Инструментарий глубинной психологии.

Хотя нами разработано огромное количество упражнений по глубинной психологии, мы хотим представить Вашему вниманию несколько из традиционного понимания юнгианского анализа (206, с.90-92)

Символика снов

Это упражнение предлагает испытать побуждающую и эмоциональную силу символов. Предлагается отрывок из действительного сна, несколько видоизмененный. Чтобы пережить его наиболее полно, попросите кого-нибудь прочесть его вам. 'Расслабьтесь и закройте глаза. (Примечание для читающего: «/» означает паузу, «//»—длительную паузу).

«Во сне вам говорят, чтобы вы вошли в пещеру и искали там нечто, очень для вас ценное. Вы входите в пещеру. / Она сырая, сырость на камнях; но есть и сухие места по дороге. Продвигаясь, вы чувствуете себя неуютно; вы ищете что-то, но не знаете, что именно. /

В конце длинного прохода вы видите жемчужину—жемчужину величиной с вашу ладонь. Она лежит на чем-то, распространяющем свет вокруг. Вы знаете, что это и есть то, что вам было сказано найти.

Двигаясь к жемчужине, вы замечаете, что весь проход загорожен паутиной с толстыми нитями. / Вы в страхе останавливаетесь. Вы всегда боялись пауков, но никогда до сих пор не видели такого огромного и пугающего паука. Вы не знаете, что делать. //

Через некоторое время вы склоняетесь на колени, потом ложитесь на живот. Вы медленно ползете к паутине. У пола есть небольшой промежуток, где можно проползти, не задев паутину. Обливаясь потом от страха и напряжения, вы проползаете медленно / очень медленно в этот промежуток. //

Оказавшись на другой стороне, вы лежите еще некоторое время, дрожа в облегчении. Потом вы встаете и идете к жемчужине. Вы поднимаете ее, восхищаетесь ее тяжестью и красотой. Обладание жемчужиной Кажется наполняющим вас энергией. /

Вы возвращаетесь к паутине. Вы знаете, что удерживая жемчужину в руке, вы уже не сможете проползти обратно под паутиной. Паук сидит в ее середине, его лапы выгибаются и втягиваются. Волна старого страха пробегает по вашему телу. / Вы надвигаетесь на паука, держа жемчужину двумя руками, как шпагу, вы вонзаете ее в паука, убивая его. Затем вы используете жемчужину, чтобы прорубить путь в паутине; / вы возвращаетесь к выходу из пещеры.

Снаружи вы видите широкую пустую лужайку. Вы выходите на нее держа жемчужину и не зная, что с ней делать теперь, когда вы уже освободились от паука. Когда солнце заиграло на поверхности жемчужины, она начинает изменять форму. Она становится мягче, и постепенно превращается во что-то вроде хлеба или пирога. /

Не совсем понимая, что вы делаете, вы начинаете есть ее. Она нежна на вкус, и каждый кусочек, кажется, наполняет вас энергией и хорошим самочувствием. // Доев ее, вы замечаете, что на лужайке появляются люди и начинается танец. Все люди приближаются к вам и вы присоединяетесь к танцу. // К концу сна все вы танцуете».

Человек, рассказавший этот сой, добавил: «После этого сна было чувство обновления, облегчения и уверенности во всей будущей жизни. Исчезло также прежнее отношение к паукам. Я по-прежнему не люблю их, но мне трудно даже вспомнить прежнюю слепую панику, которую вызывала даже мысль о пауке» (Из личного общения).

1. Вам может захотеться записывать свои чувства во время опыта; если в нем участвовало несколько человек, можно поделиться своими переживаниями.

2. Может вам. кажется, что нужно несколько изменить сон, чтобы он соответствовал вашим нуждам или вашему опыту? Что в символике сна подходит вам, а что нет?

3. У кого-то могут вызвать возражения некоторые аспекты сна (например, убивание паука, или превращение жемчужины в пирог); если у вас есть такие возражения, рассмотрите их.

4. Как сон и ваше переживание его соответствует теориям Юнга?

Активное воображение

Можно вовлечь бессознательное в диалог с эго посредством воображения так же как посредством сновидений. Активное воображение—это любая сознательная попытка создать материал, прямо относящийся к бессознательным процессам, ослабить обычный контроль эго, не давая при этом бессознательному преобладать полностью. Активное воображение включает много техник и методик обращения с бессознательным, различных для каждого индивидуума. Одним более всего подходит рисование, Другим фантазирование, или иные формы выражения.

Рисование

Заведите «дневник каракулей», каждый день рисуйте в него какие-нибудь наброски. Через некоторое время вы сможете увидеть, как заметные изменения в вашей психологической жизни отражаются на вашем рисовании. При этом вы, может быть, найдете, что определенные цвета или формы ассоциируются с определенными эмоциями или людьми, и ваше рисование станет ясным посредником для самовыражения.

