И снится чудный сон татьяне.

И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жердочки, склеенны льдинкой,

Дрожащий, гибельный мосток,

Положены через поток;

И пред шумящею пучиной, Недоумения полна,

Остановилася она...

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился,

И кто ж из-под него явился?

Большой взъерошенный медведь;

Татьяна ах! а он реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул; она скрепясъ

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей;

Пошла — и что ж? медведь за ней.

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой...

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Она бесчувственно-покорна,

Не шевельнется, не дохнет...

Я думаю никто еще из пушкинистов, коих много на свете, не об­ратил внимание на этот знаменитый сон Татьяны как раз, как на обыч­ный сон, и попробовал бы его истолковать. А сон у Татьяны замеча­тельный. Я выделил из него лишь начало, опустив несколько поэтических мест, как прямо к сну не относящихся... Читатель, пусть, сам возьмет с полки томик чудесного поэта и перечитает весь сон целиком ("Евгений Онегин", глава 5, XI строфа).

Попробуем толковать сей сон. По соннику, лес — это роман­тические дела для девицы, но лес — зимний, снежная поляна, окружена мглой... Мгла — это и печаль во сне, и неизвестность... Перед ней поток, шумящий, неприятный,— препятствие, причем, ручей шумит, темная вода, что по соннику к болезни, бедам и осуждению спящей... Следующая сцена, как бы подтверждает наше снотолкование... Татьяна останавливается, недоумения полна, то есть не знает, что делать, но в каком смысле? В смысле, как ей преодолеть ручей... По Соннику две жердочки, мостки — это любовная связь. Во сне эти жердочки, очень ненадежные и еще скованы ледком, то есть "предательством", бедой (по соннику).

И вдруг сугроб сам зашевелился и появляется медведь. Сугроб, сугробы — это счастье в личном, любовь. Если бы она раскопала снег — она бы овладела любимым (по соннику). Но тут медведь, (по соннику) жених, появляется сам, видать это кто-то из тех кто ее любил и любит, либо некто становится женихом. Предлагает ей лапу (руку), чтобы она перебралась через ручей (устроила свои личные, предосудительные дела). Она идет, но медведь — за ней, что означает: дело близится к свадьбе (медведь преследует — к свадьбе). Однако спящая (я уже не называю ее Татьяной, на что имеются причины, как мы увидим чуть погодя) не в восторге от положения, в которое она попала... Ей неприятны подарки (серьги, по соннику, — подарки) в ушах, и, по-видимому, что говорят по этому поводу (сук, рвущий серьги из ушей), а уши — к вестям. Однако сил у ней нет, она увязает в этом снегу по колено (увязает в ситуации), падает без сил, медведь ее хватает и несет. По соннику "несет" — к удаче, но для больных или тех, кто в несчастье, — это не хороший знак. Может и прямой заклю­чаться в этой сцене смысл — спящая отдается на волю обстоятельств: будь, что будет... Но вот что еще удивительно: кто-то помогает пере­браться через мостик, протягивает руку — к беременности!.. Правда, медведь протягивает лапу с когтями, а не руку, когти же (по соннику) — к благополучию, к богатству.

Получается удивительная картина в толковании: какая-то деви­ца, видать, попала в беду со своим не очень верным возлюбленным, скорей всего забеременела и не знает как выйти из положения (пере­сечь ручей). О ней говорят и резко осуждают, ревущий седой и тем­ный поток... Неожиданно, некто, видать, богатый человек сватается к ней (когти; помогает перейти через ручей; медведь), быть может, это даже и ее когдатошний ухажер, не нравившийся ей. Он готов покрыть ее грех... Преодолев ручей, спящая попадает в положение невесты (преследует медведь — к свадьбе идет дело). Но это положе­ние ей не нравится (сук рвет серьги из ушей), о ней опять же говорят, что она согласилась и взяла подарки из-за денег (когти), а не по любви... Не в силах справиться с положением, она отдается на волю судьбы (ее несет чужая сила)...

