Основные функции отделения «Карлсон».
1. Отделение «Карлсон» предназначено для инвалидов с ограниченными умственными возможностями, способных принимать участие в производственном процессе. Все инвалиды должны обладать необходимыми возможностями для активного участия в работе.
2. Содержание основной деятельности сотрудников отделения «Карлсон» состоит в проведении мероприятий по адаптации инвалидов в процессе получения навыков по полному циклу профессиональных обязанностей, заключающихся в приготовлении пищи. В отделении «Карлсон» проводятся тренинги инвалидов для развития навыков, необходимых в повседневной жизни, в быту:
А. Тренинг рабочих навыков:
а) умение следить за временем,
б) умение исполнять производственные обязанности.
Б. Тренинг навыков самостоятельного проживания:
а) обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиенические потребности,
б) умение готовить пищу,
в) умение поддерживать в порядке одежду,
г) умение произвести элементарную уборку помещения, постирать, заправить за собой постель и т. д.
В. Транспортный тренинг: умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем умение пользоваться транспортом для поездок «туда-обратно» в различные места.
3. Отделение абилитации является рабочим местом как для персонала так и для инвалидов, которые являются полноправными участниками рабочего процесса и в дальнейшем именуются «работники».
4. В отделении «Карлсон» применяется метод совместного приема пищи для работников и персонала отделения. Это позволяет снять у работников ощущение пребывания в специализированном учреждении и способствует лучшей интеграции работников в повседневную жизнь.
5. Специалистами отделения абилитации принимаются меры по трудоустройству инвалидов по решению социальной экспертной комиссии (СЭК) при наличии рекомендации медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).
Порядок работы отделения «Карлсон».Отделение «Карлсон» создано для работы с 25 инвалидами с ограниченными умственными возможностями. Оно работает ежедневно с 9.00 до 18.00 (кроме выходных и праздничных дней).
Время с 9.00 до 15.00 является рабочим и обязательно для всех работников отделения. С 15.00 до 18.00 для половины работников отделения организуются абилитационные мероприятия специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК и т. д.). Работа с инвалидами ведется по рекомендации СЭК и по социальным показаниям.
Из числа работников отделения абилитации создается бригада по приготовлению пищи, с фондом заработной платы по ставкам, предусмотренным в пилотном проекте. В связи со спецификой отделения бригадиром назначается заведующая отделением «Карлсон». Зачисление в бригаду производится на основании личного заявления работника, выплата заработной платы производится с учетом фактически отработанного времени, а также с учетом того, что в соответствии с установленной организацией труда нагрузки на всех работников равны.
Решение о приеме инвалида в отделение абилитации «Карлсон» принимает директор центра с учетом рекомендаций СЭК. Прием производится только ссогласия инвалида или его опекуна, при этом обязательно учитывается желание инвалида. Для приема в отделение необходимо: заявление инвалида или его опекуна, социальная карта, копия справки МСЭК, решение-рекомендация СЭК, санитарная книжка.
Право на зачисление в отделение имеют неработающие инвалиды с ограниченными умственными возможностями от 16 до 50 лет без криминального прошлого, не имеющие противопоказаний для работы в учреждениях общественного питания. Преимущественное право из их числа имеют:
П инвалиды из неполных и многодетных семей,
П инвалиды, родители которых являются пенсионерами или инвалидами,
CJ одиноко проживающие инвалиды.
Противопоказанием для пребывания в отделении является наличие заболеваний, препятствующих посещению данного учреждения: О острые психические состояния, О наличие инфекционных заболеваний,
□ устойчивая агрессивная тенденция,
□ суицидальные наклонности,
□ устойчивые поведенческие нарушения, не поддающиеся коррекции.
Штат отделения абилитации «Карлсон»: заведующая отделением, специалисты по социальной работе, сестра-хозяйка, психолог, медсестра, инструктор ЛФК, инструктор по труду, логопед, социальный работник, повара, калькулятор, санитарка.
Характеристика «работников» отделения
В настоящее время количество клиентов в отделении — 26 человек. 7 человек имеют 1 группу инвалидности, остальные — 2 группу инвалидности. Среди клиентов 44,1% из полных семей, 51,8% — из неполных семей, 3,7% являются одинокими.
