Психологическая готовность к материнству
Психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект — субъектная ориентация в отношении к еще неродившемуся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование.
Основными составляющими структуры психологической готовности к материнству являются:
• особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;
• переживания женщиной беременности, в том числе отношение к еще неродившемуся ребенку;
• ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем. О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе, своих привязанностях, родителях, их стиле воспитания. Важным является опыт, приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по наличию предпочтения к детям того или иного возраста.
Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему мысленной или вербальной адресованное, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
Были выделены три уровня психологической готовности к материнству:
Низким уровнем готовности к материнствучаще отмечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Матери скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к неродившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ребенком, не придумывали имя, не представляли себе малыша). Преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонниками «строгого» воспитания. Также мамы чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.
Высокий уровень. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими—либо действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормление по потребности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, любили играть с куклами. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.
Средний уровеньих ответы были частично сходны с ответами первой группы и частично — со второй. У них наблюдалась противоречивая установка на воспитание (они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина женщин из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть группы отдавала предпочтение играм в «дочки—матери», половина отмечала, что любит детей до года, остальные — постарше.
В основе психологической готовности к материнству лежит инстинкт материнства. Материнский инстинкт – основополагающий в жизни и направлен на вынашивание потомства, заботу о нём. Отцовский инстинкт менее устойчив, более сексуально детерминирован и ориентирован главным образом на защиту матери и потомства. Как материнский, так и отцовский инстинкт – это преломление инстинкта самосохранения в виде продолжения рода.
Факторы, способствующие созреванию и проявлению инстинкта материнства:
1. Прообраз материнства (выраженность материнства у прародителей и родителей).
2. Желание иметь детей, установка на них.
3. Положительный отклик на беременность.
4. Нежность к зарождающейся жизни.
5. Чувство жалости и сострадания к ребёнку.
6. Чувство близости с ним.
7. Эмоциональная отзывчивость матери.
По причинам происхождения беременность разделяют на случайную и запланированную. Случайной является беременность, когда она является нежеланной или неожиданной для супругов. Запланированная беременность делится на запланированную обоими партнерами и беременность, планируемой одной женщиной.
Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от личностных установок женщины и социальных нормативов общества, определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет.
1. Беременность ради ребенка (6 %) — наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Он характерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин в возрасте.
2. Беременность от любимого человека (3 %) — мотив способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к беременности. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.
3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям (24%) - мотив обычно присущ молодым девушкам из обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда пожилые родители не имеют внуков (т. е. такие женщины рождают ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует отдельно выделить беременность для мужчины. При этом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.
4. Беременность как протест (12 %) — это беременность «назло» значимому мужчине или родителям. Свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых, и является для женщины драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.
5. Беременность ради сохранения отношений (16 %) — женщина решается на рождение ребенка, чтобы внести новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.
6. Беременность как отказ от прошлого (8 %) — в этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как желание почувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Часто символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.
7. Беременность как уход от настоящего (5 %) — преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка, «заменить» свою жизнь его жизнью.
8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%) — мотив обусловлен боязнью причинения вреда своему здоровью абортом или потерей возможности деторождения в будущем.
Кроме того, можно выделить получивший в последнее время распространение мотив рождения ребенка для получения материальной выгоды.
С. Ю. Шмурак выделила следующую типологию матерей, отражающую меру сознательного и бессознательного принятия ребенка:
1) идеальная (сознательное и бессознательное принятие ребенка);
2) холодная (сознательное отвержение и бессознательное принятие);
3) амбивалентная (сочетание сознательного принятия ребенка с бессознательным его отвержением);
4) катастрофическая (сознательное и бессознательное отвержение).
Девиантное материнство.В последние десятилетия в нашей стране имеет тенденцию к постоянному росту такое социальное явление, как «скрытый инфантицид» — отказ матери от ребенка.
В целом можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:
1) эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толерантность к стрессам, несдержанность аффектов;
2) неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости, эгоцентризма, стремления к независимости;
3) сосредоточенность на своих проблемах, переживание чувства несправедливости и недостатка любви;
4) неразрешенность детских и пубертатных конфликтов;
5) неполная собственная семья, отсутствует отец, часто воспитывается отчимом;
6) в ее семейной истории существует паттерн отказа от ребенка; разводы и физическое насилие регистрируются уже в поколении бабушки;
7) эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что отношения с ней могут быть негативными;
8) мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и холодная; она либо не знает о беременности дочери, либо против нее;
9) ребенок для нее — источник психологических проблем, страха и тревоги. Он кажется ей недоступным для контакта, незначительным и далеким от нее самой.