Прервемся в этом месте. Понятно, что в таком толковании сон никакого отношения к Татьяне не имеет, и, скорей всего, Пушкин воспользовался сновидением какой-нибудь сенной девицы... Конечно, сновидение на сходную тему — несчастной любви, но совсем в ином смысле... Продолжение сна я предлагаю читателям толковать само­стоятельно, замечу лишь, что в сне Татьяны, как мне кажется, исполь­зованы не одно, а два, по крайней мере, разных сна, как бы сплавленных поэзией Пушкина в один... Хотя и не исключено полностью, что сон один, и в какой-то миг, когда надо было совсем решиться, девица отказала своему жениху (порог) и тот (медведь) ее оставил. А отка­зала она опять в надежде на любовь своего неверного страшного возлюбленного (читай продолжение сна у Пушкина)...

Во многих книгах великих писателей и поэтов содержатся Сны. Их толкование не просто интересно и замечательно, с точки зрения человеческой, но могло бы о многом сообщить и в искусствоведческом смысле, ибо все что относится к человекам одаренным, гениальным — удивительно важно и наставительно. Я думаю, скоро снотолкование классических произведений составит отдельную отрасль культурного размышления.

А теперь обратимся к примерам толкований снов, вполне себя оправдавших в Яви.

Женщине, за сорок, снится сон, будто она на балу. Играют вальс. К ней подходит человек и приглашает ее на вальс. Они танцуют, вальсируют. Человек похож на ее первого мужа. Она кружится в вальсе и неожиданно видит очень большое свое лицо над всеми ними, висящее, как будто огромный рекламный плакат парит прямо в воз­духе над танцующими. Лицо в точности, как у нее, а губы — необычные, очень яркие, чувственные, накрашенные, — как это и бывает на рек­ламных плакатах. Вроде не ее губы, а нравятся они ей, хотя и дивится их лишней выставленное™, яркости, заметности. И пока она так разду­мывает, из этих губ, изо рта выходит огонь, кругленький шарик огня. Он расширяется, раздувается и поглощает, сжигает лицо. И тут же сон меняется.

Вновь ей снится бал. Снова она вальсирует с каким-то человеком и опять видит огромное висящее над ними свое лицо с такими же яркими, утрированными губами. Из них во второй раз выходит огонь и сжигает лицо, как в первом сне, в точности. Сон на этом закан­чивается.

В этом сне отчетливо выделяются: Спящий, бал, быть на балу, вальс, много людей; Лицо, губы яркие, чувственные; огонь (именно огонь, как подчеркнула рассказчица — не пламя); сгорающее лицо и повторение того же самого.

Если поглядеть по Соннику, то получится следующий набор дешифрованных, объясненных значений: личные дела, личная жизнь (если видишь себя отчетливо или присутствуешь, а не глядишь сон, как кино); болезнь, скверное дело; разговоры, сплетни либо обеспе­ченность (толпа); предложение, замужество (вальсировать); рассуж­дение о своей жизни, разглядывание себя (висящее лицо); яркие, слишком чувственные губы — разлука из-за собственной вздорности; огонь — ссора, несбыточная мечта и разочарование; повторение сна, что означает повторение в жизни того же самого положения.

Каков же растолкованный замысел? Из-за висящего своего ли­ца — это сон, который — раздумье над прошлым. Вальс — замужество. У этой женщины два брака и оба неудачные, с тем и другим мужем она разошлась. Тот и другой брак вызвали много разговоров и злословия. Причем, в особенности первый брак — она вышла замуж во время или в результате какой-то болезни или положения дел, с болезнью связан­ных (скверные дела). Причиной развода послужили ее несдержанность и вздорность. Оба брака закончились ссорой и разочарованием. В том и другом случае она считала себя правой (губы нравятся). Сейчас она понимает, что ее мечты больше не сбудутся в смысле нового брака. Однако иная несбыточная мечта, относящаяся к личному, — осущест­вилась (лицо, парящее в воздухе). Это сон-раздумье над прошлым и одновременно о будущем (рождение надежды). Сон-размышление обычно будущего не предсказывает, он скорей отмечает или показывает, что желательно или возможно. Это сон — утешающий.

Еще один сон, тоже женщины. Видит она себя в горах. Вокруг туманом все затянуто. Неожиданно из тумана вылетает к ней птица. Именно к ней прилетела — она знает про это во сне. Птица большая, как большой павлин. Только ни на одну из живых, известных ей птиц, не похожа. Глаза у птицы живые, прямо человеческие. Грудь белая, а сама вся в переливах. Жар-птица заморская, одним словом. Полетала она возле спящей и хвост распустила. Как большой китайский веер расходился этот хвост, постепенно. Поначалу и не заметила спящая толком, каков этот хвост, не разглядела. А когда разглядела, то увидела немыслимо яркую красоту и еще будто весь он в драгоценных каменьях, хотя то были ненастоящие каменья, вроде нарисованные. Птица показала хвост и улетела.

