Диета и пища, увеличивающие дошу Капха
Общие замечания: обильная, маслянистая пища, холодные продукты и напитки. Преобладающий вкус пищи – сладкий, соленый и кислый.
Крупы: рис, пшеница, овес, лен (семена).
Молочные продукты: молоко, сыр, кисло-молочные продукты, пахта, сливки, сметана и сливочное масло.
Подслащивающие продукты: все, кроме меда.
Растительные масла: все, а также костный мозг и жир.
Фрукты: сладкие фрукты, арбузы, дыни и так далее.
Овощи: помидоры, огурцы, сладкий картофель, редька, репа и все остальные широколистные овощи.
Орехи: все.
Специи: соль.
Животная пища: говядина, свинина, колбаса, гуси, утки, рыба, раки, курятина.
Супы: бульон мясной, гороховый суп, крапивный суп.
Следует помнить, что чрезмерная стимуляция Капха приводит к появлению в теле слизи, особенно в верхней части тела – легких и носоглотке.
Теперь, определив по опроснику, к какому типу вы относитесь: монодошному, двудошному или смешанному, вы подбираете себе соответствующую диету и продукты. Если преобладает Капха, то берете первый вариант, а пищу из второго варианта включаете лишь эпизодически.
То же самое для Вата и Питта – берете первый вариант, а второй используете эпизодически.
Если у вас уравновешенный тип, то в равной мере используете все, что касается Вата, Питты и Капха.
Но на практике как однодошный, так и уравновешенный типы встречаются крайне редко, преобладают смешанные. На моем примере разберем такой случай.
Согласно опроснику, баллы у меня распределились следующим образом:
I. Внешние данные
Вопрос 1. . . . . . . .5
Вопрос 2. . . . . . . .5 Вата
Вопрос 3. . . . . . . .4
Вопрос 1. . . . . . . .4
Вопрос 2. . . . . . . .0 Питта
Вопрос 3. . . . . . . .2
Вопрос1. . . . . . . .0
Вопрос 2. . . . . . . .0 Капха
Вопрос 3. . . . . . . .0
II. Физиология тела
Вопрос 1. . . . . . . .3
Вопрос 2. . . . . . . .4 Вата
Вопрос 3. . . . . . . .2
Вопрос 1. . . . . . . .4
Вопрос 2. . . . . . . .4 Питта
Вопрос 3. . . . . . . .4
Вопрос 1. . . . . . . .2
Вопрос 2. . . . . . . .0 Капха
Вопрос 3. . . . . . . .2
III. Психология и умственные способности
Вопрос1. . . . . . . .4
Вопрос 2. . . . . . . .3 Вата
Вопрос 3. . . . . . . .3
Вопрос 1. . . . . . . .4
Вопрос 2. . . . . . . .4 Питта
Вопрос 3. . . . . . . .4
Вопрос 1. . . . . . . .2
Вопрос 2. . . . . . . .2 Капха
Вопрос 3. . . . . . . .2
IV. Предпочитаемая пища, сезоны года, перенесенные заболевания
Вопрос 1. . . . . . . .5
Вопрос 2. . . . . . . .4 Вата
Вопрос 3. . . . . . . .3
Вопрос 1. . . . . . . .3
Вопрос 2. . . . . . . .2 Питта
Вопрос 3. . . . . . . .3
Вопрос 1. . . . . . . .2
Вопрос 2. . . . . . . .1 Капха
Вопрос 3. . . . . . . .3
Итого: Вата – 45, Питта – 38, Капха – 16.
Если все это выразить в процентах (сложить 45 + 38 + 16 = 99, почти 100%), то получается, что в ежедневном меню я должен употреблять 45% продуктов успокаивающей диеты Вата; 38% – Питта и 16% – Капха.
Если это выразить во вкусах вторичных, то получится – 45% сладкого, 38% сложный вкус от первичных: сладкого, горького и вяжущего (во вторичном это будет 19% сладкого и 19% кислого) и 16% горького. Итого: 64% сладкого, 19% кислого и 16% горького. Конечно, будут кое-какие нюансы, но, исходя из признаков возбуждения дош, вы их сможете легко отрегулировать и добиться нужного баланса.
В отношении теплоты или холодности пищи процент складывается следующим образом: 45% + 16% = 61% должна быть теплая еда. Ведь доши Вата и Капха холодные и могут легко возбуждаться от холодной пищи, а 38% прохладная – для уравновешивания доши Питта. Примерно также можно подобрать пищу и по другим показателям: сколько круп, жидкостей и салатов.
Регулировку необходимо начинать с преобладающей доши или доши Вата (так как она главная для всех), а затем подрегулировать остальные.
