Психологическая готовность к отцовству

Вос­питательная позиция отца в своем формировании несколько отста­ет от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать к подросшим детям. Лучшее, что может сделать мужчина для своего буду­щего, рожденного ребенка — это прежде всего любить свою жену.

Для полноты социального стату­са ребенку необходим отец, точно так же, как и мать. Группа, со­стоящая из женщины и ее потомства, социологически неполно­ценна и незаконна. Это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законорожденности.

Брак и вытекающее из него отцовство — это первоочередные механизмы, формирующие мужскую значимость. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивными наклонностями и привязывая поведение к фундаментальным целям общества — преимущественно к защите семьи и ее обеспечению.

Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Если у женщины материнская любовь проявляется благодаря первич­ной материнской заботе, то у мужчин забота о ребенке является продуктом родительской любви, поэтому переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность.

Отцовство формирует основу самого насущного требования общества — социализации мужчин, связывая их обязательствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей, которое в свою очередь определяет будущее этого общества. Во-первых, оно обеспечивает родительскую защиту в физическом смысле. Во-вторых, оно дает ребенку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей «передачей культуры», осуществлять которую отец определенно способен. Родительский вклад также дает детям ежедневную «подпитку»: пищей, игрой, сказкой на ночь и т. д.

Потребность в отцовствепредопределяет поведение отца в направлении защиты и заботы о жене и детях. Еще не появивший­ся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу воз­можность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность.

Активная отцовская позиция говорит о принятии мужчиной ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Часто проявление ответственности выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу са­мовыражения.

Однако мужчины-отцы опасаются быть поглощенными се­мьей. В случаях высокой ценностной значимости семейной жиз­ни и высокой оценки родительской компетентности возрастает и ценность сохранения собственной индивидуальности отцов. При­чем высокая родительская компетентность мужчин-отцов связана с реализацией отношений доминирования, т. е. быть компетент­ным родителем для мужчины означает передачу своего жизненно­го опыта с позиции «сверху».

Наличие отца имеет важнейшее значение для развития ребенкас момента рождения. Отцы поощряют процесс отделения ре­бенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отец — это олицетворение дисциплины и по­рядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрос­лых и детей. «Отец — наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике, он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы».

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем боль­ше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем ме­нее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценно­стям по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обе­спечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Для ребенка ценны теплые отношения с отцом: «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, вы­росший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт».

Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина.Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в бу­дущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социаль­ных нормативов, более успешное овладение требованиями окру­жающей среды.

Типы представлений об отцовстве:

• «ответственный отец» — испытуемые, вошедшие в первый кластер, считают, что основным качеством отца является ответ­ственность. Ответственность — это осознанная необходимость вы­полнения принятых обязательств, она равнозначна чувству долга. Взять на себя ответственность может зрелая личность;

• «обучающий отец» — во второй кластер объединились мо­лодые люди, которые считают, что отец должен быть готовым к родительству и уметь обучать ребенка. Готовность к родительству предполагает способность взять ответственность за воспитание всесторонне развитой личности;

• «сотрудничающий отец» — молодые люди, которые объеди­нились в третий кластер, полагают, что отец должен быть ответ­ственным и готовым к родительству, обучающим и любящим; он обладает практичностью и бескорыстен. Отец должен интересо­ваться детьми, уважать их, сотрудничать с ними и при этом быть всегда в хорошем настроении;

• «доминирующий отец» - в четвертый кластер объединились молодые люди, считающие что отец — это сильная личность, ко­торая должна гордиться ребенком, иногда отец может кричать на ребенка и при этом не боится извиниться перед ребенком, если не прав;

• «честолюбивый отец» — пятый кластер объединился по пара­метрам: уважающий детей, должен интересоваться детьми и гор­диться ими;

• «доверяющий отец» — параметры, по которым объединение произошло в шестой кластер, характеризуют отца следующим образом: доверяющий, любящий и уважающий детей, готовый к родительству, не боящийся извиниться, всегда помогающий и об­учающий;

• «альтруистичный отец» — седьмой кластер объединил мо­лодых людей, представляющих отца любящим, прощающим, не боящимся извиниться, ответственным и воспитывающим;

• «властный отец» — испытуемые, попавшие в восьмой кла­стер, характеризуют отца как сильного, строгого, благоразумного, практичного. Отец должен быть справедливым и прощающим, уважающим детей, в тоже время он иногда кричит, но не боит­ся извиниться. Он часто хвалит ребенка, опекает его, всегда отдо­хнувший и слушающий ребенка;

• «воспитывающий отец» — девятый кластер объединил мо­лодых людей с представлениями об отце как сильном, благо­разумном, практичном и ответственном, доверяющем детям, всегда понимающем и уважающем детей. Он всегда счастливый, радостный, добрый, доволен детьми. Отец должен быть воспи­тывающим, опытным родителем, но в то же время может чего-то не знать.

