. Партнерские роды. Тепловая цепочка. Совместное пребывание матери и ребенка. Правильное мытье рук. | семинар | 1,3,7,8 | |
2. | Здоровый новорожденный. Анатомические и физиологические особенности новорожденного. Полный осмотр новорожденного. Ранняя неона-тальная адаптация и пограничные состояния у новорожденных. Уход за здоровым новорожденным в родах и послеродовом периоде. Грудное вскармливание. Больницы дружелюбного отношения к матери и ребенку. Десять принципов грудного вскармливания. Правильное прикладывание к груди. Преимущества грудного вскармливания. Профилактика гипогалактии | Клинический разбор | 1,2,3,6,7,8 | |
3. | Желтушный синдром у новорожденных детей. Особенности билирубинового обмена плода и новорожденного. Классификация неонатальных желтух. | Семинар | 1,2,3,6,7,8 | |
4. | Гемолитическая болезнь новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Семинар | 2,3,7,8 | |
5. | Гемолитические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Клинический разбор | 2,3,7,8 | |
6. | Конюгационные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | СBL (обучение, ориентированное на решении клинических задач) | 2,3,6,7,8 | |
7. | Паренхиматозные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Клинический разбор | 2,7,8 | |
Механические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | ТBL (командно-ориентированный метод ) | 2,6,7,8 | ||
9. | Алгоритм дифференциальной диагностики неонатальных желтух по данным ВОЗ. Показания для госпитализации. | Клинический разбор | 2,3,6,7,8 | |
10. | Тактика ведения детейс гипербилирубинемией по данным ВОЗ. | СBL (обучение, ориентированное на решении клинических задач) | 2,3,4,6,7 | |
ВСЕГО: |
Тематический план лабораторных занятий по элективной дисциплине «Желтухи новорожденных»:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | Сферы компетентности |
1. | Неонатологическая служба РК: современное состояние и пути развития. Организация перинатальной помощи и принципы медицинского обслуживания новорожденных в акушерском стационаре. Регионализация перинатальной службы. Структура перинатальной заболеваемости и смертности новорожденных. Внедрение эффективных перинатальных технологий в практику родовспомогательных учреждений. Партнерские роды. Тепловая цепочка. Совместное пребывание матери и ребенка. Правильное мытье рук. | семинар | 1,3,7,8 | |
2. | Здоровый новорожденный. Анатомические и физиологические особенности новорожденного. Полный осмотр новорожденного. Ранняя неона-тальная адаптация и пограничные состояния у новорожденных. Уход за здоровым новорожденным в родах и послеродовом периоде. Грудное вскармливание. Больницы дружелюбного отношения к матери и ребенку. Десять принципов грудного вскармливания. Правильное прикладывание к груди. Преимущества грудного вскармливания. Профилактика гипогалактии | Клинический разбор | 1,2,3,6,7,8 | |
3. | Желтушный синдром у новорожденных детей. Особенности билирубинового обмена плода и новорожденного. Классификация неонатальных желтух. | Семинар | 1,2,3,6,7,8 | |
4. | Гемолитическая болезнь новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Семинар | 2,3,7,8 | |
5. | Гемолитические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Клинический разбор | 2,3,7,8 | |
6. | Конюгационные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | СBL (обучение, ориентированное на решении клинических задач) | 2,3,6,7,8 | |
7. | Паренхиматозные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Клинический разбор | 2,7,8 | |
Механические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | ТBL (командно-ориентированный метод ) | 2,6,7,8 | ||
9. | Алгоритм дифференциальной диагностики неонатальных желтух по данным ВОЗ. Показания для госпитализации. | Клинический разбор | 2,3,6,7,8 | |
10. | Тактика ведения детейс гипербилирубинемией по данным ВОЗ. | СBL (обучение, ориентированное на решении клинических задач) | 2,3,4,6,7 | |
ВСЕГО: |
Тематический план самостоятельной работы под руководством преподавателяпо элективной дисциплине «Желтухи новорожденных»:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | Сферы компетентности |