Давайте опять перечислим два набора знаков. Во сне: голые горы, туман, птица большая, красивая, непохожая на живых, известных птиц; хвост очень красивый, драгоценные каменья; улетела птица.

По Соннику: горы голые — тревога и одновременно видеть гору — затруднение; туман — неизвестность; птица — гость; хвост — последствия.

Толкование предлагается такое. Спящая в то время, когда виде­ла этот сон, находилась в ужасной тревоге и в затруднениях (ужасной, потому что горы высокие). Впереди в ее жизни все оказывалось не­определенным (туман). И вот к ней приезжает кто-то. Птица может означать и весть, но тут подчеркнуто во сне, что глаза живые, прямо человеческие. Этот человек, гость не похож на окружающих, необыч­ный и скорей всего из-за .границы (птица заморская, жар-птица). С другой стороны, поскольку это жар-птица, то это судьба, поворот судьбы, счастье. Этот гость принесет счастье, с ним связаны будут перемены в жизни. Причем эти перемены наступят постепенно (не сразу замечает красоту хвоста). Хвост — последствия. Так что последствия еще долго будут себя проявлять в самом разном. Долго, потому что медленно хвост раскрывался. А разнообразие перемен, последствий связано с переливами. Все эти последствия, перемены приведут к исполнению сокровеннейших желаний (красота означает исполнение сокровенных желаний). Драгоценные камни, а именно бриллианты — это, в частности, для женщины может быть замужество, очень желанное. Однако камни — ненастоящие, а только вроде нарисованы на хвосте, так что замужества, как такового, не будет, а будут близкие отношения. Надежда в этот раз не осуществится: нарисованы — обман, самообман.

Так и вышло через некоторое время у этой женщины. Приехал совершенно неожиданно к ней в дом гость заморский, а после его отъезда и начались все перемены, и последствия были долгими, разно­образными и очень благоприятными.

В этом красивом сне удивительной силы содержится предсказание. Это сон, безусловно, вещий.

Сон матери про сына. Кажется ей — сын идет к ее домику. Она к нему устремляется, и вдруг, будто кто-то меж ними штору, ширму зеленую задвинул и отделил. И тут же огромный лес вырос на месте этой ширмы.

Сын идет к ней, она видит его — это означает ее желание, чтобы сын жил с нею. Дальше сон очевиден. Зеленая ширма — преграда, разделяющая их. Преграда тонкая, а зеленый цвет — надежда. Однако надежде не суждено осуществиться. Большой лес — чужая сторона, куда уехал сын. Чужая сторона отделила надолго.

Можно до бесконечности приводить сны и удачное их толкование. Ограничимся еще несколькими, поскольку цель наша научиться толковать сновидения, а не составлять книгу сновидений, пусть даже интересных.

Сон взрослого мужчины, около пятидесяти лет. Он находится на берегу реки, причем река эта, как в средней полосе — широкая, вода течет спокойно, чистая вода, и даже дно видно, хотя нет особой яркости. Однако берег — каменный, в валунах, кусках скалы, не зем­ляной, а каменистый. Вроде к каменной тоже стене приделана карти­на, которую спящий собирается рисовать. День серый. Небо белое. И видит, вода несет неторопливо какой-то предмет, который вблизи оказывается вовсе и не предметом, а большой собакой. Собака эта выбирается на берег, ложится на камни. Спящий гладит ее. У собаки удивительные глаза, совсем желтые и очень странные. Спящий начинает рисовать картину, как бы доканчивать ее. На картине едва намечены, эскизно какие-то стеклянные тонкостенные бокалы, а в них цветы. Ярких красок нет. Он дорисовывает картину, не особо, впрочем, стараясь.

Какой тут ряд знаков? Река, берег реки — он находится на бере­гу. Камни. Вода приносит собаку. Глаза странные. Дружелюбие с соба­кой. Рисовать, дорисовать картину.

