Сердечно-сосудистая система Занятие 1.

Сердечно-сосудистая система Занятие 1.

ТЕМА: «СТРОЕНИЕ СЕРДЦА»

ЦЕЛИ:

1. Знать органы сердечно-сосудистой системы, схему кру-гов кровообращения и объяснить их значение.

2. Уметь изобразить схематично проекцию сердца на пе-реднюю стенку грудной клетки и показать её границы на скелете.

3. Знать внешнее строение сердца, его положение.

4. Уметь показать в виде схемы строение стенки сердца, камеры и клапаны сердца; показать на влажных препа-ратах, муляжах: камеры сердца, сосуды, приносящие кровь к сердцу и от него, клапаны сердца.

5. Объяснить работу сердца (работу клапанов).

6. Знать проводящую систему сердца, уметь изобразить её схематично, объяснить значение.

7. Знать: причины движения крови по сосудам, что такое ритм работы сердца, ЭКГ, пульс.

8. Уметь составлять схемы по теме, делать сравнения, обобщения и выводы.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1.Учебник:

2.Скелет.

3.Муляжи сердца.

4Схемы кругов кровообращения. Слайд фильмы.

5Таблицы по теме.

6Материалы методического пособия.

Введение и актуальность темы.

Оказание медицинской помощи пациенту, с позиции фельдшера и медицинской сестры, включает жалобы пациента.

Проблемы пациента складываются из физических, психоло-гических, социальных и духовных проблем.

Сегодня при изучении строения сердца вы рассмотрите эти проблемы.

Нарушение работы сердца человек воспринимает чаще всего с ощущения боли. Боль и является физической проблемой, с которой пациент обращается за помощью. Это проблема паци-ента. Задача медицинской сестры состоит в облегчении состоя-ния пациента. Его необходимо уложить, обеспечить доступ све-жего воздуха, поставить горчичник на область проекции сердца, дать валидол или нитроглицерин под язык.

При болях в сердце человек сталкивается и с психологиче-ской проблемой,которая выражается в паническом страхесмерти, дети останутся одни и др. Этот страх необходимо снять, вселить уверенность в благополучии исхода. Поэтому внешний вид медсестры, ласковый спокойный голос помогают снять этот страх.

Необходимо также учитывать и социальные проблемы па-циента: длительная реабилитация, вынужденная нетрудоспо-собность, возможная потеря зарплаты; а также и духовные про-блемы:вера,обычаи,традиции пациента-все это должна ува-жать и учитывать медицинская сестра.

Контроль базовых знаний:

1. Что такое внутренняя среда организма, её значение.

2. Назовите органы сердечно-сосудистой системы.

3. Масса сердца взрослого человека составляет:

1. 250-350 гр.

2. 350-450 гр.

3. 450-550 гр.

4. Объём сердца взрослого человека составляет:

1. 250-350 мл.

2. 350-450 мл.

3. 450-550 мл.

5. Кровь движется по сосудам к сердцу за счёт:

1. Сокращения сердца и выброса крови в сосуды.

2. За счёт разности давления по ходу сосудов.

1. За счёт отрицательного давления в грудной по-лости.

6. Сосуды, несущие кровь к сердцу это:

1. Артерии.

2. Вены.

3. Капилляры.

7. Обменные сосуды это:

1. Артерии.

2. Вены.

3. Капилляры.

8. Главная артерия большого круга - аорта выходит из:

1. Правого предсердия.

2. Правого желудочка.

3. Левого желудочка.

9. Лёгочный ствол выходит из:

1. Правого предсердия.

2. Правого желудочка.

3. Левого желудочка.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа с учебником по теме: «Строение сердца».

ЗАДАНИЕ 1. Проекция сердца на переднюю стенку грудной клетки.

На рисунке показана грудная клетка.

Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru

1. Изобразите схематично проекцию сердца на пе-реднюю стенку грудной клетки. Обозначьте вер-хушку сердца и границы: верхнюю, левую, правую и нижнюю.

