Организация статистических исследований
Цель изучения темы
Студент должен знать:
· этапы статистического исследования и их содержание;
· основные виды ошибок при анализе материала;
· особенности проведения социально-медицинских и клинических исследований.
Студент должен уметь:
· разрабатывать этапы статистического исследования;
· группировать статистический материал;
· составлять макеты статистических таблиц.
План изучения темы
1. Разбор материала по учебным вопросам
· Этапы статистического исследования, содержание первого этапа.
· Содержание плана исследования (второй этап).
· Содержание программы исследования (второй этап).
· Способы формирования статистической совокупности.
· Содержание четвертого этапа (обработка материала).
· Способы отбора изучаемого явления.
· Основные виды ошибок при анализе материала и особенности в социально-медицинских и клинических исследованиях.
2. Решение задач
3. Закрепление материала по контрольным вопросам и тестам
Статистические исследования проводятся в 5 этапов
1. Формулировка цели и задач исследования.
2. Организационный.
3. Сбор материала.
4. Обработка материала.
5. Анализ материала, выводы, предложения.
Этап. Формулировка цели и задач исследования
Цель – это конечный желаемый результат, которого стремится достичь исследователь.
Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения, определять пути решения выбранной проблемы. Например: улучшение состояния здоровья населения, улучшение медицинской помощи населению, повышение качества профилактики заболевания и т.п. Цель отвечает на вопрос, для чего проводится данное исследование? Цель должна быть сформирована четко и недвусмысленно.
Задача – это предписанная работа для достижения данной цели. Конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели. Задача отвечает на вопрос – "Что делать?"
Например: для улучшения состояния здоровья необходимо изучить:
1. показатели здоровья населения;
2. отрицательные факторы, влияющие на состояние здоровья;
3. положительные факторы, влияющие на здоровье населения
Пример: цель исследования – разработать мероприятия по профилактике гастрита среди студентов медицинского ВУЗа.
Задачи исследования:
1. изучить распространенность гастрита среди студентов медицинского ВУЗа в начале и в конце обучения;
2. выявить факторы, влияющие на распространенность гастрита среди студентов;
3. предложить мероприятия по уменьшению распространения и профилактики гастрита.
Этап. Организационный
Состоит из 2 разделов: составление плана исследования и составление программы исследования.
1. В плане отражаются организационные элементы работы:
1.1. Характеристика объекта исследования, т.е. совокупность явлений, предметов, о которых должны быть собраны статистические сведения. Например, население города, больные лица, кадры и др. Объект исследования (совокупность) должен быть определен в пространстве (территория), во времени (период), в объеме (число) наблюдений (n).
1.2. Способы формирования статистической совокупности.
По полноте охвата наблюдений:
· сплошное;
· выборочное.
По времени:
· текущее;
· единовременное.
По виду:
· непосредственное;
· выкопировка сведений;
· анамнестический (анкетный и опросный).
1.3. Сроки работы.
1.4. Исполнители.
1.5. Финансовые вопросы.
1.6. Проведение инструкций, семинаров для исполнителей.
При выборочной совокупности предусматривают способ отбора изучаемых явлений:
Метод случайного отбора -все единицы генеральной совокупности имеют равную возможность попасть в выборку. Наиболее распространенным видом этого метода является жеребьевка, при которой на каждую единицу наблюдения заготавливается специальная карточка, где проставляется порядковый номер по списку или номер истории болезни. Затем все изготовленные карточки перемешиваются в закрытом ящике и в случайном порядке (наугад) отбирается определенное количество карточек, по которым в свою очередь отбираются первичные документы (амбулаторные карты, истории родов и т. д.).
Механический отбор - метод, при котором единицы наблюдения распределяются по какому-либо признаку (первая буква алфавита в фамилии; из каждой группы отбирают через определенный интервал каждую четвертую или каждую десятую историю болезни и т. д.) Интервал при механическом отборе предварительно рассчитывается. При этом общее число единиц генеральной совокупности делится на число, которое надо отобрать. Например, генеральная совокупность - 1000 историй болезни. Надо отобрать 500. В этом случае величина интервала равна 2, т.е. в отбор попадает каждая вторая история болезни.
