Введение и актуальность темы.
Оказание медицинской помощи пациенту, с позиции фельдшера и медицинской сестры, включает жалобы пациента.
Проблемы пациента складываются из физических, психоло-гических, социальных и духовных проблем.
Сегодня при изучении строения сердца вы рассмотрите эти проблемы.
Нарушение работы сердца человек воспринимает чаще всего с ощущения боли. Боль и является физической проблемой, с которой пациент обращается за помощью. Это проблема паци-ента. Задача медицинской сестры состоит в облегчении состоя-ния пациента. Его необходимо уложить, обеспечить доступ све-жего воздуха, поставить горчичник на область проекции сердца, дать валидол или нитроглицерин под язык.
При болях в сердце человек сталкивается и с психологиче-ской проблемой,которая выражается в паническом страхесмерти, дети останутся одни и др. Этот страх необходимо снять, вселить уверенность в благополучии исхода. Поэтому внешний вид медсестры, ласковый спокойный голос помогают снять этот страх.
Необходимо также учитывать и социальные проблемы па-циента: длительная реабилитация, вынужденная нетрудоспо-собность, возможная потеря зарплаты; а также и духовные про-блемы:вера,обычаи,традиции пациента-все это должна ува-жать и учитывать медицинская сестра.
Контроль базовых знаний:
1. Что такое внутренняя среда организма, её значение.
2. Назовите органы сердечно-сосудистой системы.
3. Масса сердца взрослого человека составляет:
1. 250-350 гр.
2. 350-450 гр.
3. 450-550 гр.
4. Объём сердца взрослого человека составляет:
1. 250-350 мл.
2. 350-450 мл.
3. 450-550 мл.
5. Кровь движется по сосудам к сердцу за счёт:
1. Сокращения сердца и выброса крови в сосуды.
2. За счёт разности давления по ходу сосудов.
1. За счёт отрицательного давления в грудной по-лости.
6. Сосуды, несущие кровь к сердцу это:
1. Артерии.
2. Вены.
3. Капилляры.
7. Обменные сосуды это:
1. Артерии.
2. Вены.
3. Капилляры.
8. Главная артерия большого круга - аорта выходит из:
1. Правого предсердия.
2. Правого желудочка.
3. Левого желудочка.
9. Лёгочный ствол выходит из:
1. Правого предсердия.
2. Правого желудочка.
3. Левого желудочка.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Работа с учебником по теме: «Строение сердца».
ЗАДАНИЕ 1. Проекция сердца на переднюю стенку грудной клетки.
На рисунке показана грудная клетка.
1. Изобразите схематично проекцию сердца на пе-реднюю стенку грудной клетки. Обозначьте вер-хушку сердца и границы: верхнюю, левую, правую и нижнюю.
2. Обозначьте и покажите проекцию сердца на ске-лете.
ЗАДАНИЕ 2. Круги кровообращения.
Просмотрите слайд фильмы «Круги кровообращения»
1. Зарисуйте схематично движение крови по большому и малому кругам кровообращения.
2. Какое значение имеют большой и малый круги кровообращения?
ЗАДАНИЕ 3. Строение сердца. Просмотрите слайд фильм «Сторение сердца» «Рисуем сердце»
1. Зарисуйте правую половину сердца (предсердие и же-лудочек).
2. Обозначьте миокард и сосочковые мышцы его; эндо-кард и все его дубликатуры; эпикард, переходящий в перикард и околосердечную сумку.
3. Сделайте подписи к рисунку.
ЗАДАНИЕ 4. Исследовательская работа.
Изучение строения сердца на вскрытом сердце млекопитающего, (возможно на му-ляжах сердца ).
ОСНАЩЕНИЕ:
Вскрытое сердце свиньи. Почковидный тазик. Пинцеты, салфетки. Муляжи сердца
Ход работы.
1. Определите левую и правую половины сердца, убедитесь, что они не сообщаются между собой. Между предсердия-ми находится соединительнотканная перегородка, а со стороны правого предсердия -овальное окно. Между желу-дочками - мышечная перегородка.
2. Определите стенки сердца. Они состоят из трёх слоев. Внутренний - эндокард, соединительно-тканный, покры-
тый эндотелием, гладкий блестящий, выстилает предсер-дие и при переходе на желудочек образует створки (справа - три створки, слева - две створки). К краям створок при-крепляются сухожильные нити от сосочковых мышц же-лудочка. Это трёхстворчатый предсердно-желудочковый клапан. Эндокард выстилает желудочек, сосочковые мыш-цы и у места выхода крупных сосудов (справа - лёгочного ствола) образует три полулунных кармана - это полулун-ный клапан.
Средняя оболочка - миокард, построена из сердечной мышечной ткани. Убедитесь, что правый желудочек имеет более тонкую мышечную оболочку, чем левый. Объясните, почему?
Наружный слой - эпикард. Это серозный слой, перехо-дящий в париетальный листок - перикард, который образу-ет околосердечную сумку.
3. Найдите правое предсердие. Убедитесь, что оно имеет тон-кие стенки, и в него открываются: верхняя полая вена, нижняя полая вена и венечный синус.
4. Рассмотрите трёхстворчатый клапан. Представьте, как при сокращении желудочка створки поднимаются, закрывают выход крови назад в предсердие, а сухожильные нити за счет сокращения сосочковых мышц не дают им прогнуться в сторону предсердия.
5. Найдите в правом желудочке полулунный клапан - место выхода лёгочного ствола и представьте, как он работает: карманы не мешают току крови в сосуд, а при диастоле, когда давление в желудочке падает, кровь из сосуда не
может попасть назад в желудочек, т. к. клапан захлопнется.
