Психоаналитический инструментарий.
Мы чрезвычайно хорошо представляем, что как теория, так и практика великого Фрейда недоступна в пределах 8 академических часов, которые мы запланировали по психоанализу. Мы хотим вам дать возможность войти в психоаналитическую практику через свой опыт.
Для этого предлагаем ряд упражнений, которые изложены в книге Дж.Фейдимена и Р.Фрейгера «Теория и практика личностно-ориентированной психологии» (М.1996, С.54-57)(206).
Воспоминания детства
Фрейд обнаружил, что воспоминания детства часто указывают на личные проблемы в настоящем. Эти упражнения дадут вам возможность приступить к оценке этой мысли.
1. Разделитесь на пары. Решите, кто будет говорить, а кто записывать. Позже вы поменяетесь ролями, так что не беспокойтесь о том, кто будет первым.
2. (Для говорящего). Сядьте так, чтобы не смотреть на записывающего. Вам дается пять минут, чтобы найти свое самое, раннее воспоминание, или одно из очень ранних. Расскажите его записывающему. Чем более ясно и живо вы можете его воспроизвести, тем больше вы получите из этого опыта. Если вы вспомните что-то еще, связанное с тем воспоминанием, о котором вы рассказываете, позвольте себе упомянуть это.
3. (Для записывающего). Ваша задача состоит в том, чтобы делать заметки по мере того, как ваш партнер рассказывает вам о прошлых событиях. Отмечайте отсылки к случаям в последующей жизни. Обратите специальное внимание на то, какую важность ваш партнер придает тем или иным аспектам воспоминаний. Отмечайте различия в чувствованиях, выражаемых вашим партнером. Если хотите, можете пользоваться фрейдовскими терминами, описанными в этой главе, делая свои заметки. Сознавайте возможные защитные механизмы, которые ослабляют или притупляют воспоминание.
4. Через пять минут остановитесь и без обсуждения упражнения поменяйтесь релями. Снова один рассказывает, другой записывает.
5. Через пять минут остановитесь и подумайте о том, что вы рассказали, и что услышали.
6. Обсудите свои заметки друг с другом. Укажите импликации и связи друг другу, если вам кажется, что это может быть полезным. Попробуйте связать аспекты воспоминаний с тем, как вы сейчас живете, или как вы реагируете па ситуации, похожие на то, о чем вы вспоминали.
Примечание. Если один из вас начинает смущаться или раздражаться во время обсуждения, просто возьмите заметки о вашем воспоминании, поблагодарите партнера», и работайте самостоятельно.
Есть ли паттерны в вашей жизни?
Фрейд предполагает, что наши отношения в настоящий момент связаны с нашими отношениями с родителями. Вот способ проверить это предположение.
1. 1. Составьте список людей, которые вам более всего нравились, или которых вы больше всего любили в течение вашей жизни — исключая родителей. Мужчин и женщин перечисляйте отдельно.
2. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся стороны этих людей.
3. Отметьте, подумайте или запишите, что есть общего в вашем списке, и что различается. Есть ли что-нибудь общее у всех женщин и что-то другое общее всем мужчинам. Нравятся ли вам люди определенного типа?
II. 1. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся характеристики ваших родителей, каковы они сейчас.
2. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся характеристики ваших родителей, как они представлялись вам в детстве.
III. Сравните, сопоставьте и противопоставьте список характеристик ваших родителей с характеристиками ваших друзей.
2. Рассмотрите, обсудите или запишите, .замечаете ли выв своей жизни какие-нибудь отношения между качествами ваших родителей и ваших друзей.
Дневник снов
1. Держите стопку бумаги около постели. Утром, прежде чем вы начнете делать что-нибудь еще, сделайте краткие заметки по поводу своих снов. (Даже если вы не запоминали сны раньше, эта процедура может помочь вам вспоминать их. В группах студентов, где это задание .было обязательным; через несколько дней все начали регулярно вспоминать свои сны),
2. Позже, в течение дня, запишите сон полностью.
