Оценка достоверности разности показателей проводится по критерию или доверительному коэффициенту (t).
Формула для относительных показателей: ,
где:
Р1 и Р2 – сравниваемые показатели;
m1 и m2 – средние ошибки сравниваемых показателей.
Например (табл.5.2)
Таблица 5.2
Заболеваемость бронхитом в школах №1 и №2 города Н.
Показатели | Школа №1 | Школа №2 |
Р | 13% | 9% |
m | 0,9 | 0,7 |
Оценить достоверность результатов исследования
Вывод: результаты исследования достоверны, т.к. t>3, вероятность безошибочного прогноза P=99%.
Формула для вычисления достоверности различия между средними величинами: ,
где:
М1 и М2 – сравниваемые средние величины;
m1 и m2 – их средние ошибки.
Например (табл. 5.3)
Таблица 5.3
Средний рост (см) 16-летних подростков в двух школах
Показатели | Школа №1 | Школа №2 |
М | ||
±m | ±0,6 | ±0,5 |
Оценить достоверность результатов исследования
Вывод: результаты исследования достоверны, т.к. t>2, вероятность безошибочного прогноза P=95%.
Оценка доверительного коэффициента (t)
Для большого числа наблюдений (30 и более) статистически достоверной в различии между двумя показателями считается t не менее 2. При малом числе наблюдений (менее 30), значение t находят по таблице (см. приложение 4).
При величине критерия достоверности t<2 степень вероятности безошибочного прогноза составляет P<95%. При такой степени вероятности полученные разность показателей не достоверны. В этом случае исследователь нуждается в дополнительных данных – в увеличении числа наблюдений.
Оценка достоверности по критерию соответствия Х2 (хи-квадрат)
Критерий соответствия Х2 вычисляется для сравнения 3 и более показателей или абсолютных чисел, основан на приеме доказывать от противоположного (нулевой гипотезы), т.е. предположительно, что в сравниваемых группах отсутствует различие в числах. Является мерой оценки достоверности различия между выборочными совокупностями путем определения соответствия между эмпирическими и теоретическими исследованиями.
Формула для вычисления критерия соответствия Х2:
,
где:
· Х2 (хи-квадрат) – критерий соответствия;
· Ф – фактические данные;
· Ф1 – ожидаемые данные, вычисленные на основе нулевой гипотезы;
· – знак суммирования.
Методика расчета имеется в специальной литературе.
Задачи
Задача 1
Заболеваемость ревматизмом среди школьников в городе К.
Школы | Количество детей | Количество больных |
№1 | ||
№2 |
Определите, существенны ли различия показателей заболеваемости ревматизмом среди школьников.
Задача 2
Результаты дегельминтизации детей при лечении в амбулаторных и стационарных условиях
Место лечения | Число детей | Дегельминтизировано |
В амбулатории | ||
В стационаре |
Определите, существенны ли различия показателей результатов лечения в амбулаторных условиях и в стационаре.
Задача 3