Еще один подход к рисованию состоит в том, чтобы сесть со стопкой бумаги и карандашами и задавать бессознательному вопросы, затем давать своему воображению найти образ, и перенести его на бумагу. Но не «придумывайте» ответ.

Сознательное воображение

Начните с образа сна или любого образа, который особенно значим для вас. Размышляйте над ним и смотрите, как он начинает меняться и развертываться. Не старайтесь что-то сделать, только наблюдайте то, что кажется происходящим спонтанно. Придерживайтесь первоначального образа, старайтесь избегать нетерпеливых перескакиваний с одной темы на другую.

Вам может в какой-то момент захотеться самому войти в картину, обратиться к образу и послушать, что он скажет в ответ.

Другие средства

Юнг использовал различные средства в общении с бессознательным. Он обставлял свой домик в Буллингене согласно своим внутренним потребностям, по мере того, как он сам рос, он добавлял новые пристройки к домику. Он рисовал на стенах; он писал манускрипты латинским и немецким готическим шрифтами, иллюстрировал свои рукописи, делал барельефы на камне.

Сегодня нам доступно много новых средств. Фотография и кинематография представляют очень широкие возможности, включая использование темной комнаты для специальных эффектов. Звукозапись, в том числе многоканальная, видеозапись и пр.—потенциальный материал для занятий по активному воображению, равно как и музыка — традиционная и электронная.

Упражнение на персону

Перечислите свои любимые предметы одежды, украшения и пр., которые вы обычно носите (сумочка и т. п.). Выберите что-нибудь, что, как вам кажется, наиболее представляет вас, в качестве неотъемлемой части вашего .образа себя. Выберите что-нибудь, что вы носите на себе или с собой почти все время.

1. Походите без этого с неделю и понаблюдайте свою реакцию на отсутствие этого предмета.

2. Дайте поносить это приятелю (приятельнице). Какова ваша реакция, когда вы видите это у другого?

Альфред Адлер. Индивидуальная психология.

Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии, вслед за Фрейдом исходил из определяющей роли влечений и бессознательного в деятельности психического. Адлер полагал, что человек от природы рождается слабым, беспомощным существом, имеющим органические недостатки. Конфликтные ситуации, приводящие к нервным заболеваниям, возникают в том случае, когда человек, сталкивающийся с культурным и социальным окружением, наиболее остро испытывает чувство своей "неполноценности". Под влиянием этого чувства, считал Адлер, в психике каждого человека формируются специальные механизмы для возведения "компенсирующей душевной надстройки", благодаря которой происходит развертывание (бессознательное) жизнедеятельности индивида в направлении преодоления своей "неполноценности". Адлер заменяет фрейдовский объективный биологизм субъективными отношениями, возникающими в процессе психических реакций индивида на "чувство неполноценности", а вместо представлений о "либидо" выдвигает такую концепцию, согласно которой "компенсация" и "сверхкомпенсация" развиваются в определенном направлении, подчиняясь бессознательному "стремлению к власти".

Таким образом, в основе всей человеческой деятельности Адлер усматривал стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного Адлер решает следующим образом: сознательные и бессознательные процессы образуют единство и переплетение связей в психической структуре и, следовательно, методы, используемые при познании сознательных процессов, могут быть использованы и при интерпретации бессознательных процессов.

Однако при всем этом различия между теоретическими позициями Фрейда и Адлера весьма условны. Они касались скорее не существа проблемы детерминации внутрипсихической деятельности человека, а тех частностей, которые относились к первооснове движущих сил психического развития.

Инструментарий.

Хочется предоставить Вашему вниманию два упражнения, которые помогут Вам глубже понять концепцию А.Адлера (206, с.112-113).

Цели

Уделите этому упражнению 15 минут. Возьмите четыре листка бумаги и ручку или карандаш. На одном листе напишите: «Каковы мои жизненные цели?» В течение двух минут ответьте на этот вопрос. Записывайте все, что вам приходит в голову, независимо от того, насколько это вам покажется общим, или абстрактным, или тривиальным. Вы можете записать личные, семейные, профессиональные, социальные, общественные или духовные цели, и пр. Дайте себе еще две минуты, чтобы просмотреть ваш список, дополнить или исправить что-то. Затем отложите этот лист в сторону.

Возьмите второй лист и напишите сверху: «Как я хотел бы провести ближайшие три года?»—потратьте две минуты на ответ, потом в течение двух минут просмотрите, проверьте, дополните список. Это поможет вам уточнить ваши цели, наметить их более определенно, чем в первом вопросе. Отложите и этот лист.

Чтобы увидеть свои цели под другим углом, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить шесть месяцев с сегодняшнего дня, как бы я прожил их?» Цель этого вопроса,—выяснить, нет ли чего-нибудь, что важно для вас, но чего вы не делаете и о чем даже не задумываетесь. Пишите также в течение двух минут и возьмите еще две минуты на просмотр. Затем отложите и этот лист.

