Теория и практика консультирования в помогающих профессиях
Социальная работа, как известно, относится к группе так называемых «помогающих профессий». К основным видам помощи, оказываемым в рамках социальных услуг, причисляют:
1) оказание поддержки родственникам, друзьям, соседям, коллегам в периоды перемен или кризисов;
2) предложение экспертной помощи в рамках таких профессиональных ролей, как адвокат, банковский служащий, архитектор, инженер;
3) предложение бытовых, социальных и культурных услуг в рамках помогающих профессий: медицина, патронаж, социальная работа, образование и др.;
4) предложение помощи по месту работы;
5) предоставление психологической помощи в целях личностного роста и развития в рамках долгосрочного консультирования и психотерапии;
6) предоставление спиритической (духовной) помощи священниками, шаманами, предсказателями, колдунами, знахарями [20.-С. 13].
По мнению К. Роджерса, помощь — это особый вид отношений, в рамках которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, духовном развитии, лучшей жизнедеятельности, в достижении зрелости, в умении ладить с другими — с одним человеком или группой I11.-C.81].
В модифицированной нами модели Логхари и Рипли (Loughary and Ripley, 1979) [19.— С. 178] представлены основные структурные элементы оказания помощи (см. рис. 2).
Клиент (в литературе по социальной работе нередко используется термин «пользователь услуг») — это человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации, с которой он не может справиться. В этой связи запрос на помощь состоит в повышении эффективности решения возникшей проблемы, какой бы она ни была по содержанию — будь то возникшее (усилившееся) чувство иррациональной тревоги или страха, онкологический диагноз, химическая зависимость (от алкоголя или наркотиков), неуспешное супружество или родительство, потеря работы, материально-бытовые проблемы и многое другое. Люди часто обращаются к консультированию в «точках перехода», например перехода от детства к взрослости, от супружества к разводу, от химической зависимости к здоровому образу жизни [18; 23]. В целом, по меткому выражению В.Франкла, клиент — это «homo patiens», т.е. «человек страдающий».
Скалли и Хопсон (Scally and Hopson, 1979) различают шесть видов помогающих стратегий [25. — С. 173]:
1) предоставление советов: предложение кому-либо своей точки зрения на наилучший способ действий в сложившейся ситуации;
2) предоставление информации: предоставление человеку требующейся в конкретной ситуации информации;
3) непосредственные действия: делать что-либо от имени другого лица или предоставлять необходимые услуги (доставлять продукты, давать ссуду, осуществлять вмешательство в кризисной ситуации);
4) обучение: помощь в овладении фактами, знаниями и навыками, способствующими улучшению ситуации;
5) системные изменения: влияние на системы, вызывающие у людей трудности, с целью совершенствования этих систем, т.е. скорее работа по организационному развитию, чем с отдельными людьми;
6) консультирование: помощь в анализе проблемы, прояснении конфликтогенных зон, нахождении альтернативных путей выхода и принятии решения, т.е. поддержка людей в плане помощи самим себе.
Стратегия помощи — это первоначальный перевод проблемы в термины желательных результатов и планирование применения определенных методов.
К основным методам помощи относят информацию, идеи и специальные умения.
Наконец, к желательным результатам помощи относят психоэмоциональную стабилизацию, лучшее понимание (себя, своей ситуации и других), принятие решения и реализацию решения [25.— С. 178 —179]. В модель Логхари и Рипли (Loughary and Ripley) нами включена рубрика «стратегии помощи», которую мы считаем обязательной для случаев оказания профессиональной помощи.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Этот вид деятельности прочно и глубоко проник в культуру современного индустриального общества. Его повсеместное распространение началось с 60-х гг. XX столетия с создания первых ассоциаций профессиональных консультантов. Постепенно консультирование перестало быть просто процессом индивидуализированного научения. Оно приобрело социальное значение как культурно-санкционированный метод адаптации к социальным институтам.
