Острая и хроническая пневмония
Пневмония (воспаление легких) – это тяжелое инфекционное заболевание, при котором поражается вся легочная доля (крупозная, долевая пневмония) или же отдельный участок легкого (очаговая пневмония, бронхопневмония).
Пневмония – наиболее распространенное заболевание легких; она может возникнуть самостоятельно либо как осложнение после других заболеваний.
Крупозная пневмония поражает большие участки легкого и поэтому тяжелее переносится больным. Заболевание начинается с озноба, затем-достаточно быстро температура поднимается до 39-40°С. У больного отмечаются колющие боли в груди, усиливающиеся при вдохе. Дыхание становится поверхностным, а потому частым; возникает инспираторный тип одышки. Кашель вначале сухой и болезненный. Возможна общая слабость. На 2-3-й день появляется мокрота розового цвета. В разгар болезни состояние больного тяжелое, что связано с интоксикацией организма.
При очаговой пневмонии воспалительный процесс охватывает участки легочной ткани. Для нее характерен интенсивный кашель с обильной мокротой слизисто-гнойного характера.
Не излеченная полностью острая пневмония может перейти в хроническую стадию. При хронической пневмонии поражается не только легочная ткань, но и межуточная. Патологический процесс может привести к разрастанию соединительной ткани в легких (пневмосклерозу), а также к деформации бронхов (возникновению бронхоэктазов). Постепенно снижается эластичность легочной ткани, появляются признаки дыхательной недостаточности.
Крупозная и очаговая пневмонии характеризуются образованием в просвете альвеол легких экссудата, который либо рассасывается в результате лечения, либо осложняется нагноением.
Лечение комплексное: антибактериальные, жаропонижающие, противовоспалительные и отхаркивающие препараты, витамины, усиленное питание, ЛФК.
Задачи ЛФК:
1) повышение общего тонуса организма больного;
2) усиление крово- и лимфообращения в малом круге – для ускорения рассасывания инфильтрата (экссудата) в легком;
3) увеличение легочной вентиляции, нормализация глубины дыхания, увеличение подвижности диафрагмы, выведение мокроты;
4) предупреждение образования спаек в полости плевры, профилактика развития бронхита, бронхоэктазов (расширения и деформации бронхов);
5) адаптация дыхательного аппарата к физической нагрузке.
Показания к назначению ЛФК: нормальная или субфебрильная температура, отсутствие тахикардии в покое.
Во время пребывания больных в стационаре ЛФК применяют в форме лечебной гимнастики.
Первые несколько дней занятия ЛГ проводятся на постельном режиме. Используются простые гимнастические упражнения малой интенсивности, дыхательные упражнения и массаж. Исходные положения: лежа на спине, на боку, сидя в постели с приподнятым изголовьем.
Начинают занятия с выполнения простых упражнений для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей; упражнения для мышц туловища выполняют с небольшой, амплитудой.
Применяются статические и динамические дыхательные упражнения. Сначала не допускается углубленное дыхание, так как оно может вызвать болезненные ощущения в грудной клетке (в зоне воспаления); по той же причине нельзя увеличивать подвижность грудной клетки. Для нормализации учащенного дыхания, которое возникает у больного пневмонией, применяются упражнения в урежении дыхания. Выдох должен быть продолжительным, что способствует улучшению вентиляции легких.
Усиление крово- и лимфообращения в легких с целью рассасывания воспалительного экссудата достигается с помощью гимнастических упражнений для мышц верхних конечностей и плечевого пояса.
Для предотвращения образования спаек (сращений) в полости плевры применяются повороты и наклоны туловища в сочетании с дыхательными упражнениями.
Продолжительность занятия – 10-15 мин; количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Темп выполнения – медленный; для мелких мышечных групп – средний. Соотношение гимнастических и дыхательных упражнений – 1:1 или 2:1. Пребывание на постельном режиме зависит от состояния больного и в среднем длится 4-5 дней.
При полупостельном, или палатном, режиме нагрузка повышается – за счет увеличения количества общеукрепляющих упражнений, участия более крупных мышечных групп, использования на занятиях ЛФК различных предметов, а также и. п. стоя.
