Модели взаимоподдержки и самопомощи

(Silverman, 1980, Brimelow и Wilson, 1982; Habermann, 1990)

Эти модели групповой работы, построенные на самопомощи и взаимоподдержке, имеют широкий спектр распространения. Практически все виды человеческих потребностей включают эти группы — от феминистской практики поддержки до групп здоровья, в которые входят люди, страдающие редкими фобиями; от групп работы с семьями до специфических групп потребления.

Имеются также некоторые промежуточные группы самопомощи, где социальный работник наделен определенными ролями, необходимыми для развития групповых отношений. Эти роли могут быть связаны с вовлечением его в переговоры с агентствами для поиска ресурсов от имени группы, посредничеством между членами группы, установлением контактов внутри группы, разъяснением ролей, решением конфликтов, действием в качестве консультанта и т.д.

Модель социальных целей/социальных акций

Специфика данных групповых моделей проявляется в том, что они направлены на работу с молодежью в микросоциальной среде. Модели могут быть дифференцированы в зависимости от приоритетов: акцент на влияние группы, на отдельного ее члена либо на процесс, когда группа нацелена на некоторое достижение или структурное изменение. Характерна в этом случае модель Конопки, связанная с развитием детского коллектива и урегулированием межгрупповых отношений. Другой пример — группа действий в сообществе, осуществляющая работу по преобразованию окружающей среды.

Модели полномочий

Модели полномочий — такая форма групповой работы, при которой осуществляется решение проблем индивида на основе его собственного запроса с решением социальных задач, изменением окружающей среды. В ее основе — коллективные действия, позволяющие решать ряд острых социальных проблем, связанных с дискриминацией, сексизмом, расизмом и т.д.

Библиография

1. Миддлмэн Р., Гольдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1994. — Т. 3.

2. A history of social work and social policy in the United States. Ithaca. — N.Y., 1985.

3. Briar S., Miller H. Problems and issues in social casework. — N.Y., 1971.

4. Dorfman R. Paradigms of Clinical Social Work. — N.Y., 1988.

5. Handbook of theory for practice teacher in social work. — L., 1992.

6. Howe D. An Introduction to Social Work Theory. — L., 1978.

7. Johnson L. Social work practice. — Boston, 1983.

8. Konopka G. Social Groupwork: A Helping Process. — Prentice-Hall, 1963.

9. Nugent F. An introduction to the profession of counseling. — Merrill Publishing Company, 1990.

10. Siporin M. Introduction to social work practice. — L., 1975.

11. Turner F. Social work treatment. — N. Y., 1986.

Вопросы и задания

1. Какие основные тенденции групповой работы проявляются на рубеже Х1Х-ХХ вв.?

2. Какие основные противоречия в групповой работе наметились в начале XX в.?

3. Расскажите о развитии групповой работы в 1930—1940-е гг.

4. Что нового появляется в групповой работе в 1950—1960-е гг.?

5. Какие тенденции характерны для рубежа XX и XXI вв.?

6. Какие основные модели групповой работы вы знаете?

Темы для докладов и рефератов

1. Исторические корни социальной работы с группой в США.

2. Отечественные исторические модели работы с группой на рубеже XIX-XX вв.

3. Традиции социальной работы с группой в Германии.

4. Модели групповой работы с людьми с особыми нуждами в Англии.

5. Современная отечественная практика социальной работы с группой.

Основные понятия:

благотворительная столовая, бродяжничество, группа свободного времени, группы риска, добровольцы, клубная работа, работа в малых социальных группах, работа с группой, свободное время.

Рекомендуемая литература

1. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера. — М., 1990.

2. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995.

3. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. - М., 1981.

4. Миддлмэн Р., Гольдберг Г. Социальная работа с группой // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1994. — Т. 3.

5. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.

6. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М., 2000.

Глава VI

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

КАК МЕТОД ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ГРУППОЙ

Термин «групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами. Она требует определенных профессиональных знаний и квалификации. Социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. В этой связи следует отметить то общее, что характерно для социальной работы данного уровня:

• проблемно-ориентированные подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы;

• ориентация групповой работы на работу со случаем через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и фасилитатора;

• ориентация на техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных на работу с патологиями;

• присвоение и переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата, методов и принципов из практики работы психотерапевтов и практических психологов;

• создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями.

Методология и технология социальной работы с группой базируется на психосоциальных теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии.

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

Основная теоретическая модель групповой работы была обоснована К. Папелл и Б.Ротман. В ее основе лежат теоретические подходы из эго-психологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации [9].

