Психологический компонент гестационной доминанты
В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины И.А. Аршавский предложил понятие гестационной доминанты (лат. gestatio — беременность, dominans — господствующий).
Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной жёнщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода.
Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГА) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестации и на создание условий для развития будущего ребенка. Особенности ПКГД проявляются в отношениях женщины к своей беременности, к ее будущему ребенку.
Было выделено 5 типов ПКГД:
1. Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курса дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания здорового ребенка.
2. Гипотестогнозический - (греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность; лат. gestatio — беременность; греч. gnosis — знание) тип ПКГД встречается у женщин двух возрастных групп: младшей и старшей. Представительницы этих двух групп весьма отличаются друг от друга.
Женщины младшей возрастной группы характеризуются некоторой инфантильностью. Беременность у большинства из них незапланированная. Многие из них учатся в институте и не желают брать академический отпуск («чтобы не отстать от группы»), продолжают заниматься с прежней интенсивностью, сдавать экзамены. Они, как и до беременности, посещают дискотеки, занимаются спортом, ходят в походы, как правило, не ограничивают себя в употреблении сигарет и спиртного. Таким образом, беременность они воспринимают как досадую помеху, которую стараются не замечать, чтобы не нарушать свои жизненные планы. Эти женщины стараются как можно дольше «не замечать» беременность, не задумываются о предстоящих родах, материнских обязанностях. В женскую консультацию они обращаются на 4-5-м месяце беременности, посещают ее нерегулярно, игнорируют рекомендации врачей.
Старшая возрастная группа включает зрелых женщин, также не желающих менять свой жизненный стереотип. Большинство из них имеют высшее образование. Они планировали беременность, так как справедливо опасались, что с возрастом риск возникновения осложнений течения беременности и родов повышается. Однако эти женщины как и представительницы первой группы, не склонны менять жизненный стереотип. Многие из них имеют хорошую профессию, увлечены работой, некоторые занимают руководящие посты. У них не хватает времени, да и желания встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения.
К посещению курсов дородовой подготовки большинство женщин этой группы относятся скептически, что сказывается на течении беременности и родов. У многих после выписки отмечается повышенный уровень тревожности. Обязанности по уходу за малышом тяготят, женщины стараются переложить их на кого-нибудь из родственников (мужа, мать), как можно быстрее вернуться к прежнему образу жизни.
3. Эйфорический (греч. еи — хорошо; phero — переносить) тип ПКГД часто отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки ими посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются, не все рекомендации выполняют или делают это формально.
4. Тревожный ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). В других случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностыю.
5. Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, в резко сниженном фоне настроения беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может начать утверждать, что теперь, не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В тяжелых слyчaях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции. Очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить невротический или психотический характер депрессии и провести соответствующий курс лечения.
Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации вынашивания и рождения ребёнка, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.
Острый психоэмоциональный стресс, перенесенный в ранние сроки беременности, увеличивает развитие угрозы прерывания беременности в 3-11 раз, риск появления тяжелых форм гестозов — в 5 раз, неправильного предлежания плаценты — в 2 раза. Риск хронической внутриутробной гипоксии плода увеличивается в 3-4 раза, формирования синдрома задержки развития плода — в 3 раза, преждевременных родов — в 8-10 раз.
Нaибoлee тяжeлыe последствия для мaтepи и плода возникают, если беременные женщины переносят острый стресс в первой половине беременности. Через организм матери плод опосредованно испытывает пренатальный стресс.
Если женщина здорова, любима, беременна желанным ребенком, у нее оптимальный тип гестацинной доминанты, она не испытывает острых стрессов, то плод находится в состоянии комфорта, безопасности и хорошо развивается.
Развитие эмбриона и плода
Первый месяц
Первый месяц внутриутробного развития – период наиболее интенсивного роста в жизни организма: по сравнению с зиготой эмбрион увеличивается в 10 000 раз. К концу месяца его длина достигает 1,3 см.
Кровь уже течет по артериям и венам эмбриона, хотя их размер очень мал. Сердце его по размеру сопоставимо с величиной строчной буквы, частота сердечных сокращений 65 ударов в минуту. На этом этапе уже присутствуют зачатки головного мозга, почек, печени и пищевого тракта. Начинает функционировать пуповина – связующее звено между эмбрионом и матерью. Под микроскопом на голове эмбриона можно разглядеть несколько выпуклостей, которые в дальнейшем преобразуются в глаза, уши, нос и рот. Определить пол будущего ребёнка ещё невозможно.
Второй месяц
К концу второго месяца: рост плода – менее 2,5 см, а его вес – 2,1 г. Длина головы равна половине длины всего тела. Чётко дифференцируются части лица, появляются зачатки зубов и языка. На руках выделяются кисти и пальцы, на ногах – колени, лодыжки и стопы. Плод покрыт тонкой кожей, можно получить отпечаток пальцев рук и ног. Костные клетки появляются на 8-й неделе внутриутробного развития.