Представления юношей из неполных семей об отцовстве свя­заны с родительским отношением к миру, взаимоотношениями отца и матери, отношением к родителям, лицам противоположно­го пола, семье и сфере семейной жизни как ценности. При пози­тивном отношении родителей к окружающему миру такие юноши представляют себя в качестве отца демократичным; при негатив­ном отношении к отцу и матери — жестоким, нонконформным, подозрительным и недружелюбным.

Молодые люди, выросшие в семье без отца, в основном от­рицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это вли­яет на их взгляды, а образ отца представлен такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению, это эгоистичный человек, ставящий свои ин­тересы превыше всего, стремящийся к самореализации в сферах профессиональной и образования, при этом придающий большое значение семье как основе в жизни.

Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, юноши пред­ставляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений, стремящуюся реали­зовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное — это бла­гополучие семьи, решению проблем которой отдается много сил и времени, что ведет к заинтересованности в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом.

В пред­ставлении молодых людей из полных семей отец — это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотруд­ничать с ними, помогать и обучать.

Юноши из неполных семей считают, что отец должен гордить­ся своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать. Он должен быть готовым к родительству, справед­ливым и благоразумным человеком. Он не должен стыдиться сво­их детей.

Отцовство - это интегральное психологическое образо­вание личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, испытываемые к своим детям, принятие и исполне­ние родительской роли, а также чувства, способствующие самореа­лизации, самоутверждению и саморазвитию личности отца.

Психологическая готовность к отцовству определяется сформированностью:

- всех аспектов личности, предполагающих выполнение возло­женных обязанностей и принятых обязательств;

- представлений об отцовстве, т. е. знаний функций отца в се­мье и его роли в воспитании ребенка;

- оценки собственной готовности стать отцом, т. е. готовности принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка.

На представления юношей об отцовстве влияет их возраст, на­личие или отсутствие отца в семье и реальные отношения в роди­тельской семье. Представление о том, что отец нужен, для того чтобы ребенок появился на свет, глубоко ошибочно. Чтобы развеять его, необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Роль мужчины в семье в современных условиях вовсе не уменьшилась. Изменения роли отца носит скорее качественный характер. И дело обстоит так, что ребенку нужен отец в той же мере, как и отцу нужен ребенок.

4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребёнка

Целями нетрадиционного пренатального воспитания являются:

1) подготовка к естественному рождению с целью смягчения критического разрыва для матери и ребенка (к конкретным техни­кам относятся «лотосовое рождение» — без обрезания пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения, ритм обстановки рождения, максимально приближенный к ритму внутриутробной жизни, и т. п.);

2) развитие способности матери получать информацию о со­стоянии и поведении ребенка во время беременности (при помо­щи техник из арсенала различных духовных практик — через ме­дитации, упражнения, музыку, манипуляции с освещением и т. п. — стимулируется имажинация будущего ребенка);

3) целенаправленное формирование способности матери из­менять свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку;

4) создание тесного контакта будущей матери с другими бере­менными и пренатальным наставником.

По итогам исследования методы подготовки беременных к ро­дам в женских консультациях были разделены на четыре группы.

1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной или советы почитать соответствующую популярную литературу по беременности и родам. К сожалению, подобной си­стемой «охвачена» подавляющая часть всех беременных, состоя­щих на учете в женских консультациях города. Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические сры­вы женщин во время родов, высокий процент аномалий сократи­тельной деятельности матки, приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие установки на грудное вскармливание приводит к резкому укоро­чению периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость детей первого года жизни.

2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП). Она состоит из четырех лекционных занятий, включа­ющих краткие сведения об анатомии женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов, послеродового пери­ода, о поведении женщины в первом периоде родов, характере ды­хания во время потуг. Данная система, некогда охватывающая до 90 % беременных, в настоящее время сохранилась лишь в нескольких женских консультациях. Посещаемость занятий составляет 2 — 3 % от общего числа беременных. Повторнорожающие женщины, как правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в насто­ящее время практически потерял свою актуальность в силу устарев­шего методического подхода, не обеспечивает снижения невроти­ческих расстройств у беременных, также, как и в первом варианте приводит к значительным репродуктивным потерям.

