Особенности врачебного контроля за детьми, подростками, юношами и девушками
Занятия физической культурой и спортом в детском, подростковом и юношеском возрасте стимулируют рост и развитие организма, обмен веществ, укрепляют здоровье, способствуют лучшему протеканию пластических процессов, увеличивают функциональные возможности всех систем организма, а также имеют большое воспитательное значение. Эти занятия обеспечивают гармоническое развитие организма ребенка только при условии проведения их с учетом особенностей возрастного развития и под контролем спортивного врача.
На основании динамики возрастного развития организма выделяются следующие возрастные группы: 1) преддошкольная (1 — 3 года); 2) дошкольная (4—6 лет); 3) младшая школьная (7— 11 лет); 4) средняя школьная (12—15 лет) и 5) старшая школьная (16—18 лет).
Возраст до 7 лет считается детским, с 8 по 14 лет включительно — подростковым, а с 15 до 20 — юношеским.
При проведении занятий физическими упражнениями с детьми и при врачебном контроле за ними обязательно должно учитываться, что развитие организма происходит волнообразно и в каждом возрасте имеет свои особенности. Рост тела в длину изменяется неравномерно: периоды замедленного роста (7—10 лет) сменяются ускоренным ростом (в 10—12 лет у девочек и 13—14 лет у мальчиков). Наибольшие приросты веса тела бывают в периоды относительно замедленного роста тела в длину, т. е. с7до 10 лет и с 17 до 20 лет.
Периоды усиленного роста характеризуются значительным повышением энергетических и пластических процессов в организме. В эти возрастные периоды организм наименее устойчив по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды, например, к инфекции, недостатку питания, большим физическим нагрузкам. В периоды же наибольшего увеличения веса тела и относительно замедленного роста организм отличается большей устойчивостью к этим факторам.
Темпы и уровень физического развития подростков в значительной мере зависят от степени полового созревания. У подростков с признаками более раннего полового созревания показатели физического развития и физической подготовленности выше, чем у тех, у которых вторичные половые признаки появляются позднее. Известно, что система физического воспитания, все нормативные требования построены с учетом паспортного возраста. В большинстве случаев между биологическим и паспортным возрастом имеется соответствие, однако могут быть и значительные расхождения, особенно в возрасте 11—15 лет у девочек и 13—16 лет у мальчиков. При одном и том же паспортном возрасте иногда встречаются большие различия в темпах полового созревания и уровне физического развития. Бывает и так, что 12-летний подросток по своим биологическим показателям соответствует 14-летнему или 14-летний — 11-летнему, Следовательно, решающую роль в оценке развития детей и подростков играет биологический уровень зрелости организма, определяемый выраженностью вторичных половых признаков и показателями физического развития. При составлении программ тренировочных занятий для тех или иных подростков следует брать за основу биологический их возраст, т. е. индивидуальные отклонения от паспортного возраста.
Детей, опережающих своих сверстников по темпам полового созревания и физического развития, называют акселерантами, а запаздывающих в своем развитии — ретардантами. В ДЮСШ в основном занимаются акселеранты. При рациональном тренировочном процессе они быстро прогрессируют и показывают высокие результаты. Неправильное построение тренировок (быстрое увеличение специальных физических нагрузок, недостаточное применение средств общей физической подготовки и др.) может нанести большой вред организму акселеранта.
Детям свойственна большая возбудимость нервной системы, в том числе и центров, регулирующих деятельность двигательного аппарата и внутренних органов. Для детей и подростков характерны большая подвижность корковых процессов и значительная лабильность нервно-мышечного аппарата. К 13—15 годам происходит интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции — у подростков легко образуются самые разнообразные двигательные навыки. Вместе с тем функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем у детей, подростков и даже у юношей и девушек значительно ниже, чем у взрослых. В частности, сердце у них по весу и размерам меньше, чем у взрослых, и поэтому ударный и минутный объем сердца у юных спортсменов не достигает тех величин, которые наблюдаются у взрослых. Например, у взрослых спортсменов во время напряженной работы ударный объем равен 190—200 мл, минутный объем — 35—40 л/мин, у подростков же 13—14 лет — 112—116 мл и 21—22 л/мин.