2. Обозначьте и покажите проекцию сердца на ске-лете.

ЗАДАНИЕ 2. Круги кровообращения.

Просмотрите слайд фильмы «Круги кровообращения»

1. Зарисуйте схематично движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

2. Какое значение имеют большой и малый круги кровообращения?

ЗАДАНИЕ 3. Строение сердца. Просмотрите слайд фильм «Сторение сердца» «Рисуем сердце»

1. Зарисуйте правую половину сердца (предсердие и же-лудочек).

2. Обозначьте миокард и сосочковые мышцы его; эндо-кард и все его дубликатуры; эпикард, переходящий в перикард и околосердечную сумку.

3. Сделайте подписи к рисунку.

ЗАДАНИЕ 4. Исследовательская работа.

Ход работы.

1. Определите левую и правую половины сердца, убедитесь, что они не сообщаются между собой. Между предсердия-ми находится соединительнотканная перегородка, а со стороны правого предсердия -овальное окно. Между желу-дочками - мышечная перегородка.

2. Определите стенки сердца. Они состоят из трёх слоев. Внутренний - эндокард, соединительно-тканный, покры-

тый эндотелием, гладкий блестящий, выстилает предсер-дие и при переходе на желудочек образует створки (справа - три створки, слева - две створки). К краям створок при-крепляются сухожильные нити от сосочковых мышц же-лудочка. Это трёхстворчатый предсердно-желудочковый клапан. Эндокард выстилает желудочек, сосочковые мыш-цы и у места выхода крупных сосудов (справа - лёгочного ствола) образует три полулунных кармана - это полулун-ный клапан.

Средняя оболочка - миокард, построена из сердечной мышечной ткани. Убедитесь, что правый желудочек имеет более тонкую мышечную оболочку, чем левый. Объясните, почему?

Наружный слой - эпикард. Это серозный слой, перехо-дящий в париетальный листок - перикард, который образу-ет околосердечную сумку.

3. Найдите правое предсердие. Убедитесь, что оно имеет тон-кие стенки, и в него открываются: верхняя полая вена, нижняя полая вена и венечный синус.

4. Рассмотрите трёхстворчатый клапан. Представьте, как при сокращении желудочка створки поднимаются, закрывают выход крови назад в предсердие, а сухожильные нити за счет сокращения сосочковых мышц не дают им прогнуться в сторону предсердия.

5. Найдите в правом желудочке полулунный клапан - место выхода лёгочного ствола и представьте, как он работает: карманы не мешают току крови в сосуд, а при диастоле, когда давление в желудочке падает, кровь из сосуда не

может попасть назад в желудочек, т. к. клапан захлопнется.

6. Рассмотрите левое предсердие. Убедитесь, что в него впадают четыре лёгочные вены. Между левым предсердием и левым желудочком - двустворчатый (митральный) клапан.

7. Определите в левом желудочке место начала аорты и три полулунных кармана - полулунный клапан.

8. В левом и правом предсердиях имеются левое и правое ушки - «запасное» место. Эти две дополнительные камеры имеют гребенчатые мышцы.

9. На поверхности сердца найдите борозды: переднюю межжелудочковую, заднюю межжелудочковую и венечную. По бороздам проходят сосуды: левая и правая коронарные артерии и три вены: большая, средняя и малая, которые собираются в венечный синус, открывающийся в правое предсердие.

ЗАДАНИЕ 5. Внутреннее строение сердца.

Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru Дайте анатомическое название каждой цифре.

ЗАДАНИЕ 6.

Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru

На рисунке показаны: камеры, клапаны и сосуды сердца. Каки-ми цифрами они обозначены.

ЗАДАНИЕ 7. Работа сердца. Используя данную схему опишите работу сердца.

Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru

Вопросы:

1. Что такое сердечный цикл.

2. Сколько по времени длится систола предсердий, систо-ла желудочков и общая диастола.

3. Какие два периода наблюдаются в работе желудочков.

4. Когда захлопываются полулунные клапаны.

