Государственные фонды Российской Федерации

1. Пенсионный фонд Российской Федерации: http://www.pfrf.ru/

2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: http://www.ffoms.ru/

Учреждения:

1. Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации: http://www.scli.ru/

2. Российская Национальная Библиотека: http://www.nlr.ru/

3. Российский федеральный центр судебной экспертизы: http://www.sudexpert.ru/

4. Общественная палата Российской Федерации: http://oprf.ru/

5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: http://ombudsman.gov.ru/

Таким образом, для эффективной реализации общественных контрольных полномочий членами общественных наблюдательных комиссий необходимо первоначальное решение следующих общих вопросов:

· систематизация и постоянное расширение знаний действующего законодательства, в том числе международных документов, и его тщательное изучениепо отдельным направлениям;

· систематическая работа с книгами правовой направленности, периодическими изданиями федерального, регионального и ведомственного уровня;

· установление и постоянное развитие партнерских отношений с коллегами, как в самой комиссии, так и из других регионов;

· создание основ уважения к сотрудникам правоохранительных органов и иных субъектам правоотношений, обеспечение устойчивых тенденций к сотрудничеству, а не к конфликтам;

· реализация своего позитивного созидательного потенциала через личное участие, содействие и вклад в решение проблем защиты прав человека, и особенно лиц, находящихся в местах принудительного содержания (исходя из полномочий общественной наблюдательной комиссии);

· планирование деятельности, создание условий для адекватной оценки ситуации, не пренебрегая заключениями специалистов, в том числе работающих в соответствующих правоохранительных органах.

II. ПОСЕЩЕНИЕ МЕСТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

§1. Общие рекомендации по организации инспекций.

Работа по планированию посещения мест принудительного содержания

Периодичность посещения мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля членами общественных наблюдательных комиссий, определяется в зависимости от планов работы комиссии, поступления жалоб, обращений и различных материалов от содержащихся лиц, их родственников, от государственных структур и негосударственных институтов, опубликования соответствующих нарушений законности в средствах массовой информации, а также при наличии иных сигналов о серьезных нарушениях в деятельности места принудительного содержания.

После определения объекта общественного контроля, члены общественной наблюдательной комиссии должны наметить план проведения инспекции. Перед составлением плана, членам общественной наблюдательной комиссии необходимо ознакомиться с общей информацией о месте принудительного содержания, его специфики, ведомственной принадлежности и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок его деятельности и условиями содержания в нем лиц.

В план рекомендуется включать:

- цели и задачи инспектирования;

- наименование места принудительного содержания, которое подлежит посещению;

- категорию лиц, обеспечению соблюдения прав которой посвящено это посещение;

- перечень основных вопросов, на которых необходимо сосредоточить внимание (условия содержания, основания для содержания, обеспечение определенных прав и законных интересов и т.д.);

- перечень основных мероприятий, которые планируется провести в период посещения (осмотр территории и помещений учреждения, посещение камер, карцеров, стационарных отделений, прогулочных двориков, библиотек, столовых, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещений для обеспечения личной безопасности осужденных и т.д., беседы с лицами, содержащимися в учреждении, по вопросам, входящим в компетенцию работы общественной наблюдательной комиссии, обсуждение с сотрудниками вопросов, связанных с обеспечением законных прав и интересов лиц, содержащихся в месте принудительного содержания, исследование документации учреждения, содержащей информацию по вопросам общественного контроля и т.д.)

- сроки проведения посещения;

- количество и состав рабочей группы, распределение между ними вопросов, подлежащих общественному контролю;

- привлечение к проведению инспектирования специалистов различных профилей (сотрудников производственных или медицинских служб ФСИН, МВД, МО, работников пожарного надзора, инспекторов по охране труда и техники безопасности и т.д.)

- перечень предварительных заданий (запросов) конкретным службам по подготовке необходимых справок, сведений и иных материалов и документов;

- планирование формы итогового документа (справки, акта и т.п.).

Необходимо учитывать, что в процессе проведения посещения места принудительного содержания могут появиться и дополнительные вопросы, которые скорректируют изначально намеченные планы.

При определении объекта общественного контроля необходимо обратить внимание как на общую характеристику режима, воспитательной работы в учреждения, категории содержащихся в нем лиц, так и на неформальную структуру управления, сложившуюся в данном учреждении, практику поощрений и взысканий, традиции деятельности учреждения, степень обеспечения прав сотрудников места принудительного содержания.

Важно при планировании посещения учитывать возможность выявления проблем, мешающих функционированию учреждения (решить которые сама администрация места принудительного содержания не в состоянии ввиду объективных причин), в соответствии с его целевым предназначением.

Основной перечень вопросов, включаемых в план посещения, целесообразно разделить на отдельные группы и подгруппы (например, в области медицинского обеспечения: обеспечение лекарствами и штатом соответствующих специалистов, раздельное содержание инфекционных больных от здоровых лиц, обеспечение лечения больных лиц, освобождение их от работы и т.д.), что позволит более эффективно ориентироваться членам рабочей группы при проведении посещения.

Наши рекомендации