По Соннику: Река — это дорога (одно из значений), судьба (река жизни); берег реки — достижение намеченной цели; Вода не­сет — само придет, прибыль. Собака — друг; собака ложится на берегу на камни (камни одновременно — испуг, стоять или идти по ним — затруднения); странные глаза (желтые — предательство, помехи) — перемену важные к лучшему; рисовать — нежданные доходы от пустяшного дела. Стекло — страх; цветы — удовольствия...

Растолкуем теперь. Спящий готовится к какой-то дальней и важ­ной поездке, которая должна привести его к достижению судьбинской цели. День, однако, пасмурный, хотя и без дождя и туч, ровное небо. Нет у спящего в душе радости, сияния. И поскольку берег каменный (он стоит на нем, ходит), то спящий еще и боится, что никакого достижения цели не выйдет из-за всякого рода затруднений (много камней больших и маленьких). Тем не менее, спустя какое-то время, когда он доедет туда, куда стремится, большой его друг (собака-друг) сам придет на помощь и отгородит спящего от трудностей (легла собака на камни). Произойдут в результате очень важные перемены к луч­шему (странный взгляд собаки). Причем начнется все с совсем неожи­данных доходов от какого-то не очень важного пустяшного дела, начатого до поездки. Доканчивать (дорисовывать картину) это дело придется спешно. Эта поспешность будет беспокоить спящего, но не­сильно и недолго, что главное (стекло — испуг, но стекло — тонкое, то есть недолгое время: толщина — это время). Большое удовольствие принесет спящему такой поворот дел (цвет). Однако, желтые глаза — это предательство, отсрочка дел, так что дело получится, но с подвохом и, видать, не сразу.

СОКРЫТИЕ СМЫСЛОВ ВО СНЕ

Тут уместно сказать, что Сон часто пользуется двумя приемами сокрытия своего смысла: он часто заменяет пьесу соединенных дейст­вий, поступков, сюжетов на застылый, сплавленный из разных знаков и частей образ, вроде Сфинкса; и наоборот, множественные повороты действия, сюжета во сне могут относиться к одному сложному образу или чувству наяву, к какому-то одному сложному отношению (подробней об этом написано в предисловиях к главкам сонника). Первое типично для мифологии, достаточно вспомнить египетского Сфинкса или шумер­ских крылатых быков с человечьими лицами. Такие образы называются синкретическими. Второе используется наяву в ритуальной магии, церковном и вообще любом обряде, где множественность действия, звука, костюма нацелены на сотворение единого приподнятого Состояния души, определенного отношения к происходящему. Тут сокрытие смысла осуществляется путем сюжетной синкретики (сплавленности).

В первом случае, толкуя сон, мы попадаем в роль Эдипа перед Сфинксом, загадывающим загадки вроде такой: утром на четырех но­гах, днем на двух, а вечером на трех... Этими тремя образами Сфинкс запрятал нашу жизнь: младенчество, зрелость и старость. Или в роль Мага, угадывающего путь и способ действия в таинственных древних картинах, фигурах. Удивительно, что во сне и в Книге Мертвых (как мы увидим) очень часто фигура, ее вид — это указание нам как поступать, как действовать. Появляющаяся фигура — это сюжетный ключ жизненного действия.

Например, мужчина (для женщины) во сне, его вид, черты лица, волосы и кто он — все это может означать всю сложную мелодраму ее отношений с каким-то человеком, весь сюжет, переживаемый ею сейчас любовной пьесы. Приведем образчик такого сна. Женщине снится,

будто она караулит Арестанта — Насильника. Вроде известно, что он и раньше был судим за насилие. Лицо у того арестанта, однако, детское, совсем не похож он на совершающего насилия. Кудри у него вьются. А сам, как клоун, несерьезный, неправдашний... А она боится, что сбежит. И вроде бы после он сбежал, но ей при этом говорят, как старшие по званию, мол, никуда не денется и, вообще,— это Не Важно, пусть уходит...

