Морфофункциональная характеристика

Морфофункциональная характеристика

Детского организма в разные возрастные

периоды жизни

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-

СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Изменения кровообращения у новорожденного

Акт рождения ребенка характеризуется переходом его к совершенно иным условиям существования. Изменения, наступающие в сердечно-сосудистой сис­теме, связаны, прежде всего, с включением легочного дыхания. В момент рождения ребенка перевя­зывают и перерезают пупочный фанатик (пуповину), в связи с чем, прекращается обмен газов, осуществляющийся в плаценте. При этом в крови новорожденного увеличивается содержание углекислого газа, уменьшается количество кислорода. Эта кровь, с измененным газовым составом, приходит к дыхательному центру и воз­буждает его – возникает первый вдох, при котором расправляются легкие и расширяются находящиеся в них сосуды. В легкие впервые входит воздух. Расширенные, почти пустые сосуды легких обладают большой емкостью и имеют низкое давление крови. Поэтому вся кровь изправого желудочка по легочной артерии устремляется в легкие. Боталлов проток постепенно зарастает. В связи с изменившимся давлением крови овальное окошечко в сердце закрывается складкой эндокарда, которая постепенно прирастает, и создается сплошная перегородка между предсердиями. С этого момента разделяются большой и малый круги кровообращения, в правой половине серд­ца циркулирует только венозная кровь, а в левой – только арте­риальная.

В то же время перестают функционировать сосуды пупочного канатика, они зарастают, превращаются в связки. Так, в момент рождения система кровообращения плода приобретает все черты ее строения у взрослого.

Положение, строение и размеры сердца ребенка в постнатальный период.Сердце новорожденного отличается от сердца взрос­лого по форме, относительной массе и расположению. Оно имеет почти шаровидную форму, его ширина несколько больше длины. Стенки правого и левого желудочков одинаковы по тол­щине.

У новорожденного сердце располагается очень высоко из-за высокого положения свода диафрагмы. К концу первого года жизни в связи с опусканием диафрагмы и переходом ребенка к вертикальному положению (ребенок сидит, стоит) сердце занимает косое положение. К 2-3 годам его верхушка доходит до 5-го ле­вого ребра, к 5 годам она смещается к пятому левому межреберью. У 10-летних детей границы сердца почти такие же, как и у взрослых.

С момента разобщения большого и малого кругов кровообраще­ния, левый желудочек выполняет значительно большую работу, чем правый, так как сопротивление в большом круге больше, чем в ма­лом. В связи с этим усиленно развивается мышца левого желудочка, и к шести месяцам жизни соотношение стенки пра­вого и левого желудоч­ков становится таким же, как и у взрослого. Предсердия более развиты, чем желудочки. Масса сердца новоро­жденного в среднем рав­на 23,6 г (колебания воз­можны от 11,4 до 49,5 г) и составляет 0,89% от массы тела (у взрослого этот процент колеблется от 0,48 до 0,52%). С воз­растом масса сердца увеличивается, особенно масса левого желудоч­ка. В течение первых двух лет жизни сердце усиленно растет, при­чем правый желудочек несколько отстает в росте от левого.

К 8 месяцам жизни масса сердца увеличивается вдвое, к 2-3 го­дам – в 3 раза, к 5 годам – в 4 раза, к 6 – в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколько отстает от роста тела. В 14-15 лет – в период полового созревания — снова наступает усиленный рост сердца. Масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек. Но в 11 лет у девочек наступает период усиленного роста сердца (у мальчиков он начинается в 12 лет), и к 13-14 годам его масса становится больше, чем у мальчиков. К 16 годам сердце у мальчи­ков снова становится тяжелее, чем у девочек.

Возрастные изменения частоты сердечных сокращений и длительности сердечного цикла.

