Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью

Для проведения исследования были выбраны 2 группы учащихся 8-10 лете разной степенью умственной отсталости, обучающихся во вторых классах спе­циальной (коррекционной) школы-центра диагностики и интегрированного обучения № 34 Санкт-Петербурга и их семьи. Первая группа — дети с легкой степенью умственной отсталости (16 человек) и их семьи; вторая группа —дети с умеренной степенью умственной отсталости (19 человек) и их семьи.

Для составления представления о семьях детей и изучения личности уча­щихся были использованы следующие методы:

1) анализ личных дел учащихся, дневников наблюдения, таблиц эмоцио­нально-личностного развития конкретных детей, медицинских сведений, карт индивидуального развития;

2) изучение продуктов деятельности (результаты детского творчества и учеб­ной деятельности);

3) беседы с учителями и воспитателями учащихся;

4) наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей.

Предварительный сбор информации об особенностях учащихся и их семей позволил нам составить общую характеристику контингента испытуемых.

Дети первой группы в основном гиперактивные, легко возбудимые. Испы­туемые второй группы имеют проблемы в межличностном общении со сверст­никами. У некоторых учащихся отмечаются элементы агрессии, состояния аффективного возбуждения или, напротив, реакции замыкания, ухода в себя.

Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризуются в основ­ном как проблемные. Около 2/3 общего числа семей материально нуждаются. Из 35 изучаемых семей: 5 — многодетные, 14— неполные (причем в одной родитель — отец), 1 — опекунская семья. Третья часть всех семей являются асо­циальными (злоупотребление алкоголем), с низким уровнем общей культуры. В основном в изучаемых семьях родители имеют среднее или среднее специ­альное образование и только 3 человека — высшее.

Особенности отношений родителей к ребенку и стиль их воспитания могут быть причиной нарушений в поведении и развитии ребенка. Изучение психо­логического климата семьи и родительских установок и позиций по отноше-ниюкдетям позволяет определить тип межличностных отношений, существу­ющий в семье между родителями и ребенком.

Для изучения типов межличностных отношений родителей к детям исполь­зовали тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина. Текст опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирова­ния проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов.

Перед заполнением теста-опросника родителям давалась подробная инст­рукция о порядке и правилах работы (Приложение 1.7).

Анализ полученных в исследовании результатов (по опроснику А. Я. Варги и В. В. Столина) позволил нам выявить типы родительского отношения к де­тям, имеющим разную степень умственной отсталости. В первой группе ис­пытуемых преобладает авторитарная гиперсоциализация детей и отношение родителей к ребенку как к «маленькому неудачнику» (табл. 22).

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально-желательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в одной семье.

Приведем пример авторитарно-родительского отношения к ребенку.

ПРИМЕР 6

Сережа Ч., 9 лет

Диагноз. Легкая степень умственной отсталости.

Семья полная, трое детей: 2 мальчика — 9 и 10 лет, и старшая дочь. Родители имеют среднее специальное образование. Мать — маляр-штукатур, отец — водитель автобу­са. Родители, стараясь обеспечить своих детей всем необходимым, много времени про­водят на работе. Желая оградить сына от неприятностей в жизни, родители строго сле­дят за ним. При этом они отмечают, что Сережа может их вывести из себя, часто ловят себя на враждебном отношении к нему и с нежностью вспоминают его маленьким. Роди­тели стыдятся проявления низких интеллектуальных способностей ребенка, жалеют его, считая его незрелым для данного возраста. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует держать его в жестких рамках.

Во второй группе детей также наиболее выражена авторитарность родите­лей по отношению к детям (37,1% случаев). Родители стараются навязать во всем ребенку свою волю. 21,1% опрошенных родителей досадуют на неуспеш­ность и неумелость ребенка и столько же родителей близки из-за этого к эмо­циональному отвержению своих детей. В трех семьях родители стремятся к симбиотическим отношениям к ребенку. Чрезмерная гиперопека вызвана тре­вогой за неумелого и неприспособленного к жизни ребенка (табл. 22).

