Раздел I. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Трубникова Н.М.

Структура и содержание

Речевой карты

Учебно-методическое пособие

Екатеринбург 1998

ББК 4437 Т77

Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты Учебно-методическое пособие / Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург 1998. 51 с.

Рассматриваются основные разделы речевой карты: объем логопедического обследования его последовательность, содержание; структура и особенности оформления логопедического заключения и перспективного плана коррекционной работы.

Пособие поможет студентам овладеть методикой логопедического обследо­вания устной и письменной речи, составить комплексное представление о структуре речевого дефекта младшего школьника и на этой базе разработать научно обоснованные пути коррекционного воздействия, правильно оформить речевую карту.

Предназначено не только для проведения практических и лабораторных занятий по курсу «Логопедия» со студентами института специального образования, но и для использования логопедами в практической работе.

Рецензенты

кандидат педагогических наук, профессор 3. А. РЕПИНА; логопед высшей категории Т. А. ВАЛЯЕВА

ТРУБНИКОВА Наталья Михайловна

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Учебно-методическое пособие

ЛР 040330 от 18.04.97

Компьютерный набор и верстка Л. Н Лексина

Подписано в печать 20.10. 98

Формат 60x84/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе Усл. печ. л 3,2, Уч.-изд. л. 3,0.

Тираж 300 экз. Заказ 2230

Оригинал-макет подготовлен и отпечатан в

отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620219 Екатеринбург, ГСП-135. просп. Космонавтов. 26

©Трубникова Н.М.. 1998

СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Речевая карта, или карта обследования речи, является основным документом, который логопед оформляет в процессе работы. Речевая карта имеет свою структуру и включает следующие разделы: логопедическое обследование, логопедическое заключение, перспективный план коррекционной работы, характеристика динамики логопедической коррекции, анализ результатов коррекционного воздействия. Рассмотрим особенности этих разделов.

Раздел I. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических л двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого со­ставляется речевая карта — карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности.

I. Общие сведения

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения.

4. Домашний адрес.

5. Заключение психиатра (психоневролога).

6. Диагноз невропатолога.

7 Состояние органов слуха и носоглотки.

8. Данные окулиста.

9. Заключение медико-педагогической комиссии.

10. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).

11. Посещает (посещал) ли школу (специальную или нет), указать класс обучения.

12. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту).

13. Жалобы родственников.

14. Данные о родителях ребенка (возраст здоровье профессия, со­циальные условия вредные привычки)

15. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, нало­жение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении.

д) на какие сутки был выписан из роддома,

е) вскармливание (грудное, искусственное).

ё) особенности питания (сосал активно вяло, поперхивался при сосании и глотании, при каком положении головы кормление протекало свободно при каком затрудненно, уставал ли в пе­риод кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу);

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации

16. Раннее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками.

б) когда стал держать голову.

в) когда стаи самостоятельно садиться ходить;

г) когда появились зубы.

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал):

е) появление навыков самообслуживания.

17. Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика):

б) лепет (время появления и его характер):

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика);

г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии).

д) с какого времени замечено нарушение речи,

е) речевая среда, в которой рос ребенок:

е) занимался пи с логопедом (С какого возраста и сколько вре­мени, результаты занятий).

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями воспитателями)

ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ. ПРИНАТАДНЫЙ. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.

Артикуляционного аппарата

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.

Артикуляционного аппарата

Прием Содержание задания Характер выполнения
1. Исследова- ние двигатель- ной функции губ по словес- ной инструк- ции проводит-ся после вы-полнения за- дания по показу а) сомкнуть губы; б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу под счет до 5; в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5; г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5; д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5; е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу; ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу; ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю; з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».  
Отмечаются: выполнение правильное: диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц истощаемости движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.
2.исследование двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции а) широко раскрыть рот при произношении звука и закрыть; б) сделать движение челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) выдвинуть нижнюю вперед  
Отмечаются: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается.
3. ИССЛЕДОВА- НИЕ ДВИГАТЕЛЬ- НЫХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА) ПО ПОКАЗУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5; б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5; в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; г) сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким); д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку; е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам; ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость; ж) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (логопед поддерживает рукой спину ребенка)  
Отмечаются: выполнение правильное, движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно; имеются отклонения языка в сторону тремор, гиперкинезы; истощаемость движений, саливация; удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ МЯГКОГО НЕБА а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается) б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс) в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи  
Отмечаются: выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески, Гиперкинезов, саливации, движение не удается
5. исследование продолжительности и силы выдоха а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.) б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.  
Отмечаются: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

Б. Исследование динамической организации

Состояние просодики

ГОЛОС – тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый.

