Патофизиология системы крови. постгеморрагические и гемолитические анемии
Патофизиология ЕН
Основная литература
N | Заглавие учебника | Кол-во экз-ров |
Патологическая физиология : учебник для студ./ ред.: Н. Н. Зайко, Ю. В. Быця. -5-е изд.. -М.: МЕДпресс-информ, 2008. -640 с.: ил. УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом, УЧЛ - Учебник | ||
Патофизиология : учебник для студентов вузов: в 2т./ ред. В. В. Новицкий, Е. Д. Гольдберг, О. И. УразоваТ.1. -848 с.- 2009г. УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано методсоветом ВУЗа | ||
Литвицкий П.Ф. Патофизиология : учебник для медицинских вузов/ П. Ф. Литвицкий. -4-е изд.,испр.и доп.. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -496 с.: ил. УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом | ||
Тель Л.З. Патологическая физиология : интерактивный курс лекций/ Л. З. Тель, С. П. Лысенков, С. А. Шастун. -М.: Мед.информ.агентство, 2007. -672 с. УЧЛ - Курс лекций, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом | ||
Итого экземпляров |
Дополнительная
N | Заглавие учебника | Кол-во экз-ров |
Ефремов А.В. Иммунопатологические процессы : учебное пособие/ А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Е. Н. Самсонова; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -65 с. УЧЛ - Учебное пособие | ||
Типовые нарушения обмена веществ : учебное пособие/ А. В. Ефремов [и др.]; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2007 УЧЛ - Учебное пособие | ||
Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия : учебное пособие для вузов/ А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров ; ред. А. В. Ефремов. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -253 с. УЧЛ - Учебное пособие, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом | ||
Патофизиология сердечно-сосудистой системы : учебно-методическое пособие/ А. В. Ефремов [и др.]; Новосиб.гос.мед.ун-т. -3-е изд.. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2008. -59 с. УЧЛ - Учебно-методический комплекс | ||
Ефремов А.В. Основы общей нозологии : учебное пособие/ А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Е. Н. Самсонова; Новосиб.гос.мед.ун-т. -3-е изд.. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -92 с. УЧЛ - Учебное пособие | ||
Ефремов А.В. Нарушения микроциркуляции и периферического кровообращения : учебно-методическое пособие/ А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -44 с. УЧЛ - Учебно-методический комплекс | ||
Ситуационные задачи для самоподготовки студентов по патофизиологии/ ред. Г. В. Порядин. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. -193 с. УЧЛ - Сборник задач | ||
Основные понятия общей патофизиологии : метод.пособие для самост.работы студ.леч.,пед.,медико-профилактич.и стом.фак-тов/ ред. А. В. Ефремов, Г. В. Порядин. -М.: ВУНМЦ, 2000. -82 с. УЧЛ - Методические указания | ||
Тестовые задания по курсу патофизиологии/ ред. Г. В. Порядин, Ж. М. Салмаси. -М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. -352 с. УЧЛ - Тесты | ||
Патофизиология нейроэндокринной системы : учебное пособие/ Новосиб.гос.мед.ун-т; сост. А. В. Ефремов [и др.]. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -64 с. УЧЛ - Учебное пособие | ||
Гено- и фенотипические особенности формирования артериальной гипертензии/ В. М. Подхомутников [и др.]; Новосиб.гос.мед.академия. -Новосибирск: б.и., 2003. -191 с. Монография | ||
Патофизиология и физиология в вопросах и ответах/ Л. З. Тель [и др.]. -М.: Мед.информ.агентство, 2007. -512 с. Монография | ||
Итого экземпляров |
ЧАСТНАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ. ПОСТГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ И ГЕМОЛИТИЧЕСКИЕ АНЕМИИ
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить принципы классификации анемий, этиологию, патогенез и клинико-гематологические проявления острой постгеморрагической и гемолитических анемий.
2. Освоить принципы оценки гемограммы.
По окончании изучения темы студенты должны:
ЗНАТЬ: 1. Принципы классификации анемий.
2. Этиологию, патогенез и классификацию постгеморрагических и гемолитических анемий.
3. Изменения в периферической крови и красном костном мозге при постгеморрагических и гемолитических анемиях.
4. Механизмы развития компенсаторных реакций и клинические проявления постгеморрагических и гемолитических анемий.
5. Особенности развития постгеморрагических и гемолитических анемий у новорожденных детей и у детей раннего возраста (для педиатрического факультета).