В этой фигуре охраняемого (сохраняемого) ею арестанта запря­тана вся многообразная и противоречивая история отношений этой женщины с каким-то определенным человеком... Преступник — это сомнительный любовник, причем быть с ним (охранять) — это к осуж­дению в обществе. То есть, ее осуждают многие за эту связь и связь эта, по-видимому, ее тяготит, хотя она еще с этим не согласилась (осужден за насилие, но она не верит)*. Детское лицо — он ей доставил много радостей и кроме того, ей жалко его, как ребенка. Кудри вьются — неверность, и все отношения какие-то несерьезные (клоун), огорчающие, которые в любой миг могут закончиться (может сбежать). И Старшие, то есть Здравый Смысл Жизни и Опыт ей говорят, мол, пусть уходит, а именно — расстанься с ним... Это она, по-видимому, и намеревается сделать, но кроме всего, он ей еще зачем-то нужен, для каких-то казенных, быть может судебных (полиция) дел (ей поручено, то есть надо его караулить)...

Вот какой сложный сюжетный узел отношений может быть зашифрован в одной фигуре.

С другой стороны, достаточно сложное действие во сне с разными фигурами может обозначать всего лишь одно чувство, одно ощущение. Молодая женщина видит во сне, будто она раздвоилась: одна смотрит сон и видит, как вторая сидит в зале и смотрит балет, не балет, одним словом, чей-то танец на сцене. Музыки не помнит, вроде как не было музыки.

Затем эта вторая в зале направляется к сцене, будто бы она Должна туда прийти и поговорить с неизвестно кем, прийти на сцену, войти туда для важного разговора или даже встречи...

Пошла, но ступив на сцену, запуталась в занавесе, и никак не может пройти и выпутаться из занавеса, окрутившего ее, не может, и не помогает никто... А сама, та, которая смотрела на это все, была совсем как наяву, в сознании — не было ощущения, что спала.

В этой части сна в сущности в таком множественном действии запрятано одно-единственное чувство кульминации в личных отноше­ниях (в любви), потому что видеть певца на сцене, танцора — это кульминация в личном. Но тут особенно важна сама сцена, потому что сцена, по Соннику — ложь, интрига, связанная с противоположным полом. Закрытый занавес — необычное положение, в котором (в зана­весе — положении) она, та что сидела в зале, и запуталась... Любовная кульминация связана с тем, что наяву открылась вдруг ложь, в кото-

рой или в связи с которой спящая и запуталась, и никто ей не помогает и помочь не может... Вот это одно открытие лжи в личном, связанное "Неизвестно с Кем", т.е. с человеком очень ничтожным, который и обманул в чем-то очень важном и выразилось в таком сложном действии сна. Так оно и вышло: близкий человек, за которого эта женщина собиралась выйти замуж, весьма ничтожный и по развитию, и социально, ее обманул, скрыв (занавес), что он женат уже. Вот это чувство всплывшего обмана и совершенная путаница, неизвестность, как поступать и выразилась в таком сложном действии в начале сна...

Приведу еще один сон, в котором, по причине возраста юной особы, еще нет невротизма и не накручено бед, воплощаемых в дву­смысленных и сложных фигурах-сфинксах нас самих или наших отношений.

Девочка уже 16,5 лет (в момент сна) находится в пионерском лагере. Видит там девочку около 15,5 лет, которая, якобы, в чем-то провинилась. За это ее должны наказать. Девочка плачет. Спящая утешает ее. Слышит разговор вожатых, мол, значит в монастырь ее отправляем...

Следующая часть сна — это легенда некоего Абрека (Араба?). Эта легенда про ту самую девочку, посланную в монастырь. Мол, если в момент Посвящения на нее упадет Луч Зари — наступит конец света...

Спящая бежит по подземным переходам, в белом платье. В цер­ковь. Вход. Кричит и успевает оттолкнуть ту девочку от окна, и луч света падает на Спящую. Вместе они спускаются по лестнице и разбивают статую: у девицы — бюст, а у спящей — голова.

Выходит, уже одна, освобожденная — бежит навстречу молодому человеку...

Сон замечательный в своей прямоте, символической, разумеет­ся, и очень красивый. В самом деле: обе девочки — это она сама, но раздвоенная. Одна — какой она была год назад, и другая — какой она стала теперь. В этом смысле сон надо (так мне кажется) рассматривать с конца, именно так, как она смотрит на эту девочку из пионерлагеря, задним числом анализируя (во сне же) и переводя при помощи сна то, что случилось с ней год назад. А случилось вот что: она — провини­лась. Провинился (кто-то) — означает неверность друзей; сам прови­нился — неверность с твоей стороны. Наказание — к награде. Плачет — к радости тогда, и к вестям сейчас для спящей. Спящая утешает — сейчас печалится. Печалится тому, что девочку отправляют в монас­тырь, что для девицы означает благополучие или потаенную любовь и — в чем, видать, не все вышло гладко... Одним словом, Спящая год назад совсем невероятным образом отправилась куда-то в надежде на благополучие, радость и любовь. И то, что вышло все не так — сейчас ее печалит (утешает ту меньшую).