Изменение частоты сердечных сокращений у детей

с возрастом (по А. Ф. Туру) Таблица 1

Возраст Частота сердечных сокращений Возраст Частота сердечных сокращений    
Новорож 120— 140 8 лет 80 - 85
6 мес 130—135 9 « 80 — 85
1 год 120—125 10 « 78 — 85
2 года 110—115 11 « 78 - 84
3 « 105—110 12 « 75 — 82
4 « 100— 105 13 « 72 — 80
5 лет 98 — 100 14 « 72 — 78
6 « 90 — 95 15 « 70 — 76
7 << 85 — 90    

ВОЗРАСТНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В период внутриутробного развития функции органов пищева­рения выражены слабо в связи с отсутствием пищевых раздражите­лей, стимулирующих секрецию их желез. Околоплодная жидкость, которую плод заглатывает со второй половины внутриутробного периода развития, является слабым раздражителем пищеваритель­ных желез. В ответ на это они выделяют секрет, переваривающий небольшое количество белков, содержащихся в околоплодной жид Секреторная функция пищеварительных желез усиленно раз­вивается после рождения под влиянием раздражающего действия пищевых веществ, вызывающих рефлекторное выделение пищева­рительных соков.

Полость рта. Уже в период внутриутробного развития пол­ностью формируется морфологическая основа сосательного рефлек­са. 5-месячному плоду свойственны сосательные и глотательные дви­жения. Новорожденный может сосать и глотать тотчас же после рождения. Сосательный рефлекс возникает у него даже при механи­ческом раздражении кожи губ и лица. Строение ротовой полости ребенка приспособлено к осуществлению акта сосания. Когда ре­бенок берет в рот сосок, образуется плотно замкнутое пространство. При сосании в полости рта создается отрицательное давление, до­стигающее 40-100 мм рт. ст., что способствует отсасыванию молока из груди матери.

Новорожденному свойственна некоторая сухость слизистой обо­лочки полости рта, так как слизистые и серозные железы функцио­нально еще не вполне развиты. В течение первых 6 недель они вы­деляют небольшое количество слюны. Затем слюноотделение по­степенно усиливается под влиянием пищевых раздражителей и возникает условно рефлекторное отделение слюны на вид и запах пищи, на положение при кормлении. В слюне содержится амилаза, но переваривающая сила ее мала.

Слизистые железы пищевода у новорожденного развиты слабо, его слизистая оболочка нежна и легкоранима. В связи с тем, что нижний конец пищевода расширен и его мышцы на границе с желуд­ком слабы, шевеление ребенка после кормления может вызвать срыгивание. Оно возникает и при перекармливании ребенка. В ротовой полости начинает­ся физическая и химическая обработка пищи, а также осущест­вляется ее апробирование. С помощью специальных рецепторов в слизистой оболочке ротовой полости и языка мы распознаем вкус пищи, от их функции зависит удовлетворение и неудовлетворение едой. Специфической функцией ротовой полости являет­ся механическое измельчение пищи при ее пережевывании. Осо­бый эффект физической обработки достигается наличием в рото­вой полости костной основы, что отличает ее от других органов пищеварения, и языка. Язык – подвижный мышечный орган – имеет важнейшее значение не только в осуществлении речевой функции, но и в пищеварении. Передвижение пищи с помощью языка – необходимый компонент жевания.

Измельчение пищи осуществляется зубами. По функции и форме различают резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Общее число зубов у взрослых – 32.

Зубы закладываются и развиваются в толще челюсти. Еще во внутриутробном периоде развития закладываются зачатки по­стоянных зубов, сменяющих в определенном возрасте молочные.

На 6-8-м месяце жизни у ребенка начинают прорезываться временные, или молочные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей раз­вития, качества питания. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние сред­ние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезывается обычно 8 зубов. В течение второго года жизни, а иногда и нача­ла третьего года заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.

В 6-7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание посто­янных зубов заканчивается к 14 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25- 30 лет; в 15% случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще.

В связи с тем, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состоя­ние полости рта и зубов у детей школьного и дошкольного воз­раста.