3. Попробуйте понять, что различные аспекты вашего сна могут означать. Обратите внимание на те фрагменты, которые кажутся частью «дневного остатка». Есть ли в сне какие-нибудь части, которые бы отражали ваши желания или ваше отношение к другим? Кажутся ли ваши сны осмысленными вам самим?
Какие ассоциации вызывают у вас определенные аспекты сна? Посмотрите, не указывают ли эти ассоциации на возможное значение сна. Как могут ваши сны быть попытками •«исполнения желаний»?
4. Ведите этот дневник в течение нескольких недель. Когда вы прочтете следующие главы этой книги, вы узнаете о других точках зрения на сновидения. Время от времени проглядывайте этот дневник и посмотрите, не возникли ли у вас новые интерпретации. Находите ли вы возвращающиеся темы или паттерны в своих снах?
Механизм защиты.
1. Вспомните время или событие, которые были психологически болезненными — может быть, смерть близкого друга или родственника, или глубокое унижение, или когда вас побили, или застигли на месте преступления.
2. Отметьте прежде всего отсутствие интереса к тому, чтобы ясно вспомнить это событие, сопротивление против того, чтобы говорить о нем. «Я не хочу этого делать. Я могу пропустить это упражнение, это и так понятно. Зачем мне нужно опять об этом думать?»
3. Если можете, преодолейте начальные защиты актом воли и вспомните событие. Вы можете обнаружить вновь связанные с ним сильные чувства.
4. Если трудно оставаться сосредоточенным на воспоминании, отметьте вместо этого те пути, по которым ваш ум, отклоняет внимание на сторонние пути. Видите ли вы, как именно вы избегаете психического напряжения?
Психосексуальные стадии
Следующие упражнения — это способы сосредоточить внимание на мыслях, отношениях, представлениях и чувствах, характерных для определенных стадий развития. Упражнения не столько входят в теорию, сколько в род опыта, ведущий к развитию теории.
Оральная стадия
Возьмите детскую бутылочку с соской. Наполните ее молоком, водой или фруктовым соком.
В одиночестве, или с другими участниками упражнения, пососите из бутылочки. Сознавайте ваши реакции. Вызывает ли это — или даже сама мысль об этом — какие-нибудь воспоминания или чувства? Когда вы продолжаете это делать, какие позы вам кажутся наиболее удобными? Дайте себе пережить ваши реакции, не ослабляя и не притупляя их.
Сравните свои реакции с другими. Одинаковы, похожи ли реакции мужчин и женщин?
Анальная стадия
Постарайтесь лучше осознать, каким образом потребность уединения определяет архитектуру и устройство общественных бань, туалетов; вашей домашней ванны. Понаблюдайте за собственным поведением в студенческой мужской или женской комнате. Стремитесь ли вы к уединению настолько, чтобы не встречаться ни с кем глазами, или ни на кого вообще не глядеть?
Можете ли вы представить себе уринацию на людях? В парке? У дороги? В лесу?
Многие люди очень сильно обусловлены в своем «туалетном» поведении. У некоторых, например, есть привычка читать, сидя над унитазом. Какой может быть цель такого поведения? Попробуйте поделиться некоторыми из ваших наблюдений с другими. Сознавайте ваши сопротивления при разговорах об этом упражнении.
Фаллическая стадия
Можете ли вспомнить ваши первоначальные представления о половых органах? Можете ли вы вспомнить, что говорили вам о них родители? (Женщинам). Можете ли вы вспомнить мысли или идеи относительно мальчиков и их пенисов? (Мужчинам) Можете ли вы припомнить страх, что вы можете лишиться пениса?
Если у вас нет воспоминаний такого рода чувств, достаточное ли это основание для ^ого, чтобы полагать, что у вас но было такого рода чувств в то время?
