Семинар № 5. Оценка качества знаний по теме: Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
Ход работы: студентам предлагается тренировочный тест, работа в творческих группах по 2 человека, затем в диалоговой форме идет совместная с преподавателем проверка, для нахождения правильных решений.
Вопросы, предлагаемые студентам для теста:
1. Назовите четыре вида ЧС, в которых может оказаться современный человек.
2. Закончите фразу: «Ситуации, при которых условия являются наиболее благоприятными для реализации жизнедеятельности отдельного человека и человеческого сообщества, являются__________» (выберите ответ) а) обычными, б) экстремальными, в) оптимальными, г) чрезвычайными.
3. Назовите виды работ, проводимых по линии ГО в зонах ЧС мирного и военного времени (не менее пяти видов)
4. Сформулируйте задачу ГО относительно реализации спасательных работ в районе ЧС.
5. Приведите названия трех видов спасательных работ, связанных с пожарами и спасением пострадавших.
6. Приведите названия трех видов спасательных работ в очагах ЧС, связанных с применением химического оружия.
7.Укажите, кого привлекают к проведению неотложных спасательных работ в зоне ЧС.
8. Закончите фразу: «Удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление отравляющих веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожных покровов, одежды и обуви, называется___________».
9. Назовите два вида санитарной обработки
10. Назовите три способа эвакуации населения.
1. Назовите главную функцию сборного эвакуационного пункта.
12. Назовите основные составные части того, что должен иметь при себе эвакуируемый по прибытии на сборный эвакуационный пункт.
Организация ГО в общеобразовательном учреждении.
1. Назовите законодательный акт, на основе которого организуется ГО в общеобразовательном учреждении.
2. Укажите функцию ГО общеобразовательного учреждения.
3. Назовите должностное лицо, возглавляющее ГО общеобразовательного учреждения и его должность в системе ГОЧС.
4. Назовите орган управления в учебном заведении, решающий задачи, связанные с защитой жизни и здоровья учащихся и персонала, и период, когда создается такой орган.
5. Укажите, кто возглавляет Объектовую комиссию по ЧС.
6. Назовите орган, который создается во время ЧС, призванный заниматься вопросами эвакуации учащихся и персонала учебного заведения.
7. Укажите, кто возглавляет эвакокомиссию учебного заведения.
8. Назовите орган, который руководит деятельностью по ГО учебного заведения.
9. Укажите, кто является руководителем штаба ГО учебного заведения.
10. Назовите документ, который является основой работы ГОЧС на случай возникновения ЧС в районе расположения данного учебного заведения.
11. Приведите краткие названия мероприятий, включаемых в план защиты учащихся и персонала (не менее четырех пунктов).
12. Назовите виды учебно-тренировочных формирований, которые необходимо организовать для реализации работ учебного заведения по линии ГОЧС.
Практическое занятие № 6. Тренинг.
Игра №1 «Кораблекрушение».
Цель: в этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах, принятию ответственности за свое решение.
Ход игры:
Группа дрейфует на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Место нахождения неизвестно.
Группам предоставляется список 14 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, имеется спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить всех и предметы которые уцелели.
Задача:
Расставить все предметы в порядке значимости для выживания. Зеркальце для бритья, пятигаллоновый бочонок воды, противомоскитная сетка, одна коробка с армейским рационам питания, карты Тихого океана, подушка сидения (одобрена как плавсредство службой спасения на водах), двухгаллоновый баллон дизельного топлива, транзисторный приемник, реппелент для отпугивания акул, 20 квадратных футов светонепроницаемого пластика, одна кварта рома, 15 футов нейлоновой веревки, 2 каробки шоколада, набор рыболовных принадлежностей.
После того как каждый закончил свою работу, группа получает 20 минут для выполнения следующей задачи.
2. Надо выбрать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Выбрать единое мнение.
3. После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в приложении, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?
Игра №2
Предоставляется три криминогенных ситуации. Нужно разыграть каждую из этих ситуаций для нахождения правильного решения.
1. «Три девушки пришли на дискотеку, с ними знакомятся юноши с целью предложить попробовать наркотики. Как девушкам поступить?»
2.«Девушка возвращается домой в позднее время из гостей. Каким маршрутом ей наиболее безопасно добраться до дома»
3. «К юноше вечером подходят двое и просят закурить. Они находятся в алкогольном опьянении и поведение их агрессивно. Как юноше поступить в такой ситуации?»
Литература:
1. С.В. Белов, Я.Л. Морозова, Б.П. Сивков. Безопасность жизнедеятельности, ч.1. Конспект лекций.-М.: 1992.
2. П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков и др. Безопасность жизнедеятельности, ч.2. – М.: 1995.
3. А.В.Гостюшина, С.И. Шубина. Азбука выживания. – М.: 1995.
4. Н.И. Борчук. Медицина экстремальных ситуаций. Минск, 1998.
5.Безопасность России. Правовые, социально – экономические и научно – технические аспекты. МГФ. «Знание», 1999.