Диагностика коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Коммуникативные навыки являются одной из основных составляющих эффективной социализации лиц с умственной отсталостью. Как указывалось выше, многие дети, особенно с тяжелой умственной отсталостью, не могут общаться на вербальном уровне, поскольку у них отсутствует речь. Однако уме-
ние строить межличностные отношения как в семье со взрослыми, так и с посторонними людьми и сверстниками, даже в отсутствие разговорной речи, необходимо и возможно, этому можно обучить, применяя специальные технологии, которые успешно разрабатываются как в нашей стране, так и за рубежом (А. Р. Маллер, 1996; Л. А. Нисневич, Т. Д. Зинкевич, 1998; А. М. Царев, 1999; Л. М. Шипицына, 2004; A. Bakk, К. Grunewald, 2001; К. Lob, 1985; Н. Маг, N. Sail, 1995; С. Т. Michaelis, 1978; R. L. Schiefelbusch, 1972).
Представляло интерес выявление исходного уровня сформированности коммуникативных навыков и особенностей межличностного общения у больных с умеренной и тяжелой умственной отсталостью старше 15 лет, а также сделать попытку их обучения общению между собой и взрослыми людьми в детском (от 7 до 11 лет) и юношеском возрасте (от 12 до 18 лет).
Первая часть исследования навыков общения проведена методом наблюдения при работе с молодыми людьми, воспитывающимися в семьях, которые участвовали в проекте «Поддержка».
С помощью метода наблюдения были исследованы такие аспекты коммуникативной сферы, как отношения молодых людей с родителями, другими взрослыми, со сверстниками в группе, а также развитие навыков вербального и невербального общения.
Оценку внутрисемейных отношений молодых людей — в частности, отношений с родителями, близкими родственниками — проводили, разделив их на три уровня отношений:
□ высокий уровень (ВУ) — доверительные отношения, наличие симбио-тических связей с кем-либо из членов семьи;
□ средний уровень (СУ) — нейтральные, безразличные отношения с близкими родственниками;
О низкий уровень (НУ) — сложности в отношениях с кем-либо из членов семьи, присутствие негативизма в отношениях.
Исследование коммуникативных навыков показало, что в общении с родителями и близкими родственниками у умственно отсталых молодых людей преобладают позитивные, доверительные отношения: улице УУО — 47%; улице ТУО — 71%. Это может быть объяснено зависимостью данной категории обследуемых от своих близких людей, наличием симбиоза с кем-либо из членов семьи (мать, отец), на что имеется ряд ссылок в отечественной и зарубежной
литературе (рис. 16). Нейтральные, близкие к безразличию отношения характерны для 32% лиц с УУО и 21 % — с ТУО. Наряду с этим у 21% лиц с УУО и у 8% лиц с ТУО отношения с родителями характеризуются проявлением негативизма, реакциями протеста, вспышками агрессии.
Изучение общения умственно отсталых молодых людей в группе сверстников проводили при помощи наблюдения за испытуемыми в ходе работы с ними в «группах общения». Оценивались их поведение и реакции в различных ситуациях сотрудничества, совместного проведения досуга, праздников и проч. При анализе результатов обследования характер общения молодых людей в группе был распределен нами по трем уровням:
□ высокий уровень СВУ) — доброжелательные, позитивные отношения, высокая доступность, готовность сотрудничать;
О средний уровень (СУ) — безразличные отношения, неконтактность, ауто-изоляция;
О низкий уровень (НУ) — негативные отношения, выраженные эгоистические проявления, агрессивность.
У большинства лиц с УУО (57%) отношения со сверстниками носили позитивный характер, в то время как у лиц с ТУО такие отношения встречались в 2,5 раза реже (21%). Однако 26% лиц с УУО и почти половина (47%) лиц с ТУО проявляли негативизм, агрессивность, враждебность. 17% лиц с УУО лиц с ТУО относились к общению в группе безразлично (рис. 17).
При изучении коммуникативной деятельности умственно отсталых молодых людей необходимо было составить представление о владении ими навыками вербального и невербального общения. С этой целью (помимо метода наблюдения при работе в группах общения) проводили различные упражнения на использование вербальных и невербальных средств общения.