Железы желудка. Секреция желез желудка у новорожденного ребенка невелика, но в желудочном соке содержатся все ферменты, содержащиеся в соке взрослого, отличие заключается в их количе­стве и небольшой переваривающей силе. Меньше и кислотность же­лудочного сока, с возрастом она повышается, к 13 годам общая кислотность желудочного сока становится такой же, как и у взрослых.

В желудочном соке ребенка меньше, чем в соке взрослого, пеп­сина и больше химозина, который приспособлен для переваривания белков молока, являющегося преимущественной пищей ребенка. Кислотность среды желудочного сока ребенка соответствует опти­муму действия химозина.

В связи с общим ростом желудка, развитием его слизистой обо­лочки увеличиваются размер, количество и секреция желудочных желез. При этом повышается его кислотность, что приводит к уве­личению ферментативной активности пепсина и снижается актив­ность химозина.

Молоко матери в желудке ребенка переваривается в течение 2,5-3 ч, коровье молоко несколько дольше – в течение 3-4 ч.

Печень. У детей морфологически еще не вполне созрели клетки печени, в связи с чем функция ее несовершенна. При заболеваниях ее клетки легко погибают, что приводит к нарушению обменных процессов, барьерной функции печени. Это в значительной мере осложняет течение кишечных заболеваний у детей.

Железы кишечника. Железы тонкой кишки, так же как и желе­зы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислот­ности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее актив­ный сок.

Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием мест­ного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребен­ка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его дви­гательной активности приводят к усилению перистальтики.

Весь путь по тонким кишкам пищевая кашица у ребенка прохо­дит за 12-30 ч, апри искусственном вскармливании – за более длительное время.

В связи с тем, что у детей относительно большая длина кишечни­ка и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возни­кает возможность возникновения заворотов кишок.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как и у взрослых, к 3-4 годам.

В толстой кишке происходит формирование кала еще во время внутриутробного развития. Первородный кал, или меконий, обра­зуется вследствие выделения какого-то количества пищеваритель­ных соков и слущивания эпителия. Меконий выделяется в первые часы после рождения, он темного цвета и не имеет запаха. В тече­ние последующих 2-3 дней меконий исчезает и появляется кал, состоящий из не переваренных остатков пищи.

Каловые массы формируются по мере прохождения по толстой кишке. Попадая в прямую кишку, они растягивают ее и рефлекторно вызывают акт дефекации. У ребенка до 2-месячного возраста он осуществляется часто – от 2-4 до 8 раз в сутки. Кал имеет жел­тый цвет и кисловатый запах.

На втором году жизни акт дефекации осуществляется 1-2 раза в сутки.

У детей с возрастом вырабатываются положительные и отрица­тельные условные рефлексы, связанные с актом дефекации и опре­деленной внешней обстановкой. Ребенка нужно высаживать на горшок в определенное время в момент возможного позыва к дефе­кации (лучше после первого приема пищи). При этом вырабатыва­ется рефлекс на время, что облегчает опорожнение кишечника. Длительная задержка акта дефекации может способствовать воз­никновению запоров.

