Перечень объектов тушения пожаров, рекомендуемый для использования в процессе занятий с пожарным расчетом и дежурной сменой по решению пожарно-тактических задач на местности.
Чердачные помещения и этажи зданий.
Здания повышенной этажности.
Музеи, архивохранилища, библиотеки, книгохранилища, выставки и помещения вычислительных центров.
Здания памятников архитектуры, культовые сооружения, особо ценные, уникальные здания и сооружения, являющиеся культурным наследием народов России.
Подвалы зданий.
Больницы, дома-интернаты, детские учреждения и школы.
Культурно-зрелищные учреждения.
Сельские населенные пункты.
Помещения торговых предприятий и складов товарно-материальных ценностей.
Холодильные установки.
Транспортные средства.
Гаражи, троллейбусные и трамвайные парки.
Подземные сооружения метрополитена.
Летательные аппараты на земле.
Подвижной состав на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях.
Морские, рыболовные и речные суда в портах, судоремонтных и судостроительных заводах.
Энергетические предприятия и помещения с электроустановками. Объекты элеваторно-складского хозяйства, мельничные и комбикормовые предприятия.
Покрытия больших площадей.
Здания из металлических конструкций в сочетании с горючими полимерными утеплителями.
Предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, склады лесоматериалов и лесобиржи.
Предприятия текстильной промышленности.
Резервуарные парки хранения ЛВЖ и ГЖ.
Объекты хранения и переработки сжиженных углеводородных газов. Газовые и нефтяные фонтаны.
Волокнистые материалы в бунтах и штабелях.
Объекты химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Предприятия металлургической и машиностроительной промышленности.
Здания и помещения с наличием биологически активных (инфекционных) веществ.
Радиоционно опасные объекты.
Здания и сооружения, связанные с изготовлением, переработкой и хранением взрывчатых веществ, СДЯВ.
Кроме этого, рекомендуется провести занятия в условиях недостатка воды.
Рекомендуемая тематика для специальной подготовки пожарных расчетов, сформированных для тушения пожаров в зданиях повышенной этажности.
Оперативно-тактическая характеристика зданий повышенной этажности. Противопожарная защита зданий повышенной этажности.
Особенности развития и тушения пожаров в зданиях повышенной этажности. Разведка пожара. Эвакуационно-спасательные работы.
Совместная работа насосов, пожарных автомобилей (работа при перекачке воды). Схемы боевого развертывания.
Развертывание с подачей воды на верхние этажи (выше 20-го) через промежуточную емкость вместимостью 2-3 м3 с использованием переносной мотопомпы в качестве насоса.
Приемы и способы прокладки рукавных линий и подачи стволов в этажи зданий.
Работа с ручными пожарными лестницами, пожарными автолестницами, пожарными автоподъемниками.
Комбинированный подъем на высоту по пожарным штурмовым лестницам с использованием автолестниц, автоподъемника и выдвижных лестниц.
Примечание. Отработка отдельных тем по развертыванию и работе с пожарными ручными лестницами и автолестницами, автоподъемниками может проводиться комплексно.
5.2.3. Пожарно-профилактическая подготовка.
Задачи обучения:
информировать личный состав подразделений ГПС о порядке осуществления государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведению пожарно-профилактического обслуживания;
раскрыть сущность технологических процессов производства и их пожарной опасности;
научить применять знания правил пожарной безопасности и строительных норм в условиях ведения боевых действий по тушению пожаров.
Методические указания.
Подбор и содержание тем при разработке документов по планированию основной подготовки в части, касающейся данного предмета, определяются с учетом функций и задач, решаемых подразделениями ГПС, а также на основе анализа состояния и внедрения современных организационно-технических решений, обеспечивающих пожарную безопасность обслуживаемого района (объекта).
Теоретические разделы ряда тем могут изучаться личным составом самостоятельно. Перечень таких тем, объем, и содержание определяет руководитель подразделения ГПС с учетом подготовленности личного состава дежурной смены на данном этапе обучения.
При изложении учебного материала, контроле и оценке знаний обучаемых основное внимание следует уделить приобретению личным составом твердых навыков применения теоретических положений в условиях ведения основных (главных) действий по тушению пожаров.
