Наиболее часто встречающиеся нарушения прав и свобод осуждённых отбывающих наказание в ЛПУ, ЛИУ

Вид нарушения Примерные вопросы, на которые следует обратить внимание при инспектировании
Проверка законности содержания в ЛПУ, ЛИУ 8. Имеются ли в личном деле документы, необходимые для отбывания наказания в ЛПУ, ЛИУ (решение начальника территориального органа ФСИН России по месту отбывания наказания осужденным о его направлении в ЛПУ или ЛИУ, письменное согласие больного или его законных представителей на предполагаемое обследование и лечение)? 9. Проверка наличия документов на осуждённых иностранных граждан (уведомление в консульство, УФМС) и сроки постановки на миграционный учёт.
Обеспечение личной безопасности осуждённых Смотри перечень вопросов в СИЗО
Обеспечение квалифицированной медицинской помощью 1. Укомплектованность медицинского персонала ЛИУ, ЛПУ (штатная численность, фактический комплект) 2. Укомплектованность медицинского персонала врачами-специалистами  
Наличие необходимого медицинского оборудования 1. Обеспеченность медицинских кабинетов необходимым медицинским оборудованием 2. Наличие необходимых медицинских препаратов в аптеках учреждения 3. Количество удовлетворенных заявок на поставку необходимого медицинского оборудования в зависимости от профиля учреждения (в течение 1-3 лет) 4. Меры принимаемые администрацией учреждения по обеспечению учреждения необходимым медицинским оборудованием
Обеспечение питанием 1. Сколько раз осуществляется питание осужденных в учреждении? 2. Является ли питание разнообразным? 3. Соблюдаются ли нормы питания для больных?
Предоставление дополнительных платных услуг 1. Имеются ли заявления осуждённых о предоставлении дополнительных платных медицинских и других услуг? 2. Какое количество заявлений удовлетворено? 3. Были ли случаи отказа в удовлетворении заявлений? Причины отказа. 4. Какие дополнительные платные услуги предоставляются? Какие из них пользуются наибольшим спросом? 5. Какие специалисты были приглашены для предоставления дополнительных платных услуг? 6. Соответствует ли качество предоставленных услуг квалификации специалиста?
Санитарно-гигиеническое обеспечение палат 1. Как производится уборка палат? (график, частота влажной уборки, когда выносится мусор) 2. Обеспечены ли палаты достаточным поступлением свежего воздуха? Имеется ли возможность открытия окна палаты? 3. Как часто проводится кварцевание помещения палаты? 4. Укомплектован ли штат санитарок?
Санитарно-гигиеническое обеспечение осуждённых 1. Какова периодичность обеспечения помывки осуждённых? 2. Получают ли осуждённые в банях-санпропускниках одну санитарную обработку и четыре помывки в месяц? 3. Какова периодичность смены постельного белья? 4. Имеется ли в палате питьевая вода? 5. Как часто производится смена постельного и нательного белья для тяжело больных?


V. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

По итогам инспектирования мест принудительного содержания общественная наблюдательная комиссия может составлять:

- акт (отчет)

- заключение

- обращение (доклад)

После посещения учреждения члены общественной наблюдательной комиссии составляют акт или отчет (как правило, в течение 10 дней).

Акт или отчет, содержащие выводы и предложения по итогам инспекции, подписываются членами рабочей группы и направляются в адрес руководителей проверяемого учреждения и территориального ведомства, в непосредственном подчинении которого находится учреждение. Например: при проверке следственного изолятора г.Москвы, акт направляется руководству следственного изолятора и руководству УФСИН России по г.Москве, при необходимости - руководству ФСИН России.

Подготовленные членами рабочей группы отчеты или акты рассматриваются на заседании наблюдательной комиссии.

По инициативе своих членов, комиссия может проводить тематические заседания для обсуждения отдельных вопросов. В качестве первичных материалов для проведения таких заседаний могут быть использованы итоговые отчеты (акты) по проверке мест принудительного содержания, проверенные жалобы, материалы и документы, представленные учреждениями принудительного содержания, иные материалы, полученные из достоверных источников.

Решение о подготовке тематического заседания принимается на заседании комиссии, либо по инициативе членов наблюдательной комиссии. В данном случае председатель комиссии организует оповещение членов комиссии о такой инициативе. Для подготовки тематического заседания, проекта обращения или заключения организуется рабочая группа.

Члены рабочей группы также обеспечивают приглашение заинтересованных лиц – специалистов или представителей ведомств для участия в заседании.