темп РЕЧИ – быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.

МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННАЯ СТОРОНА РЕЧИ – выразительная речь, маловыразительная, монотонная.

ДЫХАНИЕ– прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.

ВЫВОДЫ: ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СФОРМИРОВАНА С НАРУШЕНИЕМ голоса, темпа, дыхания И т.д. ; ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ.

VI. Обследование слоговой

Структуры

Неправильное произношение слов не ограничивается дефектами звукопроизношения. Часто встречаются и нарушения слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить слова различной слоговой сложности. При этом ребенку сначала предлагается для названия предметные картинки, затем логопед называет слова для отраженного произношения.

Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, определяется, что ребенку легче выполнить. Особо выделяются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.

Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которого искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, произношение каких слоговых структур сформировано, а каких – нет. В ходе обследования составляется протокол.

VII. Обследование состояния

Xii. Обследование чтения

Содержание задания Речевой и наглядный материал Ответы ребенка Примечание (характер выполнения)
Обследование усвоения букв 1.Назвать указанную букву Буквы разрезной азбуки    
2.Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам) п, б, с, з, ш, ж, р, л, с, ц, к, г    
3.Назвать буквы, написанные разными шрифтами А, а, А, а, Б, б, Б, б    
4.Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением Р - , З - , С- Г - , Ь -    
5.Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами П, Н, Р, С, Т, У, К, Ч    
6.Найти среди сходных по начертанию букв нужную ла, лм, ад, лд, гб, вр, вз, вы, гт, ге, кж, гп, пи, пш, шц, сю, со, кх, ни, ор    
Обследование чтения слогов 1.Прочитать прямые слоги са, шу, ха, ну, ос, ры, да    
2.Прочитать обратные слоги ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом    
3.Прочитать слоги со стечением согласных ста, кро, тру, гло, цви    
4.Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными та-ты, ка-кя, зу-зю, ло-ле, са-ся, ду-дю    
Обследование чтения слов 1.Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи) рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички    
2. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?» бровь, журавль, сточка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки    
3. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: а) прочитать слово, найти его изображение по картинке, положить соответствующую надпись картинки с изображениями предметов, животных и т.д..; карточки с надписями к этим картинкам    
б) прочитать слово, напечатать на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку картинки и карточки с надписями к этим картинкам    
в) прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам зуб-суп, жук-сук, папа-баба, коза-коса, уточка-удочка, шкаф-шарф, стол-ствол    
г) прочитать слова с пропущенными буквами руч…ка, …апочки, к…ыш…а, конво…    
Обследование чтения предложений Предлагаются следующие задания:      
а) прочитать предложение и выполнить соответствующее действие Карточки с заданиями: «Покажи глаз», «Подойди к стене», «Возьми ручку», «Встань со стула»      
б) прочитать предложение, найти соответствующую картинку (прелагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы Сюжетные картинки и карточки с предложениями: «Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал ее к конуре», «Оля старше Кати»    
Обследование чтения текста Проводят на основе пересказа и ответов о прочитанном Рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и другие, соответствующие знаниям ребенка, доступные по объему и содержанию, отвечающие программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый    

Выводы: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания читаемого.