Если у вас ничего не получается с регулировкой, то старайтесь, чтобы в течение дня вы принимали с пищей все шесть вкусов, и недели через 3—4 начнет выравниваться.
Критерием того, что вы «попали» необходимым питанием и вкусом в дошу, будет исчезновение симптомов возбуждения этой доши и хорошее самочувствие, приподнятое настроение после еды. Если «не попали», то тянет в сон, чувствуете неудовлетворение, дискомфорт, а также симптомы возбужденной доши не уменьшаются.
Для более точного «попадания» в дошу старайтесь в одном приеме употреблять совместимые продукты по качествам (теплоте, маслянистости и так далее) и по их вторичным вкусам. А также не забывать европейские рекомендации о приеме жидкостей, фруктов и так далее. Только в этом случае вы станете творцами своего здоровья.
Пропорцию дош можно менять в небольших пределах и добиться более благоприятного для вас сочетания. Например, типичному Капха можно стать стройнее и подвижнее, употребляя пищу Вата и Питта. Худому и тонкокостному, наоборот, питанием Капха и Питта, а также выполнением ряда других рекомендаций измениться в сторону Капха. О том, как это делать, будет подробно описано во втором томе.
ГЛАВА 2
СЕЗОННОСТЬ ПИТАНИЯ
Человек представляет собой не самостоятельную сущность, а часть Природы как целого. Любые наши жизненные проявления подчинены единым природным ритмам– у нас есть свои внутренние приливы и отливы.
Дипак Чопра
Я взял этот эпиграф неспроста. Ведь одной из ниточек, связывающих нас с природой, является питание. Посредством чего это осуществляется и как этим управлять – этому посвящен весь нижеследующий уникальный материал.
Существует простая рекомендация – питаться по сезону, но пропорция пищи меняется в зависимости от времени года. Так, С. А. Аракелян рекомендует летом потреблять 60% фруктов и 40% овощей, маслянистых семян и орехов. Зимой, наоборот, 60% должны составлять овощи и масляничные, зерновые, бобовые и семена, орехи, а 40% – фрукты или сухофрукты, мед. Дополнительно он советует в холодное время года употреблять цветочную пыльцу, съедобные дикорастущие травы – летом в свежем виде, зимой – в сухом.
Вообще маловато. Рекомендации Иисуса Христа по этому вопросу много больше. Мы опять обратимся к манускрипту «Евангелие Мира Иисуса Христа от ученика Иоанна».
…Питайтесь всем тем, что находится на Божьем столе: плодами деревьев, зерном и полезными травами, молоком животных и пчелиным медом. Вся остальная пища – дело рук Сатаны, ведет к греху, болезням и смерти! Тогда как богатая пища, которую вы находите на столе у Бога, дает вашему телу Силу и Молодость, – и болезнь не коснется вас. И действительно, это со стола Божия старый Мафусаил извлекал свою пищу, и если вы будете делать то же самое, я обещаю вам, что Бог Жизни даст вам так же, как и патриарху, долгую жизнь на этой Земле.
С начала месяца Хиар (май) ешьте рожь; в течение месяца Сиван (июнь) – пшеницу, самую совершенную из трав, дающих зерно. Сделайте так, чтобы ваш повседневный хлеб был изготовлен из пшеницы, чтобы Господь мог позаботиться о вашем теле. В течение месяца Тамиуз (июль) питайтесь кислыми плодами, чтобы ваше тело похудело и Сатана был изгнан из него. Вы должны есть фиги, богатые соками, в течение месяца Аб (августа), а в течение месяца Злюдь (сентябрь) собирайте виноград, и пусть сок его будет вам напитком. В течение месяца Маркешвана (октябрь) собирайте сладкий виноград, высушенный Ангелом Солнца (изюм), чтобы он укрепил ваше тело, так как в нем обитают Ангелы Господа.
Что же касается трав – питайтесь ими в течение месяца Тибет (декабрь), чтобы очистить вашу кровь от всех грехов ваших. И в течение декабря же начинайте пить молоко животных, ибо для того дает Господь траву на полях всем животным, дающим молоко, чтобы своим молоком они пополняли пищу человека. А в месяц Шебат (январь), когда останется излишек от того, что вы собрали, позвольте Ангелу Солнца высушить все фрукты для вас. Питайтесь ими вместе с косточками миндаля (зернами миндаля) в течение всех тех месяцев, когда деревья не плодоносят.
Ибо воистину говорю Я вам: блаженны те, кто едят лишь пищу со стола Господа и избегают мерзостей Сатаны.
Информация, заложенная в этих строках, колоссальна. Вы под конец этой главы сами убедитесь в этом.
