Из лука к конкретному соревнованию

Цельюспециальной психологической подготовки к конкретному сорев­нованию является формирование у стрелка состояния психической го­товности к участию в нем.

Для этого необходимо решить следующие основные задачи:

1. Обеспечить сбор наиболее полной, значимой и достоверной ин­формации о предстоящих соревнованиях (регламент соревно­ваний, место проведения, климатические условия в период про­ведения соревнований, наиболее вероятные метеорологические условия, характеризующие место проведения соревнований в данный период, состав команды соперников, вероятный уровень их подготовленности и т.д.).

2. Определить состояние здоровья и общий уровень подготовлен­ности самого стрелка (команды) на данном этапе подготовки.

3. Сделать вероятностный прогноз уровня психической готовности стрелка (команды) на момент участия в соревнованиях.

4. Правильно определить цель, стоящую перед стрелком (командой) и сформировать адекватное отношение к ней.

5. Сформировать и актуализировать мотивы участия в данном конк­ретном соревновании.

6. Организовать процесс вероятностного программирования пред­стоящей соревновательной деятельности. Он проводится в ходе разработки тактического плана действий (стрелка, команды) име­ет вероятностный характер (в силу отсутствия абсолютно полной и достоверной информации) и представляет собой процесс мыс­ленного представления (мыленное моделирование конкретной соревновательной деятельности) будущей деятельности в предпо­лагаемых условиях.

7. Обеспечить процесс восстановления и сохранения (подержания) оптимального уровня нервно-психической активности на основе применения специальных приемов и методов саморегуляции не­благоприятных психоэмоциональных состояний.

Состояние психической готовности к соревнованию характеризуется следующими основными признаками:

• высокой помехоустойчивостью;

• уверенностью в своих силах;

• высокой стабильностью техники выполнения выстрела связанной с ее помехоустойчивостью;

• стремлением полностью мобилизовать свои силы и упорно бо­роться за победу или добиваться максимально возможного на дан­ный момент результата;

• адекватностью эмоционального состояния предстоящему сорев­нованию;

• высоким уровнем развития специализированных ощущений и восприятий (чувство устойчивости и надежности изготовки, темпа и ритма стрельбы, времени, «десятки» и т.д.);

• адекватностью реагирования на складывающуюся ситуацию;

• способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением.

• Принято считать, что формирование состояния психической готовности к соревнованию представляет собой процесс направленной организации сознания и действий спортсмена в зависимости от предполагаемых условий данного соревнования.

Для формирования состояния психической готовности и повышения уровня психологической подготовленности стрелков из лукацелесообразно в процессе учебно-тренировочной работы организовать проведение следующих мероприятий:

1. Проводить регулярные теоретические и методические занятия, направленные на расширение знаний о ведении стрельбы в различных неблагоприятных условиях; особенностях подготовки к соревнованиям различного уровня значимости для спортсменов и особенностях поведения в течение соревнований; о методах, позволяющих повышать и сохранять необходимый уровень работоспособности до окончания соревнований и т.д.

2. Выявлять и изучать факторы, которые в наибольшей степени нега-тивно влияют на эффективность деятельности стрелка из лука.

3. Подбирать и разрабатывать средства и методы, применение которых позволяет уменьшить или полностью устранить негативное влияние помех. Обучать стрелков тактически грамотному применению таких средств и методов в процессе тренировок и соревнований.

4. Изучать особенности поведения стрелков во время сборов, тренировок, подготовки к соревнованиям, самих соревнований. Выявлять основные мотивы и установки, влияющие на их поведение.

4. Проводить стрелковые тренировки в неблагоприятных метеорологиче-ских условиях (ветер, дождь, излишне высокая или низкая температура воздуха).

5. Искусственно вводить в процессе стрельбы различные помехи: звуковые воздействия, изменение уровня освещенности, удлинение интервалов между выстрелами, изменение времени, отводимого на выполнение стрелковой серии, неожиданный перевод стрелка на другую стрелковую дистанцию, замена какого-либо компонента материальной части оружия или экипировки и т.д.

6. Моделировать в большей или меньшей мере на тренировках

соревновательные условия.

7. Обучать стрелков различным наиболее рациональным моделям организации стрельбы на разных дистанциях и в различных ситуациях.

9. Анализировать вместе со стрелками несоответствие реальных моделей организации стрельбы инструкциям тренера, либо модельными требованиям. Определять пути преодоления этого несоответствия.

10. Обучать спортсменов грамотному ведению дневников и анализу их деятельности.

11. Проводить различного рода контрольные стрельбы, турниры, соревно-вания, в процессе которых стрелки обязаны, выполняя инструкции тренера, находить нестандартные, но эффективные решения выхода из сложных ситуаций и т.д.

Естественно, что список этих мероприятий может быть существенно дополнен или изменен в связи с уровнем подготовленности спортсменов, их индивидуальными особенностями, задачами, непосредственно решаемыми на конкретном этапе их подготовки.

Наши рекомендации