Зачатие как начало репродуктивного процесса
С биологической точки зрения успешность зачатия, течения беременности и родов во многом связана с состоянием психического и физического здоровья потенциальных родителей на момент зачатия. Имеют значение и наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор. Большую роль играют материальное благосостояние семьи, особенности работы или учебы, социально-бытовые условия и т. п. И психосоциальным и биологическим фактором одновременно является возраст родителей. Особенности зачатия и его последствий могут быть связаны с тем, планировалось ли оно или произошло случайно, схожи ли эмоциональные реакции женщины и мужчины на возникшую беременность.
Э. Берн считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу». Непосредственно ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой» и рекомендовал, независимо от того, была ли она «результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия… анализировать любой из этих вариантов, чтобы выяснить, каковы были обстоятельства и как подготавливалось это событие. Планировалось ли оно? Если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, с темпераментом, разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии? В жизненном сценарии будущего ребенка могут отразиться все эти качества», так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку.
Термин «травматическое зачатие», используемый в ситуации, когда женщина не готова стать матерью, но согласилась забеременеть (или оставить случайную беременность), уступив настоятельным просьбам нелюбимого мужчины или своей матери, мечтающей о внуке.
На основании своих исследований Э. Берн выделил различные «родовые сценарии». К пяти-шести годам они принимают почти завершенный вид, и человек начинает жить как «неудачник» или «победитель», растет «гордостью семьи», «наследником ее славных традиций» или «не оправдывающим надежды». Наиболее часто встречающимися Э. Берн считал сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго – его знание о том, как тяжелы были роды для матери. Большое значение Э. Берн придавал именам, нередко отражающим амбиции родителей, недовольство их полом ребенка.
Таким образом, если зачатие не случайно, то в работе перинатального психолога прояснение его мотивов имеет большое значение. А если зачатие случайно, необходимо выяснять мотивы сохранения беременности.
Мотивы зачатия
Беременность может менять взаимоотношения супругов как в лучшую сторону, так и ухудшать их. Мужчина может испытывать к жене чувство благодарности, стать более нежным и внимательным. Порой известие о беременности вызывает у мужчин психологический дискомфорт, раздражение, делает их агрессивными. Во многом состояние взаимоотношений супругов зависит от стадии формирования супружеского холона, на которой возникла беременность.
Желание беременности обоими супругами – залог психологического комфорта, семейного счастья, благоприятной ситуации для течения беременности и родов. Иногда запланированная, желанная беременность не сближает супругов, а, наоборот, приводит к отчуждению, делает напряженными отношения, семейную ситуацию. Все зависит от преобладания конструктивных и неконструктивных мотивов, но и мужчина, и женщина.
Мотивы женщины и мужчины могут быть разными. Выявить их непросто. При этом следует установить конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам. Один и тот же мотив в одной ситуации может быть конструктивным, а в другой – нет.
Конструктивные мотивы связаны с чувством любви:
• стремление к бессмертию путем повторения себя в ребенке;
• выражение благодарности любимому человеку за счастье, которое он доставляет;
• желание творчества (рождение и воспитание такого человека, которого еще не было).
Деструктивно (относительно деструктивно) сказывается на семейных отношениях, наличности каждого из супругов, на воспитании ребенка и его развитии зачатие, имеющее следующие цели:
• вынудить партнера жениться;
• укрепить отношения в семье («привязать» к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход и т. п.);
• родить «назло» партнеру;
• родить, «чтобы был хоть один близкий человек», чтобы было о ком заботиться;
• заменить родившимся ребенком утраченного близкого человека (умершего, бросившего);
• изменить социальный статус;
• «быть как все»;
• показать родителям, что стала (стал) взрослым человеком;
• вынудить родителей смириться с браком;
• выполнить настойчивую просьбу родителей о рождении внука или внучки;
• родить «для здоровья» (нередко по совету врача);
• получить материальные выгоды (пособие, алименты, улучшить жилплощадь и пр.) и многое другое.
Если женщина после периода сомнений решает оставить беременность, то, как правило, она нуждается в психологическом сопровождении. При этом психолог должен разобраться в мотивах сохранения беременности. От аборта при нежелательной беременности женщин могут удерживать опасения за свое здоровье, религиозные представления о грехе доводы против, вовремя приведенные значимыми, уважаемыми людьми. Если женщина вынашивает нежеланного ребенка, то ее эмоциональный фон обычно характеризуется амбивалентностью. Во время беременности у таких женщин часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических физических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния. Все это приводит к искажениям антенатального взаимодействия в системе «беременная – плод». При этом беременные женщины оказываются не готовыми к родам, а ребенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему миру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чувства собственного достоинства.
Нежеланных детей рожают преждевременно примерно в восемь раз чаще, чем желанных. Но даже у доношенных нежеланных детей в 45 % случаев отмечаются признаки морфофункциональной незрелости. Из числа нежеланных младенцев 46,9 % нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу же после родов соматическими и неврологическими осложнениями, среди желанных детей таких лишь 14,8 % (Брутман В. И., Северный А. А., 2001).
У нежеланных детей часто отмечаются факторы риска психической патологии:
• наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций);
• психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия в антенатальном периоде);
• психические, поведенческие, соматические нарушения у будущей матери во время беременности;
• задержки созревания плода и недонашиваемость.