Меньшие, по сравнению со взрослыми, функциональные резервы сердечной и дыхательной систем у юных спортсменов являются причиной того, что аналогичная работа выполняется ими менее экономично. Это проявляется, в частности, в том, что юные спортсмены, как правило, приспосабливаются к работе за счет относительно большего учащения пульса и меньшего подъема систолического давления, чем это наблюдается при таких же нагрузках у взрослых. Длительность восстановления частоты сердечных сокращений у юных спортсменов при малых нагрузках обычно бывает не больше, чем у взрослых спортсменов, но при больших и особенно повторных нагрузках значительно возрастает.
От функционального состояния сердечной и дыхательной систем зависит величина аэробной производительности, или максимального потребления кислорода (МПК). Абсолютные величины его у юных спортсменов ниже, чем у взрослых спортсменов. С возрастом МПК закономерно повышается.
При расчете МПК на 1 кг веса тела возрастные различия у спортсменов выявляются слабо: у юных спортсменов эти величины только ненамного меньше, чем у взрослых. Но при расчете потребления кислорода на 1 кг веса и 1 кгм выполненной работы обнаруживаются менее экономичные затраты кислорода у подростков по сравнению с юношами и взрослыми.
Это подтверждается при определении кислородного пульса. По величине его узнают, сколько миллилитров кислорода поглощается и транспортируется при каждом сокращении сердца. Для этого величину МПК (мл) делят на частоту сердечных сокращений, которая отмечалась при предельной работе. Чем больше величина кислородного пульса, тем, следовательно, более экономична работа сердца. С возрастом кислородный пульс, а значит и экономичность работы сердца, повышается.
Приспособление функции дыхания к нагрузкам у юных спортсменов, как и функции кровообращения, протекает по менее рациональному пути, чем у взрослых. При физических нагрузках, требующих выносливости, отмечается следующее: чем меньше возраст спортсменов, тем раньше и в большем числе случаев у них при повышении нагрузки происходит уменьшение процента утилизации кислорода из вдыхаемого воздуха вследствие значительного увеличения легочной вентиляции. Таким образом, юному спортсмену для обеспечения работающих органов и тканей необходимым количеством кислорода требуется провентилировать тем больше воздуха, чем меньше его возраст. Экономичность работы при этом снижается.
У детей и подростков в меньшей степени, по сравнению со взрослыми, развита способность к работе в анаэробных условиях, т. е. величина максимально переносимого кислородного долга у юных спортсменов меньше, чем у взрослых. Хуже переносят дети и гипоксические условия.
Эти и другие особенности организма детей и подростков требуют тщательного специального врачебного контроля в процессе занятий физической культурой и спортом, учета возраста. Помимо систематических осмотров детей, подростков, юношей и девушек необходимо широко использовать врачебно-педагогические наблюдения, уточняя с их помощью оценку здоровья, функционального состояния различных систем организма и адекватность применяемых нагрузок.
К спортивной тренировке должны допускаться только абсолютно здоровые дети, отнесенные врачом к основной группе.
Особенно тщательно следует выявлять у детей и подростков наличие очагов хронической инфекции, так как они снижают функциональные возможности сердца и могут привести к его перенапряжению. В период интенсивных нагрузок юные спортсмены с очагами хронической инфекции больше подвержены простудным заболеваниям, гнойничковым поражениям кожи. Причиной этого может быть утомление, вызванное напряженной мышечной деятельностью, и происходящее вследствие этого снижение иммунобиологических, защитных, сил организма. Важно, чтобы очаги хронической инфекции были ликвидированы до начала интенсивных занятий спортом, иначе они могут быть причиной различных осложнений со стороны сердца, почек и других органов.
Подросткам и юношам свойственна высокая лабильность нервных приборов сердца. У них нередко выявляются нарушения ритма сердечных сокращений, что всегда требует специального врачебного исследования, так как в ряде случаев экстрасистолическая аритмия может быть связана с органическим поражением сердца.