Каждая помогающая стратегия из вышеприведенного неранжированного списка может быть полезна в конкретном контексте. В этих стратегиях есть общие и различные элементы. При предоставлении советов и информации, непосредственных действиях, обучении и, возможно, системных изменениях предполагается, что лучшие результаты или решения зависят главным образом от компетентности того, кто осуществляет помощь. В консультировании же упор делается на ресурсы того, кто является объектом помощи. В рамках консультативных отношений клиент ориентирован на нахождение своих собственных решений. Способности консультанта используются для активизации способностей клиента. Во всех видах помощи «помощник» должен уметь выстраивать отношения, а для достижения системных изменений необходимо также уметь работать с группами, структурами, правилами и организациями. Консультант может, в случае необходимости, использовать различные стратегии, а не только собственно консультирование, однако в эти стратегии должны быть встроены элементы консультирования [25. — С. 173— 174].
Существует множество помогающих профессий: консультанты, психиатры, психологи, социальные работники, священнослужители должны помочь людям справиться со стрессовыми состояниями и жизненными проблемами. Консультативной работой с людьми, находящимися в кризисной ситуации и/или в стрессовом состоянии, нередко приходится в определенной степени заниматься и представителям других профессий — например врачам, бизнес-консультантам, учителям, менеджерам, юристам и сотрудникам правоохранительных органов.
На практике консультирование осуществляется под многими различными ярлыками. Вариант под названием «психотерапия» осуществляется людьми с базовым медицинским образованием; «психологическое консультирование» (в различных его модификациях — «семейное консультирование», «психолого-педагогическое консультирование», «организационное консультирование» и др.) — профессиональными психологами; наконец, есть много случаев, когда консультирование осуществляется в контексте взаимоотношений, изначально имеющих другое содержание: например, учащийся делится с педагогом своими тревогами и проблемами; патронажная медицинская сестра оказывает эмоциональную поддержку родственникам безнадежного больного. Таким образом, они осуществляют консультирование, не являясь консультантами. Это важный момент, позволяющий провести демаркационную линию между профессиональным и непрофессиональным консультированием. В первом случае консультант имеет специальную подготовку и взаимодействует с клиентом в рамках формального контракта на консультирование исключительно в роли консультанта. Во втором случае речь идет об использовании представителями других профессий, волонтерами, родственниками, друзьями и пр., — определенных приемов консультативной работы [24. — С. 4; 29. — С. 2 — 3]. И здесь центральным моментом становится качество оказываемой помощи: хорошо, если есть запрос на консультативную помощь, а соответствующие специалисты, например медсестра, социальный работник или педагог, обучены навыкам такой помощи и осознают при этом пределы своей профессиональной компетенции; однако бывают случаи, когда запроса нет, а помощь навязывается и «консультант» оказывается в ролевом конфликте или же запрос есть, а «консультант» не имеет специальной подготовки в области консультирования. И в том и в другом случае объекту «консультативной» помощи наносится вред.
Какое же содержание вкладывается в понятие консультирование, которое может рассматриваться и как стратегия, и как технология, и как метод профессиональной помощи?
Как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, этот термин применяется в нескольких случаях. Например, консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс.
Фактически все консультанты соглашаются с тем, что отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами. Некоторые специалисты полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения. Ряд консультантов считают необходимым оговаривать основные характеристики отношений помощи. Эти предлагаемые консультантами характеристики — иногда их называют «стержневыми (сердцевинными) условиями» — следующие: эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь, конгруэнтность, или подлинность (искренность), отношений. Реализовать отношения помощи можно также посредством «активного слушания» или «слушания в сочетании с вознаграждением (положительным подкреплением)». Большинство специалистов, рассматривающих консультирование преимущественно как особый вид отношений помощи, являются приверженцами теории и практики личностно-центрированного консультирования.
Сами консультанты не считают использование отношений помощи достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения. Поэтому многие специалисты вынуждены использовать определенный «репертуар воздействий» в дополнение к отношениям помощи. Альтернативой воздействиям являются методы консультирования и стратегии помощи. Консультанты, имеющие репертуары воздействий, должны определить, какие воздействия следует применять по отношению к различным клиентам и какова вероятность успеха. Репертуары воздействий, используемые консультантами, отражают их теоретическую ориентацию, причем некоторые консультанты являются эклектиками и пользуются воздействиями, которые описываются в различных теориях.
Рассматривается ли консультирование как особый вид отношений помощи, характеризующихся «стержневыми условиями», или как репертуар воздействий, которые описываются в различных теориях, в любом случае консультирование является психологическим процессом. Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие. Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно. Во-вторых, процесс консультирования носит психологический характер. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования. В-третьих, основополагающие теории, «питающие» консультирование, и использующиеся в нем воздействия являются психологическими [9. — С. 13 — 14]. Наконец, можно обратиться к определению консультирования, предложенного К.Роджерсом как «процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности» [14. — С. 88].