Построение и распределение излагаемого материала, постановка контрольных вопросов, логический переход от теории к решению практических задач, вероятные ошибки в действиях обучаемых и т.д. должны представлять собой обучающую программу и находить отражение в плане и конспекте проведения занятия по предмету обучения.
На практических занятиях, в том числе по пожарно-тактической подготовке, необходимо обращать внимание личного состава на важность умения личным составом анализировать и оценивать взрывопожароопасность технологических процессов, причин разрушения зданий и их строительных конструкций, причин и условий, затрудняющих эвакуацию людей и успешное тушение пожаров.
Темы 1, 3, 4 являются обязательными. Занятия по ним проводит заместитель начальника подразделения по профилактике (при его отсутствии - старший инженер части), по остальным - начальник дежурной смены и (или) лицо из числа профилактического состава.
При изучении темы 5 рекомендуется довести до обучаемых особенности применения газовых баллонов в быту и промышленности (установка, эксплуатация), условия их безопасного хранения, обратить внимание на скоротечность процессов разрушения конструкций баллонов при пожаре, физические и пожароопасные свойства газов, применяемых в газовых нагревательных приборах.
Тема 1.Организация государственного пожарного надзора.
Общие сведения о функциях и правах Государственной противопожарной службы МЧС России при осуществлении государственного пожарного надзора за объектами различных форм собственности и жилым сектором.
Особенности проведения государственного пожарного надзора за охраняемыми объектами.
Общие сведения об организации и осуществлении пожарно-профилактического обслуживания охраняемых объектов.
Сведения об отраслевых правилах пожарной безопасности, противопожарных требованиях, содержащихся в стандартах, СНиП, а также в ведомственных нормативных документах.
Общественные организации и формирования: принципы организации, содержание и формы работы.
Тема 2. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре.
Основные причины возникновения и распространения пожаров в зданиях.
Скорость распространения пламени и продуктов горения. Факторы, влияющие на конструкции в условиях пожара: температура, продолжительность пожара, динамические нагрузки и др.
Температура пожара при горении различных веществ. Стандартный температурный режим.
Характер распространения огня по конструкциям, возможность его проникновения в пустоты и прогары.
Огнестойкость строительных конструкций.
Степень нагрева, потери прочности, несущей способности и устойчивости. Поведение в условиях пожара легких металлических конструкций.
Анализ пожарной безопасности зданий и сооружений, причин их разрушения при пожарах, происшедших в охраняемом районе.
Тема 3. Обеспечение безопасности людей при пожаре.
Противодымная защита здания. Газовый обмен при пожаре внутри здания.
Основные направления противодымной защиты. Закрытые лестничные клетки. Изоляция лестниц от подвалов, этажей, чердаков. Исключение возможности размещения в лестничных клетках рабочих, складских и других помещений, промышленных газопроводов, трубопроводов с ЛВЖ и ГЖ, других инженерных коммуникаций.
Конструктивные особенности зданий повышенной этажности. Обеспечение незадымляемости этажей и помещений.
Эвакуация. Виды и назначение путей эвакуации. Расчет времени эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей и выходов при эксплуатации.
Причины, затрудняющие эвакуацию людей и успешное тушение пожара:
опасные факторы пожара;
сложность планировки зданий;
устройство выходов из зданий и помещений без учета возможной обстановки при пожаре;
препятствия при вынужденном движении в аварийных ситуациях (открывание дверей против направления движения; наличие оборудования, выступающего из плоскости стен; отсутствие освещения, оповещающих знаков безопасности; неправильное выполнение ступеней лестниц, пандусов; сужение путей эвакуации и др.);
неподготовленность обслуживающего персонала и граждан к действиям в аварийной обстановке; отсутствие пожарной сигнализации и средств (систем) извещения о пожаре и управления эвакуацией людей; возможность быстрого распространения огня и продуктов сгорания; отсутствие противопожарных преград и технических устройств для удаления дыма из помещений;
неисправность и недостаточность средств пожаротушения.
Анализ причин гибели людей при пожарах в охраняемом районе (на объекте).
