IX. Обследование понимания речи
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Характер выполнения |
Обследование понимания номинативной стороны речи 1. Показ называемых предметов | называются окружающие ребенка предметы | ||
2.Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы» | ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок | ||
3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать картинку с вороной среди 2 картинок | картинки (например, ворона и ворота) | ||
4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед | Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия; девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т.д. | ||
5. Понимание слов, обозначающих признаки: а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький, где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор) б) игра «Пирамидка». Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т.д. в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный | подбираются соответствующие предметные картинки | ||
6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т.д.; повернись вправо, влево и т.д. | |||
Обследование понимания предложений 1. Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности | Даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и выключи свет в комнате», «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул» | ||
2. Понимание инверсионных конструкций типа | |||
а) ребенок должен определить, что сделано раньше | Карточка с предложением: «я умылся после того, как сделал зарядку» | ||
б) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?» | «Петю встретил Миша» | ||
3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу | Карточка с предложением: «утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев» | ||
4. Исправить предложение | Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке» | ||
5. Понимание сравнительных конструкций: какое из 2 предложений правильное | Карточка с предложением: «Слон больше мухи», «Муха больше слона» | ||
6. Выбрать правильное предложение | Карточка с предложением: «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце» | ||
7. Закончить предложение | Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что…» | ||
Обследование понимания грамматических форм 1. Понимание логико-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где владелец мотоцикла | Картинки, изображающие женщину с мотоциклом и мотоцикл | ||
2. Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку) | Специально подобранные сюжетные картинки | ||
3. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой | Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш | ||
4. Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, по какой картинке нарисован шар (шары) | Картинки с изображением одного предмета и множества этого же предмета | ||
5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый – (что?), зеленые – ? | Предметные картинки с изображением 1 зеленого флажка и нескольких зеленых флажков | ||
6. Понимание рода прилагательных. Прелагается закончить фразу, указывать при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное…», «На картинке красный…», «На картинке красная…», | Предметные картинки (яблоко, шар, морковка) | ||
7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. Ребенку говорится о картинке, а он должен показать ее («На скамейке сидят…», «На скамейке сидит…») | 2 картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами | ||
8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково (Валя, Женя, Шура) | Картинки с изображением одного и того же действия, выполняемого мальчиком и девочкой | ||
9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта и т.д. | Сюжетные картинки с изображением соответствующих действий | ||
10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял, льет – разлил) | Пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий | ||
11. Понимание залоговых отношений. Ребенок должен показать, где мальчик одевается сам, а где его одевает мама, где девочка причесывается, а где ее причесывают и т.д. | Пары картинок с изображением соответствующих действий |
ВЫВОДЫ: ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ СФОРМИРОВАНА, СФОРМИРОВАНА НЕДОСТАТОЧНо