Помимо ЛГ, используются такие формы ЛФК, как УГГ, массаж, а также ходьба по палате. Исходные положения – лежа на спине, на боку, сидя на стуле и стоя. Наряду с общеразвивающими упражнениями весьма целенаправленно применяются дыхательные упражнения. Для выведения из дыхательных путей усиленно образующейся мокроты используются кашлевые движения на выдохе и толчкообразный выдох. На занятиях рекомендуются дыхательные упражнения, укрепляющие вентиляцию пораженных отделов легких, а также упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки (наклоны, повороты туловища); они же помогут предупредить образование плевральных спаек. Помимо дыхательных и гимнастических упражнений применяется ходьба в сочетании с дыханием. Продолжительность занятий возрастает до 18-20 мин; количество повторений каждого упражнения – 6-8 раз. Темп – средний, амплитуда движений – полная. Некоторые гимнастические упражнения выполняются с предметами (гимнастическими палками, мячами, гантелями).
По окончании занятия рекомендуется массаж плечевого пояса и грудной клетки.
При свободном режиме задачи ЛФК сводятся к ликвидации остаточных воспалительных явлений в легких, улучшению проходимости бронхиального дерева. Но главная задача – полное восстановление дыхательной функции и ее адаптации к различным нагрузкам.
Применяются более сложные, чем в предыдущем режиме, упражнения с возрастающей общей нагрузкой, с использованием быстрого темпа, что вызывает значительное усиление дыхания.
В комплекс ЛГ включаются много упражнений с предметами (гимнастическими палками, гантелями, набивными и волейбольными мячами), направленных на увеличение подвижности грудной клетки, а также смешанные висы на гимнастической стенке. Используется ходьба в среднем темпе, с периодическими ускорениями. Можно включать в занятия и элементы спортивных игр: передачи и броски мяча в баскетбольную корзину. При выполнении всех этих упражнений нужно следить за дыханием, добиваясь его выравнивания и ритмичности.
Для восстановления механизма полного и правильного дыхания выполняются упражнения для тренировки отдельных фаз дыхательного цикла, а также дыхательные упражнения на избирательную вентиляцию пораженных участков легких.
При выполнении дыхательных упражнений больной должен акцентировать внимание на постепенном углубленном вдохе и медленном равномерном выдохе. Сначала выполняются статические дыхательные упражнения; в результате тренировки больной должен научиться произвольно изменять амплитуду дыхания, сознательно удлиняя выдох и паузу после него, и постепенно углублять вдох. Он должен также уметь ограничивать степень расширения определенной части грудной клетки и усиливать дыхательные движения другой ее части (И.С. Дамскер и др.).
Продолжительность занятий увеличивается до 25-30 мин.
После выписки из стационара больным рекомендуется продолжать занятия ЛФК либо в поликлинике и дома, либо в санаторно-курортных учреждениях. Используемые средства ЛФК и формы занятий зависят от назначенного двигательного режима: щадящего, щадяще-тренирующего или тренирующего.
Основными формами занятий являются УТГ, Л Г, оздоровительные ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах и т.д.
Хроническая пневмония - это воспалительный процесс в легочной ткани, являющейся результатом не излеченной острой пневмонии с повторными вспышками воспалительного процесса в пораженном участке легкого.
Хроническая пневмония характеризуется определенной периодичностью течения с обострениями и ремиссиями (затихающее обострение) воспалительного процесса в легочной паренхиме, с постепенным сморщиванием пораженного участка легочной ткани.
Хроническая пневмония может привести к развитию либо пневмосклероза, либо хронического бронхита, либо астмоидного состояния (бронхиальной астмы). Независимо от формы этих проявлений развивается дыхательная недостаточность, которая нередко сочетается с сердечно-сосудистой. Состояние больного может ухудшаться также за счет развивающейся интоксикации.
Задачи ЛФК:
- общее оздоровление и укрепление организма, повышение его иммунологической устойчивости;
- улучшение вентиляции и газообмена за счет выработки правильного механизма дыхания;
- улучшение трофики, крово- и лимфообращения в легких с целью ликвидации воспалительного процесса;
- развитие компенсаторных реакций аппарата внешнего дыхания и кровообращения с целью их адаптации к бытовым и производственным нагрузкам;
- увеличение подвижности ребер, диафрагмы, позвоночника; силы мускулатуры грудной клетки;
- восстановление полного дыхания с преимущественной тренировкой продолжительного выдоха.