Эго-психологияпредлагает концепции, объясняющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность социальному работнику понять поведение клиента как отдельного индивида и как члена группы, рефлексировать, как происходит индивидуальное приспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется внутреннее беспокойство.

При изучении личности в эго-психологии особое значение уделяется вопросам развития и адаптации, автономии, свободе и особенностям функционирования Я. Урегулирует взаимоотношения личности со средой, выступает как автономное образование, имеющее свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениями эго-психологии, социальный работник в процессе групповой работы стремится актуализировать навыки психологической защиты индивидуумов, с помощью группы помогает их развить, найти в процессе групповой работы различные варианты функционирования — в зависимости от различных форм агрессии со стороны среды.

Основываясь на концепции эго-психологии, сопротивление в групповой работе рассматривается не как конфликт, а как диалог индивида со средой. Отсюда сопротивление и конфликт рассматриваются в основной модели групповой работы как компоненты развития группы, отправные точки для дифференциации ее членов. Сопротивление не воспринимается только как интрапсихический процесс, как реакция на групповую ситуацию, но может рефлексироваться как защитный механизм в ситуации развития групповых отношений. В понятиях эго-психологии основное предназначение работы с группой — поддержка психического здоровья личности, ее идентичности, развитие самореализации [1; 3].

Когнитивные теории и теории социального научениядают возможность социальным работникам интерпретировать и анализировать мотивы поведения индивидуумов в межгрупповом взаимодействии, определять ценностные ориентации клиентов, помочь им понять, как они «чувствуют друг друга», как формируются их знания о мире и о ситуации. Опыт группового взаимодействия формирует ценностные ориентации, позитивные ожидания, компетентность и навыки социального взаимодействия.

Терапевтическая значимость основной модели групповой работы определяется возможностями группы — помочь клиентам через механизмы межгруппового восприятия увидеть ситуацию в ином ракурсе [1; 6].

Теория отношений. Рассматривает межличностные отношения как фактор взаимовлияния людей друг на друга. Применительно к групповой работе отношения рассматриваются как определенные устойчивые связи, помогающие клиенту понять свои обязанности в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы в изменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для «выстраивания» психологической дистанции в процессе межгруппового общения.

Ролевая теория личности. В соответствии с этой теорией в процессе межличностного взаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения, соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает социального работника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях, формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важно создать условия для личностного роста клиента, улучшить его социальное функционирование в обществе [6; 18].

Теория коммуникации. В основе ее лежат представления о динамическом обмене информацией между субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обмен информацией, формализованный в своих проявлениях, нацеленный на достижение определенного результата. Поэтому в данном аспекте коммуникация выступает в качестве определенного инструментария для решения задач групповой работы. Теория коммуникации дает возможность социальному работнику наблюдать в процессе групповой динамики специфические препятствия, осложняющие социальное функционирование субъекта, строить программы по их преодолению, развивать навыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.

Психосоциальные теории позволили обосновать основную клиническую модель групповой работы на основе данных подходов. В основе группового процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия. Она состоит из пяти основных элементов: группы; члена группы, имеющего особые нужды; деятельности в группе; взаимодействия социального работника и группы; урегулирования, решения проблем клиента [6; 13].

ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Общая цель данной группы формируется на основе индивидуальных целей, которые регулируются на начальном этапе социальным работником. Основная тема — помощь друг другу, поэтому данная группа может рассматриваться как определенная система взаимопомощи. Основная социальная модель групповой работы существенно отличается от групповой психотерапии. Концепция групповой деятельности предполагает выстраивание отношений не только в групповом пространстве, но и вне его. Внешняя среда включается в процесс групповой работы, когда отдельным членам группы необходимо научиться изменять ситуацию, влиять на окружение. Каждый член группы может экстраполировать индивидуальные концепции компетенции, они могут быть либо приняты, либо отвергнуты группой [8. — Р. 221 —222].

Другой отличительный аспект данной группы в том, что концепция предполагает ее развитие в ситуации «группа как целое». Это требует со стороны социального работника высокого уровня понимания интегративных механизмов группового взаимодействия, протекающих процессов изменения. Начальный состав группы, спонтанно собранный или созданный усилиями группового работника, образует структуру автономного развития, в которой проявляются лидеры, берущие на себя руководящую роль, координирующие ситуацию, направляющие групповое развитие на решение необходимых потребностей [1. — Р. 221—222].

Отличительным фактором данной группы является гибкость ее целей, учет различных человеческих потребностей.

Наши рекомендации