Тема 4. Основы анализа взрывопожароопасности технологических процессов.
Классификация и характеристика основных процессов и аппаратов (гидромеханических, тепловых, массообменных, механических и химических).
Категорирование производств с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов и твердых веществ.
Факторы, характеризующие взрывопожароопасность технологических процессов: горючая среда, источники зажигания, условия для распространения пожара.
Причины образования горючей среды внутри технологических аппаратов с жидкостями, горючими газами, пылями.
Причины образования горючей среды внутри производственных помещений: выход горючих веществ наружу из нормально действующих аппаратов, а также при повреждениях и авариях аппаратов от механических температурных воздействий, в результате коррозии.
Мероприятия, направленные на ограничение распространения пожаров по производственным установкам и их быструю ликвидацию:
уменьшение количества горючих веществ и материалов в производственных помещениях;
замена легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, применяемых в технологических процессах производства, пожаробезопасными жидкостями и препаратами; защита от распространения пламени по производственным коммуникациям.
Тема 5. Противопожарный режим при эксплуатации газовых нагревательных приборов.
Краткая характеристика природного газа. Виды газовых нагревательных приборов и их пожарная опасность. Сведения о правилах их установки и эксплуатации. Поведение газовых нагревательных приборов в условиях пожара.
Тема 6. Порядок проверки противопожарного состояния жилого сектора.
Обязанности лиц, привлекаемых к профилактической работе. Порядок проверки противопожарного состояния жилых домов. Содержание подготовки к работе по обследованию жилого сектора в городах и населенных пунктах.
Последовательность обследования жилого дома (осмотр территории домовладения, надворных построек и помещений, подвалов, квартир, лестничных клеток и чердаков). Особенности обследования мест проведения ремонтных работ (ремонт печей, чистка дымоходов и газоходов от сажи, ремонт электросетей, переоборудование квартир), мест проведения работ с открытым огнем.
Порядок проверки выполнения противопожарных мероприятий содержащихся в предписаниях (предложениях) государственного пожарного надзора.
Оформление материалов по результатам обследования.
Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
Строительные материалы и их пожароопасные свойства. Части зданий и сооружений и их огнестойкость.
Противопожарные мероприятия при производстве огневых работ.
Требования пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации отопительных приборов.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей и электронагревательных приборов.
Противопожарные мероприятия на промышленных предприятиях.
Противопожарные мероприятия в детских яслях, садах, школах. Противопожарные мероприятия в театрально-зрелищных учреждениях.
Противопожарные мероприятия в административных и жилых зданиях, гостиницах, общежитиях.
Противопожарные мероприятия в учреждениях здравоохранения. Противопожарные мероприятия на складах, базах, в магазинах и предприятиях общественного питания.
Противопожарные мероприятия на объектах сельскохозяйственного производства.
5.2.4. Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование.
Задачи обучения:
дать личному составу знания в области устройства, технических возможностей пожарной и аварийно-спасательной техники и особенностей работы ее механизмов;
совершенствовать умения и навыки обучаемых по эффективному использованию пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и специального оборудования при тушении пожаров.
Методические указания.
Программой курса «Пожарно-техническая подготовка» предусматривается изучение материальной части, технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения, оборудования и специальных агрегатов, приобретение обучаемыми навыков их практического использования с учетом знаний, полученных в период прохождения курсовой подготовки.
Занятия, на которых изучают образцы приборов, агрегатов и механизмов, проводят в специальных классах, а также в условиях практической эксплуатации этих приборов, механизмов, агрегатов на учебно-спортивных площадках, полигонах, объектах. Необходимо широко пользовать плакаты, макеты и другие методические пособия.
Перед началом практических занятий необходимо провести инструктаж по соблюдению соответствующих требований безопасности и добиваться их соблюдения.
Теоретические положения следует раскрывать с учетом уровня подготовленности обучаемых и в объемах, необходимых для лучшего понимания устройства пожарной и аварийно-спасательной техники и условий ее эффективного использования при тушении пожаров.
Автоматические установки сигнализации и извещения о пожаре более детально и глубоко изучаются в объектовых подразделениях ГПС.