ЛФК назначается во время стихания воспалительных явлений и улучшения общего состояния больного.
При лечении больного в поликлинике или на дому методика ЛФК мало чем отличается от методики при острой пневмонии в стационаре. Особое внимание необходимо уделять специальным дыхательным упражнениям, которые способствуют развитию полноценного дыхания, диафрагмального дыхания, подвижности грудной клетки и позвоночника.
Систематическое применение небольшого комплекса специальных физических упражнений способствует уменьшению, а иногда и полной ликвидации как инспираторной, так и экспираторной одышки.
На занятия в кабинете ЛФК поликлиники следует широко использовать упражнения с предметами (гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями и т.п.), а также на гимнастической скамейке, которые способствуют укреплению мышц брюшного пресса и грудной клетки и увеличению подвижности позвоночника.
Для улучшения функции кардиореспираторной системы дополнительно рекомендуется дозированная ходьба – вначале по ровной, а затем по пересеченной местности, с варьированием длины дистанции и темпа ее прохождения.
Тренирующий эффект физических нагрузок может быть с успехом достигнут при тренировках на велоэргометре.
При составлении программ тренировок предварительно определяют степень (уровень) двигательных возможностей.
При I (самой низкой) степени одышка возникает при ходьбе в среднем темпе. Пороговая нагрузка на велоэргометре составляет 50 Вт.
При II степени одышка возникает при ускоренной ходьбе. Пороговая мощность у мужчин – 51-100 Вт, у женщин – 51-85 Вт.
При III степени одышка возникает при подъеме по лестнице в ускоренном темпе. Пороговая мощность у мужчин – 101-150 Вт, у женщин – 86-125 Вт.
При IV степени одышка возникает при подъеме по лестнице в быстром темпе и при беге.
Тренировки на велоэргометре осуществляются следующим образом. Вводная часть – педалирование с мощностью 25-40% от пороговой, продолжительность – 3-5 мин; основная часть – мощность на уровне 75 % от пороговой, с периодическим снижением до 50%, продолжительность – 20 мин; заключительная часть – мощность 25-40% от пороговой, продолжительность – 5-6 мин. Темп педалирования – 40-60 об/мин.
Плеврит
Плеврит – это воспаление плевральных листков, покрывающих легкие, внутреннюю часть грудной клетки и диафрагму.
Плеврит всегда вторичен, т.е. проявляется как осложнение при пневмонии, туберкулезе и других болезнях.
Различают два вида плеврита: 1) сухой, или фибринозный; 2) выпотной, или экссудативный.
При сухом плеврите на поверхности плевры образуется фибринозный налет. Поверхность плевры становится шероховатой; в результате при дыхательных движениях затрудняется дыхание, возникают боли в боку, усиливающиеся при углублении дыхания и кашле.
При экссудативном плеврите в полости плевры постепенно накапливается выпот (серозный, гнойный, геморрагический), который начинает оттеснять податливую ткань легкого, тем самым; ограничивая его дыхательную поверхность и затрудняя дыхательные движения. Наиболее часто скопление экссудата происходит в \ нижнебоковых участках грудной клетки.
Ограничение экскурсии грудной клетки, оттеснение диафрагмы экссудатом книзу, наличие болезненных ощущений при дыхании и сдавливание экссудатом легкого – все это приводит к поверхностному дыханию, уменьшению ЖЕЛ. У больного возникает одышка, особенно при движении.
В период обратного развития процесса могут образоваться плевральные спайки – в виде тяжей между листками плевры. При выраженных спайках у больного появляется одышка, усиливающаяся при физической нагрузке. Длительное время его беспокоят боли в боку: при глубоком дыхании, смене положения тела, движениях. Возможно западение части грудной клетки и ухудшение деятельности сердечно-сосудистой системы.
Занятия ЛФК начинают в стадии выздоровления, когда воспаление стихает, температура тела нормализуется либо становится субфебрильной, экссудат исчезает либо уменьшается, интенсивность болей снижается, а общее состояние улучшается.