Как отмечают Саттон и Стюарт (Sutton и Stewart, 1998), термин «консультирование» часто путают с предоставлением советов (в словарях консультирование определяется в терминах советов и руководства). На самом деле совет — это главным образом односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения. Руководство — также главным образом односторонний процесс поддержки и стимулирования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие. Консультирование — это двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия [34. — С. 11].
По определению Британской ассоциации консультирования (ВАС, 1984), под этим термином «подразумевается работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психотерапию, наставничество или решение проблем... Задача консультирования — предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни». В более позднем документе ВАС отмечается, что о консультативном процессе можно говорить тогда, когда кто-либо, временно или постоянно находящийся в роли консультанта, предоставляет (или соглашается предоставить) свое время, внимание и уважение другому (другим), временно находящемуся в роли клиента. Задача консультирования — предоставить клиенту возможность проанализировать, узнать и прояснить пути к более насыщенной и благополучной жизни [33. — С. 14].
Согласно Берксу и Штефру (Burks and Steffre, 1979), «консультирование предполагает профессиональные взаимоотношения между обученным консультантом и клиентом (или, возможно, несколькими людьми). Консультирование предназначено для помощи клиентам понять и прояснить видение своего жизненного пространства и научиться достигать поставленных целей посредством четких выборов на основе необходимой информации и через разрешение эмоциональных и межличностных проблем» [цит. по: 29.-С. 2-3].
Консультирование рассматривается как процесс, благодаря которому личность в результате произошедших изменений приобретает более высокую стадию профессионализма — личностную компетентность. В консультировании создаются также ситуации, в которых мысли и чувства клиента услышаны, к ним относятся с уважением и безоценочно. Консультирование усиливает Я клиента, его уверенность в себе и поощряет инициативность и личностный рост, самоконтроль и контроль над ситуацией [25. — С. 191].
Лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: «Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».
Как отмечает Р.Кочюнас, имеется много сходных определений и все они включают несколько основных положений.
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт К.Роджерс выделил три основных принципа этого направления:
1) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
2) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
3) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения [5. — С. 7—8].
Необходимо дифференцировать несколько близких консультированию по звучанию, целям и техникам видов профессиональной деятельности. Один из них обозначается как «консультация» (иногда используется калька с английского — «консалтинг»). Л.Шульман описывает этот вид помощи как «...взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке перспективных программ.
Иногда действия консультанта оцениваются как катализатор, облегчающий работу, формулирующий ее мотивы и роль, разъясняющий последствия различных альтернатив, помогающий консультируемому более систематически и объективно оценить стоящие перед ним проблемы с целью расширения выбора возможных вариантов поведения. Консультант также сообщает о новой информации, ранее недоступной консультируемому, или же освежает в его памяти старые знания. В консультациях по определенному случаю упор делается на конкретном клиенте, будь то человек, семья, группа или община. Хотя консультант часто дает информацию, которая помогает консультируемому по-новому взглянуть на волнующую его проблему, этого в ряде случаев недостаточно. Консультируемому нередко требуется непосредственная помощь для воплощения нового знания в действие...» [18. — С. 31 — 32].
В многочисленных работах дискутируется проблема общего и различного в таких видах помощи, как психологическое консультирование и психотерапия (медицинская и неврачебная). Консультирование от медицинской психотерапии отличает в первую очередь отказ от концепции болезни. Медицинская психотерапия означает комплексное лечебное, вербальное и невербальное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причем условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности. Психиатры используют преимущественно медикаментозное лечение и другие методы, где пациент выступает как пассивный объект воздействия; психологи-психотерапевты используют методы диалогические, где клиент выступает как субъект, на равных участвующий в процессе психотерапии [6; 8].
Ю.Е.Алешина определяет психологическое консультирование как «непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа». Психологическое консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, а психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. К тому же термин «психотерапия» является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами [1. — С. 5].
Берли (Bearly, 1995) предлагает следующую таблицу как результат осуществленного им аналитического обзора приводимых в различных работах взглядов на различия между консультированием и психотерапией (психоаналитического типа) [20. — С. 53].
Таблица 4