Клиенты отделения «Карлсон», помимо умственной отсталости, имеют дополнительные функциональные нарушения: нарушение речи — 92,5%, повреждения ОДА— 7,4%, нарушения зрения— 14,8%, нарушения слуха— 11,1%, эпи-синдром — 7,4%, нарушение обмена веществ — 11,1%.
По уровню наличия академических навыков среди клиентов: не знают буквы 7,4%, частично знают буквы 7,4%, могут читать, писать 85,2%.
Основным методом реабилитации в отделении является метод приготовления пищи, при этом используется опыт ресторана в Швеции «Гласадэ Гонгин» (там работает 40 инвалидов). В отделении существует 6 производственных групп, в каждой группе по 3-6 клиентов:
1-я группа — приготовление первых блюд,
2-я группа — приготовление вторых блюд,
3-я группа — выпечка,
4-я группа — приготовление салатов,
5-я группа — сервис,
6-я группа — маркетинг (ведут учет расхода продуктов).
Клиенты готовят обеды для себя, на заказ для обслуживаемых пенсионеров и инвалидов по центру, а также готовят фуршеты для официальных встреч в районе и городе. За свой труд они получают небольшую заработную плату.
Для учета работы с клиентами отделения «Карлсон» ведется обязательная документация, которая включает следующие документы:
1. Социальная карта:
П Ф. И.О.
□ Дата рождения, адрес, телефон.
П Диагноз, наличие инвалидности (кем, когда установлена). П Образование (специальная школа).
□ Наличие профессии, сохранились ли навыки, занятость.
□ Социальная адаптация.
О Любимое время провождения, увлечения.
□ Наличие склонности к общественно-полезному труду.
□ Особенности характера.
О Состав семьи, данные о родителях или опекуне.
□ Данные о других детях в семье.
□ Степень участия семьи в оказании помощи инвалиду.
□ Доход семьи, социальная или материальная помощь, ее источники. П Наличие проблемы в семье, ее характер, трудоустройство, лечение. О Примечание.
П ФИО, должность заполнившего социальную карту, дата заполнения.
2. Справка ВТЭК— заключение об условиях и характере труда (легкий труд в специально созданных условиях).
3. Индивидуальный план развития клиента: D развитие рабочих навыков,
О развитие навыков самостоятельного проживания,
□ развитие знаний о транспорте.
По каждому пункту ведется учет развития клиента. Записи делают специалисты с указанием даты.
4. План реализации:
D развитие рабочих навыков,
П развитие навыков самостоятельного проживания,
□ развитие знаний о транспорте.
В планах указываются пункты необходимого развития, время выполнения реализации и ответственный по сопровождению.
5. Оценка способностей для адаптации к самостоятельной жизни: П использование символов,
□ сортировка,
□ множество, количество, цифры, О деньги,
□ взаимосвязь, О время,
□ расстояние и направление.
6. Карта контроля над динамикой реализации индивидуального плана: О развитие знаний о транспорте,
□ развитие рабочих навыков,
О развитие навыков самостоятельного проживания.
Полугодие
в совместной под частичным12345; самостоятельно деятельности12345; контролем12345
динамика
Обозначения: I — руководитель делает все сам; 2 — руководитель помогает работнику практически; 3 — рукоиодитель помогает работнику словом; 4 — руководитель присутствует, но работник все выполняет самостоятельно; 5 — работник выполняет работу полиостью самостоятельно.
7. Итоги опросов (обобщение): О ФИО.
□ Какие задания работник не может выполнять самостоятельно?
□ Что работник хочет делать самостоятельно?
□ Что конкретно необходимо сделать, чтобы работник научился выполнять задание самостоятельно?
8. Планирование выполнения определенного задания:
а ф. и.о.
Р Ситуация (приготовить тесто).
□ Трудные моменты..
□ Трудности, возникающие в результате ограниченных возможностей работника.
□ Как помочь работнику справиться с заданием?
□ Что можно сделать, чтобы работник проявил больше самостоятельности (вселять чувство уверенности)?