Исследование навыков вербального общения выявило, что владение этими навыками на высоком уровне было доступно только 42% лиц с УУО; среди лиц с ТУО таковых не было. Частично сформированы вербальные навыки были у 42% молодых людей с УУО и у 53% — с ТУО. Не владели навыками вербального общения 16% молодыхлюдейсУУОи47% молодых людей с ТУО по причине их полной несформированности либо в силу каких-либо нарушений сенсорных или моторных компонентов речи (например, алалия, дизартрия и др.).
Исследование развития навыков невербального общения показало, что достаточно хорошо сформированы навыки невербального общения лишь у трети (37%) молодых людей с УУО и у четверти (26%) лиц с ТУО. Удовлетворительно владели ими 21 и 17% лиц с УУО и ТУО, соответственно. Значительная часть обследованных вообще не владела невербальными навыками — 42% лиц с УУО и 57% лиц с ТУО.
Таким образом, исследование коммуникативных навыков показало, что почти у половины (46%) обследованных с УУО и только у трети (29%) с ТУО коммуникативные навыки развиты в достаточной степени. Следовательно, лишь часть из них успешно используют навыки вербальной и невербальной коммуникации, а их отношения с родителями и сверстниками носят, в целом, позитивный характер.
Значительная часть обследованных молодых людей обладает низким уровнем развития коммуникативных навыков. Эти молодые люди не способны к адекватному восприятию вербальной и невербальной информации, их поведение часто агрессивно либо отличается безразличием к происходящему вокруг. Одна четверть (26%) молодых людей в группе с УУО и почти половина (47%) молодых людей с ТУО испытывают трудности в общении со сверстниками, что может выражаться в их агрессивности, неконтактности, безразличии к остальным участникам общения. Следует отметить меньшую несформирован-ность навыков вербального и невербального общения у лиц с УУО (29%) и значительно большую (52%) у молодых людей с ТУО, что усугубляет их трудности в общении.
У небольшой части испытуемых с УУО (16%) и у большого числа (47%) лиц с ТУО отмечается низкий уровень развития навыков вербального общения. Это говорит о том, что среди них встречаются «безречевые» молодые люди. Умственно отсталые молодые люди с УУО проживают в семьях и имеют в 47% случаев тесные, симбиотические отношения с родителями. У молодых людей с ТУО аналогичные отношения встречались примерно в 1,5 раза чаще (71 %).
Таким образом, исходя из результатов обследования, можно высказать предположение, что молодые люди обеих групп имеют нарушения различных сторон коммуникативного развития разной степени тяжести, что может быть обусловлено биологическими факторами, прежде всего, нарушениями психики и сопутствующими заболеваниями. В ходе бесед с родителями, другими родственниками, педагогами, окружающими молодых людей, было выявлено, что развитие (либо недоразвитие) некоторых навыков, помимо особенностей личности, могло быть обусловлено социальными факторами, такими как стиль семейного воспитания, условия проживания и др.
Методика «Социограмма PAC-S/P» (Приложение 1.2) позволяет оценить развитие сенсорно-перцептивной сферы, мышления, речи, познавательных интересов, эмоциональных состояний, социально-бытовых навыков у детей с глубоким нарушением интеллекта.
В составе четырех разделов «Социограммы» имеются вопросы, ответы на которые дают основания судить о развитии коммуникативных навыков. Так, раздел «Восприятие окружающего мира» включает вопросы, позволяющие оценить узнавание знакомых и незнакомых лиц, различение предметов, час-
тей собственного тела. Разделы «Активная речь» и «Понимание речи» позволяют определить развитие вербальных и невербальных средств общения, а раздел «Социальная активность» — навыки поведения со взрослыми и сверстниками в быту, на улице, в процессе игры и совместной деятельности.
Поэтому, чтобы судить о формировании коммуникативной сферы у детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта, рассмотрим изменение показателей этих разделов.
В табл. 13 приведены результаты обследований тяжело умственно отсталых детей. Можно видеть, что в процессе коррекционно-развивающей работы в разделе «Восприятие окружающего мира» существенных сдвигов не наблюдается, однако у 60% обследованных 7-11 лет отмечались хотя и незначительные, но положительные сдвиги, а у 6,7% — наоборот, отрицательные сдвиги. Средние величины также говорят об увеличении параметров этого раздела, особенно при втором обследовании (через полгода) по сравнению с первым (рис. 18А). Следовательно, у детей 7-11 лед- в процессе обучения возрастает дифференцирование предметов, знакомых и незнакомых лиц, а также различение частей собственного тела. Последнее очень важно для развития самоидентификации и формирования самооценки.