XIII. Обследование письма

Прием Речевой и наглядный материал Письменная работа ребенка Примечание (характер выполнения)
Письмо по слуху: 1. Записать буквы:      
а) строчные (в случае забывания обозначить букву точкой) и, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, в, ж, ь, х    
б) прописные Г, З, Д, Р, Ы, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е, Ж, Щ    
в) близкие по месту образования и акустическим признакам с, ш, ч, х, з, ц, л, р    
2. Записать слоги:      
а) прямые на, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля    
б) обратные ан, от, ас, яр, ац    
в) закрытые рак, сом, сон, нам, там, дам, ком    
г) со течением согласных ста, дро, тру, мло, кру, мто    
д) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог ма-мя, лу-лю, та-тя, ра-ря, са-ся, зу-зю, ка-кю, до-де    
е) оппозиционные слоги са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ша-жа, во-фо    
3. Диктант слов различной структуры куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть, перепрыгнуть    
4. Запись предложения после однократного прослушивания На лужайках зеленая трава. Космонавт управляет космическим кораблем    
5. Диктант из текста должен отвечать программным требованиям того класса, в котором обучается ребенок Текст должен включать слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам        
6. А. Списывание рукописными буквами с печатного абзаца а) букв (прописных строчных) К П Р В С Э З Н А Ж с с е э п н о р в ш ц л м ж к    
б) слогов Со, се, эс, са, за, чу, уч, пи, ни, Ки, жи, ши, щи    
б) слов бант, насмешка, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь    
в) предложный с рукописного текста Наши бойцы защитили город на Волге    
г) предложений с печатного текста Вот мелькали в воздухе белые пушистые снежинки    
д) текста В Москве Москва – центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов    
Б Списывание печатными буквами с рукописного образца а) букв (строчных и прописных) у д в б р п ф м ж к ш щ и ц л э с К М Н П Г Е О Э Р В Ч У З Ш Щ Ц    
б) слогов ву, би, ки, по, эи, со, се, са, чу, уч, ри, пи, цу, жи    
в) слов щуки, чулок, малина, пружина, чтение, природа, бабушка, дедушка, внучка    
г) предложений Легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Наши бойцы защищали город на Волге. На перекрестке стоит милиционер.    
д) текста В лесу. Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только опавшие листья шуршат под ногами. Мальчики нашли в кустах ёжика. Он зарылся в сухие листья. Девочки собрали в лесу много красивых листьев.    
7. Самостоятельное письмо а) написать прописные гласные буквы, строчные согласные      
б) записать разные слоги (закрытые, открытые, прямые, обратные)      
в) написать одно-, двух-, трех-, четырех- сложные слова      
г) подписать предметные картинки (слова) груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор    
д) придумать предложение и записать его      
е) дать подписи к сюжетным картинкам (предложения) сюжетные картинки: девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой    
ё) составить предложения из данных слов и записать их под, лежит, зайка, кустом, дождя, после, лужи на, листья, береза, пожелтели    
ж) составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 классов) сюжетные картинки    
з) составить и записать рассказ на определенную тему      

Таблица анализа ошибок письма

Тип ошибок Вид ошибок Количество ошибок Пример ошибочного письма
1.ДИСГРАФИЧЕС- КИЕ 1) Ошибки в звуковом составе слова а) замены гласных б) замены согласных в) пропуски гласных г) пропуски согласных д) пропуски слогов и частей слова е) перестановки ё) вставки ж) раздельное написание частей слова    
2) Лексико-грамматические а) замена слов по звуковому сходству б) замена слов по семантическому сходству в) пропуски слов г) слитное написание слов д) нарушение согласования е) нарушение управления е) неправильное обозначение границ предложения    
3)Графические а) замена букв по количеству элементов б) замена букв по пространственному расположению в) зеркальное письмо букв    
2. ОРФОРГРАФИ- ЧЕСКИЕ ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучатся ребенок    

ВЫВОДЫ: ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ; АРТИКУЛЯЦИОННАЯ форма ДИСГРАФИИ; ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ; ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИСГРАФИЯ; СОЧЕТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ С ОПТИЧЕСКОЙ.

Раздел II. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение, или заключение логопеда, которое со­стоит из двух частей

В первой части логопедического заключения указывается педаго­гический диагноз, который определяет структуру речевого дефекта (объем и характер нарушений структурных компонентов языка).

Вторая часть этого заключения отражает клиническую форму ре­чевой патологии (нарушений устной и письменной речи) и ее особенности (вид, степень тяжести, период и др )

обусловливающие специфические затруднения ребенка, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях Примерами логопедического заключения могут быть следующие:

• фонетическое недоразвитие речи, обусловленное артикуляторно-фонетической мономорфной дислалией;

• фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обу­словленное открытой формой ринолалии послеопе­рационного периода; артикуляционная форма дисграфии;

• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией выраженной степени: артикуляционно-фонематическая дисграфия в соче­тании с оптической;

• общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное моторной формой алалии, осложненной псевдобульбарной дизартрией легкой степени: и т.п.

Затем дается краткое обоснование логопедического заключения. Каждая часть логопедического заключения подтверждается конкретными данными, полученными в ходе логопедического обследования, на основе которых логопед сделал вывод о структуре речевого дефекта и форме речевой аномалии.

Раздел III. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Список рекомендуемой литературы

1. ВОЛКОВА Г. А Логопедическая ритмика. М., 1985.

2. ЖУРОВА Л. Е., ЭЛЬКОНИН Д. Б. К вопросу о формировании фонема­тического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное вос­питание дошкольников М., 1963.

3. КОРНЕВ А. Н Нейропсихологические методы исследования // Психо­диагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Спб,. 1991.

4. ЛУРИЯ А Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга М . 1962.

5. МАРКОВСКАЯ И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического раз­вития // Практикум по патопсихологии. М.. 1987.