Представленная модель поддерживаемого проживания на примере отделения абилитации «Карлсон» достаточно эффективна, она решает задачу социальной интеграции умственно отсталых молодых людей. При сравнении результатов работы в 2000 и 2003 гг., выявлена положительная динамика роста приспособленности к жизни в обществе клиентов:
□ Абсолютно не приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 44,4%, а в 2003 г. - 18,5%.
□ Частично приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 48,1%, а в 2003 г. - 55,5%.
□ Достаточно приспособлены к жизни в обществе в 2000 г. — 5,4%, а в 2003 г. - 22,2%.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГОСТИНИЦЫ
9.3-1. Социальная гостиница как модель подготовки к независимой жизни
В самом названии «социальная гостиница» заложены основные параметры ее работы - временность пребывания (которое может растянуться и на период более года) с целью социальной помощи (поддержки) проживающему в ней.
Модель «Социальная гостиница» может рассматриваться как учреждение, подготавливающее молодого инвалида с умственной отсталостью к независимой жизни.
Отрыв от семьи, переход в социальную гостиницу сложен для подростков и молодых людей, и поэтому работа с воспитанниками гостиницы должна быть
разделена на ряд этапов. Каждый этап имеет свои задачи и программу работы с молодыми людьми по формированию у них практически значимых умений, необходимых для их самостоятельной жизнедеятельности. Длительность каждого этапа пребывания в гостинице для подростка и молодого человека индивидуальна.
/ этап — начальный — адаптация подростка к проживанию в гостинице и организация жизни в ней.
Основными задачами этого этапа являются:
О сбор информативно-диагностического материала о инвалиде и его семье (комплексная диагностика);
□ составление индивидуального плана подготовки воспитанника к самостоятельной жизни и сопровождение его в системе реабилитационных мероприятий;
О установление позитивных отношений с воспитанником, формирование у него чувства безопасности в новых условиях проживания, «смягчение» разрыва с семьей, с привычным окружением;
О организация жизни молодого инвалида в условиях социальной гостиницы.
Работа на I этапе ведется по 2 направлениям (блокам):
□ информативно-диагностическое;
□ адаптационно-организационное.
Информативно-диагностический блок включает 2 типа диагностики: 1. Первичная диагностика, в которую входят:
□ характеристика семьи и сведения о родственниках;
□ информация о социальном окружении подростка и его семьи; П педагогическая диагностика;
О диагностика социальной компетенции;
□ диагностика сексуальности.
Итогом работы является составление индивидуальной диагностической карты и индивидуального плана (программы) подготовки воспитанника к самостоятельному проживанию в системе поддержки.
Не всегда можно ограничиться только первичной диагностикой, содержание которой перечислено выше. Часто необходима углубленная диагностика проблем молодого инвалида с привлечением специалистов (психологов, дефек-тологов, логопедов, врачей и др.).
2. Углубленная диагностика, которая дает возможность:
□ составить психолого-педагогический «портрет» воспитанника, его психолого-педагогический статус;
О определить индивидуальный план реабилитационной работы с ним для улучшения качества его жизни, подготовки к самостоятельному существованию;
О провести медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную и трудовую реабилитацию в условиях проживания в социальной гостинице.
Адаптационно-организационный блок, главной задачей которого является формирование у подростка чувства безопасности, «смягчения» разрыва с семьей, привычным окружением. Это очень важный этап в проживании воспитанника в социальной гостинице. От того, как он будет организован и как адаптируется молодой человек на этом этапе, во многом зависит успех всей дальнейшей работы.