СИСТЕМЫ

У новорожденного ребенка средняя величина массы почек со­ставляет 12 г. Нарастание массы почек продолжается до 30 лет, когда она оказывается равной 150 г. Интенсивность роста почек неодинакова в различные возраст­ные периоды. Наиболее интенсивный рост имеет место в первые 3 года жизни, в период полового созревания и в 20-30 лет. Почки новорожденных имеют дольчатое строение, которое несколько сгла­живается к одному году за счет разрастания в ширину и длину моче­вых канальцев. Увеличение объема и количества этих канальцев способствует сглаживанию границ между дольками почек. В 5 лет дольчатость почек у большинства детей исчезает. Однако в редких случаях дольчатость сохраняется в течение всей жизни. Соотноше­ние коркового и мозгового слоев почки с возрастом довольно резко меняется. В то время как у взрослого толщина коркового слоя со­ставляет 8 мм, а мозгового – 16 мм, у новорожденного она, соот­ветственно, равна 2 мм и 8 мм. Следовательно, отношение толщины коркового и мозгового слоев у взрослых равно 1 : 2, а у детей – 1 : 4. Рост коркового слоя почек происходит особенно интенсивно на первом году жизни, когда толщина его удваивается. В корковом веществе почек новорожденных расположено много мелких мальпигиевых телец, довольно плотно прилегающих друг к другу. На единицу объема почки новорожденного приходится 50 клубочков (у взрослых – 4-6, а у 8-10-месячных детей – 18-20). С возра­стом нарастающие в размерах мочевые канальцы все больше и боль­ше увеличивают расстояния между соседними тельцами и вместе с тем отодвигают их от капсулы почек. Последнее приводит в воз­расте 1-2 лет к образованию под капсулой почек бесклубочкового слоя, ширина которого увеличивается вплоть до 14 лет.

В первые 20 дней жизни ребенка возможно образование новых мальпигиевых телец. Вместе с тем, на всем протяжении первого года в почке детей имеются нефроны, подвергшиеся обратному развитию (склерозированные). С возрастом их количество неуклонно умень­шается. С 7 до 50 лет обратное развитие нефронов отмечается до­вольно редко. Таким образом, не все нефроны, которые закладыва­ются в эмбриональном периоде, развиваются до полного созревания: часть из них подвергается обратному развитию, гибнет. Причина этого явления заключается в том, что нервные волокна врастают в почку после закладки нефронов, причем некоторых из них нервные веточки не достигают. Эти нефроны, лишенные иннервации, подвер­гаются обратному развитию, замещаясь соединительной тканью, т. е. склерозируясь.

Нефроны почек новорожденных детей отличаются незрелостью, что выражается в особенностях клеточного строения капсулы/Эпи­телиальные клетки внутреннего листка капсулы очень высоки (цилиндрический и кубический эпителий). Сам листок покрывает сосудистый клубочек только снаружи, не проникая между отдель­ными сосудистыми петлями. С возрастом высота клеток уменьшает­ся: цилиндрический эпителий превращается сначала в кубический, а затем в плоский. Причем внутренний листок капсулы начинает проникать между сосудистыми петлями, равномерно их покрывая. Диаметр клубочка у новорожденных очень мал, так что суммарная поверхность фильтрации, приходящаяся на единицу массы органа, оказывается значительно меньшей, чем у взрослого челове­ка. Мочевые канальцы у новорожденных очень узкие и тонкие. Пет­ля Генле короткая, вершина ее заходит в корковый слой. Диаметр мочевых канальцев, так же как и почечных телец, увеличивается до 30 лет. Поперечное сечение извитых канальцев почек детей в 2 раза уже, чем у взрослых. У новорожденных диаметр канальца равен 18-23 мкм, у взрослого – 40-60 мкм.

Почечная лоханка у новорожденных и грудных детей чаще всего расположена в самой паренхиме почки. Чем больше возраст, тем больше случаев расположения лоханки вне почечной паренхимы.

В 3-5 лет формируется жировая капсула почки, что обеспечи­вает рыхлое соединение почек с надпочечниками.

С возрастом меняется сосудистая сеть почек. Возрастные изме­нения артериальной системы почек выражаются в утолщении наруж­ной и внутренней стенок артерий и уменьшении толщины средней стенки. При этом как во внутреннем, так и в наружном слое появля­ются в большом количестве гладкомышечные клетки. Только к 14 годам толщина артериальной стенки сосудов почек оказывается такой же, как и у взрослых.

В венозном сплетении почек новорожденных невозможно вы­делить отдельные стволы. Последние появляются только в 6-ме­сячном возрасте. В 2-4 года схема строения вен почек такая же, как и у взрослых.

Лимфатическая система почечных лоханок у детей связана с лимфатической системой кишечника более тесно, чем у взрослых. В связи с этим у детей возможно распространение кишечных бакте­рий из кишечника в почечные лоханки, что приводит к возникно­вению в них воспалительного процесса.