3. Комплексная подготовка по программе «Возрожден­ные роды», разработанная в США и внедренная в двух женских консультациях г. Волгограда в 1995 г. В программе делается акцент на сведения о физиологических механизмах беременности и родов. Занятия сопровождаются показом прекрасно изготовленных иллюстраций, на­глядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы). Целью программы является проведение физического и гигиенического тренинга. Осуществляется она силами инструкторов физической культуры, прошедших специальные подготовительные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет неплохие результаты. Однако данная программа, на наш взгляд, имеет один существенный не­достаток — отсутствие должной психологической помощи на уров­не, обеспечивающем формирование родительской культуры.

3. Подготовка семейных пар к появлению у них ребенка, кото­рая предусматривает работу с группой беременных и их мужьями по трем программам: образовательной, воспитательной и оздоро­вительной.

Образовательнаяпрограмма преследует цель информировать будущих родителей о физиологических механизмах деторожде­ния, особенностях режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания на тема­тических занятиях используются наглядные материалы: книги по искусству и рукоделию, видеофильмы студийного и собственного производства, муляжи, плакаты.

Воспитательнаяпрограмма предусматривает воспитание чув­ства материнства, родительства посредством формирования духов­ной связи между родителями и нерожденным ребенком. Делаются попытки с помощью психотерапевтических методов уменьшить невротические проявления, ориентировать на адекватную реак­цию в ответ на стрессовые раздражители. С этой целью применя­ются методики личностного ориентирования. Кроме того, прово­дится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви, детского сада. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем. Образовательная и воспита­тельная программы предусматривают в первую очередь создание внешних и внутренних условий для гармоничного формирования перинатальных матриц плода.

Оздоровительнаяпрограмма предусматривает оценку состо­яния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и соб­ственно оздоровительные мероприятия. С этой целью исполь­зуются компьютерная психодиагностическая система на основе ММР1, акупунктурная диагностика. Проводятся занятия по оздо­ровительной гимнастике с элементами массажа в гимнастическом зале и в бассейне с выполнением специальных дыхательных и мышечно-релаксирующих упражнений. По окончании основной трехмесячной программы беременные с удовольствием посещают оздоровительные занятия до родов. По объему часов каждый раз­дел занимает примерно равное количество времени.

Предварительные результаты свидетельствуют о том, что фи­зическое и психическое развитие детей от родителей, прошедших дородовую подготовку по данной программе имеет тенденцию к опережению. Она позволяет обеспечить устойчивое психоэмоци­ональное состояние женщин, повысить частоту мягких и сладост­ных родов, улучшить качественные показатели службы родовспо­можения.

Итак, одной из важных задач в работе с семьей является фор­мирование и развитие перинатальной культуры, или культуры ро­дительской (в самом широком смысле этого слова), которая помо­жет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вме­шательства.

Пренатальная педагогика делает свои первые шаги, заявляя о себе как самостоятельной области знаний. Существует множество различных программ образования нерожденного ребенка. Многие из них включают различные виды релаксаций, звуковую и цвето­вую терапии, рефлексотерапию, гипокситерапию (кратковремен­ное помещение в условия пониженного содержания кислорода). Активно практикуется музыкальное воспитание плода до рожде­ния: например, музыкальные ритмические упражнения «Панэв-ритмия». Разработаны даже специальные пояса для беременных, в которые вмонтированы пленки с записями, которые по утверж­дению изобретателей, дают возможность рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интел­лектуального развития.

Задачи психологической помощи семье:

· Воспитание родительской ответственности.

· Формирование социально-психологических навыков оказа­ния поддержки в семье, регулирования отношений семьи с соци­умом.

· Повышение психолого-педагогической компетентности. Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребен­ка и психологическом значении процесса родов для ребенка, мате­ри и отца. Приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом вос­питании.

· Приобретение навыков саморегуляции, т. е. овладение раз­личными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Диагностика готовности к материнству и родамможет прово­диться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изме­нениям, происходящим в период беременности, показателям глу­бины расслабления.

В некоторых исследованиях отмечено, что дети, которые вос­питываются внутриутробно, отличаются более крепким здоровьем, общительностью и творческими способностями, быстрее схваты­вают новую информацию и лучше переносят школьные нагрузки. Среди них меньше невротиков. Пары, которые налаживают кон­такт с ребенком до рождения, позитивнее воспринимают приоб­ретение новых социальных ролей. Женщины более подготовлены к материнской роли, легче налаживают контакт с младенцем.

Таким образом, специальные пренатальные занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца (если он принимает в них участие) с ребенком. Формирование общественного мнения на основе достижений перинатальной психологии может поднять ответ­ственность общества в целом и каждого его члена в отдельности за жизнь и здоровье (психическое и физическое) каждого зачатого че­ловека.

Тема 3. Психология зачатия

Вопросы:

1. Зачатие как начало репродуктивного процесса.

2. Мотивы зачатия.

3. Зачатие на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Наши рекомендации