Задачи ЛФК:
1) общеоздоровительное и укрепляющее влияние на организм больного;
2) усиление крово- и лимфообращения в грудной клетке, способствующее рассасыванию экссудата и ликвидации воспалительного процесса;
3) предупреждение образования плевральных спаек и сращений либо их растягивание;
4) восстановление правильного механизма дыхания и нормальной подвижности легких.
На постельном режиме в процессе занятий необходимо щадить пораженную область, поэтому упражнения выполняются в и.п. лежа на спине или на больном боку. Применяются несложные упражнения для мелких и средних мышечных групп, выполняемые в медленном темпе. На этом режиме дыхание не углубляется и специальные дыхательные упражнения не используются. Продолжительность занятия – 8-10 мин. Спустя 2-5 дней больной переводится на палатный режим.
На палатном режиме используется и. п. лежа на здоровом боку, чтобы разгрузить больную сторону, усилить там вентиляцию легких и тем самым предотвратить образование плевральных спаек, их сращение и превращение в соединительно-тканевые тяжи.
Помимо и.п. лежа на здоровом боку, в котором больной выполняет статические дыхательные упражнения, используются также и.п. сидя и стоя. При выполнении упражнений руки либо подняты вверх, либо вытянуты за голову (особенно на стороне поражения).
Применяются упражнения с предметами (гимнастической палкой, набивными мячами весом 1-3 кг). Дозировка упражнений и темп их выполнения увеличиваются.
Для профилактики формирования плевральных спаек или для растягивания уже образовавшихся используются наклоны и повороты туловища в сочетании с дыхательными упражнениями; при этом вдох и выдох постепенно углубляются. Продолжительность занятий увеличивается до 20-25 мин.
На свободном режиме используются специальные упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки. В зависимости от того, где сформировались спайки или сращения, изменяется специфика применяемых упражнений. Так, для растягивания спаек в боковых отделах необходимо выполнять наклоны и повороты туловища в сочетании с акцентированным выдохом. При растягивании спаек в нижних отделах грудной клетки наклоны и повороты туловища сочетаются уже с глубоким вдохом. Если же спайки расположены в верхних частях грудной клетки, то для их растягивания необходимо зафиксировать таз и нижние конечности, что достигается в и. п. сидя на стуле.
Растягивающий эффект упражнений может быть усилен при использовании различных предметов и снарядов (гимнастической палки, булав, набивных мячей, гимнастической стенки).
Помимо этого можно рекомендовать ходьбу в сочетании с дыхательными упражнениями, постепенно изменяя ее темп.
Для достижения положительного результата количество занятий, включающих упражнения, направленные на растягивание плевральных спаек и увеличение подвижности грудной клетки, должно составлять 8-10 раз в течение дня.
Примерный комплекс упражнений для растягивания плевральных спаек
1) И.п. – лежа на спине или сидя, выполняется углубленное диафрагмальное дыхание.
2) И.п. – лежа на здоровом боку, выполняется углубленное дыхание.
3) И.п. – то же, углубленное дыхание выполняется с движением свободной рукой вверх. В процессе этого упражнения постепенно увеличивается глубина дыхания.
4) И.п. – сидя или стоя, ноги на ширине плеч, согнутые руки к плечам, выполнять наклон туловища в здоровую сторону с одновременным выпрямлением и подниманием противоположной руки в сторону – вверх. При спайках в синусах в этот момент производится вдох, при спайках в боковых отделах – выдох. Эффект упражнения усиливается за счет увеличения амплитуды движения руки и перехода от плавных и медленных движений к резким и быстрым (рис. 1). Упражнение усложняется за счет использования отягощений – гантелей или гимнастической палки.
5) И.п. – сидя на гимнастической скамейке, поднять руки вверх – вдох; не опуская рук, сделать глубокий выдох (для растяжения спаек в передне-верхних отделах).
6) И.п. – сидя или стоя, выполнять повороты туловища с движениями рук в сторону поворота. При поворотах выполняется выдох или вдох – в зависимости от локализации спаек. Для усиления эффекта упражнения таз фиксируется (например, в и.п. сидя на гимнастической скамейке).
7) И.п. – сидя, руки согнуты в локтях, предплечья параллельны полу, пальцы сжаты в кулаки. Поочередное вытягивание рук вперед с поворотом туловища в противоположную сторону; при этом локоть другой руки отводится назад (бокс). Темп медленный или средний, дыхание произвольное.
