Практическое занятие № 7. Действия человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, основные способы выживания.
Цель: сформировать алгоритм поведения населения при идентификации воздействующих на человека негативных факторов природного, инфекционного, техногенного, экологического и социального происхождения.
Задания:
1. Используя литературные и нормативные источники:
- классифицировать негативные факторы природного происхождения;
- классифицировать негативные факторы инфекционного происхождения;
- классифицировать негативные факторы техногенного происхождения;
- классифицировать негативные факторы экологического происхождения;
- классифицировать негативные факторы социального происхождения;
- обозначить вредные и опасные негативные факторы.
2. Классифицируя негативные факторы природного характера, обозначить алгоритм поведения человека:
- при землетрясении,
- при извержении вулкана,
- при оползнях, селях и обвалах,
- при снежных лавинах.
- при наводнении,
- при заторах и зажорах,
- при ветровых нагонах,
- при цунами.
2.1. Тестовые задания для контроля знаний в части классификации негативных факторов природного происхождения.
Выберите один из вариантов ответа:
1. Оползни – это:
а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
в) низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.
2. Снежные лавины – это:
а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
в) низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.
3. Сель (селевый поток) – это:
а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
в) низвергающиеся со склонов гор под воздействием силы тяжести снежные массы.
4. Землетрясение – это:
а) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
б) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
в) колебания и смещения земной коры, подземные толчки и удары, возникающие в результате естественных глубинных тектонических процессов.
5. Обвал – это:
а) скользящее смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести;
б) бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающих в бассейнах больших горных рек;
в) быстрый отрыв и падение массы горных пород на крутом склоне из-за потери устойчивости поверхности склона.
6. Наводнение это:
а) скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин;
б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;
в) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин др.
7. Затор – это:
а) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин др.;
б) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;
в) скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин.
8. Нагон – это:
а) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;
б) длинные волны, возникающее в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне;
в) скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, образуется в конце зимы и состоит из крупных и мелких льдин.
9. Цунами – это:
а) подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность;
б) затопление водой местности из-за подъема ее уровня в водохранилищах, реке, море, озере, возникающее во время ливней, интенсивного снеготаяния, нагона воды с моря, прорыва плотин др.;
в) длинные волны, возникающее в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне.
3. Классифицируя негативные факторы инфекционного характера, обозначить в рабочей тетради источники и факторы заражения.
3.1. Тестовые задания для контроля знаний в части классификации негативных факторов инфекционного происхождения.
Выберите один из вариантов ответа:
1. Эпидемический процесс – это:
а) заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от больного человека или животного к здоровому;
б) явление возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей, представляющие собой непрерывную цепь последовательно возникающих однородных заболеваний;
в) место заражения и пребывания заболевшего, окружающие его люди и животные, а также территория, в пределах которой возможно заражение людей возбудителями инфекционных болезней.
2. Эпидемический очаг – это:
а) заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от больного человека или животного к здоровому;
б) явление возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей, представляющие собой непрерывную цепь последовательно возникающих однородных заболеваний;
в) место заражения и пребывания заболевшего, окружающие его люди и животные, а также территория, в пределах которой возможно заражение людей возбудителями инфекционных болезней.
3. Инфекционные болезни людей – это:
а) заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от больного человека или животного к здоровому;
б) явление возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей, представляющие собой непрерывную цепь последовательно возникающих однородных заболеваний;
в) место заражения и пребывания заболевшего, окружающие его люди и животные, а также территория, в пределах которой возможно заражение людей возбудителями инфекционных болезней.
4. Эпидемия – это:
а) необычно большое распространение заболеваемости, как по уровню, так и по масштабам, с охватом ряда стран, целых континентов и всего земного шара;
б) широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;
в) единичные или немногие случаи проявления инфекционной болезни, обычно не связанные между собой единым источником возбудителя инфекции, самая низкая степень интенсивности эпидемического процесса;
г) ограниченный во времени и по территории резкий подъем заболеваемости, связанный с одномоментным заражением людей.
5. Пандемия – это:
а) необычно большое распространение заболеваемости, как по уровню, так и по масштабам, с охватом ряда стран, целых континентов и всего земного шара;
б) широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;
в) единичные или немногие случаи проявления инфекционной болезни, обычно не связанные между собой единым источником возбудителя инфекции, самая низкая степень интенсивности эпидемического процесса;
г) ограниченный во времени и по территории резкий подъем заболеваемости, связанный с одномоментным заражением людей.