Аюрведические рекомендации в этом плане следующие: год разбивается на три сезона – Вата, Питта и Капха. Сезон Вата начинается, когда сухо, ветер и холодно – это конец осени, – и продолжается зимой. В это время лицам с преобладающей доша Вата следует еще больше увеличить долю пищи, успокаивающей ее, чтобы не произошло возбуждения.
Сезон Капха начинается в начале марта и продолжается до середины июня – когда тает снег, туманы, сыро, идут дожди и прохладно. Лицам с преобладающей доша Капха в это время нужно увеличить долю пищи, успокаивающей ее.
Сезон Питта начинается, когда становится жарко и сухо, примерно с июля до конца осени. Рекомендации для людей с преобладанием этой доши те же, что и для двух предыдущих.
А теперь соберем воедино информацию о сезонности питания. За основу мы возьмем «Сезонный образ жизни» из «Чжуд-ши». Чтобы не запутаться, я вычленил только информацию о питании.
1. «В последний месяц зимы и (пять других), когда солнце движется к северу, усиливаются „острые“, „горячие“ и „грубые“. Силой и действием ветра и солнца качества Луны и Земли убывают. В это время увеличиваются силы жгучего, вяжущего, горького (вкусов)».
Если выразить это иными словами: растет сила Ян, и в этот период доминирует вторичный вкус горький.
2. «В сезон дождей, когда солнце идет к югу, силы вновь прибывают. Луна вступает в полноту своей прохладной силы, а солнце идет на убыль. Дождями и ветрами жар укрощается, растет сила кислого, соленого и сладкого вкусов».
Растет сила Инь, доминирует вкус сладкий.
В этих двух пунктах дан ключ к сезонному питанию по Инь и Ян, но, к сожалению, нет среднего звена, то есть ориентировка слишком груба.
3. «В начале зимы… прибывает сила Огня, возбуждается ветер, и если есть в это время мало, то силы тела убудут. Поэтому опираться нужно на три первых вкуса, ешьте мясо, супы, „маслянистое“, „жирное“».
Мясо имеет вкус сладкий; супы порождают тепло, помогают при утомлении; маслянистое и жирное имеют вкус сладкий.
Возбуждается доша Вата, имеющая вторичный вкус горький. Чтобы усмирить ее, надо кушать блюда, содержащие вторичный вкус сладкий. В данном отрывке «три первых вкуса» означают: сладкий – увеличивающий силы тела; кислый – рождающий тепло, соленый – устраняет закупорки.
Иисус Христос в декабре советует принимать молоко, то есть пищу сладкого, жирного вкуса. Из молока делают кисломолочные продукты, вот вам и еще один вкус – кислый.
Это есть не что иное, как рассказ о первом сезоне года по тибетскому календарю. О том, что может возбудиться доша Вата и какими продуктами следует питаться, чтобы быть в гармонии с этим сезоном!
4. «Зимой (конец зимы) в груди скапливается слизь, и весной… слизь приходит в движение. Нужно зимой есть пищу трех последних вкусов, старый ячмень, мясо из засушливых мест, мед, пить кипяток, отвар имбиря… чтобы слизь удалять».
Ячмень – вкус сладкий, а старый еще и «легок» и вызывает аппетит; мясо с засушливых мест – сладкое, подавляет Вата и Капха; мед – сладкий вкус; кипяток – согревает, способствует пищеварению, удаляет слизь, отвар имбиря – вызывает тепло, вкус – жгучий, подавляющий слизь.
Перестимуляция в этот период сладким вкусом возбуждает дошу Капха – порождает слизь. Чтобы бороться с этим негативным явлением, используют продукты: ячмень, мясо из засушливых мест, мед. Они хоть и сладкого вкуса, но слизи не образуют, а кипяток, наоборот, удаляет слизь, отвар имбиря жгучим вкусом подавляет образование слизи и способствует ее удалению, как и кипяток. Таким образом, в данном отрывке речь идет о «трех последних вкусах» – горьком, вяжущем и жгучем.
Рекомендации Иисуса Христа совпадают, но продукты разные. Так, с января и до весны питаются сухофруктами и миндалем, то есть вкус сладкий. Эта пища дает энергию, но не дает слизи.
Это рассказ о втором сезоне. Указывается, что может возбудиться доша Капха, перестимулированная сладким вкусом, и что горьким вкусом ее надо «усмирить».
5. «В период роста растений солнце очень жаркое, оно похищает силы. Надо есть сладкое, маслянистое, „прохладное“, соленое, жгучее, кислое… пить разбавленное вино».