УМЕТЬ: 1. Приготовить мазок крови и подсчитать количество эритроцитов в единице объема крови.
2. Определить содержание гемоглобина в единице объема крови.
3. Приготовить мазок крови, окрасить его и подсчитать количество ретикулоцитов.
4. Дать клиническую оценку показателям красной крови.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: с патогенетическими принципами терапии постгеморрагических и гемолитических анемий.
КОНТРОЛЬ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
1. Программированный контроль
2. Ситуационные задачи
3. Опрос по следующим вопросам:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Схема нормобластического эритропоэза.
2. Понятие о эритроне, эритропоэзе и эритродиэрезе.
3. Структурно-функциональная характеристика эритроцита.
4. Гемоглобин, структура и виды.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Анемия, определение понятия.
2. Принципы классификации анемий.
3. Острая постгеморрагическая анемия, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.
4. Компенсаторно-приспособительные механизмы в организме при острой кровопотере. Стадии компенсации и их клинико-гематологическая характеристика.
5. Хроническая постгеморрагическая анемия, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.
6. Гемолитические анемии, классификация.
7. Наследственные гемолитические анемии, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.
8. Приобретенные гемолитические анемии, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.
9. Роль иммунных механизмов в патогенезе анемий.
10. Гемолитическая болезнь новорожденных. Этиология, патогенез.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ
1. Эритропоэз в онтогенезе (нормобластический и мегалобластический типы кроветворения). Регуляция эритропоэза.
2. Основные патогенетические варианты нарушений эритропоэза и классификация анемий этой группы.
3. Общий патогенез дисрегуляторных анемий.
4. Анемии дефицитные:
А) Особенности железодефицитных снемий (причины, патогенетические закономерности развития, механизмы основных проявлений);
Б) Экзогенный и эндогенный дефицит В12 и фолиевой кислоты, этиология, патогенез, основные проявления мегалобластических анемий.
5. Нарушение эритропоэза вследствие наследственных и приобретенных ферментопатий (например, в синтезе порфирина, гема).
6. Этио-патогенетическая классификация гипо-, апластических анемий. Особенности патогенеза и проявлений.
7. Метапластические варианты нарушения эритропоэза. Патогенез анемии при лейкозах.
8. Компенсаторно-приспособительные (саногенетические) процессы в организме при анемиях.
9. Дегенеративные изменения со стороны клеток красной крови при различных видах анемий.
10. Железодефицитные состояния у детей (пед.фак). Белково-дефицитные анемии.
11. Патологические изменения ткани полости рта при хронических анемических состояниях.
ТЕМА: ЛЕЙКОЗЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Изучить общие закономерности нарушения системы кроветворения и основные проявления в организме при лейкозах. Научиться дифференцировать по гематологическим признакам изменения, характерные для некоторых лейкозов.
ЗНАТЬ:
1. Основные теории этиологии лейкозов.
2. Определение понятия и обоснование опухолевой природы лейкозов.
3. Патофизиологические закономерности нарушений кроветворения (характерные изменения миелограмм).
4. Принципы классификации лейкозов.
5. Механизмы развития основных клинических синдромов(анемического, геморрагического, иммунодепрессивного и др.) при лейкозах.
УМЕТЬ:
1. Выявлять признаки, отличающие лейкозы от лейкемоидных реакций, в гемограммах и миелограммах.
2. По гемограммам и миелограммам дифференцировать острые и хронические лейкозы.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:с общими принципами диагностики и терапии лейкозов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Общая схема кроветворения (повторение).
2. Миелограмма. Определение. Общие принципы оценки. Понятие о парциальной миелограмме.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ
1. Лейкозы. Определение понятия, место лейкозов среди других гемобластозов и их основные черты.
2. Принципы классификации лейкозов.
3. Этиология (радиационный лейкогенез, химический, вирусный; роль наследственного фактора).
4. Патогенез лейкозов (понятие об онкогенах, антионкогенах, принципы противоопухолевой защиты организма).
5. Особенности течения, кроветворения и клеточного состава крови и костного мозга при миело- и лимфолейкозах.
6. Основные клинические симптомы при острых и хронических лейкозах.
7. Принципы диагностики и терапии лейкозов.
8. Особенности лейкозов у детей (пед.фак-т).
9. Изменения в тканях в полости рта при лейкозах (стом.фак-т).