5. Чему равна частота сердечных сокращений у взрослого человека в минуту.

6. Какие звуковые явления возникают при работе сердца. Как можно их прослушать, покажите места их прослу-шивания.

7. Объясните возникновение I и II тонов сердца. Почему I и II тоны сердца соответственно называют систоличе-ским и диастолическим.

8. Какое влияние на работу сердца оказывают блуждаю-щие нервы.

ЗАДАНИЕ 8. Проводящая система сердца.

Зарисуйте проводящую систему сердца, обозначьте узлы и пучки автономной системы сердца.

Какое значение имеет проводящая система сердца?

Вопросы для творческих студентов

1. Объясните причину возникновения ПД (потенциала действия) в синусно-предсердном узле, почему этот узел называется водителем ритма.

2. Скелетные мышцы могут длительно сокращаться. По-чему сердце не может выполнять такую «титаническую работу» (длительный период сокращения).

3. Почему за экстрасистолой обязательно следует компен-саторная пауза.

4. Как изменится сила и частота сердечных сокращений при блокаде узла «водителя ритма».

5. Какое влияние на работу сердца оказывает ЦНС.

6. Как изменится работа сердца при повышении давления в предсердиях (от переполнения предсердий кровью ).

ЗАДАНИЕ 9. ЭКГ.

1. Что такое электрокардиография и электрокардиограмма?

2. Назовите три классических стандартных отведения для реги-страции электрических потенциалов сердца.

3. Рассмотрите по таблицам, рисункам нормальную ЭКГ, заре-гистрированную в трех стандартных отведениях. Зарисуйте ЭКГ. Обозначьте в ней зубцы Р, Q, R, S, Т и интервалы между ними.

4. Объясните значение ЭКГ.

Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru

ЗАДАНИЕ 10. Сердечно-сосудистая система.

Решите кроссворд.

Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru

По горизонтали:

Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru

1. Одно из положений сердца.

2. Клапаны, находящиеся у места выхода крупных сосу-дов.

3. Главный артериальный сосуд.

4. Камеры сердца, принимающие кровь.

5. Внутренний листок околосердечной сумки.

6. Учение о сосудистой системе.

7. Самая толстая оболочка стенки сердца.

8. Центральный орган кровеносной системы.

9. Клапан между предсердием и желудочком.

По вертикали:

1. Висцеральная оболочка сердца.

2. Складки между предсердием и желудочком.

3. Сосуд, несущий кровь к сердцу.

4. Камеры сердца, изгоняющие кровь в сосуды.

5. Препятствует обратному току крови при работе сердца.

6. Внутренняя оболочка сердца.

7. Обменные сосуды.

8. Кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца.

Ситуационные задачи

I. Как будет изменяться работа сердца:

1. При раздражении симпатических нервов.

2. При раздражении блуждающих нервов.

3. При избытке в крови ионов кальция и адреналина.

4. При избытке в крови ионов калия и ацетилхолина.

II. Сколько по времени будет длиться общая пауза сердца

при частоте ритма 70 и 140-сердечных сокращений в ми-нуту?

III. При выходе из теплого помещения на холод у больного возникли боли за грудиной сжимающего характера, кото-рые прошли от приема валидола. Какая патология у боль-

ного?

IV. О какой патологии сердца указывают следующие симпто-мы:

− интенсивная продолжительная боль в сердце, не снимающаяся приемом валидола;

− холодный липкий пот; − падение АД;

− общее состояние тяжелое.

V. В душном помещении, при внезапном испуге девушка потеряла сознание. Какую патологию можно предположить?

VI. У двухлетнего ребенка - одышка, сердцебиение, цианоз (цианоз - это синюшная окраска кожи и слизистых из-за малого содержания оксигемоглобина в крови). Какая па-тология сердца у ребенка?

VII. В результате ревматизма больной перенес эндокардит. При выслушивании определяются шумы в области сердца. Как вы думаете, что развилось у больного?