На четвертом листе выпишите три цели, которые кажутся вам наиболее важными из всех, ранее записанных.

Сравните ваши листы. Есть ли какие-нибудь темы, проходящие через различные названные вами цели? Относятся ли все ваши цели к какой-нибудь определенной категории, например к личным или социальным? Есть ли одинаковые цели на первых трех листках? Отличаются ли чем-нибудь от всех других три цели, которые вы выбрали в качестве наиболее важных?

Хотя этот метод анализа жизненных целей не раскрывает полностью бессознательные жизненные цели, о которых говорил Адлер, он может быть хорошим способом обнаружить отношения между вашими целями и вашей повседневной деятельностью. Полезно повторять это упражнение каждые полгода, чтобы посмотреть, происходят ли какие-нибудь изменения.

Кооперация

Чтобы яснее понять, что Адлер имеет в виду под сотрудничеством и общественным чувством, посвятите в течение недели так много времени, как вы можете, помощи другим. Решите для этого упражнения, что вы не откажете ни одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего ценного времени, энергии или даже денег. (Если вы хотите сделать это упражнение более трудным, поставьте всех своих друзей в известность, что вы его выполняете и будете к услугам в течение определенной недели.) Не ждите, когда кто-то к вам обратится; будьте активными в поисках возможности предложить другим свою помощь.

В конце недели просмотрите ваш опыт. Как люди реагируют на вас? Каковы ваши собственные реакции, когда вы помогаете другим? Чему вы научились из этого упражнения?

Вильгельм Райх. Психология телесности.

Среди последователей З.Фрейда, предложивших свое понимание бессознательного, был австрийский психиатр Вильгельм Райх. Существует несколько кардинальных положений в понимании Райхом психического, которые несовместимы со взглядами З.Фрейда и его последователей. Эти положения следующие:

- основной источник невроза — неразряженная сексуальная энергия;

- "либидо" является не психической, а биологической энергией;

- неврозы — продукт социально-экономических условий западных стран;

- глубинное бессознательное человека есть источник подлинно человеческого: честности, трудолюбия, любви и гармонии.

Последний тезис требует дальнейшей расшифровки, т.к. он понятен только при анализе всей структуры личности, которую смоделировал В.Райх. Согласно предложенному Райхом новому, отличному от Фрейда, варианту структуры личности, она состоит из трех автономно функционирующих уровней организации:

"поверхностный слой", где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости, где индивид прикрывается искусственной социальностью и искусственным самоконтролем перед лицом существующих моральных норм и требований социальных институтов общества;

"антисоциальный слой", представляющий сумму разнообразных "вторичных импульсов", включающих грубые, садистские, сладострастные порывы и извращенные бессознательные влечения;

"глубинный слой", состоящий из прородно-социальных позитивных импульсов, эксплицируя которые человек предстает здоровым и гармонически развитым, трудолюбивым, честным, способным на истинно человеческую любовь и искренность.

То есть в райховской интерпретации личности "глубинный слой" представлен "природной социальностью", которая становится иррациональной лишь на уровне "антисоциального слоя", где природно-социальные инстинкты к труду, любви и познанию под воздействием социальных, идеологических, моральных и культурных санкциообразований западного общества приобретают отчужденный и извращенный характер. По этой причине для Райха невроз и "невротический характер" личности являются не отдельными проявлениями болезни индивида, а общей патологии человека, патологией его существования в конкретно-исторических условиях жизни.

Вильгельм Райх чрезвычайно интересен для нас еще и тем, что он предложил целостную систему работы с клиентами, которая во многом совпадает с моделью взаимодействия с клиентами в ИИПТ (104).

Инструментарий.

По Райху основное препятствие для личностного роста —защитный мускульный панцирь, который мешает человеку жить полноценно в эмоциях, в теле, в гармонии с окружающими людьми и природой. Смысл трансформации — в распускании защитного панциря тремя средствами (206):

- накоплением в теле энергии посредством глубокого дыхания (естественного свободного дыхания);

- прямым воздействием на хронические мышечные зажимы (посредством давления, защипывания и т.п.), чтобы расслабить их;

- поддержанием сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

Защитный панцирь структурно организован в семь мышечных сегментов, которые прорабатываются сверху вниз:

1. Глаза.Зашитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и “пустом” выражении глаз, которые как бы смотрят из–за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободными движениями глаз, вращениями и смотрением из стороны в сторону.

2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

3. Шея.Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик, плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

4. Грудь.Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, чтобы страстно достигать чего–то.

5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков.

Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда клиент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь в основном удерживает сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом ( люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он “мертвый” и бессексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом (206).

Вильгельм Райх обнаружил, что после распускания панциря клиенты обретают возможность полной жизни, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни.

Наши рекомендации