6. Рассмотрите левое предсердие. Убедитесь, что в него впадают четыре лёгочные вены. Между левым предсердием и левым желудочком - двустворчатый (митральный) клапан.
7. Определите в левом желудочке место начала аорты и три полулунных кармана - полулунный клапан.
8. В левом и правом предсердиях имеются левое и правое ушки - «запасное» место. Эти две дополнительные камеры имеют гребенчатые мышцы.
9. На поверхности сердца найдите борозды: переднюю межжелудочковую, заднюю межжелудочковую и венечную. По бороздам проходят сосуды: левая и правая коронарные артерии и три вены: большая, средняя и малая, которые собираются в венечный синус, открывающийся в правое предсердие.
ЗАДАНИЕ 5. Внутреннее строение сердца.
Дайте анатомическое название каждой цифре.
ЗАДАНИЕ 6.
На рисунке показаны: камеры, клапаны и сосуды сердца. Каки-ми цифрами они обозначены.
ЗАДАНИЕ 7. Работа сердца. Используя данную схему опишите работу сердца.
Вопросы:
1. Что такое сердечный цикл.
2. Сколько по времени длится систола предсердий, систо-ла желудочков и общая диастола.
3. Какие два периода наблюдаются в работе желудочков.
4. Когда захлопываются полулунные клапаны.
5. Чему равна частота сердечных сокращений у взрослого человека в минуту.
6. Какие звуковые явления возникают при работе сердца. Как можно их прослушать, покажите места их прослу-шивания.
7. Объясните возникновение I и II тонов сердца. Почему I и II тоны сердца соответственно называют систоличе-ским и диастолическим.
8. Какое влияние на работу сердца оказывают блуждаю-щие нервы.
ЗАДАНИЕ 8. Проводящая система сердца.
Зарисуйте проводящую систему сердца, обозначьте узлы и пучки автономной системы сердца.
Какое значение имеет проводящая система сердца?
Вопросы для творческих студентов
1. Объясните причину возникновения ПД (потенциала действия) в синусно-предсердном узле, почему этот узел называется водителем ритма.
2. Скелетные мышцы могут длительно сокращаться. По-чему сердце не может выполнять такую «титаническую работу» (длительный период сокращения).
3. Почему за экстрасистолой обязательно следует компен-саторная пауза.
4. Как изменится сила и частота сердечных сокращений при блокаде узла «водителя ритма».
5. Какое влияние на работу сердца оказывает ЦНС.
6. Как изменится работа сердца при повышении давления в предсердиях (от переполнения предсердий кровью ).
ЗАДАНИЕ 9. ЭКГ.
1. Что такое электрокардиография и электрокардиограмма?
2. Назовите три классических стандартных отведения для реги-страции электрических потенциалов сердца.
3. Рассмотрите по таблицам, рисункам нормальную ЭКГ, заре-гистрированную в трех стандартных отведениях. Зарисуйте ЭКГ. Обозначьте в ней зубцы Р, Q, R, S, Т и интервалы между ними.
4. Объясните значение ЭКГ.
ЗАДАНИЕ 10. Сердечно-сосудистая система.
Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Одно из положений сердца.
2. Клапаны, находящиеся у места выхода крупных сосу-дов.
3. Главный артериальный сосуд.
4. Камеры сердца, принимающие кровь.
5. Внутренний листок околосердечной сумки.
6. Учение о сосудистой системе.
7. Самая толстая оболочка стенки сердца.
8. Центральный орган кровеносной системы.
9. Клапан между предсердием и желудочком.
По вертикали:
1. Висцеральная оболочка сердца.
2. Складки между предсердием и желудочком.
3. Сосуд, несущий кровь к сердцу.
4. Камеры сердца, изгоняющие кровь в сосуды.
5. Препятствует обратному току крови при работе сердца.
6. Внутренняя оболочка сердца.
7. Обменные сосуды.
8. Кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца.
Ситуационные задачи
I. Как будет изменяться работа сердца:
1. При раздражении симпатических нервов.
2. При раздражении блуждающих нервов.
3. При избытке в крови ионов кальция и адреналина.
4. При избытке в крови ионов калия и ацетилхолина.
II. Сколько по времени будет длиться общая пауза сердца
при частоте ритма 70 и 140-сердечных сокращений в ми-нуту?
III. При выходе из теплого помещения на холод у больного возникли боли за грудиной сжимающего характера, кото-рые прошли от приема валидола. Какая патология у боль-
ного?
IV. О какой патологии сердца указывают следующие симпто-мы:
− интенсивная продолжительная боль в сердце, не снимающаяся приемом валидола;
− холодный липкий пот; − падение АД;
− общее состояние тяжелое.
V. В душном помещении, при внезапном испуге девушка потеряла сознание. Какую патологию можно предположить?
VI. У двухлетнего ребенка - одышка, сердцебиение, цианоз (цианоз - это синюшная окраска кожи и слизистых из-за малого содержания оксигемоглобина в крови). Какая па-тология сердца у ребенка?
VII. В результате ревматизма больной перенес эндокардит. При выслушивании определяются шумы в области сердца. Как вы думаете, что развилось у больного?
VIII. Какая основная жалоба у больного с инфарктом миокар-да?
IX. Сильная головная боль, мелькание «мушек» перед глаза-ми, рвота, АД - 220/130 мм рт. ст., состояние тяжелое. Ка-кая это патология?
X. У больного жалобы на одышку, перебои в сердце, отеки на ногах; при выслушивании сердца определяются: арит-мия, шумы, измененные I и II тоны сердца; в анамнезе ревматизм (ревмокардит). Как вы думаете, какая патоло-гия у больного?
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