VIII. Какая основная жалоба у больного с инфарктом миокар-да?

IX. Сильная головная боль, мелькание «мушек» перед глаза-ми, рвота, АД - 220/130 мм рт. ст., состояние тяжелое. Ка-кая это патология?

X. У больного жалобы на одышку, перебои в сердце, отеки на ногах; при выслушивании сердца определяются: арит-мия, шумы, измененные I и II тоны сердца; в анамнезе ревматизм (ревмокардит). Как вы думаете, какая патоло-гия у больного?

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

МАТЕРИАЛЫ КОНТРОЛЯ

Контроль базовых знаний:

1. Внутренняя среда организма — это кровь, лимфа и тканевая жидкость. Через эту среду клетки организма получают из внешней среды необходимые вещества (посредством пище-варительной и дыхательной систем), а также выделяют про-дукты обмена, которые затем удаляются из организма через органы выделения.

2. Сердце и сосуды - артерии, вены, капилляры. 3 - 1; 4 - 1;

5 - 1, 2, 3; 6 - 2; 7 - 3; 8 - 3; 9 - 2.

ПООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

ЗАДАНИЕ 1. Проекция сердца на переднюю стенку грудной клетки.

Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru

ЗАДАНИЕ 2. Круги кровообращения.

См. схему.

1. Большой круг кровообращения служит для обеспечения всего организма, каждой его клетки кислородом и питательными веществами.

2. По малому кругу венозная кровь в легких отдает углекислый газ, обогащается кислородом.

ЗАДАНИЕ 3. Строение стенки сердца.

1 - эндокард; 2 - миокард; 3 - эпикард; 4 - перикард; 5 -створки; 6 - сухожильные нити; 7 - полулунные карманы.

ЗАДАНИЕ 5. Внутреннее строение сердца.

1 - правое предсердие; 2 - левое предсердие; 3 - правый желудо-чек; 4 - левый желудочек; 5 - эндокард; 6 - миокард; 7 - эпикард; 8 - створчатый клапан; 9 - полулунные клапаны; 10 - не пропус-кает кровь из желудочка в предсердие при систоле желудочков; 11 - не пропускает кровь из сосудов в желудочки при диастоле.

ЗАДАНИЕ 6.

На рисунке обозначены:

1 - нижняя полая вена; 2 - эпикард; 3 - миокард; 4 - эндокард; 5 - верхняя полая вена; 6 - легочная артерия левая; 7 - легочные вены; 8 - легочный ствол; 9 - полулунный клапан; 10 - створчатые клапаны.

ЗАДАНИЕ 7. Работа сердца.

1 - открыты; 2 - закрыты; 3 - закрыты; 4 - открыты; 5 - открыты; 6 - закрыты.

Ответы на вопросы:

1. Сердечный цикл - одно сокращение и расслабление сердечной мышцы в определённом ритме.

2. Систола предсердий длится 0,1с., систола желудочков 0,3с.; диастола желудочков 0,5с.

3. В работе желудочков наблюдается два периода:

1- период захлопывания створчатых клапанов.

2- период изгнания крови в сосуды.

4. При диастоле, когда давление в желудочках понижается, и кровь из сосудов под давлением закрывает полулунные кла-паны.

5. ЧСС у взрослого равна 75 раз в минуту.

6.7. Сокращение сердечной мышцы сопровождается появлением тонов. Первый тон - систолический -глухой, продолжитель-ный. Он совпадает с захлопыванием створчатых клапанов. Второй тон -диастолический - высокий, короткий. Он совпа-дает с закрытием полулунных клапанов.

8. Блуждающие нервы оказывают тормозящие влияния на рабо-ту сердца.

Среди факторов гормональной регуляции особую роль играют медиаторы и биологически активные вещества (адреналин, ацетилхолин, ренин).

ЗАДАНИЕ 8. Проводящая система сердца.

1. Синусно-предсердный узел.
2. Предсердно-желудочковый узел.
3. Пучок Гисса. 4. Ножки Гисса.

Проводящая система сердца обеспечивает ритм работы сердца.