Изучение курса в новом учебном году необходимо начать с входного контроля знаний личным составом классификации пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, элементов конструкции и тактико-технических характеристик пожарных и аварийно-спасательных автомобилей основного и специального назначения, находящихся на вооружении подразделения ГПС, территориальной пожарной охраны. Учет такого контроля ведется в журнале учета занятий по основной подготовке, посещаемости и успеваемости личного состава.
Проверка знания личным составом табеля положенности пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения (специального оборудования), его размещения на пожарном и аварийно-спасательном автомобиле осуществляется при приеме и сдаче дежурства путем устного опроса. Проверка знаний назначения, устройства и принципа действия пожарных стволов, генераторов для получения воздушно-механической пены, ручных пожарных лестниц, пожарных гидрантов и пожарной колонки, порядка и содержания испытания оборудования осуществляется на занятиях, как по данному предмету, так и по пожарно-тактической, пожарно-строевой подготовке и на итоговых зачетах.
Обязательным является обучение (совершенствование навыков) личного состава практическим действиям при использовании гидроэлеватора при всех схемах гидроэлеваторной системы, пуске в работу установок пожаротушения, выполнении работ с механизированным пожарным и аварийно-спасательным инструментом, установке пожарной насосной станции на водоисточник.
Тема 1. Введение в курс «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование».
Содержание предмета, его цель и задачи. Анализ эксплуатации средств технической службы подразделения при организации службы и ведении основных (главных) действий при тушении пожаров и ликвидация последствий ЧС.
Значение технической службы в обеспечении пожарной безопасности охраняемого района (объекта).
Содержание деятельности и задачи технической службы ГПС в новом учебном году.
Обязанности должностных лиц по обеспечению деятельности технической службы в подразделении ГПС.
Значение и содержание смотров-конкурсов пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического вооружения, постов технического обслуживания и служебно-бытовых помещений в подразделениях ГПС.
Тема 2. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники. Прием и постановка пожарных, аварийно-спасательных автомобилей на дежурство. Учет пожарных, аварийно-спасательных автомобилей и их работы.
Техническое обслуживание пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Обязанности личного состава при проведении технического обслуживания.
Особенности эксплуатации пожарных и аварийно-спасательных автомобилей в различное время года.
Требования безопасности при эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники. Безопасность движения пожарных и аварийно-спасательных автомобилей: классификация дорожно-транспортных происшествий с пожарными и аварийно-спасательными автомобилями, причины и мероприятия по их предупреждению. Учет и отчетность о дорожно-транспортных происшествиях.
Тема 3. Пожарные насосы.
Общие сведения о теоретических основах процессов всасывания и нагнетания при работе насосов.
Классификация, устройство и принцип действия центробежных пожарных насосов. Их сравнительные технические характеристики. Вакуум системы центробежных насосов. Особенности работы насоса при заборе воды от гидранта и из водоема.
Особенности ухода за пожарными насосами в зимнее время. Проверка центробежных насосов на герметичность и производительность.
Техника безопасности при работе с пожарными насосами. Водопенные коммуникации пожарного автомобиля. Правила получения и подачи воздушно-механической пены.
Пожарный гидроэлеватор Г-600А: принцип действия, технические характеристики, порядок использования при различных схемах гидроэлеваторной системы.
Тема 4. Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.
Классификация пожарных автомобилей общего применения. Назначение, марки, тактико-технические данные пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении в подразделении ГПС, пожарной охране муниципального образования, пожарной охране ЗАТО. Общие сведения о назначении и устройстве частей, агрегатов и групп механизмов основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Табель положенности пожарно-технического вооружения (оборудования) на пожарном автомобиле.
Табель положенности аварийно-спасательного вооружения на аварийно-спасательном автомобиле.
Последовательность работы на пожарных автомобилях:
установка на водоисточник; подача воды из цистерны (открытого водоема, водопроводной сети);
перекачка воды;
подача воздушно-механической пены;
подача воды насосом от водоема с помощью гидроэлеватора; подача воды с использованием лафетного ствола.
Правила эксплуатации пожарных автомобилей.
Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения.
Тема 5. Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения.
