Из лука к конкретному соревнованию
Цельюспециальной психологической подготовки к конкретному соревнованию является формирование у стрелка состояния психической готовности к участию в нем.
Для этого необходимо решить следующие основные задачи:
1. Обеспечить сбор наиболее полной, значимой и достоверной информации о предстоящих соревнованиях (регламент соревнований, место проведения, климатические условия в период проведения соревнований, наиболее вероятные метеорологические условия, характеризующие место проведения соревнований в данный период, состав команды соперников, вероятный уровень их подготовленности и т.д.).
2. Определить состояние здоровья и общий уровень подготовленности самого стрелка (команды) на данном этапе подготовки.
3. Сделать вероятностный прогноз уровня психической готовности стрелка (команды) на момент участия в соревнованиях.
4. Правильно определить цель, стоящую перед стрелком (командой) и сформировать адекватное отношение к ней.
5. Сформировать и актуализировать мотивы участия в данном конкретном соревновании.
6. Организовать процесс вероятностного программирования предстоящей соревновательной деятельности. Он проводится в ходе разработки тактического плана действий (стрелка, команды) имеет вероятностный характер (в силу отсутствия абсолютно полной и достоверной информации) и представляет собой процесс мысленного представления (мыленное моделирование конкретной соревновательной деятельности) будущей деятельности в предполагаемых условиях.
7. Обеспечить процесс восстановления и сохранения (подержания) оптимального уровня нервно-психической активности на основе применения специальных приемов и методов саморегуляции неблагоприятных психоэмоциональных состояний.
Состояние психической готовности к соревнованию характеризуется следующими основными признаками:
• высокой помехоустойчивостью;
• уверенностью в своих силах;
• высокой стабильностью техники выполнения выстрела связанной с ее помехоустойчивостью;
• стремлением полностью мобилизовать свои силы и упорно бороться за победу или добиваться максимально возможного на данный момент результата;
• адекватностью эмоционального состояния предстоящему соревнованию;
• высоким уровнем развития специализированных ощущений и восприятий (чувство устойчивости и надежности изготовки, темпа и ритма стрельбы, времени, «десятки» и т.д.);
• адекватностью реагирования на складывающуюся ситуацию;
• способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением.
• Принято считать, что формирование состояния психической готовности к соревнованию представляет собой процесс направленной организации сознания и действий спортсмена в зависимости от предполагаемых условий данного соревнования.
Для формирования состояния психической готовности и повышения уровня психологической подготовленности стрелков из лукацелесообразно в процессе учебно-тренировочной работы организовать проведение следующих мероприятий:
1. Проводить регулярные теоретические и методические занятия, направленные на расширение знаний о ведении стрельбы в различных неблагоприятных условиях; особенностях подготовки к соревнованиям различного уровня значимости для спортсменов и особенностях поведения в течение соревнований; о методах, позволяющих повышать и сохранять необходимый уровень работоспособности до окончания соревнований и т.д.
2. Выявлять и изучать факторы, которые в наибольшей степени нега-тивно влияют на эффективность деятельности стрелка из лука.
3. Подбирать и разрабатывать средства и методы, применение которых позволяет уменьшить или полностью устранить негативное влияние помех. Обучать стрелков тактически грамотному применению таких средств и методов в процессе тренировок и соревнований.
4. Изучать особенности поведения стрелков во время сборов, тренировок, подготовки к соревнованиям, самих соревнований. Выявлять основные мотивы и установки, влияющие на их поведение.
4. Проводить стрелковые тренировки в неблагоприятных метеорологиче-ских условиях (ветер, дождь, излишне высокая или низкая температура воздуха).
5. Искусственно вводить в процессе стрельбы различные помехи: звуковые воздействия, изменение уровня освещенности, удлинение интервалов между выстрелами, изменение времени, отводимого на выполнение стрелковой серии, неожиданный перевод стрелка на другую стрелковую дистанцию, замена какого-либо компонента материальной части оружия или экипировки и т.д.
6. Моделировать в большей или меньшей мере на тренировках
соревновательные условия.
7. Обучать стрелков различным наиболее рациональным моделям организации стрельбы на разных дистанциях и в различных ситуациях.
9. Анализировать вместе со стрелками несоответствие реальных моделей организации стрельбы инструкциям тренера, либо модельными требованиям. Определять пути преодоления этого несоответствия.
10. Обучать спортсменов грамотному ведению дневников и анализу их деятельности.
11. Проводить различного рода контрольные стрельбы, турниры, соревно-вания, в процессе которых стрелки обязаны, выполняя инструкции тренера, находить нестандартные, но эффективные решения выхода из сложных ситуаций и т.д.
Естественно, что список этих мероприятий может быть существенно дополнен или изменен в связи с уровнем подготовленности спортсменов, их индивидуальными особенностями, задачами, непосредственно решаемыми на конкретном этапе их подготовки.