Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью

Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка с нарушением пси­хического развития, имеет свои психологические особенности и закономер­ности.

Ситуация рождения и воспитания такого ребенка является критической. Сопровождающее ее переживание представляет собой долговременные цеп­ные процессы и вызывает одновременно стресс, фрустрацию, конфликт и кри­зис. Неудачные попытки совладания с ними влекут за собой неблагоприятные для социальной адаптации женщины последствия. Означенная ситуация по своему воздействию может быть отнесена к «сильным». И следовательно, имен­но ситуация, влияя на личностные переменные, обусловливает поведение жен­щины-матери.

Помимо внутрисемейных трудностей, рождение ребенка с нарушениями психического развития ставит перед семьей проблемы во взаимосвязях с со­циальным окружением. Именно мать выполняет нелегкую роль, смягчая кон­фликты и налаживая взаимоотношения. Возникающие на этом пути сложнос­ти постепенно могут приводить к социальной изоляции семьи. Как следствие этого, возможно снижение у женщины-матери уровня социальной и психоло­гической компетентности и неумение правильно вести себя в напряженных, сложных ситуациях. Со временем порог чувствительности понижается и все больше ситуаций попадает под категорию «сложных», вызывая ошибочные по­веденческие реакции.

Недостаточная психологическая поддержка со стороны родственников и знакомых, при особой чувствительности женщины и свойственной ей базаль-ной тревоге, ведет к эмоциональной неустойчивости и росту уровня тревожно­сти. Утрата произвольности эмоций проявляется в неспособности справиться со своим состоянием, в навязчивом характере переживаний. Причем невоз­можность сознательного управления эмоциями актуализируется не только в особых, трудных ситуациях. Любое, даже малозначимое, событие может при­вести к утрате контроля. При этом масштаб переживания несоразмерен собы­тию. Сверхценное отношение матери к ребенку является тем фактором, кото­рый приводит к патологии эмоциональной составляющей при тревожном расстройстве.

Социальная изолированность, сопровождающая семью, и связанные с этим эмоции, относящиеся к проблеме идентичности, влияют на формирование у женщины таких защитных механизмов, как отрицание и проекция. Симбиоти-ческая связь с ребенком и включение его в свои собственные границы вызыва­ет у матери аффективные состояния, относящиеся к проблеме территориаль­ности. Следствием этого может являться актуализация защитных механизмов группы интеллектуализации. Неприятие ребенка на бессознательном уровне и порождаемое этим чувство вины сдерживается с помощью реактивного обра-

зования, которое представляет собой гиперкомпенсацию и проявляется в виде гиперопеки. Повышение уровня защитных механизмов группы компенсации — результат проблемы временности, которая, имея универсальный характер, ос­тро актуальна для матери ребенка с нарушением психического развития.

К особенностям социальной адаптации женщины в ситуации «особого» материнства относятся недостаточная социальная активность и эгоцентричес­кие цели. Поведение ее характеризуется отсутствием гибкости, стереотипнос­тью проявлений. Социальное несоответствие ребенка ведет к изоляции семьи, росту тревоги у матери, что, в свою очередь, усложняет взаимодействие ее с социумом и ограничивает возможности продуктивного функционирования. Нарушение социальных-взаимоотношений искажает способность матери адек­ватно прогнозировать события, что ведет к дезориентации и усиливает неудов­летворенность.

Рождение ребенка с нарушением психического развития изменяет жизнен­ные перспективы семьи, порождая трудности, связанные как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества специфических проблем.

Традиционно именно женщина занимается воспитанием, образованием и лечением ребенка. Все это часто становится смыслом ее жизни. Воспитание ребенка с нарушением психического развития влияет на личностные характе­ристики матери и определяет ее поведение.

Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ре­бенком, мать оказывается наиболее уязвленной возникающими при этом труд­ностями при взаимодействии как с членами семьи, так и с различными соци­альными структурами. Именно поэтому невротические проявления становятся практически постоянной составляющей ее поведения. Эгоцентризм, тревож­ность, напряженность, утрата длительной временной перспективы — вот ха­рактеристики матери ребенка с нарушением психического развития.

Активное включение механизма психологических защит позволяет женщине оправдать и принять как должное весь спектр наличествующих у нее негатив­ных ощущений, связанных с «особым» материнством. Следствием этого явля­ется нарушение адекватного восприятия ситуации, ощущение несправедливо­сти судьбы по отношению к себе.

Многолетние усилия, направленные на улучшение состояния ребенка, тер­пение и настойчивость, проявляемые при этом женщиной, представляют со­бой образец самоотверженности. Вместе с тем собственные возможности час­то оцениваются как минимальные, и помощь ожидается извне.

Реакция отрицания реальности формирует ожидание «чуда». Возможна и такая «парадоксальная адаптация», как обращение к нетрадиционным мето­дам лечения ребенка и уход в различные религиозные системы.

Все это может нарушать способность к познанию поведения окружающих, понимание отношений «Я — общество», умение выбрать социальные ориен­тиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориен­тирами.

Таким образом, рождение и воспитание ребенка с нарушением психичес­кого развития обусловливает поиск женщиной особых путей адаптации к со-

циуму. Изучение феноменологии таких семей приводит к пониманию необхо­димости изыскания конструктивных моделей социальной адаптации женщи­ны и разработки специальных маршрутов поддержки.

Наши рекомендации