О достоинствах прочтения всего Корана


Следует отметить, что относительно достоинств прочтения всего Корана нет ничего достоверного от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Конечно, есть множество хадисов на эту тему, однако все они недостоверные. Но, тем не менее, о достоинствах завершения чтения всего Корана достоверно передается от саляфов во главе со сподвижниками, и нет сомнения, что эти сообщения имеют положения марфу’, т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ведь сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не говорили от себя о вопросах награды и достоинствах за то или иное поклонение, или о сокровенных вещах.
Са’д ибн Аби Уаккъас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если человек завершит чтение всего Корана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него до самого утра, а если он завершит чтение Корана в конце ночи, то ангелы будут молиться за него до самого вечера”. ад-Дарими 2/561.
Имам ад-Дарими, который привел это сообщение, назвал его хорошим, и имам Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб назвал иснад его хорошим. См. “Адаб аль-маши иля-ссаля” 19.
Однако относительно достоверности этого асара было разногласие среди имамов, а хафиз Ибн Хаджар называл его слабым. Но все же с таким же смыслом подобное передается с достоверными иснадами от некоторых таби’инов.
Сабит аль-Бунани рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) завершал чтение всего Корана, он собирал своих детей и членов семьи и обращался к Аллаху с мольбой”. Са’ид ибн Мансур 1/140, Ибн ад-Дарис в “Фадаиль аль-Къуран” 78. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность иснада.
Муджахид говорил: “Во время завершения чтения всего Корана они (сподвижники) собирались вместе и говорили: “Нисходит милость!” Ибн Аби Дауд в “аль-Масахиф”. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “ат-Тибьян фи адаб хамалят аль-Къуран” 74, “Натаидж аль-афкар” 3/177.
Аль-Хакам ибн ‘Утайба рассказывал: “Однажды Муджахид и ‘Абда ибн Аби Любаба послали за мной, и когда я пришел, они сказали: “Мы послали за тобой по той причине, что хотели завершить чтение Корана, а было сказано, что поистине, мольба после завершения Корана не отвергается”. Абу ‘Убайд в “Фадаиль аль-Къуран” 103, Ибн ад-Дарис в “Фадаиль аль-Къуран” 1/75, аль-Фарьяби в “Фадаиль аль-къуран” 88. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “аль-Азкар” 119, “Натаидж аль-афкар” 3/177.
И имам аль-Бухари говорил: “При каждом завершении прочтения Корана мольба не отвергается”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2066.
Исходя из упомянутых сообщений нам стало ясно, что завершение прочтения всего Корана – это желательное время для мольбы, и что в это время нисходит милость Аллаха, и что ангелы обращаются до утра или вечера за прочитавшего Коран с мольбами, и что нет ничего порицаемого в том, чтобы собираться в этот момент.
И даже если бы не было ничего достоверного о достоинстве завершении чтения всего Корана, то достаточно было бы для этого лишь одного известного хадиса: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква». ат-Тирмизи 2910, аль-Байхакъи в «аш-Шу’аб» 4/548. Имам ат-Тирмизи, имам Ибн Къудама, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Ахкам ас-сугъра” 901, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3327, “Тахкыкъ Джами’ аль-усуль” 8/498.
Сообщается, что Муджахид сказал: “То, что мы сосчитали в Коране – это триста двадцать одна тысяча и сто восемьдесят букв”. А ‘Ата ибн Ясар о количестве букв Корана сказал: “Триста двадцать три тысячи и пятнадцать букв”. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/89.
Свят Аллах, как же безгранична щедрость Всевышнего Аллаха! Ведь прочитав весь Коран, в котором более 320000 букв, тогда как за каждую букву Аллах воздаст в десятикратном размере, мусульманин может получить награду более чем в три миллиона двести тысяч!
Но следует отметить, что нет какой-либо определенной мольбы после завершения чтения Корана, и строго выбранное произнесение определенных мольб после прочтения Корана многие имамы называли нововведением. По этому мусульманину следует взывать с любыми различными мольбами к Аллаху в это время.
Также имамы разногласили относительно завершения в Рамадане чтение всего Корана непосредственно в ночных молитвах и обращением к Аллаху с мольбами в «ду’а къунут». Имам Малик порицал подобное, а имам Ахмад не видел в этом ничего плохого, как это передал от него Фадль ибн Зияд. См. “аль-Мугъни” 3/396.
Но даже если кто-то и последует мнению имама Ахмада, то не следует этим злоупотреблять, ведь подобное не передается ни от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от его сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Каково постановление относительно мольбы после завершения Корана во время ночной молитвы в месяц Рамадан?», шейх ответил: “Я не знаю относительно завершения чтения Корана в ночной молитве в месяц Рамадан установленной Сунны от пророка (мир ему и благословение Аллаха) или сподвижников. Максимум, что передается об этом, это сообщение от Анаса, что когда он прочитывал весь Коран, то собирал членов своей семьи и обращался к Аллаху с мольбами. И это было не во время молитвы”. См. “Фатауа аркан аль-Ислям” 354.





Наши рекомендации