8) И.п. – стоя здоровым боком к гимнастической стенке и держась рукой за рейку (на уровне пояса), выполнять наклоны туловища в сторону стенки с захватом свободной рукой рейки над головой и последующим перехватом ниже расположенной рейки. В зависимости от расположения спаек выполняется вдох или выдох.
9) И.п. – сидя или стоя, выполнять наклоны туловища в стороны с одновременными его поворотами; при наклоне – выдох.
10) И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке и держась руками за рейку (на уровне лба), присесть – вдох (при спайках в синусах); вернуться в и. п. — выдох.
11) И.п. — стоя спиной к гимнастической стенке (на расстоянии полшага от нее) и захватив рейку руками, вытянутыми вверх, выполнять напряженное выгибание.
12) И.п. – стоя, держа в руках гимнастическую палку, махом перевести палку в сторону пораженного легкого, а затем вертикально вверх (рис. 2) с постепенным увеличением амплитуды движений.
13) И.п. – стоя или сидя, выполнять метание волейбольного или набивного мяча двумя руками из-за головы.
14) И.п. – стоя или сидя, выполнять броски волейбольного или набивного мяча рукой с пораженной стороны (сбоку, от плеча, из-за головы), одновременно наклоняя туловище в здоровую сторону (рис. 3).
15) И.п. – стоя, выполнять броски волейбольного мяча в баскетбольную корзину различными способами.
16) И.п. – стоя, выполнять метание небольших мячей в цель рукой с пораженной стороны.
17) И.п. – стоя, выполнять отбивание волейбольного мяча при высокой подаче.
18) И.п. – стоя спиной к гимнастической стенке, выполнять простые висы, с одновременным отведением прямых ног в здоровую сторону (рис. 4).
Бронхиальная астма
Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоспазмом, отеком бронхов и гиперсекрецией слизи.
Название этой болезни происходит от греч. слова asthma («тяжелое дыхание, удушье»). Несмотря на многочисленные исследования, астма до настоящего времени остается до конца не изученной. В мире этим заболеванием страдает 100 млн чел., в России – от 7 до 10% взрослого населения. Обнаруживается тенденция к постоянному росту числа заболевших.
Этиология и патогенез. Наследственная предрасположенность рассматривается как основополагающий фактор формирования этого заболевания.
Этиологические факторы могут быть распределены на несколько групп: неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, производственные, пищевые, лекарственные, аллергены клещей, насекомых, животных, табачный дым); инфекционные агенты (вирусы, бактерии, грибки); химические воздействия (пары кислот, щелочей и т.п.); физические и метеорологические факторы (изменения температуры и влажности воздуха, колебания атмосферного давления, магнитного поля Земли); нервно-психические воздействия.
В большинстве случаев возникновению астмы предшествуют многократно повторяющиеся инфекции органов дыхания – респираторные заболевания, бронхиты, пневмония и т.д., вызывающие нарушение барьерной функции бронхов и облегчающие проникновение через их стенку аллергенов.
Многие исследователи склонны выделять как самостоятельный вариант бронхиальной астмы «астму физической нагрузки» – состояние, при котором обструкция дыхательных путей, развившаяся после физической нагрузки, самостоятельно ликвидируется в течение 30-45 мин после физической активности.
В патогенезе бронхиальной астмы важное значение отводится функциональным нарушениям в деятельности центральной и вегетативной нервных систем. Под влиянием интероцептивных безусловных рефлексов в головном мозгу формируется застойный доминантный очаг патологического возбуждения, который преобразуется затем в условный рефлекс; этим и объясняется повторение приступов астмы.
Ведущим механизмом патогенеза является хронический воспалительный процесс в бронхиальном дереве. Важной патофизиологической стадией является спазм гладких мышц бронхов и бронхиол, отек слизистой оболочки за счет резкого повышения проницаемости капилляров и гиперсекреции слизистообразующих желез. При этом формируются основные клинические симптомы болезни.
Клиническая картина. В течении заболевания выделяют период обострения и межприступный период (период ремиссии).
Основным клиническим проявлением астмы считается одышка экспираторного характера, сопровождающаяся ощущением заложенности бронхов и хрипами в грудной клетке.
