В программе отражаются методические элементы работы.
2.1. Программа сбора материала: определение единицы наблюдения, перечня учетных признаков, источников получения материала, составление карты, анкеты для заполнения сведений, составление инструкции по их заполнению, шифровальный код, методы обработки материала (ручная, машинная).
2.2. Программа разработки материала: необходимо наметить группировку материала. Под группировкой понимается распределение совокупности единиц наблюдения на однородные группы по одному или несколькими признакам (Например, по возрастным, образовательным группам). Группировка должна быть научно обоснованной. Неправильная группировка может привести к ошибочным выводам. Один и тот же материал при разной группировке также привести к различным выводам. Затем приступают к составлению макетов статистических таблиц для последующего его заполнения. Таблица должна иметь четкое и краткое заглавие. В таблице различают подлежащее (о чем говорится) и сказуемое (объясняет подлежащее). Подлежащее помещают слева (строка), сказуемое – сверху (столбцы) и отвечают на вопросы «Что?», «Где?», «Когда?».
Таблицы бывают:
· простые;
· групповые;
· комбинационные.
В простой таблице в подлежащем представлен перечень единиц наблюдений (например, наименование болезней), а в сказуемом количество случаев (например, число больных) (пример).
Простая таблица
Распределение студентов, имеющих заболевания системы органов пищеварения, по факультетам за 2012 г. (в % к итогу)
№ п/п | Заболевания системы органов пищеварения | Факультет | Всего | |||
Лечебный | Медико-профилактический | Фармацевтический | Высшего сестринского образования | |||
1. | Гастрит | |||||
2. | Язвенная болезнь желудка | |||||
3. | Язвенная болезнь 12-перстная кишки | |||||
4. | Прочие | |||||
Итого: | 100% |
В групповой таблице подлежащим является также перечень единиц наблюдения (наименование болезней), а сказуемыми являются признаки, характеризующие подлежащее (пол, возраст, национальность и т.п.).
Групповая таблица
Распределение студентов, имеющих заболевания системы органов пищеварения, по полу и возрасту за 2012 г. (в % к итогу)
№ п/п | Заболевания | Пол | Возраст | Всего | ||||
муж. | жен. | до 20 лет | 21-22 года | 23-24 года | 25 лет и более | |||
1. | Гастрит | |||||||
2. | Язвенная болезнь желудка | |||||||
3. | Язвенная болезнь 12-перстная кишки | |||||||
4. | Прочие | |||||||
Итого: | 100% |
Комбинационная таблица по содержанию как групповая, однако, все данные о сказуемом взаимосвязаны между собой и более объемной (см. Пример).
Комбинационная таблица
Распределение студентов, имеющих заболевания системы органов пищеварения, по полу и возрасту
(в % к итогу)
№ п/п | Заболевания | Лечебный | Медико-профилактический | Фармацевтический | Высшего сестринского образования | Всего | |||||||
муж. | жен. | муж. | жен. | оба пола | муж. | жен. | оба пола | муж. | жен. | оба пола | |||
1. | Гастрит | ||||||||||||
2. | Язвенная болезнь желудка | ||||||||||||
3. | Язвенная болезнь 12-перстная кишки | ||||||||||||
4. | Прочие | ||||||||||||
Итого: | 100% |
Таблицы должны быть не громоздкими: не более 3-4 признаков.
Этап. Сбор материала
Сбор материала проводят по плану и программе исследования для получения необходимых сведений.
Этап. Обработки материала
1. Контроль качества собранного материала.
2. Шифровка материала (если материал большой).
3. Группировка материала.
4. Сводка материала (заполнение таблиц).
5. Вычисление статистических показателей.
6. Графическое изображение материала.
Этап. Анализ материала
Условиями для его проведения являются:
- всестороннее знание исследователем сущности изучаемого явления;
- владение методикой статистического исследования, в том числе методикой статистического анализа;
- правильное выполнение предыдущих этапов статистического исследования.
Основные виды ошибок при анализе материала
1. Методические: недостаточное число наблюдений, неправильное определение единицы наблюдения, неправильная группировка.
2. Неправильная оценка статистических величин: суждение о динамике явления на основе экстенсивных показателей, оценка темпа роста без учета исходного уровня, использование средних в неоднородных группах, недостаточная или неправильная статистическая обработка материала, чрезвычайное увлечение "математизацией".
3. Логические: сравнение данных без учета их качественной характеристики, смешение причины и следствия, недоучет связей явления, слабое знание существа явления.