Работа может строиться по следующим аспектам:
□ знакомство с гостиницей, молодыми людьми, проживающими в ней, персоналом;
□ знакомство с режимом и правилами проживания в гостинице (правилами жизни, правилами внутреннего распорядка, правами, обязанностями, желаниями подростка);
□ подготовка жителей гостиницы к приему нового «жильца»; П знакомство с жизнью воспитанников гостиницы;
О определение своего места среди сверстников (выделение тумбочки, кровати, шкафа, места в столовой и др.);
□ обучение поддержанию порядка в своих вещах. Знакомство с правилами содержания своих вещей;
□ постепенное знакомство с распорядком жизни в гостинице, правилами поведения, обучение навыкам жизни в коллективе, установление дружеских отношений, контактов;
О знакомство с системой поощрения и запретов в гостинице;
О обучение умению реагировать на похвалу и критику (замечание);
□ формирование положительной мотивации учебной и трудовой деятельности;
□ обучение умению планировать свой день и свои дела;
□ обучение умению выполнять задания взрослых (самостоятельно, с помощью, при поддержке), умению заниматься своими делами, не мешая другим, договариваться с другими по поводу выполнения совместных дел, распределению нагрузки в течение дня;
□ обучение правильному интимному и сексуальному поведению; О обучение приему гостей в гостинице.
На этом этапе воспитанники гостиницы овладевают умениями, необходимыми в самостоятельной жизни:
П воспринимать и правильно реагировать на то, что говорит воспитатель, администратор;
□ понимать свои социальные роли в обществе, в семье, в социальной гостинице;
П выполнять правила поведения, соблюдать режим дня; О планировать свой день;
П вместе с социальным педагогом и воспитателем решать проблемы своего пребывания в гостинице.
На этом этапе проводится реабилитационная работа с воспитанниками по их индивидуальным планам (маршрутам) улучшения качества жизни и подготовки к самостоятельной жизни в системе поддерживаемого проживания.
Она включает в себя ряд аспектов:
□ медицинская реабилитация, организация закаливающих процедур, массаж, витаминная терапия, лечебная физкультура, медикаментозная терапия);
□ обучение правилам поведения в разных жизненных ситуациях (тренинг по управлению собой и своими эмоциями; использование методик снятия тревоги, стресса, агрессии и др.);
П развитие навыков самообслуживания (умение стирать, гладить, готовить еду, распределять продукты; звонить, обращаться с просьбой, писать письма, заявления и т. д.);
□ музыкальная терапия, арт-терапия; П трудотерапия.
II этап (основной) — обучение молодых инвалидов с умственной отсталостью социальным навыкам и подготовка их к жизни вне гостиницы в системе поддерживающего проживания.
Работа на этом этапе строится по следующим направлениям:
1. Совместно с родителями и самим молодым человеком планируется его дальнейшая судьба. Проводятся беседы о том, что ожидает его в будущем; о его взаимоотношениях с родителями, родственниками; где бы он хотел жить после выхода из гостиницы и др.
2. Подготовка молодого инвалида к самостоятельной жизни вне гостиницы: П1 обучение умению вести домашнее хозяйство;
О обучение самообслуживанию;
□ обучение умению обустраивать свое жилье.
3. Подготовка к пользованию социальными инфраструктурами: П1 вызов врача, посещение врача;
П посещение парикмахера, почты, телефонного переговорного пункта, телеграфа, театра, сберкассы и др.;
□ использование различных видов транспорта (как купить или заказать билет, куда и когда явиться, чтобы не опоздать, как найти свое место и др.);
□ самостоятельное управление своей квартирой, комнатой (оплата за коммунальные услуги, ремонт, вызов мастера, слесаря, электрика и т. д.).
4. Подготовка к независимой жизни:
П воспитание разумной интимности и сексуальности; П1 формирование понятия «семья» (образов и ролей в семье матери, отца, братьев, сестер, жены, мужа, ребенка).
Очень важным направлением работы на этом этапе является профессиональное самоопределение молодых инвалидов. Для выявления склонностей и возможностей воспитанников гостиницы к профессиональному самоопределению можно использовать:
П беседы о профессиях, их видах, особенностях (доступных воспитанникам);
□ экскурсии с целью знакомства с разными профессиями;
□ тестирование молодых людей на выявление профессиональных склонностей и возможностей;
□ беседы о выборе профессии, о знании своих возможностей;
□ предпрофессиональную подготовку и работу по формированию профессиональных умений (работа с тканью, бумагой, вышивание, макраме, бисероплетение, вязание; работа на участке, озеленение и благоустройство, выращивание овощей, фруктов, цветов и т. д.).