Частота пульса и величина артериального давления у подростков в силу их повышенной реактивности весьма изменчива. С возрастом пульс постепенно урежается: на первом году жизни он равен в среднем 120—130 ударам в 1 мин., в 5—6 лет — 90—100, 7 лет — 90, 12 лет — 80, 14—15 лет — 76—80. У юных спортсменов пульс реже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. У 15—20-летних юношей, тренирующихся в различных видах спорта, наблюдается брадикардия в пределах 50—60 ударов в 1 мин. Артериальное давление с возрастом повышается: у 4—6-летних оно равно 75/50—85/60 мм рт. ст., у 11—12-летних—90/55—95/60, 13— 14-летних — 95/60—110/60, 15— 16-летних — 105/60—110/70 мм рт. ст.
В период полового созревания у подростков иногда обнаруживается повышение артериального давления. Это требует серьезного внимания, так как всегда свидетельствует о наклонности к прессорным реакциям и должно расцениваться как предгипертоническое состояние. Правильное проведение занятий физической культурой и спортом способствует понижению артериального давления. Для этого необходимо снизить тренировочные нагрузки и ограничить количество соревнований (вплоть до их исключения), чтобы уменьшить эмоциональное возбуждение. Нужно также исключить упражнения с тяжестями, особенно со штангой, способствующие повышению артериального давления и могущие привести к развитию гипертонической болезни.
Систематические занятия физической культурой и спортом вызывают у подростков и юношей небольшую, клинически не определяемую гипертрофию миокарда и тоногенное расширение (дилатацию) полостей сердца. В связи с этим размеры сердца у юных спортсменов несколько больше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Небольшая гипертрофия мышцы сердца и увеличение его объема чаще всего отмечаются и больше выражены при преимущественной тренировке на выносливость и, как правило, сочетаются с хорошей функциональной способностью сердечно-сосудистой системы. Однако в некоторых случаях увеличению сердца сопутствует ряд признаков его перенапряжения. Обычно это бывает у тех спортсменов, у которых гипертрофия мышцы сердца и увеличение его объема выражены особенно резко.
У подростков и юношей иногда отмечается некоторое отставание размеров сердца от роста и от увеличения веса тела — так называемое малое сердце. Чаще всего это с возрастом ликвидируется. Адаптация аппарата кровообращения к физической нагрузке при малом сердце осуществляется с большим напряжением и менее экономно. В связи с этим работоспособность у таких подростков и юношей оказывается сниженной. Физические упражнения и занятия спортом оказывают благоприятное воздействие на подростка, имеющего малое сердце, только при условии осторожного повышения нагрузок и тщательного врачебного контроля.
С возрастом значительно изменяются основные функциональные показатели дыхательной системы. Так, частота дыхания у 1—3-летних — 35—40 в 1 мин., у 6—10-летних—18—20, у 15—20-летних — 16—20. Одновременно происходит его углубление со 150—200 до 400—500 мл. С возрастом увеличиваются ЖЕЛ, МВЛ и, как отмечалось выше, МПК.
Для оценки функционального состояния юных спортсменов используются специальные пробы. Так, для 7—10-летних применяется проба с 20 приседаниями или 60 подскоками, выполняемыми за 30 сек. Для более старших и систематически тренирующихся юных спортсменов — пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе и 1— 2-минутным бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 мин., проба Летунова, подъемы на ступеньку определенной высоты, велоэргометрические нагрузки и другие пробы, обычно используемые в функциональной диагностике.
При оценке данных, полученных при этих пробах, следует обязательно учитывать указанные выше возрастные особенности детей и подростков.
При исследовании детей и подростков относительно большее значение, чем при исследовании взрослых, имеет оценка физического развития. В возрастной период от 4 до 11—12 лет мышцы туловища еще недостаточно хорошо фиксируют позвоночник при удержании статических поз. Поэтому, а также в связи с большой пластичностью костного скелета у детей легко возникают нарушения осанки и сколиозы. Это требует постоянного наблюдения за сохранением ими правильной осанки. Важно также обращать внимание на симметричное развитие мышц правой и левой половины туловища, конечностей и мышц стопы. Последнее необходимо для предупреждения плоскостопия, которое может развиться вследствие высокой эластичности у детей мышц и связок стопы и голени. Чрезмерная нагрузка на мышцы стопы вызывает плоскостопие, которое не всегда удается ликвидировать.
При занятиях детей и подростков спортом должны соблюдаться следующие условия:
1. Систематический врачебный контроль с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Анализируя полученные при функциональных пробах данные, нельзя использовать критерии, по которым оцениваются результаты функциональных проб у взрослых. Более того, поскольку каждая возрастная группа у детей имеет свои анатомо-физиологические особенности, это также необходимо учитывать при оценке получаемых данных. Дети, подростки, юноши и девушки должны проходить врачебное обследование не реже 2 раз в год.