У новорожденных детей почки расположены несколько выше, чем у взрослых. Верхний полюс почек у них соответствует нижне­му краю 11-го грудного позвонка; только к 2 годам уровень распо­ложения почек оказывается таким же, как и у взрослых.

Возрастные особенности функции почек. С возрастом меняют­ся количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравни­тельно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит ча­ще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка.

Только в первые 3-4 дня количество отделяющейся мочи у де­тей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350-380 мл, к концу первого года жизни – 750 мл, в 4-5 лет – около 1 л, в 10 лет – 1,5 л, а в период полового созревания – до 2 л.

У новорожденных реакция мочи резко кислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зави­симости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.

У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия, отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. Поз­же у здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно.

Мочеиспускание и его механизм.Испускание мочи – процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находя­щиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней частит спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокра­щаться; сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испускание мочи. Оно имеет место у грудных детей.

Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задержи­вать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой, условнорефлекторной регуляции мочеиспускания. Обыч­но к двухлетнему возрасту у детей сформированы условнорефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью. Однако в возрасте 5-10 лет у детей, иногда до полового созревания, встречается ночное непроизвольное недержание мочи – энурез. В осенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается. С возрастом энурез, связанный преимущественно с функциональными отклонениями в психоневрологическом статусе детей, проходит. Однако в обязательном порядке дети должны быть обследованы врачами – урологом и невропатологом.

Способствуют энурезу психические травмы, переутомление (особенно от физических нагрузок), переохлаждение, нарушение сна, раздражающая, острая пища и обилие жидкости, принятой перед сном. Дети очень тяжело переживают свой недуг, испыты­вают страх, долго не засыпают, а затем погружаются в глубокий сон, во время которого слабые позывы к мочеиспусканию не воспринимаются.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

Понятие о половом созревании. Половые железы и связанные с ними признаки пола, закладываясь во внутриутробном периоде, формируются на протяжении всего периода детства и определяют половое развитие. Половые железы, их функции неразрывно свя­заны с целостным процессом развития ребенка. На определенном этапе онтогенеза половое развитие резко ускоряется и наступает физиологическая половая зрелость. Период ускоренного полового развития и достижение половой зрелости называется периодом полового созревания. Этот период приходится в основном на под­ростковый возраст. Половое созревание девочек на 1-2 года опе­режает половое созревание мальчиков, имеется и значительный индивидуальный разброс в сроках и темпах полового созревания.

Сроки наступления полового созревания и его интенсивность различны и зависят от многих факторов: состояния здоровья, ха­рактера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий. Немаловажную роль играют и наследственные особен­ности.

Неблагоприятные бытовые условия, неполноценная пища, не­достаток в ней витаминов, тяжелые или повторные заболевания ведут к задержке полового созревания. В больших городах половое созревание подростков обычно наступает раньше, чем в сель­ской местности.

В период полового созревания происходят глубокие изменения организма. Изменяются взаимоотношения эндокринных желез и прежде всего гипоталамо-гипофизарной систему. Активируются структуры гипоталамуса, нейросекреты которых стимулируют вы­деление тропных гормонов гипофиза.

Под влиянием гормонов гипофиза усиливается рост тела в длину. Гипофиз также стимулирует деятельность щитовидной же­лезы, отчего, особенно у девочек, во время полового созревания заметно увеличивается щитовидная железа. Возросшая актив­ность гипофиза приводит к усилению деятельности надпочечников, начинается активная деятельность половых желез, усиливающаяся секреция половых гормонов приводит к развитию так называемых вторичных половых признаков – особенностей телосложения, ово­лосения, тембра голоса, развитию молочных желез. Половые же­лезы и строение половых органов относят к первичным половым признакам.