Классификация, назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей специального назначения: аэродромных, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобиля первой помощи. Порядок подготовки их к работе и подачи огнетушащих веществ. Меры безопасности.
Классификация, назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных аварийно-спасательных автомобилей специального назначения. Порядок подготовки их к работе. Меры безопасности.
Тема 6. Специальные пожарные автомобили.
Классификация, назначение, тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей.
Порядок использования специальных пожарных автомобилей для выполнения работ, обеспечивающих успешное тушение пожаров, ликвидацию аварий, спасение людей.
Назначение, устройство и принцип действия оборудования, специальных механизмов и агрегатов. Практическая работа с ними.
Порядок допуска личного состава к работе со специальными агрегатами и механизмами.
Тема 7. Автоматические стационарные установки пожаротушения.
Классификация, назначение, устройство и принцип действия автоматических стационарных установок пожаротушения (водяного, пенного, парового, газового и аэрозольного). Требования к оросителям, трубопроводам, узлам управления, водопитателям, диспетчерскому пульту (станции). Места расположения пусковых устройств на объектах в охраняемом районе и порядок пуска установок пожаротушения.
Требования к подготовке обслуживающего и оперативного персонала.
Организация и порядок проведения технического обслуживания. Основные методы определения работоспособности установок пожаротушения.
Тема 8. Средства связи и автоматические установки пожарной сигнализации.
Назначение и задачи службы связи Государственной противопожарной службы МЧС России.
Виды и средства связи. Организация связи и основные требования к ней.
Обязанности должностных лиц по организации связи. Дисциплина и правила осуществления связи.
Сигнально-переговорные устройства: назначение, устройство, правила работы и эксплуатации.
Автоматические установки пожарной сигнализации: назначение, виды, общие сведения об устройстве и принципах действия.
Техника безопасности при работе со средствами связи и пожарной сигнализации.
Тема 9. Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент.
Классификация, назначение, устройство, области применения. Приемы и способы применения. Особенности эксплуатации в условиях пожара, аварии и чрезвычайной ситуации.
Виды и тактико-технические характеристики специального аварийно-спасательного оборудования и механизированного пожарного и аварийно-спасательного инструмента. Области, приемы и способы применения.
Практическая работа со специальным аварийно-спасательным оборудованием и механизированным пожарным и аварийно-спасательным инструментом. Меры безопасности при работе с ними.
Порядок подготовки и допуска личного состава к работе с оборудованием и инструментом.
Тема 10. Противопожарное водоснабжение.
Общие сведения о противопожарном водоснабжении охраняемого района, города (объекта). Состояние и перспективы развития противопожарного водоснабжения. Противопожарное водоснабжение в сельских населенных пунктах.
Виды водопроводов и их технические характеристики. Классификация водопровода по давлению. Методика проверки водопроводов на водоотдачу. Устройство пожарного гидранта и требования по эксплуатации в зимнее и летнее время.
Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
Газодымозащитные приборы и их техническое обслуживание.
Организация эксплуатации изолирующих противогазов и аппаратов на сжатом воздухе.
Требования безопасности при использовании пожарной техники и пожарно-технического вооружения.
Автоматические системы противопожарной защиты зданий повышенной этажности.
Средства пожаротушения.
Переговорные устройства. Правила их работы.
Пожарные рукава и рукавная арматура. Правила эксплуатации пожарных рукавов.
Назначение, устройство и принцип действия ручных пожарных стволов и пожарной колонки.
Назначение, устройство и область применения ручных пожарных лестниц.
Потери напора в пожарных рукавах. Зависимость потерь напора от диаметра пожарных рукавов и расхода воды.
5.2.5. Пожарно-строевая подготовка.
Задачи обучения:
обеспечить системное формирование и доведение до необходимой степени совершенства профессионально-прикладные умения и навыки работы с пожарно-техническим вооружением, приборами, средствами и агрегатами в условиях тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
формировать у обучаемых волевые и морально-психологические качества, обусловленные спецификой профессиональной деятельности личного состава;
приобрести навыки слаженной работы в составе пожарного (аварийно-спасательного) расчета, дежурной смены;
обеспечить единство обучения по пожарно-строевой и пожарно-тактической подготовке.