В старшей возрастной группе у подростков 12-18 лет с тяжелой умственной отсталостью отмечалась сходная динамика развития процессов различения предметов, лиц и частей собственного тела, за исключением одного испытуе-
Табли ца 13
Динамика развития навыков коммуникации у детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью,%
Группы | Изменения | Восприятие окружающего мира | Активная речь | Понимание речи | Социальная активность |
Младшая возрастная группа (7-11 лет) | Увеличение Уменьшение Без изменений | 60,0 6,733,3 | 33,3 26,7 40,0 | 73,3 13,413,3 | 86,7 13,3 |
Старшая возрастная группа (12-18 лет) | Увеличение Уменьшение Без изменений | 58,8 23,5 17,6 | 52,9 47,1 | 52,9 11,8 35,3 | 76,5 23,5 |
мого (у него выполнение навыков этого раздела с 14% при I обследовании возросло до 100% при II и III обследованиях). В целом, по группе среднее значение показателей этого раздела увеличилось с 48% до 56% через год коррек-ционного обучения (рис. 18Б), у 58,8% подростков показатели увеличились, а у 23,5% — уменьшились (табл. 13).
Хуже обстояло положение с развитием вербальных средств общения, особенно у детей с тяжелой умственной отсталостью в младшей группе (рис. 19А).
Отмечался очень низкий первоначальный уровень развития показателей «Активной речи» — 24% в среднем по группе.
По мере обучения величина показателя вначале увеличилась незначительно — до 33%. а затем уменьшилась до 31%. Если посмотреть динамику его развития у каждого ребенка, то только у трети (33,3%) наблюдалось улучшение показателей этого раздела, у 26,7% — ухудшение и у 40,0% — без изменений (табл. 15).
У подростков (старшая возрастная группа) отмечались более значимые сдвиги как по средним показателям раздела «Активная речь» (рис. 19Б), так и по индивидуальным данным. Более чем у половины обследованных (52,9%) улучшились показатели вербальной и невербальной коммуникации, у 47,1 % — остались без изменений, отрицательной динамики в процессе обучения не наблюдалось ни у одного человека (табл. 15).
Понимание жестов, слов, фразовой речи в динамике обучения тяжело умственно отсталых детей 7-11 лет улучшилось у 73,3% обследованных, хотя среднее значение этого показателя увеличилось незначительно (с 23 до 29%, соответственно, в начале коррекционной работы и спустя 1 год) (рис. 20А). В старшей возрастной группе, напротив, более выросло (рис. 20Б) среднее значение (от 58 до 69%) и улучшились индивидуальные показатели у 52,9% подростков (табл. 13).
Наиболее интересной является динамика показателя «Социальная активность» в процессе обучения тяжело умственно отсталых детей. Этот показатель свидетельствует о росте межличностного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. В обеих обследованных группах у большинства детей отмечалось увеличение этого показателя (у 86,7 — в младшей и у 76,5% — в старшей группах) (табл. 13).
Даже среднее значение показателя «Социальная активность» увеличилось достоверно, особенно в старшей возрастной группе (от 57 до 75%) (рис. 21).
Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что систематическая, целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы тяжело умственно отсталых детей и подростков приводит к отчетливо выраженным положительным результатам: к улучшению вербального и невербального общения, развитию межличностных отношений между взрослыми и сверстниками и как итог — к усилению активности, самостоятельности, что выражается в росте социальной активности этих детей. Наиболее значительные результаты наблюдаются в динамике обучения более старших детей — в подростковом и раннем юношеском возрасте (с 12 до 18 лет). Очевидно, в этом возрасте накопленный предыдущий опыт в сочетании с обучением позволяет более эффективно преодолевать инертность, косность нервных процессов и переключаться на новую деятельность. В этом большое значение имеет повышение любознательности, даже по сравнению с пищевым поведением, о чем уже упоминалось в предыдущей главе.