Стадии полового созревания. Половое созревание не плавный процесс, в нем выделяют определенные стадии, каждая из кото­рых характеризуется спецификой функционирования желез вну­тренней секреции и соответственно всего организма в целом. Ста­дии определяются по совокупности первичных 'и вторичных по­ловых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий полового созревания.

I стадия – предпубертат (период, непосредственно предшест­вующий половому созреванию). Характеризуется отсутствием вто­ричных половых признаков.

II стадия – начало пубертата. У мальчиков небольшое увели­чение размеров яичек. Минимальное оволосение на лобке. Воло­сы редкие и прямые. У девочек набухание грудных желез. Неболь­шое оволосение вдоль половых губ. На этой стадии резко акти­визируется гипофиз, увеличиваются его гонадотропная и соматотропная функции. Усиление секреции соматотрогшого гормона на этой стадии больше выражено у девочек, что определяет усиление у них ростовых процессов. Усиливается выделение половых гор­монов, активизируется функция надпочечников.

III стадия – у мальчиков дальнейшее увеличение яичек, на­чало увеличения полового члена, в основном в длину. Волосы на лобке становятся темнее, грубее, начинают распространяться на лонное сочленение. У девочек дальнейшее развитие молочных же­лез, оволосение распространяется по направлению к лобку. Про­исходит дальнейшее увеличение содержания в крови гонадотропных гормонов. Активизируется функция половых желез. У маль­чиков усиленная секреция соматотропина определяет ускоренный рост.

IV стадия. У мальчиков увеличивается в ширину половой член, изменяется голос, появляются юношеские угри, начинается ово­лосение лица, подмышечное и лобковое оволосение. У девочек ин­тенсивно развиваются молочные железы, оволосение по взросло­му типу, но менее распространенное. На этой стадии усиленно вы­деляются андрогены и эстрогены. У мальчиков сохраняется высо­кий уровень соматотропина, определяющий значительную скорость роста. У девочек содержание соматотропина снижается и скорость роста падает.

V стадия – у мальчиков окончательно развиваются половые органы и вторичные половые признаки. У девочек молочные же­лезы и половое оволосение соответствуют таковым взрослой жен­щины. На этой стадии у девочек стабилизируются менструации. Появление менструации свидетельствует о начале половой зрело­сти – яичники уже продуцируют готовые к оплодотворению со­зревшие яйцеклетки.

Менструация в среднем продолжается от 2 до 5 дней. За это время выделяется около 50-150 см3 крови. Если менструации установились, то они повторяются примерно через каждые 24-28 дней. Цикл считается нормальным, когда менструации насту­пают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковой интенсивностью. Вначале менструации могут продолжаться 7-8 дней, исчезать на несколько месяцев, на год и больше. Лишь постепенно устанавливается регулярный цикл. У мальчиков на этой стадии полного развития достигает сперматогенез.

В период полового созревания, особенно на II-III стадии, когда резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы – ведущего звена эндокринной регуляции, все физиоло­гические функции претерпевают значительные изменения.

За интенсивным ростом костного скелета и мышечной системы у подростков не всегда поспевает развитие внутренних органов – сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. Сердце опережает в росте кровеносные сосуды, вследствие чего кровяное давление повышается и затрудняет, прежде всего, работу самого сердца. В то же время бурная перестройка всего организма, происходя­щая в период полового созревания, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердцу. А недостаточная работа сердца («юношеское сердце») приводит нередко к головокружениям, посинению и похолоданию конечностей у мальчиков и девочек. Отсюда и головные боли, и быстрая утомляемость, и периодиче­ские приступы вялости; нередко у подростков наблюдается обмо­рочное состояние из-за спазмов мозговых сосудов. С окончанием периода полового созревания эти нарушения обычно исчезают бесследно.