ТЕМА: ПАТОЛОГИЯ ГЕМОСТАЗА
Цель занятия: изучить патогенетические механизмы нарушений системы гемостаза.
По окончании изучения темы студенты должны:
ЗНАТЬ: 1. Определение понятия "геморрагический диатез".
2. Принципы классификации геморрагических диатезов.
3. Виды, этиологию и патогенез геморрагических диатезов, связанных с нарушением коагуляции. Этиологию и патогенез нарушений в системе антикоагулянтов и фибринолиза.
4. Виды, этиологию и патогенез геморрагических диагнозов, связанных с патологией тромбоцитов.
5. Виды, этиологию и патогенез геморрагических диатезов, связанных с нарушением проницаемости сосудистой стенки.
6. Этиологию и патогенез ДВС-синдрома.
7. Особенности нарушений гемостаза новорожденных (для пед. ф-та ).
8. Геморрагические синдромы в стоматологической практике ( для стом. ф-та ).
УМЕТЬ: оценивать по лабораторным тестам состояние коагуляционного звена гемостаза.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМ: с патогенетической терапией нарушений гемостаза.
КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
1. Тестовый контроль.
2. Опрос по следующим вопросам:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1) Понятие о системе гемостаза, ее звеньях и функциях.
2) Механизмы сосудисто-тромбоцитарного гемостаза.
3) Современные представления о каскадно-комплексной (матричной) схеме свертывания крови.
4) Понятие о системе антикоагулянтов.
5) Фибринолитическая система крови.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1) Понятие о геморрагических диатезах.
2) Патогенетическая классификация геморрагических диатезов.
3) Этиология, патогенез и виды коагулопатий (гемофилии А и В, болезнь Виллебранда).
4) Этиология, патогенез и виды тромбоцитопатий (болезнь Верльгофа). Тромбоцитопении и тромбоцитозы, роль измененных свойств тромбоцитов в нарушениях гемостаза.
5) Этиология, патогенез и виды вазопатий (болезнь Шенлейн-Геноха, болезнь Рандю-Ослера).
6) Этиология и патогенез ДВС-синдрома.
7) Нарушения в системе фибринолиза (гипо- и афибриногенемия) : этиология, патогенез, виды.
8) Принципы патогенетической терапии геморрагических диатезов.
9) Патология гемостаза у новорожденных (для пед. факультета).
10) Геморрагические синдромы в стоматологической практике (для стом. факультета).
ВОПРОСЫ К ПОВТОРИТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ГЕМАТОЛОГИИ.
1. Анемия, определение понятия, общая характеристика.
2. Принципы классификации анемий.
3. Острая постгеморрагическая анемия, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.
4. Компенсаторно-приспособительные процессы в организме при острой кровопотери.
5. Гемолитические анемии, классификация.
6. Наследственные гемолитические анемии, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.
7. Приобретенные гемолитические анемии, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.
8. Роль аутоиммунных процессов в патогенезе анемий.
9. Гемолитическая болезнь новорожденных, этиология, патогенез.
10. Патологические изменения полости рта при гемолитических анемиях (для стом/ф-та).
11. Эритропоэз в онтогенезе (нормобластический и мегалобластический типы кроветворения).
12. Дегенеративные изменения со стороны красной крови при анемиях.
13. Основные патогенетические варианты нарушений эритропоэза и классификация анемий этой группы.
14. Особенности железодефицитных анемий (причины, механизмы, симптомы).
15. Нарушение эритропоэза вследствие наследственных и приобретенных ферментопатий (ахрестические анемии).
16. Причины, патогенез, проявления В12-фолиеводефицитных анемий.
17. Этиология, патогенез, проявления гипопластических анемий.
18. Патогенез анемий при лейкозах и других опухолевых поражениях костного мозга.
19. Компенсаторно-приспособительные процессы в организме при анемиях и полицитемиях.
20. Железодефицитные состояния у детей. Белководефецитные анемии (для пед/ф-та).
21. Патологические изменения тканей полости рта при хронических анемических состояниях.
22. Лейкоцитарная формула, правила подсчета и оценки.
23. Основные типы лейкограмм по Н.Н.Боброву, примеры.
24. Ядерные (нейтрофильные) сдвиги, определение, виды, характеристика.
25. Лейкоцитоз, причины и механизмы развития, виды.
26. Лейкопении, основные виды, их причины и механизмы развития.
27. Лейкемоидные реакции, их виды и особенности механизмов развития. Сравнительная характеристика с лейкозами.