Далее идет легенда, которую рассказывает абрек (араб), вообще экзотическая фигура,— во сне — к радости. Легенда — исполняющееся желание. Кроме того, легенда — это и, видимо, предсказание, которое ей тогда было сделано (так оно и было на самом деле). Предсказание про то, что она поедет к благополучию и счастью (монастырь). Выйдет замуж, влюбится (заря). Однако когда произойдет инициация (девоч­ка станет женщиной) и первый луч упадет на нее — наступит конец света... Спящая уже знает, что конец света (для влюбленных к разоча­рованию в ожиданиях) — наступил. И сейчас, наяву, все это грозит вновь случиться. Надо однако как-то спасать положение, потому что конец света, кроме того (по соннику) — роковая ошибка, глупое положение. И вот она (в белом платье, потому что она — невеста и ждет, видать, приезда своего жениха) бежит по подземным пере­ходам (что означает трудности в любви и отношениях). Тем не менее она бежит в Церковь, где все должно случиться, входит в нее (войти в церковь — сожаление), то есть сожалея о всем случившемся, о том, что происходит, она пытает всю ситуацию еще раз. Подземные пере­ходы и церковь находятся в Москве, где и происходит действие со спящей. Спящая, вбежав в церковь, спешит вверх по лестнице и успевает оттолкнуть (оттолкнуть — предупреждение не путаться с дур­ной компанией) ту, меньшую, так что луч зари падает на нее, и Конец Света не выходит (в каком-то смысле Спящая спасает положение, все дело еще не закончено). Затем они вместе с той, что помоложе, спускаются по лестнице. Спускаться по лестнице — это несчастливое завершение необычной любовной связи (по Соннику), но это и нужда поменять свои убеждения, передумать, так что все еще впереди у спя­щей, она может передумать! В руках у спускающихся части статуэтки: у той, что помоложе — бюст, что означает по соннику — конец любви, а у той что постарше — голова. Голова без туловища, в частности, означает — новую ситуацию, новую возможность. Они обе разбивают части статуи, то есть, по Соннику, нарушают свои обещания, рас­страивают помолвку... И выбегает наружу, навстречу другому чело­веку... Однако концовка сиюминутна, и человек, по-видимому, — случай­ный. Потому что разбить статую, в нашем случае, может означать — разбить недоразумения в любви, воспользовавшись "головой" (та, что постарше, несет голову статуи) и поменяв свое решение еще раз...

Казалось бы в этом сне удивительная сплетается сказка жизни. Девочке год назад было предсказано необычное благополучие в дальних странах через замужество (так и было на самом деле). Ей сподобилась такая поездка, она отправилась в дальние страны, там ей удалось остаться и там она влюбилась и решила выйти замуж. Однако первое общение с любимым (по-видимому, еще до свадьбы) привело к охлаждению. Сама свадьба стала казаться "Концом Света", а положение, в котором она оказалась — чрезвычайно глупым. Она стала сожалеть о содеянном и данном обещании (утешать — сожалеть о содеянном). Уехала обратно домой, и тут встретила кого-то другого, с кем она уже "провинилась", то есть предала своего жениха, как ради той поездки, год назад, она предала своего другого ухажера... Сейчас ее жених, по-видимому, должен приехать и "конец света" состояться, как это было обозначено год назад. Но в данном случае "конец света" — это не глупое положение, а свадьба... Если сон вещий, то ее женитьба должна расстроиться, на время. А после, она, взяв голову в руки, сама разобьет личные охлаждения и недоразумения и, скорей всего, поменяет свои убеждения (спускаться по лестнице) и выбежит навстречу своему любимому. Кстати, быть невестой — к благополучию, доходу.