Таблица 22

Типы родительского отношения к умственно отсталым детям,%

Типы отношений Группа детей с ЛУО (п = 16) Группа детей с УУО (п = 19)
Отвержение ребенка 18,7 21,1
Социально-желательный образ 6,3 5,1
Симбиоз с ребенком 6,3 15,6
Авторитарная гиперсоциализация 43,7 37,1
Инфантилизация ребенка 25,0 21,1

Приведем примерсемьи, где доминирует инфантилизация ребенка.

ПРИМЕР 7______________________________________________________________Яна Б., 10 лет

Диагноз. Умеренная умственная отсталость.

Семья полная. Родители с низким образовательным уровнем, отец — инвалид. Яна — поздний ребенок в семье. Это объясняет стремление оградить ребенка от травмирую­щих жизненных проблем. Мать часто «идет на поводу» у дочери, чрезмерно опекая ее в быту. Однако родители четко осознают неуспешность ребенка, считают, что другие дети потешаются над их незрелой дочерью. Испытывая досаду к ребенку из-за ее неумелос­ти, открытости для дурных влияний, несерьезности интересов и мыслей дочери, родите­ли не доверяют ей и строго контролируют все ее действия.

Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к ребенку с ум­ственной отсталостью позволяет отметить некоторые особенности межличност­ных отношений в семье. Первая особенность заключается в том, что в исследуе­мых семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта, доминирует авторитарная гиперсоциализация детей родителями. Жесткий контроль над поведением ре­бенка выявлен у 43,7% семей первой и 37,1% детей второй группы. Вторая осо­бенность характеризуется приписыванием родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности. В межличностных отношениях заметно стрем­ление инфантилизировать ребенка. Он представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуе­мых нами семей. У 18,7% родителей первой группы и 21,1% — второй отмечает­ся эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В отличие от родителей детей с легкой степенью умствен­ной отсталости, у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталос­тью отмечается усиление симбиотических отношений с ребенком (15,6%).

Необходимо отметить, что рассматриваемые нами типы родительского от­ношения к детям в основном затрагивают связь «мать — ребенок», так как из 35 опрошенных родителей почти все (за исключением четырех) были матери.

Таким образом, с возрастанием степени отклонения в интеллектуальном не­доразвитии детей усложняется отношение родителей к таким детям. Родители идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека», либо инфантилизации или симбиоза с ребенком.

6.6. ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности

ребенка, его поступков. Диагностика психологического климата в семье и вза­имоотношений родителей с детьми позволяет выявить тип воспитания ребен­ка, а также дает возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей. Оценить, насколько благоприятна для ребенка существующая в семье система взаимоотношений родителей с ним, возможно при обращении к самому объекту воспитательных воздействий. Субъективное восприятие своей семьи ребенком позволяет вы­явить те взаимоотношения, которые вызывают тревогу у него, определить ме­сто и роль ребенка в семье. Изучению этого аспекта была посвящена данная часть исследования.

Для выявления субъективной характеристики взаимоотношений в семье, особенностей восприятия учащимися членов своей семьи и определения мес­та ребенка в ней нами был использован тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана. Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.

Исследование проводили индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке. Проследив наличие у ребенка необходимого оборудования, иссле­дователь предлагал короткую инструкцию: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы все ее члены были чем-либо заняты». Во время рисования фикси­ровали последовательность рисования, высказывания ребенка, его мимику, же­сты. По законченному рисунку с ребенком проводили беседу по следующей схеме:

1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2) Где работают и учатся члены семьи?

3) Как в семье распределяются домашние обязанности?

4) Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

Анализ рисунков семьи детей (по тесту «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана) проводили с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. Интерпретацию рисунков осуществляли по пяти симптомокомплексам:

1) благоприятная семейная ситуация;

2) тревожность ребенка;

3) конфликтность в семье;

4) чувство неполноценности в семейной ситуации;

5) враждебность в семейной ситуации.

