Мероприятия, направленные на повышение уровня интеллектуальной подготовленности стрелков из лука
Для повышения уровня интеллектуальной подготовленности стрелков очень важно, чтобы спортсмены могли своевременно получать необходимую, как количественную, так и качественную (максимально достоверную) информацию об особенностях условий их предстоящей деятельности. Это связано с тем, что полная, достоверная и своевременная информация дает возможность спортсмену в процессе моделирования предстоящих соревновательных условий на тренировках разработать и апробировать различные наиболее рациональные и «приемлимые» (с учетом индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и т.д.) для каждого из спортсменов варианты тактических действий (приемов) и манеры поведения, которые в усложненных соревновательных условиях, как правило при дефиците времени, позволят принять адекватное решение и в течение минимального количества времени найти наиболее рациональные способы его реализации для достижения поставленной цели. В дальнейшем, постоянно пополняемая полезная информация и опыт ее использования в различных сложных ситуациях, помогут спортсмену мгновенно ориентироваться в окружающей обстановке, принимать своевременные тактически грамотные решения и применять наиболее рациональные способы (приемы) для их продуктивной реализации. Это даст возможность значительно снизить необоснованные энергозатраты и повысить эффективность всей спортивной деятельности стрелка в целом, а так же легче «входить» в оптимальное психофизическое состояние (ОПС) и сохранять его на протяжении выполнения всего стрелкового упражнения, что в свою очередь облегчает и интенсифицирует протекание интеллектуальных процессов.
В связи с этим необходимо систематически организовывать и проводить следующие основные мероприятия, направленные на повышение уровня интеллектуальной подготовленности стрелков:
1. Чтение лекций, тематика которых предусматривает сообщение знаний мировоззренческого общенаучного и специально-прикладного характера.
2. Проведение коллективных и индивидуальных бесед, в процессе которых путем рассуждения стрелки должны, оперируя полученными в ходе лекции знаний, делать определенные выводы, заключения, находить решения определенных проблем, связанных с их спортивной деятельностью.
3. Выполнение самостоятельной работы, направленной на изучение литературных источников.
4. Обсуждение информации, получаемой стрелками в процессе обучения в учебных заведения, посещения выставок, музеев, просмотра кинофильмов и т.д.
5. Выполнение стрелками самостоятельных заданий, связанных с разработкой тактических планов, моделей организации выстрела, серии выстрелов, выполнение упражнения в целом и т.д.
6. Совместная работа со стрелками при выявлении различных факторов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность их деятельности, совместная разработка моделей поведения на соревнованиях, ведения стрельбы и т.д.
7. Проведение практических занятий, связанных с самостоятельным выполнением заданий по подгонке и отладке материальной части оружия и экипировки.
8. Проведение совместных и индивидуальных педагогических наблюдений за поведением стрелков различной квалификации в проблемных ситуациях. Обсуждение результатов. Разработка рекомендаций.
9. Проведение тренировочных занятий с неожиданными изменениями условий.
10. Моделирование различных соревновательных условий в процессе проведения тренировок.
11. Систематическое (в условиях тренировок и в виде домашних заданий) выполнение специальных упражнений, направленных на развитие внимания, воображения, памяти, представления, наблюдательности и т.д.
12. Обучение специальным методам и приемам психорегуляции, направленным на развитие умственных способностей стрелков.
Организуя процесс интеллектуальной подготовки, необходимо в первую очередь соблюдать следующие условия:
1. Постоянно поощрять стрелков к мыслительной деятельности и развитию способности ее контроля и управления.
2. Всегда ясно и точно формулировать предлагаемое задание.
3. Наряду с постановкой перспективной цели необходимо четко сформулировать серию промежуточных целей, достижение которых определяет постоянную установку на качественную работу на любом этапе спортивного совершенствования.
4. Проводить систематическую оценку спортивных достижений и создавать возможности для переживания успехов с целью их стимулирования.
5. Особенно на этапе совершенствования, индивидуализировать и видоизменять задания в соответствии с особенностями стрелков.