Методика «Шкала самооценки» (по Ч. Д. Спилбергеру, Ю. Л. Ханину)
Цель. Исследование уровня тревожности в данный момент (ситуативная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность). Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.
Порядок исследования. Тест методики зачитывается экспериментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее приготовленных бланках. Тест состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих ситуативную, личностную тревожность.
Испытуемые, отвечая на утверждения первой части опросника (№ 1, 20), выбирают один из четырех вариантов ответов: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу. Для второй части опросника (утверждения № 21,40) варианты ответов иные: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.
Инструкция. «Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов один наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Вопросы есть? Начинаем».
После того как будут зачитаны все предложения первой части, предлагаются новые варианты ответов:
«Для следующих 20 утверждений, которые будут вам предложены, варианты ответов другие: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда. Вы также выбираете самый подходящий ответ и записываете соответствующее ему число.
Возможно, что некоторые суждения вам покажутся чрезмерно личными, отвечайте на них искренне. Для правильности оценки вашего состояния нужны достоверные ответы. Вы можете быть уверены, что обработка материала выполняется только психологом, и результаты не разглашаются окружающим».
Обработка данных анкеты. Результаты обрабатываются по двум различным формулам. При обработке учитываются прямые и обратные суждения.
В 1-й шкале прямые суждения 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18.
Во 2-й шкале 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.
Обратные суждения — все остальные.
Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на прямые утвержде ния: № 4, 6,7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 (∑1), затем сумма обратных утверждений то есть №1,2, 5, 10, 11, 15, 16, 19, 20 - (∑2). Потом высчитываете* показатель уровня реактивной или актуальной тревожности:
РТ=∑1-∑2+50.
Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:
ЛТ =∑1-∑2 +35.
где ∑1 — сумма цифр ответов на прямые утверждения № 22, 23, 24, 25, 28 29 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 — сумма остальных цифр по обратным утверждениям № 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Нормы и средние значения: 0-30 — низкий уровень тревоги и тревожности; 31-45 — средний уровень тревоги и тревожности; 46 и более — высокий уровень тревоги и тревожности.
Текст опросника
1.Я спокоен.
2. Мне ничего не угрожает.
3. Я нахожусь в напряжении.
4. Я испытываю сожаление.
5. Я чувствую себя свободно.
6. Я расстроен.
7. Меня волнуют возможные неудачи.
8. Я чувствую себя отдохнувшим.
9. Я встревожен.
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
11. Я уверен в себе.
12. Я нервничаю.
13. Я не нахожу себе места.
14. Я взвинчен.
15. Я не чувствую скованности. 16.Я доволен.
17. Я озабочен.
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе.
19. Мне радостно.
20. Мне приятно.
21. Я испытываю удовольствие.
22. Я очень быстро устаю.
23. Я легко могу заплакать.
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
26. Обычно я чувствую себя бодрым.
27. Я спокоен,хладнокровен и собран.
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.
29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
30. Я вполне счастлив.
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
32. Мне не хватает уверенности в себе.
33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
35. У меня бывает хандра. 36.Я доволен.
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
39. Я уравновешенный человек.
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.
Методика «Семантический дифференциал»
Набор шкал данной методики использует средние определители, чередование положительных и отрицательных полюсов шкал, минимизирующее ошибку за счет скоса ответов на горизонтальных шкалах влево, а также чередование шкал трёх основных факторов — оценки (О), силы (С) и активности (А). Се-
Таблица 1