Продукты – сладкие, маслянистые, прохладные и соленые – в жаркое время года не дают обезводиться организму, держат воду. В умеренном количестве кислое способствует пищеварению и легкости тела. Жгучее – улучшает пищеварение, способствует удалению жира, который может образоваться от сладкой и маслянистой пищи.
Рекомендации Иисуса Христа – в течение мая и июня кушать рожь и пшеницу повседневно. Они обладают сладким вкусом, который наиболее подходит для сезона роста. В июле же питаться кислыми плодами – для похудения и очищения.
6. «Летом туча в небе, набухшая водой от ветра и холода, испарения земли и мутной воды угнетают огонь, поэтому прибегай к тому, что порождает тепло. Ешь пищу трех первых вкусов, горячее, жирное и прочее… Пей чай из засушливых мест».
В данном отрывке три вкуса – это сладкое, кислое и соленое, то есть вкусы, порождающее тепло и дающие силы организму. «Чан» – напиток, способствующий образованию в теле тепла.
Рекомендации Иисуса Христа схожи. В августе и сентябре Он рекомендует питаться фигами, виноградом – продуктами, обладающими сладким вкусом, который сильнее всего укрепляет тело.
7. «В летнюю прохладу лучи солнца могут вдруг тело побеспокоить и привести к накоплению желчи, которая осенью придет в движение. Чтобы ее усмирить, ешь сладкое, горькое и вяжущее».
От рекомендаций, данных в пункте 6, – горячего, жирного, кислого и т. д. происходит стимуляция доши Питты (желчи). Но если к этому будет стоять солнечная погода, то может произойти перестимуляция этой «горячей» доши. Отсюда рекомендуются продукты для ее «усмирения». Иисус Христос не зря рекомендует в октябре есть изюм (сушеный виноград). Этот продукт обладает сладким вкусом, укрепляющим тело, а сухость изюма не дает возможности образоваться слизи и желчи в организме, а та, которая имеется, поглощается и выводится вон.
Затем в начале зимы (это будет осень для тех мест, где жил Иисус Христос) с помощью трав, имеющих горький и вяжущий вкусы, делается чистка и стимуляция организма перед вступлением в холодный сезон.
Итак, мы рассмотрели в пункте 6 четвертый сезон, где рассказано, как стимулировать упадок «телесного огня» и какие продукты для этого употреблять.
В пункте 7 – рассказ о пятом сезоне, способе питания в нем, а также профилактика в случае перевозбуждения доши Питта.
И наконец, мы подходим к полной раскладке питания по сезонам года с учетом их влияния на организм.
8. «Летом и зимой три первых вкуса желательны, весной – три последних, в сезон роста (растений) – сладкое, а осенью – сладкое, горькое и вяжущее».
Летом и зимой продукты со сладким, кислым и соленым вкусами способствуют нормальному функционированию организма, дают тепло и силу.
Весной – продукты с тремя последними вкусами: горький – лечит потерю аппетита, сушит жир и т. д., жгучий – лечит болезни горла, улучшает пищварение, аппетит, сушит жир, гной, раскрывает сосуды; вяжущий – сушит желчь, гной, кровь. Таким образом, эти три вкуса производят в основном очищение организма после усиленного питания в зимний период.
В сезон роста растений, когда идет сильный рост, после периода истощения, конечно, лучше питаться продуктами сладкого вкуса, который укрепляет и увеличивает силы тела.
Осенью надо поддерживать силы тела и в то же время не допускать перестимуляцию доши Питты, для этого и подобрана такая комбинация вкусов.
Рекомендации Иисуса Христа и тибетских целителей совпадают полностью, разница лишь в продуктах питания. Ведь Израиль много южнее Тибета. Мне кажется, что рекомендации относительно продуктов питания лучше у Иисуса Христа, они намного ближе натуропатам. Они живые, растительные и не образуют слизи.
Теперь нам ясна скрытая механика использования вкусов. Нам можно и нужно пользоваться этими рекомендациями. Поражает, как подробно и глубоко освещен этот вопрос. Современная наука о питании, упершись в нормы белка и калорий, сильно проиграла в этом плане. Как нам становится ясным, беря за основу энергозатраты человека и нормы белка в зависимости от массы тела и учитывая другие несущественные особенности, мы тем самым упрощаем этот сложный вопрос. Только с учетом индивидуальных особенностей (пропорции дош в собственном теле) и влияния сезонов года на наш организм можно грамотно и адекватно построить свое питание и здоровье.
Этот раздел один из главных ключей к могучему здоровью и долгой жизни. Пользуйтесь этими рекомендациями применительно к себе.
Мне хочется закончить этот раздел, перефразировав одного умнейшего человека древности: из слов моих скудных возьми максимум информации.
ГЛАВА 3