Существенные изменения на этом этапе развития в связи ак­тивацией гипоталамуса претерпевают функции ЦНС. Изменяется эмоциональная сфера: эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчи­вость – с нарочитой развязностью, проявляются чрезмерный кри­тицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдаются снижение работоспособности, невротические реакции, раздражимость, плаксивость (особенно у девочек в пе­риод менструации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В периодах развития до достижения зрелого возрасти, наиболее интенсивно развивается, человек растет и в этих периодах родителям следует особо пристально наблюдать за своими детьми, если не принимать нужных мер в эти периоды то последствия окажутся неприятными, как для самого ребенка, так и для его родителей. Самые трудные для родителей периоды – это «новорожденный», «грудной» и «подростковый».

В первые два периода организм только становится, и не известно как он будет развиваться – ведь он еще ослаблен и не готов к жизни.

В «подростковый» интенсивно формируется личность подростка, возникает чувство взросления, изменяются отношения к предста­вителям противоположного пола.

В переходный период детям нужно особенно чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать вни­мание подростков к сложным изменениям в их организме, психи­ке, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо. Искусство воспитателя в этих слу­чаях заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание детей на различные и многообразные виды деятельности, отвлекали их от сексуаль­ных переживаний. Это, прежде всего, повышение требований к уче­нию, труду и поведению школьников.

Вместе с тем, очень важно тактичное, уважительное отноше­ние взрослых к инициативе и самостоятельности подростков, уме­ние направить их энергию в правильное русло. Ведь подросткам свойственно переоценивать и свои силы, и меру своей самостоя­тельности. Это тоже одна из особенностей переходного периода. 12. Литература:

1. Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорнодвигат. аппарат): Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология»./ Под ред. Леонтьева Н.Н, Мариновой К.В .-2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 1986.

2. Анатомия и физиология детского организма: (Внутренние органы)» / Под ред. Леонтьева Н.Н, Мариновой К.В.- М.:Просвещение,1976

3. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов»/ Под ред. Хрипкова А.Г. и др.- М.: Просвещение, 1990

4. Эндокринная система растущего организма: Учебное пособие для ВУЗов» /Под ред. Држевецкой И.А – М.: Высшая школа, 1987.

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО

Возрастной физиологии

Лекция 1

План

Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками. 1

История и основные этапы развития возрастной физиологии. 2

Методы исследования в возрастной физиологии. 5

Литература

1. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 103 с.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. – 384 с.

3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.

4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

6. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

Лекция 2

План

Понятие об онтогенезе. 1

Рост и развитие организма детей и подростков. 1

Наследственность и развитие организма. 5

Акселерация и ретардация развития. 7

Сенситивные периоды развития детей и подростков. 10

Понятие об онтогенезе

Онтогенез(индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Первый этап в среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период старения).

Для работников физической культуры особо интересным является тот период онтогенеза, когда в организме происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека, когда организм наиболее чувствителен к средствам физического воспитания. Это период от рождения до 18-20 лет.

Литература

7. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 103 с.

8. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. – 384 с.

9. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.

10. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

11. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

12. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

Лекция 3

План

1. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза. 1

2. Основные этапы развития высшей нервной деятельности. 6

3. Возрастные особенности психофизиологических функций. 9

Литература

1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с.

2. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с.

3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200 с.

4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 431 с.

5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 468 с.

Лекция 4

План

1. Особенности сенсорной функции у детей и подростков. 1

2. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы. 3

3. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. 6

4. Возрастные особенности других сенсорных систем. 8

Литература

6. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

7. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с.

8. Гигиена: Учебник / Под ред. Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 608 с.

9. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

10. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

Лекция 5

План

1. Понятие о гормонах и эндокринной системе. 1

2. Становление эндокринной функции в онтогенезе. 1

3. Влияние гормонов на рост организма. 7

4. Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам. 10

Литература

11. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

12. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с.

13. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

14. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

Лекция 6

План

1. Возрастные особенности количества и состава крови 1

2. Сердце и его возрастные особенности 6

3. возрастные особенности системы кровообращения 8

4. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку 10

Литература

15. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

16. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

17. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

Лекция 7

План

1. Развитие органов дыхания в онтогенезе. 1

2. Возрастн

Наши рекомендации