Методические указания.
Пожарно-строевая подготовка проводится путем индивидуального обучения в составе пожарного (аварийно-спасательного) расчета, дежурной смены, сдачи нормативов, проведения спортивных соревнований по пожарно-прикладному спорту, конкурсов профессионального мастерства.
Занятия по пожарно-строевой подготовке проводит начальник дежурной смены или помощник начальника дежурной смены (начальник расчета) под его руководством.
На каждое занятие соответствующим руководителем составляется план проведения занятия (упражнения), включающего в себя: цель, задачи и организационно-технические мероприятия и состоящего из подготовительной, основной и заключительной частей. При составлении плана особое внимание следует уделить расчету времени на решение учебных задач и отработку каждого учебного вопроса, выбору методов (методических приемов) обучения и тренировки, факторов, способствующих приобретению и совершенствованию навыков, а также мерам безопасности при обучении и тренировке. Необходимо также определить содержание действий помощника начальника дежурной смены (начальника расчета).
При планировании процесса обучения и подготовке к занятиям по пожарно-строевой подготовке руководитель занятия должен учитывать следующие требования:
а) основная часть занятия должна состоять, как правило, из двух разделов:
первый раздел - это время (20-30 мин), отведенное на обучение (приобретение навыков) или тренировку (совершенствование навыков) по одному или более индивидуальным нормативам (упражнениям);
второй раздел - это время (40-50 мин), отведенное на обучение (приобретение навыков) или тренировку (совершенствование навыков) по упражнениям развертывания. Количество упражнений планируется с учетом числа расчетов основных и специальных пожарных автомобилей в дежурной смене (не менее одного упражнения для дежурной смены и каждого расчета);
б) отрабатываемые в первом и втором разделах упражнения (нормативы) должны согласовываться между собой, а также с целями и задачами занятий по решению пожарно-тактических задач и физической подготовке;
в) один раз в течение учебного года, в отведенное распорядком дня время на спортивные мероприятия, в дежурной смене проводятся очные или заочные соревнования по пожарно-строевой подготовке на лично-командное первенство подразделения ГПС по специально разработанной начальником подразделения ГПС программе (положению о соревнованиях) с включением в нее индивидуальных и групповых упражнений. Ежегодно (как правило, в июне месяце) на основании Положения, разрабатываемого органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, в пожарной охране субъекта Российской Федерации проводятся соревнования по пожарно-прикладному (пожарно-спасательному)спорту среди подразделений ГПС на первенство субъекта Российской Федерации (допускается проводить дифференцировано между подразделениями, укомплектованными сотрудниками и работниками.
Содержание занятий, объем, и последовательность изучения тем ежегодно обновляются с учетом подготовленности личного состава и совершенствования учебной материально-технической базы.
Требования к методике выполнения упражнений, перечень обязанностей руководителя занятий изложены в Наставлении по пожарно-строевой подготовке.
К практической отработке упражнений личный состав может приступить только после уяснения соответствующих требований правил по охране труда, предварительного изучения (повторения) устройства аппаратов, механизмов, приборов и приспособлений, которые намечено использовать при проведении занятий. Особое внимание следует обратить на обеспечение безопасных условий работы на высотах, со спасательной веревкой, механизированным инструментом.
Теоретические разделы и индивидуальные упражнения ряда тем могут изучаться и отрабатываться обучаемыми самостоятельно. Перечень таких тем и упражнений определяет руководитель подразделения индивидуально для каждого обучаемого с учетом его подготовленности на данном этапе обучения. Контроль осуществляется в установленном порядке.
При подборе упражнений руководители подразделений ГПС самостоятельно определяют степень их сложности, схемы развертывания и их разновидности. Указанные особенности должны учитываться при составлении расписания занятий.
Личный состав, допущенный к работе в кислородных изолирующих противогазах и аппаратах на сжатом воздухе, может приступить в новом учебном году к практической работе в них только после сдачи зачета на знание материальной части противогаза (аппарата) и правил работы в них. Результаты приема зачетов оформляются протоколом в 3 экземплярах: один экземпляр остается в подразделении, второй и третий направляются соответственно начальнику газодымозащитной службы территориального и местного гарнизонов пожарной охраны для обобщения и контроля. Средний и старший начальствующий состав сдает зачет один раз в два года в порядке, определяемом органом управления ГПС. Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в процессе тренировочных занятий как на свежем воздухе, так и в непригодной для дыхания среде.