2. Строгое выполнение преподавателем и тренером врачебных рекомендаций.
3. Допуск к занятиям спортом только абсолютно здоровых детей (в том числе не имеющих очагов хронической инфекции).
4. Деление занимающихся на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности; обязательная индивидуализация нагрузок.
5. Строгое соблюдение режима (быта, питания), достаточный отдых между нагрузками.
Например, юные спортсмены должны спать не менее 9—10 часов в сутки. В период экзаменов надо резко уменьшать физические нагрузки.
6. Обязательное соблюдение принципов регулярности и постепенности в увеличении нагрузок. Специализация юных спортсменов должна проводиться только на базе широкой общей физической подготовки.
7. Недопущение переноса особенностей режима и методики тренировки взрослых спортсменов в практику работы с подростками, юношами и девушками (т. е. запрещение узкоспециализированной подготовки без достаточного применения общеразвивающих упражнений), частого использования максимальных (предельных) нагрузок, применения тренировок с высокой интенсивностью и большим объемом нагрузок.
Недооценка работы над улучшением всестороннего физического развития, чрезмерные и однообразные нагрузки, к преодолению которых детский организм не приспособлен, могут привести к одностороннему развитию организма, к физическим и нервным перенапряжениям, а иногда и к полному прекращению роста мастерства. Особенно тщательно нужно соблюдать эти указания при использовании в тренировках юных спортсменов нагрузок на выносливость.
Преподаватель и тренер должны всегда помнить о том, что занятия детей физической культурой и спортом должны быть эмоциональными, не шаблонными по построению, с разнообразными упражнениями и приемами. Однообразные, монотонные упражнения быстро вызывают утомление у детей. Необходимо чередовать нагрузку отдельных мышечных групп, делать частые перерывы в занятиях на несколько минут, широко применять в учебных и тренировочных занятиях различные подвижные игры. Надо помнить, что дети хорошо переносят скоростные упражнения и хуже (из.-за быстрой утомляемости) длительные (на выносливость) и статические нагрузки. Они хорошо выполняют упражнения на ловкость, координацию движений, но сложные по координации упражнения представляют для детей школьного возраста большой труд, большую нагрузку. Хотя скоростные нагрузки выполняются ими легко, нельзя проводить специальную тренировку в этом направлении, если не достигнут определенный уровень общей физической подготовленности.
Отрицательное влияние на состояние здоровья и развитие детей и подростков может оказать преждевременное начало занятий некоторыми видами спорта, ранние выступления в соревнованиях, участие в соревнованиях со взрослыми.
Существуют возрастные нормативы начала занятий в детских спортивных школах по различным видам спорта, начала выступлений в спортивных соревнованиях, масштаба и содержания этих соревнований, а также перехода в категорию взрослых спортсменов.
Выполнение этих указаний обеспечивает обязательный минимальный период предварительной подготовки перед началом выступлений в спортивных соревнованиях и соответствие нагрузки возрасту юных спортсменов. Там, где это положение нарушается, создаются условия для возникновения патологии.
Официально установлены следующие сроки начала занятий в ДЮСШ по различным видам спорта — табл. 3.
В последнее время у нас и за рубежом изучаются возможности более раннего начала тренировки в некоторых видах спорта. Однако эти вопросы еще не решены окончательно, поэтому нужно придерживаться тех сроков, которые указаны в таблице.
В занятиях с детьми и подростками средства физической культуры и спорта выбираются в зависимости от этапа спортивной подготовки, рассчитанной на ряд лет: I этап — начальная подготовка, II этап — специальная подготовка, III этап — спортивное совершенствование.
Постепенность в соревновательных нагрузках обеспечивается дозированием количества соревнований в течение года: с 13—14 до 17 лет — не более 5—10 соревнований, в 17—18 лет — до 20. Устанавливается также для каждой возрастной группы определенный масштаб соревнования: в младшем школьном возрасте разрешается участвовать только в соревнованиях внутри школы, в среднем возрасте — в городских, а в старшем — в республиканских и всесоюзных соревнованиях.