По договоренности, тематическое заседание общественной наблюдательной комиссии может быть организовано в управлении (ведомстве), имеющим непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам.

Принимаемые общественной наблюдательной комиссией итоговые документы должны содержать как анализ ситуации, так и предложения об устранении недостатков в деятельности учреждений и органов мест принудительного содержания, об улучшении условий содержания и реабилитации лиц (по выявленным нарушениям), находящихся в местах принудительного содержания.

Принимаемые итоговые документы направляются на имя руководителей учреждений, региональных управлений, других органов, в компетенции которых находятся рассмотрение поставленных вопросов.

На направленные документы, общественная наблюдательная комиссия может затребовать:

- аргументированный ответ по всем заявленным в обращении вопросам и предложениям;

- информацию о принятых и запланированных мерах по устранению выявленных недостатках и предложения по совершенствованию работы учреждений (отдельных сотрудников);

- предложения о проведении рабочей встречи, совещании для обсуждения вынесенных предложений с приглашением, в случае необходимости, представителей других заинтересованных ведомств и должностных лиц.

Органы и должностные лица, к которым адресованы обращения, в срок, не превышающий 30 дней, в письменной форме информируют общественную наблюдательную комиссию о результатах рассмотрения.

По согласованию с региональными управлениями, органами прокуратуры наблюдательная комиссия может инициировать организацию периодических встреч с руководством таких органов для обсуждения результатов работы комиссии.

Порядок обсуждения предложений строиться на принципах достижения взаимного согласия, разумности и продвижения приоритетов в обеспечении общепризнанных норм обращения с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания.

Полученные ответы, результаты рассмотрения вопросов на рабочих встречах и совещаниях в региональных управлениях, отражаются в обращениях и докладах, утверждаемых на заседаниях общественных наблюдательных комиссий.

О принятых мерах также информируются граждане, обратившиеся в общественную наблюдательную комиссию с обращениями и заявлениями.

В случае бездействия учреждений и органов в разбирательстве выявленных нарушений, а также об игнорировании предложений общественной наблюдательной комиссии, данные сведения могут быть направлены в вышестоящие органы для принятия необходимых мер.

В случае необходимости общественная наблюдательная комиссия может обратиться за поддержкой в иные региональные и федеральные органы государственной власти.

Общественная наблюдательная комиссия в случае необходимости может обращаться в любые органы государственной власти, исходя из необходимости обращений и компетенции данных органов:

- к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

- к уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- в министерства и ведомства Правительства и администрации Президента Российской Федерации;

- в органы исполнительной и представительной власти субъекта Российской Федерации;

- в общественно-экспертные органы (комиссии, Общественные советы), созданные при органах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и при министерствах и ведомствах Правительства Российской Федерации;

- в Общественную палату Российской Федерации и Общественные палаты субъектов Российской Федерации.

В таких обращения общественная наблюдательная комиссия может:

- информировать о ситуации в соблюдении прав человека в местах принудительного содержания в регионе, в порядке представления докладов и обращений;

- предложить принять или поддержать меры по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;

- предложить провести специальные заседания и совещания по обсуждению поставленных проблемных вопросов и принять участие в обсуждении.

По согласованию с руководителями региональных управлений общественная наблюдательная комиссия может принимать участие в тематических заседаниях совместно с Общественными советами, созданными при таких управлениях, в обсуждении проблемных вопросов.

Общественная наблюдательная комиссия поддерживает контакты с другими наблюдательными комиссиями субъектов Российской Федерации в порядке:

- передачи по территориальной подведомственности жалоб и обращений, связанных с задачами общественного контроля;

- распространения информации о своей работе, принятых решениях;

- организации совместной работы по анализу проблемных вопросов, принятия специальных докладов и обращений в адрес федеральных органов и ведомств, международных органов по защите прав и свобод человека.

Наблюдательные комиссии самостоятельно или при взаимодействии с другими наблюдательными комиссиями могут инициировать и поддерживать международные контакты. В частности:

- с органами общественного контроля других стран, - по вопросам совершенствования своей работы и обмене опытом;

- с Комитетом против пыток ООН, - в установленном порядке обсуждения периодических докладов Российской Федерации в Комитете против пыток ООН;

- с представителями Европейского Комитета против пыток, при осуществлении визитов Комитета в регион деятельности общественной наблюдательной комиссии, - в представлении информации о соблюдении прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания в регионе;

- с международными правозащитными организациями, - в осуществлении исследований и анализа ситуации в соблюдении прав человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Примерные образцы документов

АКТ

Наши рекомендации