При возникновении приступа удушья больной не может выдохнуть воздух: грудная клетка расширена и приподнята; дыхание шумное; зрачки расширены; кожные покровы бледные; умеренный цианоз; пульс учащен; часто бывает сухой мучительный кашель.
При тяжелых приступах удушья все перечисленные симптомы выражены резче. Больной принимает исходное положение сидя, опираясь на локти или ладони, что способствует включению в акт дыхания вспомогательной мускулатуры. Кожа бледная и влажная; грудная клетка зафиксирована в положении глубокого вдоха; дыхание вначале учащенное, а затем происходит его урежение; хрипы в легких слышны на расстоянии.
Признаки нарушения функции внешнего дыхания обнаруживаются не только во время приступа, но и в межприступном периоде (правда, менее выраженные). В результате снижаются ЖЕЛ, объем выдоха; нарушается газообмен; развивается дыхательная недостаточность. Частые приступы неблагоприятно сказываются на функции сердечно-сосудистой системы и могут стать причиной сердечно-сосудистой недостаточности. Возможны такие осложнения, как ателектаз и эмфизема легких.
Различают легкую, среднюю и тяжелую степени тяжести астмы.
Механизмы лечебного действия физических упражнений. Физические упражнения при лечении бронхиальной астмы нормализуют деятельность ЦНС и аппарата внешнего дыхания. Под влиянием специальных физических упражнений снижается тонус гладкой мускулатуры бронхов, уменьшается отечность слизистой оболочки, т.е. устраняются основные патофизиологические механизмы нарушения бронхиальной проходимости. При этом восстанавливаются и закрепляются нормальные моторно-висцеральные и висцеро-висцеральные рефлексы, ликвидируются источники патологической импульсации.
Так, действие некоторых дыхательных упражнений связано с «нособронхиальным рефлексом». При дыхании через нос раздражение рецепторов в верхних дыхательных путях рефлекторно приводит к расширению бронхов и бронхиол, а последнее – к уменьшению или прекращению приступа удушья.
При выполнении дыхательных упражнений с произнесением звуков вибрации от голосовых связок передаются на легкие, трахею и от них – на грудную клетку, что способствует расслаблению гладкой мускулатуры спазмированных бронхов и бронхиол по так называемому принципу вибромассажа.
Как известно, при бронхиальной астме наблюдается экспираторная одышка – затруднение фазы выдоха. Поэтому особо важно применять динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом; при этом необходимо тренировать именно удлиненный нефорсированный выдох.
Во время приступа бронхиальной астмы увеличенное сопротивление воздушному потоку (особенно на выдохе) вызывает задержку воздуха в легких и увеличение функциональной остаточной емкости. Происходит уплощение диафрагмы, которое сопровождается увеличением работы органов дыхания, так как мышечные волокна уплощенной диафрагмы функционируют не в оптимальном режиме (возникает верхнегрудной тип дыхания).
В связи с этим необходимо в занятия ЛГ включать тренировку диафрагмального дыхания для улучшения работы сердца, снижения артериального давления, стимуляции пищеварения, регулирования деятельности органов брюшной полости и малого таза.
При бронхиальной астме рефлекторный механизм кашля снижен. Поэтому необходимо использовать дренажные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищение слизистой дыхательных путей от патологического экссудата, укрепление дыхательной мускулатуры (прежде всего мышц, производящих выдох). Мокрота, достигая бифуракции трахеи, рефлекторно вызывает непроизвольный кашель.
Методика ЛФК. Курс ЛФК в стационарных условиях имеет различную продолжительность и включает подготовительный и тренировочный периоды.
Подготовительный период обычно непродолжителен – 2-3 дня.
Задачи подготовительного периода:
1) исследовать состояние больного и его функциональные возможности;
2) разучить больным специальные упражнения для восстановления механизма правильного дыхания.
Методика занятий ЛФК строится индивидуально, в зависимости от состояния кардиореспираторной системы больного, возраста, степени тяжести заболевания, уровня физической подготовленности и др.
На занятиях ЛГ упражнения выполняются в различных исходных положениях: лежа на спине на кровати с приподнятым изголовьем; сидя на стуле (лицом к спинке), опираясь предплечьями согнутых рук на спинку и положив на них голову, что обеспечивает свободную экскурсию грудной клетки; сидя на краю стула, свободно откинувшись на спинку.
