Виды агрессивной реакции (Басса, Дарки).

· Физическая агрессия, нападение.

· Косвенная агрессия (вспышки ярости, крик, топанье ногами, злобные шутки).

· Склонность к раздражению, повышенная возбудимость, склонность к проявлению негативных чувств.

· Негативизм. Оппозиционная манера поведения от пассивного поведения до открытой борьбы.

· Обида, зависть и ненависть к окружающим людям.

· Подозрительность от недоверия до убеждения, что окружающие люди приносят вред.

· Вербальная агрессия (крик, ссоры, проклятия, ругань, угрозы).

Различия в агрессивности мальчиков и девочек.
Врождённая предрасположенность одинаковая. В процессе воспитания мальчики становятся более агрессивные, чем девочки, так как существует поло – ролевой стереотип в обществе.

Д Е Т С К А Я А Г Р Е С И В Н О С Т Ь___________________
От рождения до одного года.

Некоторые мамы говорят: «Он с самого рождения был агрессивный».
Если ребёнок здоров, то причина его поведения в маме. Существует тесная психологическая связь с мамой, ребёнок реагирует на раздражение, злость. Ребёнку не комфортно, плохо с мамой. Способ выражения – крик, движение телом, кусание.
Почему кусается?

· Чешутся зубки.

· Плохо поступает молоко (сердится, так как еда имеет первоочередное значение).

· Неудобно держат.

Что делать?
Кормить в спокойном состоянии. Отодвинуть, посмотреть в глаза, чётко, спокойно сказать «нельзя», продолжить кормление. Устранить причину, вызвавшую укус.
Нельзя: ругать, стыдить, угрожать.
Много эмоций + негативная реакция = испуг.
Кормление очень важно для эмоционального развития малыша, поэтому должно быть приятным. Укус может быть попыткой установить контакт с мамой. От её реакции будет зависеть сохранится такой способ общения или нет.
В 7 месяцев новое – кидает игрушки, дёргает за волосы, кричит. Выражает агрессию, когда взрослый мешает достичь цели.
Реакция мамы: неверная, если мама сердится. Ребёнок ещё больше кричит. Если мама наказывает, ребёнок сначала пугается и притихает, затем привыкает и не реагирует. Тупиковый путь.
Лучше:

· Объяснить, почему «нельзя».

· Отвлечь.

· Спокойно разговаривать.

· Дать ребёнку удовлетворить любопытство.

· Поддерживать.

· Проявлять терпение, дружелюбие.

Один год.
Ребёнок исследователь. Задача родителей помогать осваивать правила поведения. Учить сдерживать гнев. Вводить запреты в разумном количестве. Нельзя бить по рукам!
Один – два года.
Учить общаться. Важно общение с мамой. Если родители эмоционально холодны, ребёнок ищет внимание у других людей, часто через проявление агрессии.
Дошкольник.
Агрессивное поведение может появляться в результате:

· Несовпадения темпераментов мамы и ребёнка.

· При ревности старшего ребёнка к младшему.

· При третировании ребёнка одним из членов семьи.

· При поощрении агрессивного поведения у мальчиков.

Ребёнку нужна любящая и заботливая мать. Формирует агрессию не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а её отчуждённость, холодность к нему.
Школа и агрессивность.
Школьник от 7 до 11 лет.
Период адаптации к школе сложен. Быстрые изменения не каждый принимает, отсюда сопротивление, желание, чтобы было как прежде и как следствие агрессивные реакции: грубость, отказ выполнять требования, нервное реагирование на замечания (психуют, злятся, разбрасывают предметы, портят принадлежности).
Начальный период опасен для развития и закрепления агрессивности. Наиболее часто ведут себя агрессивно те дети, чьи притязания на роль в коллективе выше, чем есть в действительности (причины: низкая успеваемость, телесные, поведенческие особенности, походка, привычки, печь, неумение общаться).
Важность периода 7-8 лет в формировании агрессивности ребёнка подтверждается исследованиями. Зафиксирована зависимость между агрессивностью в 8 лет и совершёнными преступными агрессивными действиями в 30-ти летнем возрасте.
Самостоятельность и агрессивность.

· Стараются адаптироваться в мире, вне семьи, хотят подражать детям своего возраста и пола.

· Хотят стать более самостоятельными, независимыми от родителей.

· Дети готовы тратить много времени и сил на изучение окружающего мира.

Этот период остро протекает у мальчиков. Часто для того, чтобы выйти из-под опеки взрослых, они проявляют грубость.
Что способствует развитию агрессивности?

· Школьная нагрузка.

· Учитель.

· Другие дети.

· Семья.

Школьная нагрузка.
Агрессивное поведение – предохранительный механизм. Лишнее напряжение находит выход извне, не разрушая личность ребёнка.
Учитель.
Вопросы – агрессивное действие. Учитель вынужден быть агрессивным. Если добавляется грубость учителя как вербальная форма агрессии, то учитель является для ребёнка примером.
Дети.
В начальной школе дети достаточно жестоки друг к другу. Если учитель или лидер класса не принимают кого-то, то ребёнок становится объектом насмешек и поэтому начинает проявлять агрессию. Если не вмешаются взрослые, поведение закрепляется.
Семья.
Если у ребёнка нет эмоционального контакта с матерью, недостаёт любви, заботы, то ребёнок пробует различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители часто не реагируют, воспринимая их как должное. А вот на агрессивные, анти-социальные поступки ребёнка, которые нарушают их собственное состояние или затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Пусть это отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), но всё же это эмоции, которых так не хватает ребёнку. Этим родители сами закрепляют негативное поведение ребёнка. В таких семьях нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви.
Иногда агрессивное поведение демонстрируется родителями.
Подросток от 12 до 16 лет.
Формы проявления те же. Причины:

· Стремление к личной свободе. Не получается. Обозлённость на всех.

· Желают убедить весь мир, что они мужчины. Реальных возможностей нет, чтобы продемонстрировать взрослость. Кто-то начинает заниматься спортом, другие следят за телом, третьи демонстративно нарушают родительские требования.

· Подростки с низкой самооценкой чаще бывают агрессивны.

Подросток борется не против взрослых, а против своей зависимости от них. Необходимо научиться договариваться.
Агрессивность и сексуальность.
Гормональный сдвиг служит причиной полового созревания и возникновению полового влечения. Принимают проснувшуюся сексуальность на подсознательном уровне, но осмыслить не могут. Изменение в теле, чувствах вызывает дискомфорт, отсюда может появиться необоснованная грубость, повышенная импульсивность, агрессивность.
Статистика.
13-15 лет подростки полагают, что гнев – плохое чувство (85%), сильную злость к кому-то испытывают только плохие люди (78%), когда люди злятся, они становятся хуже (74%).
По мнению исследователей личностного роста, принятие и конструктивное использование собственного гнева является не только привилегией зрелого человека, но и собственно показателем личностной зрелости. Запрет на выражение гнева транслируется старшим поколением (родители, учителя). Неумение проявлять отрицательные эмоции приводит к преобладанию зависимого поведения, особенно в ситуации, когда надо защитить свои права.

Наши рекомендации