28. Гемобластозы, лейкозы. Определение понятий, общая характеристика.
29. Общие закономерности лейкозной гиперплазии.
30. Этиология лейкозов. Характеристика современных теорий этиологии.
31. Патогенез лейкозов. Понятие о моноклоновости и поликлоновости.
32. Стадии лейкозов и их характеристика.
33. Принципы классификации лейкозов.
34. Острые лейкозы, их виды и особенности клеточного состава костного мозга и периферической крови.
35. Хронические лейкозы, классификация и картина костного мозга.
36. Основные нарушения в организме при лейкозах, их механизмы.
37. Особенности лейкозов в детском возрасте (для пед/ф-та).
38. Изменения со стороны тканей полости рта при лейкозах (для стом/ф-та).
39. Геморрагические диатезы, понятие и общая характеристика.
40. Патогенетическая классификация геморрагических диатезов.
41. Коагулопатии, классификация, причины и механизмы развития отдельных видов.
42. Тромбоцитопатии, виды и особенности механизмов развития, примеры.
43. Наследственные и приобретенные вазопатии, механизмы развития, примеры.
44. ДВС-синдром – причины и механизмы развития, стадийная характеристика.
45. Принципы патогенетической терапии геморрагических диатезов.
46. Патология системы гемостаза в детском возрасте (для пед/ф-та).
47. Геморрагические синдромы в стоматологической практике (для стом/ф-та).
Частная патофизиология.
Нарушения сердечного ритма.
Цель занятия: изучить этиологию и патогенез нарушений ритма сердца. Воспроизвести в эксперименте аритмии, связанные с нарушением проводимости и возбудимости миокарда.
По окончании изучения темы студенты должны:
Знать:
1. Определение понятия «аритмия»
2. Патогенетическая классификация аритмий.
3. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением автоматизма миокарда (синусовая тахи- и брадикардия, синусовая аритмия)
4. Патогенез и проявления дыхательной аритмии в детском и юношеском возрасте (для пед. ф-та)
5. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением возбудимости миокарда (экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия)
6. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением проводимости миокарда (синоаурикулярная блокада, атриовентрикулярная блокада). Понятие о полной поперечной блокаде сердца. ЭКГ –признаки блокад сердца.
7. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением возбудимости и сократимости миокарда (мерцание и трепетание предсердий и желудочков)
8. Механизмы возникновения и развития стрессорных нарушений ритма сердца
Уметь:
воспроизвести в эксперименте модели различных видов аритмий, проанализировать ЭКГ с нарушениями сердечного ритма и объяснить механизмы их развития.
Быть ознакомленными: с принципами патогенетической терапии аритмий.
Контроль теоретической подготовки студентов.
1. Программированный контроль (приложение 1).
2. Опрос по следующим вопросам:
Вопросы для повторения:
1. Проводящая система сердца, ее особенности.
2. Понятие о водителях ритма. Фазы сердечного цикла.
3. Электрофизиологические механизмы возбуждения и сокращения клеток миокарда.
4. Нейрогуморальная регуляция сердечного ритма.
5. Сердечный ритм, как фактор интегрирующий сердце в единый функциональный механизм.
Вопросы к занятию:
1. Определение понятия «аритмия»
2. Патогенетическая классификация аритмий.
3. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением автоматизма миокарда (синусовая тахи- и брадикардия, синусовая аритмия)
4. Патогенез и проявления дыхательной аритмии в детском и юношеском возрасте (для пед. ф-та)
5. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением возбудимости миокарда (экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия)
6. Современные представления о патогенезе экстросистолий. ЭКГ признаки экстросистолий.
7. Методы купирования пароксизмальной тахикардии, их патогенетическое обоснование.
8. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением проводимости миокарда (синоаурикулярная блокада, атриовентрикулярная блокада). Понятие о полной поперечной блокаде сердца. ЭКГ –признаки блокад сердца.
9. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением возбудимости и сократимости миокарда (мерцание и трепетание предсердий и желудочков)
10. Механизм развития мерцательной аритмии, ее ЭКГ – признаки.
11. Фибрилляция желудочков сердца как неотложное состояние, принципы неотложной помощи. Дефибрилляция сердца.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Структурно-функциональные особенности системы пищеварения.
2. Нейрогуморальная регуляция системы пищеварения.
3. Основные функции органов пищеварительной системы.