1. | Неонатологическая служба РК: современное состояние и пути развития. Организация перинатальной помощи и принципы медицинского обслуживания новорожденных в акушерском стационаре. Регионализация перинатальной службы. Структура перинатальной заболеваемости и смертности новорожденных. Внедрение эффективных перинатальных технологий в практику родовспомогательных учреждений. Партнерские роды. Тепловая цепочка. Совместное пребывание матери и ребенка. Правильное мытье рук. | Курация больного (оформление медицинской документации) | 1,3,7,8 | |
2. | Здоровый новорожденный.Анатомические и физиологические особенности новорожденного. Полный осмотр новорожденного. Ранняя неона-тальная адаптация и пограничные состояния у новорожденных. Уход за здоровым новорожденным в родах и послеродовом периоде. Грудное вскармливание. Больницы дружелюбного отношения к матери и ребенку. Десять принципов грудного вскармливания. Правильное прикладывание к груди. Преимущества грудного вскармливания. Профилактика гипогалактии | Курация больного (оформление медицинской документации) | 1,2,3,6,7,8 | |
3. | Желтушный синдром у новорожденных детей. Особенности билирубинового обмена плода и новорожденного. Классификация неонатальных желтух. | Курация больного (оформление медицинской документации с интерпретацией анализов) | 1,2,3,6,7,8 | |
4. | Гемолитическая болезнь новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения.Профилактика. | Курация больного (оформление медицинской документации с интерпретацией анализов) | 2,3,7,8 | |
5. | Гемолитические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Курация больного (оформление медицинской документации с интерпретацией анализов) | 2,3,7,8 | |
6. | Конюгационные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Курация больного (оформление медицинской документации с интерпретацией анализов) | 2,3,6,7,8 | |
7. | Паренхиматозные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Курация больного (оформление медицинской документации с интерпретацией анализов) | 2,7,8 | |
8. | Механические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Курация больного (оформление медицинской документации с интерпретацией анализов) | 2,6,7,8 | |
9. | Алгоритм дифференциальной диагностики неонатальных желтух по данным ВОЗ. Показания для госпитализации. | Курация больного (оформление медицинской документации с интерпретацией анализов) | 2,3,6,7,8 | |
10. | Тактика ведения детей с гипербилирубинемией по данным ВОЗ. | Курация больного (оформление медицинской документации с интерпретацией анализов) | 2,3,4,6,7 | |
ВСЕГО: |
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно по субботам с 10.00 час. до 12.00 час. дежурным преподавателем в преподавательской 2 корпуса КГП «Областной детской клинической больницы».
Время рубежного контроля:
специальность | Курс/поток/группа | дисциплина | Неделя дата | время |
5В 130 100 Общая медицина | 7-113, 7-114 | ЭД «Желтухи новорожденных» | 01.11.2017 | 16.00 |
5В 130 100 Общая медицина | 7-083, 7-084 | ЭД «Желтухи новорожденных» | 03.01.2018 | 16.00 |
5В 130 100 Общая медицина | 7-116, 7-117 | ЭД «Желтухи новорожденных» | 09.04.2018 | 16.00 |
Тематический план СР интерна по элективной дисциплине «Желтухи новорожденных»:
№ | Наименование темы | Форма выполнения | Кол-во часов | Сферы компетентности |
1. | Неонатологическая служба РК: современное состояние и пути развития. Организация перинатальной помощи и принципы медицинского обслуживания новорожденных в акушерском стационаре. Регионализация перинатальной службы. Структура перинатальной заболеваемости и смертности новорожденных. Внедрение эффективных перинатальных технологий в практику родовспомогательных учреждений. Партнерские роды. Тепловая цепочка. Совместное пребывание матери и ребенка. Правильное мытье рук. | анализ научной статьи | 1,3,7,8 | |