В этом сне многие значения по соннику сплавлены воедино в самом противоречивом смысле. Что свидетельствует о смятении чувств и мыслей у Спящей, о путанице у ней в голове и душе, смешении того, что случайно и жизненно важно, надолго... Ее страх перед "кон­цом света" одновременно и попытка спасти "Мир", ее привычный мир, таким, каким она его себе воображала... Они, обе девочки, разби­вают части статуи, то есть каждая из них нарушает свои обещания. Но в результате, остается одна она, та, что теперь; она бежит навстречу своему любимому (облик сиюминутный, как просто образ ситуации и желания, я думаю). Бежать — затруднения. Нелегко, видать, спящей придется в преодолении неурядиц чувств, прежде чем она соединится с желанным ей человеком...

Навстречу — это будущее, так что, скорей всего, после неурядиц соединение произойдет, недаром луч зари упал на нее, а не на ту, что "была" и Конца Света (в худом смысле) — не произошло.

Сон удивительным способом соединяет, порой несоединимое или использует всю двусмысленность значений наших действий, предметов и образов в сновидении. Как, впрочем, и наяву, разве так просты и прямолинейны наши жизненные положения, разве одна и та же фраза не содержит, порой, двух, трех и более смыслов, и поступки — как часто они оказываются двусмысленными? Недаром гласят поговорки: благими намерениями, мол, в ад дорожка вымощена, хотя казалось бы — почему в ад, если намерения Благи? И в несчастье — счастье, позвольте, откуда?

Другое дело, что естественность такого сплавления, его худо­жественная, сказочная мощь, во сне — необыкновенны. Неизъяснимое наяву, невозможное совсем, несообразное — во сне глядится, ощущается бесконечно естественным и присуще целостным. Все то, о чем учили Пифагорейцы: о ритме неподвижных Статуй и Дворцов; о телесности и геометрии Звуков; о звонкости иль глухоте звучания Цвета — все это во сне можно увидеть, ощутить, сплавленным в единую целость самым естественным образом...

Завершу я сны на "личную тему" еще одним совсем прямо­линейным, увы! вещим сновидением. Женщине, за тридцать, снится ясный, солнечный день. Она сидит за круглым, пустым столом, вроде, как на курорте, в Крыму. Стол пуст и чист. Над ним, в лучиках солнца вьется удивительно красивая, в ярких цветах крыльев бабочка-стрекоза.

Спящая неожиданно ловит ее и обрывает крылья. Тушка шле­пается на стол.

Растолкуем видение: яркий день и солнце — все у спящей сейчас хорошо, а бабочка на солнце — верная любовь; яркие цвета — спящую любят... Стол — это знак семьи, брачного союза. Он пуст — значит она не замужем. Стол круглый (круглый — к завершению) может означать, что ей сделано предложение и ей надо завершить ситуацию с этим связанную: с тем, что ее любят и хотят взять в жены. Курорт — свободная жизнь. Бабочка похожа на стрекозу. Стрекоза — это тщета. Спящая не верит в этот союз, не верит, что ее любят... И от неверия, вдруг, отрывает крылья — рвет отношения, убивает любовь... Вдруг — во сне означает глупость, беспричинность наяву...

* Насилие — исполнение желаний в личном, чему спящая не верит!

ОТГАДКА ГРЕЗЫ

Теперь ответим на самый главный вопрос: каким образом один набор знаков сна, главных черточек сновидения, переведенных в другой набор значений по Соннику, порождает толкование?

Ответ — единственный. Толкование должно Родиться! Как рождается из собранного материала, записей сюжет рассказа или возникает, рождается стройная теория в мозгу ученого, размышляющего снова и снова над набором фактов и наблюдений. Это рождение — действие творческое, вот отчего Толкование снов — искусство — должно быть и есть обязательное творческое усилие. Видать, недаром знаменитому химику Кекуле после долгих мучительных раздумий формула бензола явилась в сновидении. А лучшая соната Тартини была сыграна ему во сне Дьяволом.

Так и нас должно осенить, как осеняет, когда мы разгадываем даже самую простую загадку. Мы же не логически выводим, а именно Догадываемся, что это такое? Кстати, в этих загадочках детских очень ясно видна, отчетливо, та самая сплавленность (синкретика) сновидений что образная, что сюжетная. Судите сами:

Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)

Вот нам и сфинкс, но как бы наоборот, разгаданный, наш сфинкс становится простым барабаном. Тот, настоящий сфинкс, разгаданный, превращается в формулу мира, жизни... Впрочем, кто знает, может, тайная формула бытия так же проста?