4. Химический состав пищеварительных соков и ферменты, обеспечивающие расщепление белков, жиров и углеводов.
5. Роль желчи и панкреатического сока в процессе пищеварения.
6. Особенности полостного и пристеночного пищеварения.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ
1. Основные причины нарушений пищеварения. Роль нейрогенных и гуморальных факторов состава пищи и режима питания, инфекций, интоксикаций, иммунопатологических процессов и врожденных аномалий пищеварительного тракта.
2. Понятие о недостаточности пищеварения. Основные проявления расстройств пищеварения.
3. Нарушения аппетита, булимия, полифагия, анорексия, парарексия. Боли, их особенности. Отрыжка, изжога, тошнота, рвота, диарея, метеоризм. Происхождение данных проявлений.
4. Нарушение жевания и глотания, расстройства слюноотделения. Общая характеристика стоматита, паротита, опухолей ротовой полости. Патология пищевода. Эзофагит, дивертикул пищевода: общее представление о заболеваниях. Кардиоспазм: причины, патогенез и патоморфология, основные проявления, исходы.
5. Патология желудка. Нарушения секреторной функции, типы патологической секреции. Изменения моторики, расстройства эвакуаторной функции желудка. Связь секреторной и моторной функций желудка в патологии.
6. Воспалительные, деструктивные и опухолевые заболевания желудка. Гастриты, язвенная болезнь желудка и рак желудка: понятие об их этиологии, патогенез и патоморфология. Основные клинические проявления, исходы. Представление о пострезекционных синдромах и болезни оперированного желудка.
7. Патология кишечника. Нарушение секреторной и моторной функций. Расстройства полостного, пристеночного и мембранного пищеварения. Синдром мальабсорбции, дисбактериоз, аутокишечная интоксикация. Энтериты и колиты, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, опухоли кишечника: этиология, представление о патогенезе и патоморфологии. Основные клинические проявления, исходы. Аппендицит, кишечная непроходимость, перитонит: общая характеристика заболеваний.
8. Этиология и патогенез нарушений секреторной функции поджелудочной железы. Роль гастроинтерстициальных гормонов в патологии ЖКТ.
9. Основы способов предупреждения и лечения болезней системы пищеварения. Значение поддержания режима питания и его полноценности, исключение интоксикаций. Диетотерапия и заместительная ферментотерапия. Другие способы коррекции пищеварения (использование кортикостероидов, противовоспалительной терапии, противоопухолевого лечения). Особенности реабилитации и ухода за больными при болезнях системы пищеварения.
10. Особенности патологии пищеварении у детей (для педиатрического факультета).
11. Особенности патологии пищеварения в полости рта (для стоматологического факультета).
ТЕМА: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПЕЧЕНИ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить общую этиологию и патогенез заболеваний печени, общие принципы оценки диагностических функциональных проб при различных печеночных синдромах и общие принципы патогенетической терапии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Общая характеристика функциональной морфологии печени.
2. Роль печени в поддержании гомеостаза (участие печени в обмене белков, углеводов, липидов, желчных пигментов, порфиринов, гормонов, микроэлементов, воды и солей, биотрансформации ксенобиотиков).
3. Роль печени в ферментологическом гомеостазе.
4. Обмен билирубина в организме.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Основные этиологические факторы заболеваний печени.
2. Общий патогенез заболеваний печени.
3. Классификация печеночных синдромов.
4. Основные виды, причины и механизмы развития цитолитического синдрома. Оценка «ферментов повреждения».
5. Гепатодепрессивный синдром, особенности патогенеза и изменений функциональных проб.
6. Печеночная кома, виды и особенности механизмов развития.
7. Этиология, патогенез и последствия мезенхимально-воспалительного синдрома.
8. Виды, этиология, патогенез и основные проявления синдрома портальной гипертензии.
9. Патогенез синдрома регенерации и опухолевого роста печени, его биохимические индикаторы.
10. Виды, этиология, патогенез и основные проявления холестатического синдрома.
11. Классификация желтух, особенности их механизмов развития.
12. Изменение содержания желчных пигментов в крови, моче и фекалиях при различных видах желтух.
13. Клиническое значение отдельных видов желтух.
Частная патофизиология.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ
КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
1.Программированный контроль (приложение 1).
2.Решение ситуационных задач (приложение 2).
3. Опрос по следующим вопросам:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1.Обмен йода, его значение в синтезе гормонов щитовидной железы.