Особое внимание по подготовке молодого инвалида следует уделять устройству его на работу в системе поддерживаемого трудоустройства.
В этом периоде социальный педагог гостиницы поддерживает постоянную связь с администрацией предприятия, на котором работает воспитанник, с родителями, наблюдает за ним в рабочем коллективе. Социальный педагог оказывает помощь молодому человеку в распределении своей заработной платы, планировании расходов и сбережений, оформлении крупных покупок.
III этап — итоговый — подготовка к жизни вне гостиницы: в собственной комнате, доме, общине и др.
Готовность к независимому проживанию обсуждается на консилиуме, в котором наравне со специалистами участвует сам молодой человек и его родители.
Реализация рекомендаций консилиума о возможности независимого проживания при социальной поддержке осуществляется только по решению его семьи на добровольных началах.
Это трудный период адаптации к новой жизненной ситуации, как для подростка, так и для его семьи. Необходима серьезная психологическая поддержка в виде бесед, тренингов, индивидуальных консультаций в периоде подготовки выхода из гостиницы и переселению в социальный дом (комнату, квартиру).
Адаптационный период можно значительно сгладить, если постепенно знакомить молодого человека и его семью с новым жильем; совместно планировать его оборудование и делать необходимые покупки для оформления его комнаты, а также проводить несколько часов или дней в новых условиях проживания, постепенно увеличивая сроки проживания и самостоятельность молодого жильца в решении личных и бытовых проблем.
Однако следует понимать, что далеко не все молодые инвалиды могут самостоятельно организовать свою жизнь, даже в системе поддерживаемого проживания.
9.3.2. Социально-бытовой комплекс как модель поддерживаемого проживания на базе специальной (коррекционной) школы
Интересен и опыт работы еще одного полуинтернатного учреждения — социально-бытового комплекса специальной (коррекционной) школы-центра №46 реабилитации и милосердия (РиМ) по поздней реабилитации молодых
людей с проблемами в интеллектуальном развитии; организации их жизнедеятельности в службе поддерживаемого проживания — социальной гостинице.
С инвалидами работают люди самых разных профессий. Если спросить каждого из них— врача, специального педагога, организатора досуга, родителей — о целях их работы, ответы были бы разными. Если бы каждый стремился только к своей цели, получился бы полный хаос. Поэтому необходимо было поставить общую цель, достижению которой каждый может способствовать своей работой и компетентностью.
Все единодушны в том, что инвалидам нужно создать условия для нормаль ной жизни и дать возможность научиться жить этой жизнью.
Хорошие условия жизни являются важной предпосылкой качества жизни. Исследования показывают, что качество жизни людей с нарушением интеллекта, живущих в собственной квартире, выше, чем у тех, кто живет в доме инвалидов.
Рамки школьной программы (предметы «Социально-бытовая ориентация», «Этика и психология семейной жизни») в какой-то мере решают вопрос самостоятельной жизни для детей с легкой степенью умственной отсталости, адля детей с умеренной умственной отсталостью проблема эта остается нерешенной.
Дети выходят из школы социально неадаптированные, и проблема «домашнего заточения» остается актуальной для ребенка и его семьи. В таких семьях он остается «вечным» ребенком, иждивенцем и предметом постоянной заботы и ухода.
В школе РиМ создан социально-бытовой комплекс (СБК) как отделение школы, в котором решаются образовательные задачи, идет обучение навыкам самостоятельного проживания.
Выделенное здание типового детского сада реконструировано и сделан ремонт на привлеченные средства, созданы хорошие условия проживания:
О 2 комнаты-спальни (каждая на 2 человека) с холлом и отдельным санузлом, то есть по типу трехкомнатной квартиры;
О общая большая кухня-столовая, где молодые люди готовят себе ужин и завтрак;
О тренажерный зал и комната отдыха, где они могут заниматься спортом и отдохнуть;
□ бытовая комната для стирки и утюжки белья.
Имеется красивая мебель, современная бытовая техника. В штатном расписании намеренно нет повара, уборщицы, так как дети все делают сами.