Зубов много, а ничего не ест. (Гребень)

Шевельнул бородкой гном — и вошел хозяин в дом. (Ключ)

В этих двух загадках совершенно снотворческое соединение образов и действий. И Бородка тут не та, а бородка ключа, как ока­зывается, и гном лишь к размеру относится... А вот еще лучше пример:

Что все это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь — будет спать

День и два, и даже пять.., (Кукла)

Красна Девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на Солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

А вот совсем чудесная загадка:

Пришли воры, хозяев украли, а дом в окошки ушел. (Ловля неводом)

Попробуйте логически домыслить, что означают эти зашифро­ванные в странных действиях и образах Отгадки? Никогда не сообра­зишь. Попробуйте тут любой Психоанализ — беда одна. А любой ребе­ночек чуть напряжется и Сообразит, Разгадает!

Так и нас должно осенить, и мы должны сообразить, Разгадывая Сны. Именно Сообразить, Отгадать сразу целиком весь образ или смысл, не разрезая его на куски ножом логики, а после путаясь в их множестве, уже не соображая, какой к чему подходит...

Всякий человек способен толковать сны, потому что Всякий человек способен к творчеству. Все люди — творцы, раз мы созданы по образу и подобию Господа, про которого мы знаем из Священного Писания только одно, что Он был Творцом.

Другое дело, что надо постараться привыкнуть к раздумьям над снами, развить свою интуицию в смысле отбора снов и главных черт внутри сновидения. Недолгая практика позволит это совершить. А в тот день, когда вдруг родится первое толкование выбранного сна — вам многое откроется. Потому что самое малое, не говоря о боль­шом, творчество словами не описывается, творчество можно лишь познать лично, оно открывается человеку.

Когда вы станете припоминать значительные свои сны и раз­думывать над ними, по приведенным выше правилам, вам легче бу­дет сопоставить верность вашего толкования и последующей жизни. На примере этих прошлых сновидений легче всего начать и родить первое толкование. После этого дело пойдет гладко. Попробуйте!

Уместно здесь повторить еще раз, что те, кто сны видит редко или никогда, как утверждают некоторые, на самом деле их просто не пом­нят. Сны снятся Всем и каждую ночь. Когда вы займетесь толкованием снов, вам сны начнут помниться чаще. Подобно тому, как отличаются люди, их характеры, жизни, так и сновидения у каждого свои. Скажем, если взять и вобрать в одну книгу все сны одного человека и другого в другую книгу, то эти книги сновидений будут разными. Начав толко­вать сны, вы вскоре заметите, что у вас появляются свои значения в Соннике, а некоторые значения в Соннике меняются. Так, камни -это месть, затруднения, препятствие (смотри в этом Соннике), а для одного человека камни оказались — судьбинскими, тяжелыми, труд­ными достижениями, испытаниями. Потому что сон этого человека, определявший во многом его будущую жизнь, включал сцену, в которой он поднимал камни (тяготы, трудности жизни), а, подняв в руках, затем, положив в правую руку, толкал камень, как бы соревнуясь, как ядро. Тогда камень, который толкнула наша правая рука (рука -судьба, правая рука — практическая судьба), из затруднения и гнета превращается в результат, в свершение. Не потому ли сказано про время собирать камни и время разбрасывать камни у пророка Екклесиаста.

Через какое-то время ваш Сонник превратится в хорошо настро­енный инструмент — ваш личный, предназначенный для толкования именно вашего очередного сна.

Все сонники, как правило (кроме китайских), составлены просто по алфавиту. Этот Сонник имеет иную структуру. Я разбил все значе­ния на несколько групп, так же, как это сделано и в китайских сонниках. В эти группы я выделил такие черты, как Место, Мы сами, Органы Чувств, Одежда и т.д. Мое разбиение было произведено с учетом разных смыслов, однако в первую очередь на опыте работы с сонниками я во главу угла ставил удобства обращения. Внутри каждой группы значений сохранен алфавитный порядок.

По мере того, как вы будете толковать сны (свои и чужие), количество снов будет увеличиваться, а их содержание меняться. Я считаю необходимым в этом предисловии дать коротенькое напутствие, как вести себя в сновидениях; это важно по многим причинам. Одна из этих причин обусловлена тем, что, получая что-то во сне, я повторяю, мы всегда обогащаемся наяву в самых неожиданных смыслах.

Наши рекомендации