Закрепление знаний материальной части кислородных изолирующих противогазов и аппаратов на сжатом воздухе осуществляется при их техническом обслуживании (проведении проверок).
Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».
Цель, принципы и задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки.
Характеристика состояния пожарно-строевой подготовки в подразделении ГПС и анализ профессионально-прикладной и физической подготовленности личного состава в отчетном году. Нормативные требования на предстоящий учебный период. Организационные основы и условия деятельности подразделения ГПС (в объеме настоящей дисциплины) в новом учебном году.
Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.
Требования безопасности при проведении занятий на учебных объектах.
Пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев на занятиях и соревнованиях.
Тема 3. Подготовка личного состава работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.
Структура, функции и задачи ГДЗС. Должностные лица ГДЗС.
Требования Устава тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ пожарной охраны к организации работы личного состава ГДЗС в непригодной для дыхания среде. Средства и условия, обеспечивающие безопасность работы звеньев ГДЗС.
Состояние и содержание обучения личного состава ГДЗС в новом учебном году. Требования к физической подготовленности личного состава ГДЗС.
Правила и приемы работы в СИЗОД в различных условиях. Расчет потребления кислорода (воздуха).
Обязанности личного состава ГДЗС.
Обязанности постового на посту безопасности.
Содержание и методика контроля за уровнем адаптации к физическим нагрузкам в условиях теплового воздействия.
Зависимость частоты сердечных сокращений и потребления кислорода от степени тяжести работы.
Практическая работа обучаемых в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.
Тема 4. Пожарно-прикладной спорт.
Современное развитие пожарно-прикладного спорта. Спортивные достижения в Российской Федерации, республике, крае, области, подразделении.
Нормы и требования спортивной классификации.
Правила соревнований. Характер соревнований, оценка результатов, обязанности и права участников соревнований, одежда, снаряжение и обувь участников, права и обязанности главной судейской коллегии и судейских бригад.
Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег по дистанции, финиш).
Требования к спортивным снарядам.
Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.
1. Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъемниками:
подъем и спуск по стационарной лестнице с пожарно-техническим (аварийно-спасательным) вооружением и рукавными линиями;
переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни;
снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска ее к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни или на крышу 2-этажного здания, укладка лестницы на пожарный автомобиль. Подъем по пожарной лестнице с пожарно-техническим вооружением и рукавными линиями;
комбинированный подъем по пожарным выдвижной и штурмовой лестницам;
подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным «цепью»;
подъем по пожарной автолестнице.
2. Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями:
прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки. Замена прокладок соединительных головок;
прокладка рукавных линий с рукавной катушки, наматывание рукавов на рукавную катушку;
подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам и с помощью спасательной веревки;
прокладка рукавных линий под препятствиями и через них (забор, канаву, железнодорожный путь и т.п.);
прокладка рукавной линии с верхних этажей (отметок) способом наращивания;
установка разветвления, присоединение рукавов и регулирование подачи воды в рукава. Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии и их временный ремонт рукавными зажимами. Наращивание действующей рукавной линии;
работа, с действующими стволами стоя, с колена, лежа, перекрывание ствола, маневрирование с рукавными линиями (вперед, назад, вправо, влево). Работа с подоконника, на крыше, с лестниц.
3. Упражнения по работе в СИЗОД:
надевание, снятие и укладка СИЗОД. Проведение проверок;
отработка правил работы в СИЗОД на чистом воздухе и в непригодной для дыхания среде. Расчет потребления кислорода (воздуха);
отработка обязанностей постового на посту безопасности;
отработка практических действий с сигнально-переговорным устройством и другими средствами связи;
отработка практических действий в сложных условиях;
отработка практических действий при неисправностях в СИЗОД. Оказание первой доврачебной помощи газодымозащитнику при несчастных случаях в задымл