Исследование рисунков умственно отсталых детей показало преобладаю­щую конфликтность и тревожность в семейных отношениях. При анализе рисунков и по результатам беседы у 51,6% обследуемых детей выявляются кон­фликтность, тревожность и эмоционально неоднозначно окрашенные отноше­ния с членами их семей. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при изображении «нелюбимых» членов семей, часто стирали и перерисовыва­ли их, забывали нарисовать какую-нибудь часть тела или лица, начинали изоб­ражать «недруга» в последнюю очередь, причем как можно дальше, в стороне от себя. Часто дети «отгораживаются» в своих рисунках от членов семьи, с ко-

торыми конфликтуют, мебелью, вещами или рисуют их в другом помещении. В таких ситуациях явно выступают отношения отдаленности, отчужденности детей от родителей. В обеих обследуемых группах общий процент таких детей превалирует над остальными: от 37,5 до 66,6%, причем увеличение процента конфликтности в семьях происходит параллельно с углублением интеллекту­альной недостаточности в развитии детей.

Проиллюстрируем это на примерах рисунков детей.

На рисунке Саши Ц. из первой группы изображена вся семья девочки, хотя мать с отцом находятся в разводе. Девочка рисует себя рядом с папой и сест­рой, держит их за руки. Маму Саша изображает в другой стороне рисунка и отделяет от себя, папы и сестры несуществующей собакой. Таким образом, по рисунку Саши определяется конфликтность девочки с матерью (рис. 32).

Показательным в наличии конфликтности в семье является и рисунок Але­ши Ш. из второй группы. На рисунке мальчика отсутствуют мать и отец. Себя Алеша изображает неадекватно большим, по сравнению со старшим братом (рис. 33).

Анализ рисунков детей и беседы с ними позволяют судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, об умении улавливать сим­патии и антипатии к себе со стороны членов семьи, оценивать психологичес­кий климат в семье. Так, 31,4% всех испытуемых учащихся в своих рисунках показали наличие тревожности в семейных межличностных отношениях.

В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Изображение на рисунке себя непропорционально ма­ленького, неподвижного или отсутствие «Образа „Я"» свидетельствует о пере­живании ребенком чувства неполноценности в семье, его депрессивности.

Общая деятельность всех членов семьи обычно характеризует хорошую, бла­гоприятную семейную ситуацию. Лишь 8,5% исследуемых детей в своих ри­сунках отображает такой характер взаимоотношений в семье. Большинство учащихся в общей деятельности соединяет лишь несколько членов семьи или вообще их автономизирует. По данным анализа рисунков, враждебность в се­мейных взаимоотношениях ни один ребенок не отмечает.

исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью - student2.ru

исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью - student2.ru

В полных семьях ребенок акцентирует внимание на членах семьи, редко изображая внешний мир предметов. Мир не обозначен как отчужденный, про­исходит взаимопроникновение мира семьи и внешнего мира, семья входит в него как элемент всей системы. Это не просто внешний мир, «мир вне нас», но и «мир с нами», «мир для нас».

Проведенное исследование показало своеобразие рисунков детей из непол­ных семей.

Дети из неполной семьи стремятся заполнить поле рисунка, тем самым за­полняя вакуум в своем семейном окружении. Дополнительные элементы при­сутствуют почти всегда, при этом они несут более абстрактный характер. Про­исходит разделение внутреннего мира семьи и внешнего, «другого» мира, который далек и отчужден. Проявляющаяся тенденция к дистантности, изо­ляции может быть основой формирования проблем взаимоотношений во взрос­лом мире.

Анализ исследования рисунков семьи свидетельствует о том, что в большин­стве семей (83%) характер взаимоотношений вызывает у детей тревожность и конфликтность с членами семьи. Родители не способны справляться с возраст­ными проблемами психического и личностного развития детей. Они настой­чиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излиш­нюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. В семьях отмечается родительская и, что осо­бенно страшно, материнская грубость, командный, агрессивный стиль взаи­моотношений с собственными детьми.

Таким образом, причины нарушений в поведении и развитии обследуемых нами детей во многом определены особенностями отношений к ребенку в се­мье и стилю их воспитания. Главная функция семьи заключается в том, чтобы

в социальной адаптации умственно отсталого ребенка исходить из его возмож­ностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень пси­хологической нагрузки, которая не должна превышать его возможностей. Незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психи­ческого развития своих детей приводит к нарушению социализации, диском­форту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие.

Наши рекомендации