2.Гормоны щитовидной и паращитовидной желез, механизмы их действия на организм.
3.Функциональная взаимосвязь между нервной системой, щитовидной и паращитовидными железами.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1.Основные причины и патогенетические пути нарушения функции щитовидной железы:
а) этиологическая роль центральных и гипофизарных нарушений регуляции щитовидной железы;
б) генетические дефекты синтеза тиреоидных гормонов;
в) значение аутоиммунитета в патологии щитовидной железы.
2. Гипертиреоз: причины, основные клинические проявления, механизмы нарушения обмена веществ, особенности функционирования нервной и других органов и систем.
3. Виды эндокринной патологии, обусловленные недостаточной функцией щитовидной железы (микседема детей и взрослых, кретинизм): основные причины, проявления, механизмы нарушения обмена веществ и функций различных органов и систем.
4. Эндемический зоб, его разновидности, причины и механизмы развития.
5. Гипопаратиреоз: причины, механизмы развития и основные проявления (нарушения обмена веществ, нарвно-мышечной возбудимости и т.д.).
6. Гиперпаратиреоз: причины и механизмы развития, основные проявления.
7. Причины и механизмы развития паратиреопривной тетании.
8. Принципы патогенетической терапии при гипер- и гипотиреозе, гипер- и гипопаратиреозе.
КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
1.Программированный контроль (приложение 1).
2.Решение ситуационных задач (приложение 2).
4. Опрос по следующим вопросам:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Биосинтез гормонов надпочечников, их биологические эффекты.
2. Физиологическая регуляция синтеза гормонов надпочечников. Понятие о гипаталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе. Положительная и отрицательная обратные связи в регуляции гипаталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Острая надпочечниковая недостаточность. Этиология, патогенез, классификация, основные проявления. Синдром Уотерхауза-Фридериксена.
2. Хроническая надпочечниковая недостаточность. Этиология, патогенез, классификация, основные проявления.
3. Понятие о тотальной и парциальной гиперфункции коры надпочечников. Болезнь и синдром Иценко-Кушинга, этиология, патогенез, классификация, основные проявления и последствия.
4. Врожденные дефекты синтеза гормонов коры надпочечников. Гиперплазия коры надпочечников 1 и 2 типов. Механизмы развития и последствия.
5. Нарушения минералкортикоидной функции надпочечников. Первичный и вторичный гиперальдостеронизм, этиология, патогенез, классификация, основные проявления и последствия.
6. Нарушение функции мозгового вещества надпочечников, этиология, патогенез, классификация, основные проявления и последствия.
7. Понятие «стресс» и «общий адаптационный синдром». Роль Г.Селье в разработке концепции стресса.
8. Стадии развития общего адаптационного синдрома. Роль гормонов коры надпочечников в реализации механизма стресса. Виды стресса. Понятие о «дистрессе».
9. Понятие о стресс-реализующей и стресс-лимитирующей системах.
10. Понятие о «болезнях адаптации». Способы профилактики стрессорных поражений организма.
11. Принципы и патогенетическое обоснование кортикоидной терапии, ее осложнения. Синдром отмены кортизонтерапии.