Мозг координирует функционирование органонов. Идёт развитие половых органов. Сердечный ритм стабилен. В желудке вырабатываются пищеварительные соки; в печени идёт образование кровяных клеток. В почках кровь очищается от мочевой кислоты. Кожа реагирует на тактильные раздражения. На грубое механическое раздражение (удар) 8-недельный плод реагирует сгибанием туловища, разгибанием головы и отведением рук назад.
Третий месяц
К концу третьего месяца вес плода достигает 28 г, рост – 7,5 см. Плод имеет ногти, веки (которые пока закрыты), голосовые связки, губы и выступающий нос. Голова плода остаётся большой – примерно 1/3 длины плода, характерен высокий лоб. Пол будущего ребёнка на данном этапе определить легко.
Органы уже функционируют: плод может дышать(заглатывая амниотическую жидкость в лёгкие и выпуская её обратно), изредка происходит мочеиспускание. В рёбрах и позвоночнике соединительная ткань заменяется хрящевой.
Рефлексы плода достаточно разнообразны: он двигает ногами, руками, большими пальцами рук и головой; рот плода открывается и закрывается, совершает глотательные движения. При прикосновении к векам плод щурится, при прикосновении к ладони – части сжимает кисть в кулачок; при ударе по пяткам пальцы ног разгибаются. Эти рефлексы присутствуют у новорождённого и исчезают в течение первых месяцев жизни.
Четвертый месяц
Тело растет быстрее головы, и пропорция длина головы/длина тела становится равной 1:4 (как и у новорождённого). Рост плода – 20-25 см, вес – около 170 г. Длина пуповины примерно равна длине плода и увеличивается вместе с ним. К этому моменту заканчивается развитие плаценты.
Мать начинает чувствовать движение ног плода – так называемые шевеления. Рефлексы становятся более «живыми» вследствие развития мышечной системы.
Пятый месяц
Вес плоду на данном этапе колеблется в пределах 340-450 г, длина достигает 31 см. Появляются индивидуальные черты внешности, присущие данному плоду. Стабилизируется смена состояний, подобных сну и бодрствованию, особое положение плода (предлежание). Возрастает двигательная активность: плод толкается, потягивается, чешется. Если приложить ухо к животу матери, можно услышать сердцебиение. Начинают работать потовые и сальные железы.
Дыхательная система плода еще не приспособлена к адекватному дыханию вне матки; дети, родившиеся на этом сроке, как правило, не выживают.
Начинают расти волосы: жесткие -- брови и ресницы, тонкие — на голове и шелковистые, или лануго (lanugo),— по всему телу.
Шестой месяц
Скорость роста плода несколько снижается, и к концу шестого месяца плод имеет рост около 35 см, вес — 560 г. Появляется подкожная жировая клетчатка. Заканчивается развитие глаз: они открываются, закрываются и смотрят во всех направлениях. Плод способен слышать, плакать, сильно сжимать руку в кулачок.
Дети, родившиеся на шестом месяце, имеют очень небольшой шанс остаться в живых, так как формирование их дыхательного аппарата еще не завершено. Тем не менее встречаются случаи, когда ребенок, рожденный на этом сроке, выживает.
Седьмой месяц
К концу седьмого месяца длина плода приближается к 40 см, вес колеблется от 1,4 до 2,3 кг. Рефлексы на этом сроке окончательно сформированы. Плод дышит, глотает, делает движения, похожие на издавание крика, может сосать большой палец руки. Лануго к этому времени могут исчезнут, а могут сохраниться даже до рождения. Волосы на голове продолжают расти. Шансы плода весом как минимум 1,5 кг на выживание достаточно высоки при условии интенсивных медицинских мероприятии. Плод доращивается в условиях изоляции от внешней среды (в кювезе) до достижения массы 23 кг.
Восьмой месяц
Восьмимесячный плод достигает 45-50 см в длину и весит 2,3-3,2 кг. Ему становится мало места, и его двигательная активность снижается. В течение этого и следующего месяца по всему телу идет формирование жировой, которая поможет ребенку приспосабливаться к изменению внешней температуры после рождения.
Девятый месяц и новорожденный
Примерно за неделю до рождения плод прекращает расти, достигая в длину 50 см, масса плода примерно равна 3,4 кг. Мальчики обычно немного длиннее и тяжелее девочек. Продолжает формироваться жировая клетчатка, повышается эффективность работы различных систем органов, повышается частота сердечных сокращений, через пуповину начинает удаляться большее количество продуктов обмена. Цвет кожи поначалу красноватый, бледнеет. На момент рождения общий срок пребывания плода в утробе матери примерно равен 266 дней, хотя обычно называемый срок беременности — 280 дней, так как большинство врачей начинают отсчет от последнего менструального цикла матери.
Тема 5. Психология родов
Вопросы:
1. Влияние особенностей течения родов на развитие человека.
2. Естественные роды.
3. Патрнёрские роды.