Генитальная стадия
1. Запишите ложную информацию, которую вы получали относительно сексуальных вопросов, которая позже была исправлена -(Например: тебя принес аист; тебя купили на рынке; каждый раз когда совершается половой акт, это ведет к беременности, и т. д.).
2. Изменил ли ваш первый сексуальный опыт ваши представления и ваше отношение к сексуальности? Или усилил существование у вас представления? Что вы чувствуете по поводу вашего первого сексуального опыта? Относитесь ли вы к этому сейчас иначе? Можете ли вы соотнести свое нынешнее отношение к сексуальным проблемам и более ранние отношения и представления?
Карл Густав Юнг. Глубинная психология.
Юнг и Фрейд не только по-разному понимали содержание бессознательного и его структуру, но и по-различному интерпретировали соотношение сознательного и бессознательного. У Фрейда они — две самостоятельные сущности, постоянно конфликтующие между собой. Юнг попытался преодолеть методологическую ограниченность Фрейда введением понятия "установка" в функционировании психики. С позиций установки Юнг сделал предположение, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу, а взаимно дополняют и обуславливают.
Обосновывая это положение, он различает сознательную и бессознательную установку, считая, что такая двойственность позволяет говорить о компенсации как функциональном уравновешивании психики: деятельность бессознательного рассматривается в плане уравновешивания сознательной установки, а деятельность сознания, наоборот, как уравновешивание бессознательной установки.
Понимание природы человека К.Г. Юнгом является более гармоничным и намного менее механистичным, чем у З.Фрейда. Юнг считал, что мучительная двойственность ума и тела, сознательного и бессознательного, природы (как Ид) и культуры (Эго и суперЭго), физического и духовного принадлежит определенной стадии развития человека, которая не является постоянной и неизменной.
В психологической культуре Юнг известен в основном как ученый, который разработал понятие архетипов коллективного бессознательного.
Под архетипами К.Г.Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой и взаимопонимания людей .
Юнг писал: Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, "задевает" нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь" (Юнг К.Г., 1987).
Архетип является в наиболее обобщенном смысле сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущем в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистый духом. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных праобразов проявляющих первичные протосценарии человеческого сознания.
Идея изначальной целостности присутствует почти во всех космологических картинах мира. В мистической традиции иудаизма это Адам Кадмон, первообраз для духовного и материального мира, также для человека, в котором Эрос и Логос, Хаос и Космос, мужское и женское воплощены в едином. Эта идея нашла свое воплощение в мифологеме гностиков о антропосе, в образах Пуруши и Гайомарта в индоиранской традиции, в божественном Кецалькоатле доколумбовой Мексике.
В "Упанишадах" читаем: "Он был, поистине, таким большим, как обнимающиеся мужчина и женщина. Он разделил свой атман на две части, из них возникли муж и жена".
В Исламе идея выражена еще более четче: "Мы создали человека как единство двух полов, так чтобы можно было подвергнуть его испытанию. Мы наделили его видением и слышанием, так что, - будет ли он благодарен или забудет о нашей милости , - мы показали ему правильный путь" (Коран, 76 - 1).
В терминологии К.Г.Юнга есть понятие "Самости", центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути сперва человек снимает свои Маски - результат социального отчуждения человека. Юнг писал : "Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор - со своим голосом. Маска - есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека" В конечном счете достижение "Самости" происходит тогда, когда Анима и Анимус, мужское и женское соединяются в иерогамии - священном браке - интимном союзе или внутреннем согласии бессознательной женственной стороны мужчины с его духом.
"Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индиф-ферентное numen, которое становится таким или другим или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла, умышленно или неумышленно, следует из человеческой установки".
Человек в модели Юнга имеет огромный потенциал развития самоосознавания и самопонимания, а также прирожденную способность к целостной интеграции. В отличие от Фрейда Юнг серьезно интересовался древними и не-западными процессами терапии и интеграции личности и сделал основательную попытку объединить техники, приемы и подходы, совершенно чуждые механистической “научной” терапии Фрейда и его последователей.