Патофизиология ЕН
Основная литература
N | Заглавие учебника | Кол-во экз-ров |
Патологическая физиология : учебник для студ./ ред.: Н. Н. Зайко, Ю. В. Быця. -5-е изд.. -М.: МЕДпресс-информ, 2008. -640 с.: ил. УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом, УЧЛ - Учебник | ||
Патофизиология : учебник для студентов вузов: в 2т./ ред. В. В. Новицкий, Е. Д. Гольдберг, О. И. УразоваТ.1. -848 с.- 2009г. УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано методсоветом ВУЗа | ||
Литвицкий П.Ф. Патофизиология : учебник для медицинских вузов/ П. Ф. Литвицкий. -4-е изд.,испр.и доп.. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -496 с.: ил. УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом | ||
Тель Л.З. Патологическая физиология : интерактивный курс лекций/ Л. З. Тель, С. П. Лысенков, С. А. Шастун. -М.: Мед.информ.агентство, 2007. -672 с. УЧЛ - Курс лекций, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом | ||
Итого экземпляров |
Дополнительная
N | Заглавие учебника | Кол-во экз-ров |
Ефремов А.В. Иммунопатологические процессы : учебное пособие/ А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Е. Н. Самсонова; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -65 с. УЧЛ - Учебное пособие | ||
Типовые нарушения обмена веществ : учебное пособие/ А. В. Ефремов [и др.]; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2007 УЧЛ - Учебное пособие | ||
Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия : учебное пособие для вузов/ А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров ; ред. А. В. Ефремов. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -253 с. УЧЛ - Учебное пособие, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом | ||
Патофизиология сердечно-сосудистой системы : учебно-методическое пособие/ А. В. Ефремов [и др.]; Новосиб.гос.мед.ун-т. -3-е изд.. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2008. -59 с. УЧЛ - Учебно-методический комплекс | ||
Ефремов А.В. Основы общей нозологии : учебное пособие/ А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Е. Н. Самсонова; Новосиб.гос.мед.ун-т. -3-е изд.. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -92 с. УЧЛ - Учебное пособие | ||
Ефремов А.В. Нарушения микроциркуляции и периферического кровообращения : учебно-методическое пособие/ А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -44 с. УЧЛ - Учебно-методический комплекс | ||
Ситуационные задачи для самоподготовки студентов по патофизиологии/ ред. Г. В. Порядин. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. -193 с. УЧЛ - Сборник задач | ||
Основные понятия общей патофизиологии : метод.пособие для самост.работы студ.леч.,пед.,медико-профилактич.и стом.фак-тов/ ред. А. В. Ефремов, Г. В. Порядин. -М.: ВУНМЦ, 2000. -82 с. УЧЛ - Методические указания | ||
Тестовые задания по курсу патофизиологии/ ред. Г. В. Порядин, Ж. М. Салмаси. -М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. -352 с. УЧЛ - Тесты | ||
Патофизиология нейроэндокринной системы : учебное пособие/ Новосиб.гос.мед.ун-т; сост. А. В. Ефремов [и др.]. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -64 с. УЧЛ - Учебное пособие | ||
Гено- и фенотипические особенности формирования артериальной гипертензии/ В. М. Подхомутников [и др.]; Новосиб.гос.мед.академия. -Новосибирск: б.и., 2003. -191 с. Монография | ||
Патофизиология и физиология в вопросах и ответах/ Л. З. Тель [и др.]. -М.: Мед.информ.агентство, 2007. -512 с. Монография | ||
Итого экземпляров |
ЧАСТНАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ. ПОСТГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ И ГЕМОЛИТИЧЕСКИЕ АНЕМИИ
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить принципы классификации анемий, этиологию, патогенез и клинико-гематологические проявления острой постгеморрагической и гемолитических анемий.
2. Освоить принципы оценки гемограммы.
По окончании изучения темы студенты должны:
ЗНАТЬ: 1. Принципы классификации анемий.
2. Этиологию, патогенез и классификацию постгеморрагических и гемолитических анемий.
3. Изменения в периферической крови и красном костном мозге при постгеморрагических и гемолитических анемиях.
4. Механизмы развития компенсаторных реакций и клинические проявления постгеморрагических и гемолитических анемий.
5. Особенности развития постгеморрагических и гемолитических анемий у новорожденных детей и у детей раннего возраста (для педиатрического факультета).
УМЕТЬ: 1. Приготовить мазок крови и подсчитать количество эритроцитов в единице объема крови.
2. Определить содержание гемоглобина в единице объема крови.
3. Приготовить мазок крови, окрасить его и подсчитать количество ретикулоцитов.
4. Дать клиническую оценку показателям красной крови.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: с патогенетическими принципами терапии постгеморрагических и гемолитических анемий.
КОНТРОЛЬ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
1. Программированный контроль
2. Ситуационные задачи
3. Опрос по следующим вопросам:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Схема нормобластического эритропоэза.
2. Понятие о эритроне, эритропоэзе и эритродиэрезе.
3. Структурно-функциональная характеристика эритроцита.
4. Гемоглобин, структура и виды.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Анемия, определение понятия.
2. Принципы классификации анемий.
3. Острая постгеморрагическая анемия, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.
4. Компенсаторно-приспособительные механизмы в организме при острой кровопотере. Стадии компенсации и их клинико-гематологическая характеристика.
5. Хроническая постгеморрагическая анемия, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.
6. Гемолитические анемии, классификация.
7. Наследственные гемолитические анемии, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.
8. Приобретенные гемолитические анемии, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.
9. Роль иммунных механизмов в патогенезе анемий.
10. Гемолитическая болезнь новорожденных. Этиология, патогенез.