Занятие начинают и заканчивают легким массажем или самомассажем лица, плечевого пояса и грудной клетки. Используются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения с произнесением различных звуков, тренировка диафрагмального дыхания, упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и грудной клетки. Продолжительность занятия – 5-10 мин (в зависимости от состояния больного). Темп выполнения упражнений – медленный; количество повторений каждого упражнения – 3-5 раз.
Тренировочный период длится 2-3 недели.
Задачи тренировочного периода:
- нормализовать тонус ЦНС (ликвидация застойного патологического очага), снизить общую напряженность;
- уменьшить спазм бронхов и бронхиол, улучшить вентиляцию легких;
- восстановить механизм полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха;
- укрепить мышцы, участвующие в акте дыхания, а также увеличить подвижность диафрагмы и грудной клетки;
- обучить больного произвольному расслаблению мышц и основам аутогенной тренировки;
- обучить больного управлению своим дыханием во время приступа.
В межприступном периоде при лечении бронхиальной астмы используются разнообразные средства и формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные индивидуальные задания, тренировки с дыхательными тренажерами и на велоэргометрах, дозированные ходьба, плавание, лыжные прогулки, спортивные игры и др. Активные мышечные усилия при выполнении упражнений (наклонов туловища, бросков мяча и т.д.) осуществляются на выдохе; после нескольких повторений упражнений больной обязательно должен расслабиться.
В занятия лечебной гимнастикой с детьми включают подвижные игры и упражнения с большими гимнастическими мячами.
Примерный комплекс специальных упражнений
1. И.п. - основная стойка (о.с). Медленно поднять руки в стороны – вдох; опуская руки, сделать продолжительный выдох с произнесением звука «шшш».
2. И.п. – стоя, обхватить руками нижнюю часть грудной клетки. Сделать вдох; на выдохе, слегка сжимая грудную клетку, протяжно произносить «жжж».
3. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, кисти на грудной клетке (пальцы обращены вперед), выполнить отведение локтей в стороны-назад, толчкообразно нажимая кистями на ребра и произнося звук «оо-оо-оо».
4. И.п. – то же, но равномерно отвести плечи назад – вдох; свести плечи – выдох.
5. И.п. – сидя, руки на поясе, отвести правую руку в сторону-назад с поворотом туловища направо – вдох; вернуться в и.п. – продолжительный выдох. То же, но в левую сторону.
6. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч; руки разведены в стороны, на уровне плеч и максимально отведены назад. На счет «раз» сделать вдох; на счет «два» – руки быстро скрестить перед грудью, чтобы локти оказались под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по спине, выше лопаток, – выдох.
7. И.п. – лежа на спине; руки, согнутые в локтях, подложить под поясницу. На вдохе прогнуть спину с опорой на затылок и локти; на выдохе вернуться в и.п.
8. И.п. – то же, но руки вдоль туловища. Развести руки в стороны – вдох; подтянуть одно колено к груди, обхватив его руками, – медленный выдох. То же, но с другой ногой.
9. И.п. – то же, но делать вдох; поднимая туловище, наклониться вперед, коснувшись лбом коленей (руками тянуться к пальцам ног), – медленный выдох.
10. И.п. – то же, но поднять прямые ноги вверх – вдох; опуская ноги, сесть – выдох.
11. И.п. – то же, но плотно обхватить кистями нижнюю часть грудной клетки – вдох; на выдохе сжать грудную клетку руками.
12. «Диафрагмальное дыхание». И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях; одна рука лежит на груди, другая – на животе. На вдохе брюшная стенка поднимается вверх вместе с рукой; рука, лежащая на груди, остается неподвижной. На выдохе живот втягивается; лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).
13. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища, выполнять поочередное приподнимание прямых ног вверх: поднять ногу – вдох, опустить – выдох. То же, но другой ногой.
14. И.п. – упор лежа на животе; руки согнуты в локтях на уровне груди. Разгибая руки, приподнять верхнюю часть туловища и прогнуть спину – вдох; вернуться в и. п. – выдох.
15. И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять вверх прямые руки и ноги – вдох; задержать дыхание и вернуться в и. п. – медленный выдох.