Типологический отбор - метод, позволяющий производить отбор единиц наблюдения из типичных групп всей генеральной совокупности. Для этого сначала внутри генеральной совокупности все единицы распределяются на типичные группы (например: по возрасту, полу, профессии, национальности, месту жительства и др.). Из каждой такой группы производят отбор (случайным или механическим способом) необходимое число единиц. При этом необходимо строго соблюдать, чтобы соотношение возрастных групп в выборочной совокупности соответствовало таковым в генеральной совокупности.
Серийный (гнездовой) отбор -способ, при котором производится выборка не из всей генеральной совокупности, а из отдельных ее «гнезд» (село, город, район, учреждения здравоохранения), наиболее характерных для генеральной совокупности. Внутри каждого отобранного «гнезда» выборка единиц проводится по принципу механической выборки, если исследуемый регион («гнездо») имеет значительную территорию с большой численностью населения. Если «гнездо» небольшое по территории, с незначительной численностью населения, то в разработку поступают все единицы исследования, т. е. выборка проводится по сплошному методу.
Данный метод применяется в тех случаях, когда нет возможности провести выборку из всей генеральной совокупности, например из-за очень большой территории обследования. Делают отбор определенных «гнезд» на этой территории, стараясь отобрать наиболее типичные для данного региона области, районы, населенные пункты и т.д. Например для проведения исследования по выявлению факторов риска сельского населения республики на предмет выявления туберкулеза. Чтобы провести обследование всего сельского населения, потребовалось бы много времени, большие финансовые затраты и т.д. Чтобы избежать этого, применяют один из методов выборки - серийно-гнездовой, при котором отбирается одна из областей. Одновременно внутри отобранной области делают отбор 1-2 сельских районов. В отобранных районах («гнездах») население обследуется по сплошному методу или внутри «гнезд» отбор единиц наблюдения проводится путем механического отбора.
Метод контрольных групп, или парных сочетаний - это взаимопроникающие две или более независимые выборки из одной и той же генеральной совокупности. Этот метод заключается в том, что каждой единице наблюдения в исследуемой группе подбирают альтернативную копию-пару в контрольной группе. Позволяетсформировать опытную и контрольную группы, равные по численности и однородные по одному или нескольким признакам. Данный метод позволяет на сравнительно небольшом материале провести углубленное исследование.
Метод когортного отбора - позволяет сделать своего рода срез в том месте изучаемого явления, в котором наиболее ярко проявляются те или иные закономерности.
Когортой принято называть статистическую совокупность, которая состоит из относительно однородных элементов, объединенных определенными признаками, прослеженного за один и тот же интервал времени.
Например, для определения численности детей, рожденных в семье (или количества беременностей, родов, абортов) исследуется когорта лиц, имеющая единый срок вступления в брак и единую продолжительность супружеской жизни. Взяв за единицу наблюдения супружескую пару в возрасте до 30 лет, проживающих в г. А, вступивших в первый брак в течение определенного периода (года), и прослеживая детородную функцию за 5 лет их супружеской жизни, получим когорту, состоящую из единиц наблюдения однородных сразу по определенному числу признаков (например: по возрасту, паритету беременности, родов, числу рожденных детей и др.).
Метод выкопировки данных из первичных учетных медицинских документов (карта амбулаторного пациента, история болезни, статистический талон), при этом берутся лишь сведения, предусмотренные программой исследования в соответствии с целью и задачами. Выкопировка производится на специальные бланки разработанные исследователем где указывается возраст, пол, национальность, диагноз заболевания и т.д.
Метод опроса - это беседа врача с больным или его родственниками по определенному кругу вопросов в зависимости от цели исследования (самооценка здоровья). Для этих целей разрабатываются анкеты.