Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями
Из диаграмм видно, что при ответе на первый вопрос сектор «Нет» имеет самые высокие показатели. Все категории граждан считают недостаточным уровень освещаемое™ проблем инвалидов с умственной отсталостью в средствах массовой информации, особенно родителей детей-инвалидов (рис 50)
По ответам видно (рис. 51), что для всех категорий населения основным и самым доступным источником информации являются средства массовой информации: телевидение, радио, периодическая печать. Это значит, что для просвещения общества о проблемах инвалидов с умственной отсталостью необходимо чтобы именно в этих источниках давался максимум информации по этой теме' Как и следовало ожидать, для категорий людей, тесно связанных с инвалидами с умственной отсталостью по работе или жизни, основным источником информации являются: работа (для педагогов) и собственный опыт (для родителей)
Весьма низок рейтинг популярной и научной литературы как источников информации об инвалидах.
Как и следовало ожидать, самыми просвещенными по вопросам законодательства являются учителя (60%). Но из рис. 52 видно, что только 25% родителей знакомы с правовой базой, защищающей права ребенка. Это говорит о том что необходимо проведение просветительской работы с родителями детей-инвалидов, начиная с самого рождения ребенка. Одним из основных источников информации по законодательству для родителей являются педагоги поэтому Учителям необходимо доводить до них такого рода информацию, знакомить с новыми законодательными актами и консультировать родителей по вопросам их применения на практике. Обыватели, не сталкиваясь с этими проблемами
лично не знают о существованиизаконов о защите прав инволидов. Можно
сказать, что их эти проблемы не интересуют.
Люди, работающие с детьми-инвалидами, лучше других респондентов информированы о наличии в Санкт-Петербурге служб и организаций оказывающих помощь инвалидам. Обыватели в большинстве своем не знают о наличии таких служб. Подавляющее число родителей также ничего не знают об
имеющихся организациях, оказывающих помощь инвалидам, хотя 45% из них знают о службах помощи для детей, что само по себе уже позитивно (рис. 53). В ответе на пятый вопрос («Если знаете — перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями») выяв-
лен интересный факт: 20% педагогов не смогли написать ни одного названия такой организации, хотя в предыдущем вопросе получен 100% результат о знании организаций, оказывающих помощь детям-инвалидам (рис. 54).
Для учителей самой известной организацией является «Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами развития», работающая на
базе специальной (коррекционной) школы № 4 для умственно отсталых детей, «специальный олимпийский комитет» известен педагогам по причине участия воспитанников в мероприятиях, организуемых этой организацией. Лишь 15%
педагогов знают о существовании Городской ассоциации родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) и других родительских ассоциаций.
30% родителей также знакома «Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами развития». СОБЕС — единственная государственная служба, которая создана для оказания помощи слабо защищенным категориям граждан, к которым относятся и инвалиды, не воспринимается родителями как организация, реально оказывающая помощь. Но более половины опрошенных ничего не знают о существовании ГАООРДИ и других родительских ассоциаций.
Среди обывателей практически никто (90%) не смог назвать ни одной организации. Это говорит о том, что о деятельности существующих служб и организаций недостаточно сообщается в средствах массовой информации, что значительно затрудняет возможность обращения к ним и, тем более, получение от них помощи.