2. | Здоровый новорожденный. Анатомические и физиологические особенности новорожденного. Полный осмотр новорожденного. Ранняя неона-тальная адаптация и пограничные состояния у новорожденных. Уход за здоровым новорожденным в родах и послеродовом периоде. Грудное вскармливание. Больницы дружелюбного отношения к матери и ребенку. Десять принципов грудного вскармливания. Правильное прикладывание к груди. Преимущества грудного вскармливания. Профилактика гипогалактии | Подготовка тестовых заданий по разработанному интерном клиническому случаю | 1,2,3,6,7,8 | |
3. | Желтушный синдром у новорожденных детей. Особенности билирубинового обмена плода и новорожденного. Классификация неонатальных желтух. | Эссе, работа с литературой и электронными носителями | 1,2,3,6,7,8 | |
4. | Гемолитическая болезнь новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. Профилактика. | разработка схем, алгоритмов, таблиц | 2,3,7,8 | |
5. | Гемолитические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | анализ научной статьи | 2,3,7,8 | |
6. | Конюгационные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | разработка схем, алгоритмов, таблиц | 2,3,6,7,8 | |
7. | Паренхиматозные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Подготовка тестовых заданий по разработанному интерном клиническому случаю | 2,7,8 | |
8. | Механические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения. | Подготовка тестовых заданий по разработанному интерном клиническому случаю | 2,6,7,8 | |
9. | Алгоритм дифференциальной диагностики неонатальных желтух по данным ВОЗ. Показания для госпитализации. | разработка схем, алгоритмов, таблиц | 2,3,6,7,8 | |
10. | Тактика ведения детей с гипербилирубинемией по данным ВОЗ. | метод проекта | 2,3,4,6,7 | |
ВСЕГО: |
· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине (последняя неделя модуля)
№ недели | |||
Номер темы СРС | 1-5 | 6-10 |
Примечание: Задания по СРСП, СРС сдаются студентом преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в дни и часы, предусмотренные «Графиком консультаций» кафедры.
литература: основная и дополнительная.
Основная:
1.Шабалов Н.П. Детские болезни: В 2-х т. : Учебник / Н.П. Шабалов. - 6-е изд. - СПб. : Питер. - 2009, 2010
дополнительная:
1.Кизатова С.Т. Желтухи новорожденных/ Жана туған нәрестелердің сарғаюы учеб. пособие /. - Москва: ГЕОТАР, 2015. - 256 с.
2.Ткаченко А. К., Устинович А. А.. Неонатология : учеб. пособие для студ. мед. вузов /. - Минск : Вышэйшая школа, 2009. - 494 с. - (Спутник врача)
3.Клинический протокол диагностики и лечения неонатальная желтуха, утверждено на Экспертной комиссии по вопросам развития здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Казахстан протокол №1 от 21 января 2014 года.
4.Клинический протокол диагностики и лечения гемолитическая болезнь новорожденного, утверждено на Экспертной комиссии по вопросам развития здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Казахстан протокол №10 от 4 июля 2014 года.
Электронное пособие:
1.Эффективный перинатальный уход (Программа ВОЗ/ЮНИСЕФ 2010г.).
2.ИВБДВ младенцев в возрасте первых двух месяцев жизни (Программа ВОЗ/ЮНИСЕФ 2010г.).
Методы обучения и преподавания:
· Практические (семинарские) занятия - активные методы обучения: командно-ориентированное обучение (TBL), обучение, основанное на клиническом случае (CBL), решение ситуационных задач, тестирование обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам,
· самостоятельная работа интерна под руководством преподавателя (СРСП): работа в малых группах, работа с электронными базами подготовка презентации, курация больных;
· СР интерна - подготовка тестовых заданий по разработанному интерном клиническому случаю; проект; анализ научной статьи; подготовка альбома; разработка схем, алгоритмов, таблиц; глоссарий, эссе и т.д. (изучение специальной медицинской литературы / работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинских порталов сети Интернет / изучение основ медицинской статистики и отчетности / совершенствование навыков работы с персональным компьютером – для выполнения вышеперечисленных форм ВСР интерна).
Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП):
· текущий контроль - решение тестовых заданий, собеседование, решение ситуационных задач, интерпретация анализов, оценка практических навыков у постели больного, экспертиза мед документации;
· рубежный контроль - решение клинических случаев;
· итоговый контроль по дисциплине -устное собеседование, клинический экзамен.
Политика выставления оценок за задание/раздел
• Каждый кредит в модуле заканчивается выставлением оценки за задание/раздел.
• Текущие оценки обучающемуся выставляются преподавателем по 100-бальной шкале за выполненное задание на практическом занятии (интегрированная тема, в которую входят все темы одного кредита).
• При выставлении текущей оценки за задание учитываются все виды учебной работы: практическое занятие, СРСП (курация больного), СРО (ночное дежурство+ результаты за тесты СРС на платформе moodle).
• Оценка за задание/раздел вычисляется как среднеарифметическая оценка всех составляющих:1оценка за ПЗ+1 оценка за СРСП+1 оценка за СРС.
• При выставлении оценки за задание/раздел учитывается соблюдение интерном политики дисциплины на кафедре (см. соответствующий раздел).
• Срок исполнения последний день кредита.
• Отрабатываются занятия, пропущенные только по уважительной причине. Для отработки пропущенных занятий обучающийся: получает допуск к занятию у декана/зам. декана факультета; предоставляет допуск на кафедру, не позднее второго занятия, после возобновления учебы.
• Если количество часов пропусков по неуважительной составляет 50% и более от общего числа часов, отведенных на практические занятия, относящиеся к данному заданию/разделу, обучающийся не допускается к сдаче задания/раздела. В электронный журнал ставится «0».
• пропущенные занятия необходимо отработать в течение двух недель с момента приступления к занятиям; срок сдачи отработки занятия проставляется деканатом. Если в течение указанного срока не произведена отработка пропущенного занятия, то оценка за задание выставляется «0»; на случай повторной болезни в пределах указанного срока на отработку, деканат повторно выписывает допуск на основании справки по болезни.
• К итоговому контролю по дисциплине допускаются обучающиеся, набравшие рейтинг допуска 50% и более.
Вопросы рубежного контроля
· Неонатологическая служба РК:современное состояние и пути развития. Организация перинатальной помощи и принципы медицинского обслуживания новорожденных в акушерском стационаре. Регионализация перинатальной службы. Структура перинатальной заболеваемости и смертности новорожденных. Внедрение эффективных перинатальных технологий в практику родовспомогательных учреждений. Партнерские роды. Тепловая цепочка. Совместное пребывание матери и ребенка. Правильное мытье рук.
· Здоровый новорожденный
Анатомические и физиологические особенности новорожденного. Полный осмотр новорожденного. Ранняя неонатальная адаптация и пограничные состояния у новорожденных.
Уход за здоровым новорожденным в родах и послеродовом периоде. Грудное вскармливание. Больницы дружелюбного отношения к матери и ребенку. Десять принципов грудного вскармливания. Правильное прикладывание к груди. Преимущества грудного вскармливания. Профилактика гипогалактии
· Желтушный синдром у новорожденных детей. Особенности билирубинового обмена плода и новорожденного. Классификация неонатальных желтух. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения.
· Гемолитическая болезнь новорожденных Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения.
- Гемолитические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения.
- Конюгационные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения.
- Паренхиматозные желтухи новорожденных. Классификация. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения.
- Механические желтухи новорожденных. Клинико-диагностические критерии. Дифференциальная диагностика. Тактика ведения.
- Алгоритм дифференциальной диагностики неонатальных желтух по данным ВОЗ. Показания для госпитализации.Тактика ведения детей с гипербилирубинемией по данным ВОЗ.