В СБК принимаются инвалиды из числа учащихся школы, в возрасте от 16 до 21 года с легкой и умеренной умственной отсталостью и с низким уровнем социальной адаптации. Решение о зачислении в СБК принимает заведующий комплексом на основании решения ПМПС, желания ребенка и родителей. При зачислении с родителями заключается договор сотрудничества, в котором отражены обязанности сторон. Срок пребывания в СБК колеблется от 1 года до 4 лет, в зависимости от степени развития навыков самостоятельности. Находятся ребята на СБК с понедельника по пятницу. Пребывание платное — 100 рублей в неделю. Эти деньги идут на питание детей (завтраки ужин). Наша
задача — научить молодого человека жить на ту мизерную пенсию, которую он получает от государства: правильно расходовать средства на питание, оплату жилья, бытовые нужды.
Поступая в комплекс, инвалид проходит тестирование на выявление уровня сформированности навыков социальной адаптации. После этого на каждого молодого человека составляется план улучшения качества жизни, определяются основные задачи на год. По окончании каждого полугодия заполняется дневник наблюдений (характеристика качественных изменений), где кратко фиксируется то, что достигнуто за это время, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать.
Все молодые люди условно поделены на 3 группы обучения в зависимости от уровня социальной адаптации, но в каждой группе есть «сильный» ученик, так как основной принцип обучения — передача социального опыта от сильного к слабому. Организация учебно-воспитательной работы в СБК определяется программами обучения приемам самостоятельной жизни. Программы включают 2 блока: «Я живу сам» (гигиена, питание, уход за жилищем.) и «Я — среди людей» (общение с внешними службами — сферой торговли, службами быта, почтой, поликлиникой и т. д.). Программы разработаны педагогами школы. Обучение проводит социальный педагог, который составляет план занятий по группам.
Главной целью является научить детей планировать свою деятельность, анализировать ошибки, поэтому день в СБК начинается в 16 часов с обсуждения проблем в «кругу». Дети собираются в столовой вместе с педагогом и обсуждают планы на следующий день: кто чем конкретно будет заниматься. Планируют, что они будут готовить на ужин и завтрак, кто пойдет в магазин. Составляется необходимый перечень продуктов, вместе с социальным педагогом делается предварительный расчет денег. Прежде чем идти в магазин, социальный педагог предлагает учащимся алгоритм действия («Готовим сами»), предварительные цены на продукты. Возвратившись из магазина, дежурный изучает рецепт блюда по книге рецептов или пиктограмме и далее под контролем воспитателя (сильные учащиеся) или с помощью воспитателя (слабые учащиеся) готовит ужин. Меню — разнообразное, учитываются пожелания всех проживающих, исходя из имеющихся средств. Второй воспитатель с группой молодых людей занимается уборкой, стиркой или утюжкой белья. Предлагаются также алгоритмы действий. Психолог в это время проводит занятия по коррекции недостатков, развитию коммуникативных функций. Одну из групп забирает социальный педагог, который в специально оборудованной комнате проводит занятия в виде социальных тренингов.
Основным приемом обучения в СБК является социальный тренинг. Социальный тренинг — это тренировка поведения в обычных, повседневных ситуациях, таких как поездка в автобусе, поход в магазин, кафе, кино, посещение почты, поликлиники, химчистки и т. д. Это спланированная и систематичная программа, и здесь речь идет о достаточно сложных действиях, чаще всего затрагивающих контакты с «обществом» в лице водителя автобуса, продавца, официантки и т. д.
В школе на уроках дети учатся вышеперечисленным навыкам, а в СБК повторяют материал уроков и закрепляют эти навыки. Например, на уроках ОБЖ,
речи и культуры общения, математики, социально-бытовой ориентации рассматриваются вопросы поведения в транспорте, переход улицы, выбор оптимального маршрута следования, затраты на транспорт, оплату коммунальных услуг.
Как строится социальный тренинг?
Для каждого человека разрабатывается индивидуальная тренинговая программа, основанная на следующих вопросах:
— Какой социальный опыт имеет человек?
— Чему бы он хотел научиться в первую очередь?