16. И.п. – о. с. Поднять надплечья; затем, расслабив мышцы, опустить их.
17. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, соединить лопатки. Затем расслабить мышцы плечевого пояса и спины и слегка наклониться вперед.
18. И.п. – сидя, руки на поясе, расслабить мышцы правой руки и опустить руку. Расслабить мышцы левой руки и опустить руку. Расслабить мышцы шеи и наклонить голову вперед.
Продолжительность занятия лечебной гимнастикой – 20 мин и более (1 раз в день). Темп выполнения упражнений – медленный или средний. Количество повторений каждого упражнения – 4-5 раз; постепенно оно увеличивается до 8-10 раз.
Помимо занятий ЛГ больные должны ежедневно (2 раза в день) самостоятельно выполнять комплекс специальных физических упражнений.
Больным с бронхиальной астмой рекомендуется ежедневно заниматься дозированной ходьбой. При ходьбе следует обращать внимание на удлиненный выдох, который должен быть в 1,5-2 раза длиннее вдоха, и постепенно увеличивать дистанцию.
Возможно также применение дозированного бега. На первых этапах тренировки выполняется бег на месте с невысоким подниманием бедра, в медленном и среднем темпе. Начинают бег с 30-60 с (3 раза в день: утром – после сна; в обед – за 30 мин до еды; вечером – за 2 ч до сна), ежедневно прибавляя по 10-15 с и постепенно увеличивая продолжительность бега до 15 мин (3 раза в неделю). Важным условием является сочетание бега с правильным дыханием: вдох – через нос, удлиненный выдох – через рот (губы cложеньг трубочкой). Желательно проводить занятия дозированным бегом на свежем воздухе.
Больным с легкой и средней степенью тяжести заболевания показано также дозированное плавание – к занятиям приступают через 2-3 недели после обострения. Во время плавания выдох осуществляется в воду, преодолевая сопротивление воды; при этом происходит тренировка дыхательной мускулатуры.
Для больных бронхиальной астмой с редкими приступами рекомендуют спортивные игры (волейбол, баскетбол, настольный и большой теннис, бадминтон), с несколько облегченными условиями и правилами их проведения; продолжительность – 15-60 мин (индивидуально), чередуя игру с паузами отдыха.
В практике лечения бронхиальной астмы применяются дыхательные тренажеры. Элементарными тренажерами могут быть воздушные шары и надувные игрушки; выдох необходимо осуществлять в медленном темпе.
В процессе реабилитации детей-астматиков важное место занимают закаливание и ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Помимо традиционных методик лечебной гимнастики для peaбилитации больных с бронхиальной астмой используют методику волевой ликвидации глубокого дыхания К.П. Бутейко и парадоксальную гимнастику А.Н. Стрельниковой.
Основным методическим приемом К.П. Бутейко является поверхностное дыхание через нос, с задержками на выдохе; по мнению автора, это снижает дефицит углекислого газа в легких.
В парадоксальной гимнастике А.Н. Стрельниковой акцент делается на вдох, который должен быть коротким и активным, с большим количеством повторений в высоком темпе. Вдох выполняется при сжатии грудной клетки, а выдох – при разведении рук (в традиционной методике – наоборот). Это способствует развитию и укреплению дыхательных мышц, а также мышц грудной; клетки и верхних конечностей.
При выписке из стационара больному рекомендуется продолжать занятия лечебной гимнастикой под наблюдением врача – в кабинете ЛФК поликлиники или во врачебно-физкультурном диспансере.
Санаторное лечение проводится как в специализированных пульмонологических санаториях, расположенных на юге страны, так и в местных санаториях. Основными лечебными факторами, используемыми для восстановления здоровья больных, являются воздушные и солнечные ванны, занятия лечебной гимнастикой, массаж, закаливание и др.
В специализированных санаториях для лечения бронхиальной астмы используется бальнеотерапия (грязевые аппликации, нарзанные ванны). При лечении больных бронхиальной астмой на курортах одним из факторов терапевтического воздействия является климатотерапия.
Оценка эффективности применяемых средств ЛФК осуществляется на основании самочувствия больного (частота приступов, их продолжительность), показателей функции внешнего дыхания (частоты дыхания, форсированной ЖЕЛ и др.) и кровообращения (ЧСС, АД).
Эмфиз<