Вопросы для творческих студентов

1. Сердечно-сосудистая система Занятие 1. - student2.ru Чередование фаз сердечного сокращения обусловлено автономной саморегулирующей системой сердца называемой проводящей. Проводящая система состоит из атипической мышечной ткани, представленной узлами и пучками: синусно-предсердный узел, расположенный в устье верхней полой вены; предсердно-желудочковый узел; пучок Гисса, расположенный в перегородке желудочков и ножки Гисса,

конечные разветвления которых анастомозируют с сократительными волокнами сердечной мышцы.

Первичным водителем ритма является синусно-предсердный узел, клетки его обладают наибольшей скоростью деполяризации (перезарядки мембран клеток узла) и возникновения потенциала действия, от которого возбуждение распространяется по стенке правого предсердия к предсердно-желудочковому узлу (вторичному водителю ритма), а от него - в пучок и ножки Гисса.

2;3. Во время сокращения сердечная мышца не отвечает на раздражения, т.к. возбудимость ее резко снижена (свойство сердечной мышцы). В начальном периоде расслабления возбудимость сердечной мышцы восстанавливается. В этот момент сердце может ответить внеочередным сокращением - экстрасистолой на дополнительное раздражение. Однако, следом за

экстрасистолой следует компенсаторная пауза, т.е. сердечная мышца не может работать в режиме абсолютного тетануса.

4. При блокаде синусно-предсердного узла функцию «водителя ритма» возьмёт на себя предсердно-желудочковый узел. Од-нако сила и частота сердечных сокращений уменьшится.

5. Центральная регуляция работы сердца осуществляется симпа-тическим и парасимпатическим отделами нервной системы. Симпатические влияния стимулируют сердечную деятель-ность, повышая силу и частоту сердечных сокращений. Пара-симпатические нервы (ветви блуждающего нерва) оказывают на сердце противоположное влияние: снижают силу и частоту сердечных сокращений.

6. Повышение давления в предсердиях вызывает раздражение прессорецепторов устья полых вен и по афферентным волок-нам информация поступает в ЦНС, в результате чего наступа-ет учащение сердечной деятельности и предсердия разгружа-ются от переполняющей их крови.

ЗАДАНИЕ 9. ЭКГ.

1. Электрокардиография - регистрация биотоков сердца. Электрокардиограмма (ЭКГ) - полученная кривая.

2. При классических стандартных двухполюсных отведениях электроды накладываются: в 1-ом отведении - на обе руки, во 2-ом отведении - на правую руку и левую ногу, в 3-ем отведе-

нии - на левую руку и левую ногу.

3.

− зубцы Р, R, Т направлены вверх; − зубцы Q и S - вниз;

− зубец Р отражает процесс возбуждения в предсердиях и длится 0,1 с;

− зубцы Q, R, S отражают процесс возбуждения миокарда желудочков, а комплекс QRS показывает скорость рас-пространения возбуждения по мышцам желудочков и равен 0,1 с;

− зубец Т связан с восстановительными процессами в миокарде желудочков после его возбуждения и равен

0,28 с;

− интервал P-Q - время , в течении которого возбуждение

распространятся от предсердия до желудочков и равен

0,2 с;

− интервал Q-T соответствует деполяризации и реполяри-зации желудочков и составляет 0,4 с;

− интервал Т-Р- общая пауза, с ней связывают уровни интервалов P-Q и Q-T.

4. Значение ЭКГ - для функциональной диагностики заболева-ний сердца и характеристики физиологических изменений сердца при различных видах деятельности, спорта и др.

ЗАДАНИЕ 10.    
По горизонтали: По вертикали:
1. Косое 1. Эпикард
2. Полулунный 2. Створки
3. Аорта 3. Вена
4. Предсердия 4. Желудочки
5. Перикард 5. Клапан
6. Ангиология 6. Эндокард
7. Миокард 7. Капилляры
8. Сердце 8. Артерии
9. Створчатый    

Ситуационные задачи

I.