Для того чтобы социальный тренинг был эффективным, для него нужно использовать любую возможность, и он должен сопровождаться систематическими упражнениями. Сначала ребенку предлагается алгоритм поведения на табличках. Например, в сфере бытового обслуживания (парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, часов, предметов быта, химчистка):
— Добрый день!
— Здравствуйте!
— Я хотел бы...
— Могу ли я...
— Отремонтировать часы (обувь, утюг и т. д.).
— Не могли бы вы мне помочь (пришить бирку).
— Сколько это будет стоить?
— Спасибо!
— Благодарю!
— До свидания.
Для лиц с умеренной умственной отсталостью, не умеющих читать, алгоритм действия представлен в виде пиктограмм.
Затем идет тренинг в виде сюжетно-ролевой игры, где создается необходимая ситуация, которая отрабатывается несколько раз. Далее молодой человек вместе с социальным педагогом посещает учреждение, по которому проводился тренинг.
Задача состоит в том, чтобы этот навык стал устойчивым. Необходимо перенести этот социальный опыт в условия семьи. Поэтому социальный педагог на выходные дни или каникулы дает домашнее задание и алгоритм действия в какой-либо ситуации. Родители должны зафиксировать результат и возвратить карточку с пометкой «выполнил» или «не выполнил», отмечая, какие были затруднения у ребенка.
Для проведения социального тренинга необходимо соблюдение следующих условий:
1. Социальный тренинг должен иметь конкретные формы, так как у людей с нарушением в развитии ограничены способности восприятия на слух. Вместо этого они должны подражать или сами выполнять разные задания с помощью наставника или в виде пиктограмм, чтобы овладеть каким-либо навыком.
2. Обязательное обучение в реальных условиях, так как людям с нарушением в развитии очень сложно перейти от возможной ситуации к настоящей. Это значит, что закрепление нового проводится прямо в общественных учреждениях (во время экскурсий).
3. Повторение — варьирование также необходимо, так как многие люди с нарушением в умственном развитии отличаются неспособностью обобщать полученные знания. Если такой человек научился покупать хлеб, то это не значит, что он может купить другой продукт. Даже если ситуации похожи, мы все равно тренируем ребенка в каждой конкретной ситуации.
4. Необходимо также разделять навыки на отдельные моменты. Обучение продвигается маленькими шажками. Перед тем, как начать социальный тренинг, воспитатель тщательно продумывает, на какие составляющие он подразделяется. Например, поход в кино:
П выбор фильма,
□ дорога до кинотеатра,
□ покупка билета,
□ нахождение входа,
О показ билета контролеру,
П нахождение нужного ряда и места,
П просмотр фильма;
□ возвращение домой.
Этот алгоритм сначала прорабатывается в учебной комнате, а затем непосредственно в кинотеатре.
5. Обучение ведется только индивидуально, так как неудачи «на людях» усиливают уверенность человека в том, что он неполноценный, не такой как все.
Один из способов — это дать возможность повторять за взрослым, не привлекая внимания со стороны. Например, воспитатель делает покупку первым или первым выбирает место в кафе. Здесь важно научить некоторым и простым «ходам», чтобы правильно выйти из трудного положения. Если человеку тяжело считать деньги, то его можно научить при покупке газеты давать продавцу десятку, а при покупке билета в кино — 50 рублей. Тем, кто плохо читает, чтобы прочесть меню в кафе, важно знать, что есть «дежурное блюдо». Есть простое правило, которое можно запомнить: если что-то непонятно, нужно посмотреть, как делают другие.
6. Во время проведения социального тренинга необходимо развивать умение принимать самостоятельное решение.
Это тоже важный момент в обучении, так как многие становятся пассивными, замечая, что их собственные предложения не принимаются во внимание. Поэтому важно активизировать людей, проходящих обучение. Необходимо дать возможность принимать все решения, которые они в состоянии принять (самим решить, кому послать открытку, что есть в столовой, какую сделать прическу и т. д.).
Социальная гостиница и социально-бытовой комплекс РиМ в своей деятельности являются эффективными формами подготовки молодых инвалидов к самостоятельной жизнедеятельности при сопровождении и поддержке специалистов и родителей.