6. Спорадическая заболеваемость – это:
а) необычно большое распространение заболеваемости, как по уровню, так и по масштабам, с охватом ряда стран, целых континентов и всего земного шара;
б) широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;
в) единичные или немногие случаи проявления инфекционной болезни, обычно не связанные между собой единым источником возбудителя инфекции, самая низкая степень интенсивности эпидемического процесса;
г) ограниченный во времени и по территории резкий подъем заболеваемости, связанный с одномоментным заражением людей.
7. Эпидемическая вспышка – это:
а) необычно большое распространение заболеваемости, как по уровню, так и по масштабам, с охватом ряда стран, целых континентов и всего земного шара;
б) широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;
в) единичные или немногие случаи проявления инфекционной болезни, обычно не связанные между собой единым источником возбудителя инфекции, самая низкая степень интенсивности эпидемического процесса;
г) ограниченный во времени и по территории резкий подъем заболеваемости, связанный с одномоментным заражением людей.
8. Инфекционный процесс – это:
а) заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от больного человека или животного к здоровому;
б) изменения, происходящие в зараженном организме;
в) место заражения и пребывания заболевшего, окружающие его люди и животные, а также территория, в пределах которой возможно заражение людей возбудителями инфекционных болезней.
9. Иммунитет – это:
а) комплекс мероприятий, целью которых является уничтожения возбудителей заразных болезней на различных объектах внешней среды;
б) невосприимчивость организма к патогенным микробам, токсинам или к другим каким-либо чужеродным веществам;
в) белок, вырабатываемый клетками человеческого организма, который обладает защитным действием.
10.Дезинфекция – это:
а) невосприимчивость организма к патогенным микробам, токсинам или к другим каким-либо чужеродным веществам;
б) химические вещества, отпугивающие насекомых;
в) комплекс мероприятий, целью которых является уничтожения возбудителей заразных болезней на различных объектах внешней среды.
11. Антигены – это:
а) чужеродные белки, бактерии, вирусы, клеточные элементы, токсины;
б) белок, вырабатываемый клетками человеческого организма, который обладает защитным действием.
в) очищенные от балластных веществ сыворотки.
12. Антитела – это:
а) белок, вырабатываемый клетками человеческого организма, который обладает защитным действием.
б) белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их;
в) чужеродные белки, бактерии, вирусы, клеточные элементы, токсины.
13. Вакцина – это:
а) препарат из микробных клеток или их токсинов;
б) препарат из крови переболевших инфекционной болезнью людей или искусственно зараженных животных;
в) клеточный неспецифический иммунитет.
14. Сыворотка – это:
а) чужеродные белки, бактерии, вирусы, клеточные элементы, токсины;
б) препарат из микробных клеток или их токсинов;
в) препарат из крови переболевших инфекционной болезнью людей или искусственно зараженных животных.
4. классифицируя негативные факторы техногенного происхождения, в рабочей тетради определить:
- основные поражающие факторы при пожаре;
- алгоритм поведения населения при пожаре.
- алгоритм поведения населения при обрушении здания.
- алгоритм поведения населения при нахождении в завале.
- алгоритм поведения при автомобильной аварии.
- алгоритм поведения на водном транспорте.
- алгоритм поведения на железнодорожном транспорте.
- алгоритм поведения в самолете.
5. классифицируя негативные факторы экологического происхождения ответить на Блиц-опрос:
а) классификация ЧС экологического характера,
б) что такое экологический кризис,
в) что такое экологическая безопасность,
5.1. Решить ситуационные задачи:
а) В квартире разбит ртутный термометр. На полу капли ртути. Ваши действия?
б) Ваш дом расположен вдоль улицы с интенсивным движением. Как уменьшить загрязнение воздуха газами и твердыми частицами?
в) При проведении компании по поднятию целинных и залежных земель были голоса «за» и «против». Чем матировали оппоненты?
г) Вы биолог в фермерском хозяйстве. Как предотвратить деградацию почв?
6. классифицируя негативные факторы социального происхождения провести дискуссию в рамках «круглого стола» по следующим проблемным направлениям (сообщения обсуждаются по заранее подготовленным темам):
1. Безопасное поведение человека в социальной среде.
2. Поведение человека в городе.
3. Поведение человека в деревне.
4. Поведение в походе (туристском, тренировочном и т.д.).
5. Потеря работы.
6. Безработица. Поиск работы.
7. Финансовые трудности.
8. Токсикомания и ее последствия.
9. Наркомания. Угроза для жизни и ее криминогенность.
10. Алкоголизм – коллективное самоубийство нации.
11. Проституция.
12. Опасности повседневной жизни.