1 - усиливаться и учащаться

2 - ослабляться и урежаться

3 - усиливаться

4 - ослабляться

II. 0,4с; 0,2с

III. Стенокардия

IV. Инфаркт миокарда

V. Обморок (острая сосудистая недостаточность) VI. Врожденный порок сердца

VII. Приобретенный порок сердца

VIII. Сильная боль в области сердца

IX. Гипертоническая болезнь сердца

X. Порок сердца. Недостаточность кровообращения

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Клинические заметки.

1.Заболевания оболочек сердца:

а) Эндокардит - воспаление внутренней оболочки. Встреча-ется при атаке ревматизма. После воспаления развиваются рубцовые изменения, ведущие к сужению предсердно-желудочкого отверстия - митральному стенозу или недос-таточности клапана (створки полностью не смыкаются).

Клапанный эндокардит нередко завершается кальцифика-циеи створок, что требует трансплантации клапана. Болезни венечных сосудов. За счет атеросклероза или вне-запно (тромбоз или эмболия) имеет место ишемия мио-карда. Поступление кислорода и питательных веществ к

сердечной мышце уменьшается. Клинической формой ИБС является стенокардия (проявляется болью в области сердца).

б) Миокардит - воспаление мышечной оболочки сердца. Чаще всего возникает при инфекциях. Клинически прояв-ляется повышенной утомляемостью, сердцебиением, пе-ребоями.

в) Перикардит - воспаление наружной оболочки сердца и околосердечной сумки.

Чаще возникают при ревматизме, туберкулезе, гриппе, сепсисе; также в результате перехода воспаления с сосед-них органов при пневмонии, плеврите, травмах грудной клетки.

2. Обморок-неожиданная потеря сознания вследствии ишемии(недостаточное кровоснабжение головного мозга).

3. Остановка сердцатребует экстренной помощи.Комплексмероприятий включает поддержание проходимости дыха-тельных путей (искусственная вентиляция легких «рот в рот»

или «рот в нос»), так как сердце не может сокращаться без вентиляции легких.

Одновременно производится наружный массаж сердца. Ла-дони рук распологаются над нижней частью грудины больно-го, лежащего на спине, и ритмично надавливают на грудь с частотой 50-60 раз в минуту.

При блокаде сердца происходит задержка проведения им-пульсов по пучку Гисса. В случае неполной блокады к желу-дочкам проводится каждый второй или третий импульс. При полной поперечной блокаде сердце работает в ритме пучка Гисса.

4. Кардиохирургия.В состав бригады,занимающейся после-операционной ребилитацией таких больных, входит и медсе-стра. Она должна обладать достаточными знаниями, чтобы вовремя определить момент, когда необходимо обратиться к врачу за специализированной помощью; медсестра обязана создать комфортную обстановку, утешать пациента и родст-венников.

Сердечно-сосудистая система Занятие 1.

ТЕМА: «СТРОЕНИЕ СЕРДЦА»

ЦЕЛИ:

1. Знать органы сердечно-сосудистой системы, схему кру-гов кровообращения и объяснить их значение.

2. Уметь изобразить схематично проекцию сердца на пе-реднюю стенку грудной клетки и показать её границы на скелете.

3. Знать внешнее строение сердца, его положение.

4. Уметь показать в виде схемы строение стенки сердца, камеры и клапаны сердца; показать на влажных препа-ратах, муляжах: камеры сердца, сосуды, приносящие кровь к сердцу и от него, клапаны сердца.

5. Объяснить работу сердца (работу клапанов).

6. Знать проводящую систему сердца, уметь изобразить её схематично, объяснить значение.

7. Знать: причины движения крови по сосудам, что такое ритм работы сердца, ЭКГ, пульс.

8. Уметь составлять схемы по теме, делать сравнения, обобщения и выводы.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1.Учебник:

2.Скелет.

3.Муляжи сердца.

4Схемы кругов кровообращения. Слайд фильмы.

5Таблицы по теме.

6Материалы методического пособия.

Наши рекомендации