6. МЕТОДЫ обследования нарушений речи у детей. Сб. науч. тр. М,. 1982.

7. МИКАДЗЕ Ю.В., КОРСАКОВА Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.

8. ОЗЕРЕЦКИЙ Н. И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности детей Орехово-Зуево 1923.

9. ОСНОВЫ теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М. 1968. Г

10. РЕПИНА 3. А Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми на­рушениями речи. Учеб. пособие. Екатеринбург. 1996.

11.СИМЕРНИЦКАЯ Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М . 1991.

12.ТРУБНИКОВА Н. М. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским церебральным параличом. Метод рекомендации Екатеринбург. 1992.

13.УСАН0ВА О Н Специальная психология Система психологического изучения аномальных детей М.,1990.

14.ХВАТЦЕВМ.Е. Логопедия М. 1959.

15. ЧЕНЦОВ Н.Ю., СИМЕРНИЦКАЯ Э.Г., ОБУХОВА Л.Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей взрослых // Вестник Ml У. Психология 1980. № 3.

16. ШЕРБА Л.В. Теория русского письма Л. 1956. № 5

17. ЭЛЬКОНИН Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты.

Вопросы психологии. 1956 № 5.

Содержание

СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Раздел I. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

I. Общие сведения.........................................................................

II. Обследование состояния общей моторики………………….

III. Обследование произвольной моторики пальцев рук…

IV. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата………………………………………………………………………

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата……………………………………………………………...

2. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата………………………………………………………………………

А Исследование двигательных функций артикуляционного

аппарата.......................................................... ……………………

Б Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата...........................................................

В Обследование мимической мускулатуры...................................

V. Обследование фонетической стороны речи..............................

1. Обследование произношения звуков .........................................

Протокол обследования звукопроизношения................................

2. Состояние просодики.................................... ..............................

VI. Обследование слоговой структуры слова................................

Протокол обследования слоговой структуры слова.....................

VII. Обследование состояния функций фонематического слуха.

VIII. Обследование звукового анализа слова................................

IX.Обследование понимания речи.................................................

X. Обследование активного словаря..............................................

XI. Обследование грамматического строя.....................................

XII. Обследование чтения................................................................

XIII. Обследование письма………………………………………..

Таблица анализа ошибок письма………………………………

Раздел II. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раздел III. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Раздел IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Раздел V. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ …………………………………………………….

Список рекомендуемой литературы……………………………….

Трубникова Н.М.

Структура и содержание

Речевой карты

Учебно-методическое пособие

Екатеринбург 1998

ББК 4437 Т77

Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты Учебно-методическое пособие / Урал, гос. пед, ун-т Екатеринбург 1998. 51 с.

Рассматриваются основные разделы речевой карты: объем логопедического обследования его последовательность, содержание; структура и особенности оформления логопедического заключения и перспективного плана коррекционной работы.

Пособие поможет студентам овладеть методикой логопедического обследо­вания устной и письменной речи, составить комплексное представление о структуре речевого дефекта младшего школьника и на этой базе разработать научно обоснованные пути коррекционного воздействия, правильно оформить речевую карту.

Предназначено не только для проведения практических и лабораторных занятий по курсу «Логопедия» со студентами института специального образования, но и для использования логопедами в практической работе.

Рецензенты

кандидат педагогических наук, профессор 3. А. РЕПИНА; логопед высшей категории Т. А. ВАЛЯЕВА

ТРУБНИКОВА Наталья Михайловна

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Учебно-методическое пособие

ЛР 040330 от 18.04.97

Компьютерный набор и верстка Л. Н Лексина

Подписано в печать 20.10. 98

Формат 60x84/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе Усл. печ. л 3,2, Уч.-изд. л. 3,0.

Тираж 300 экз. Заказ 2230

Оригинал-макет подготовлен и отпечатан в

отделе множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620219 Екатеринбург, ГСП-135. просп. Космонавтов. 26

©Трубникова Н.М.. 1998

СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Речевая карта, или карта обследования речи, является основным документом, который логопед оформляет в процессе работы. Речевая карта имеет свою структуру и включает следующие разделы: логопедическое обследование, логопедическое заключение, перспективный план коррекционной работы, характеристика динамики логопедической коррекции, анализ результатов коррекционного воздействия. Рассмотрим особенности этих разделов.

Раздел I. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических л двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого со­ставляется речевая карта — карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности.

I. Общие сведения

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения.

4. Домашний адрес.

5. Заключение психиатра (психоневролога).

6. Диагноз невропатолога.

7 Состояние органов слуха и носоглотки.

8. Данные окулиста.

9. Заключение медико-педагогической комиссии.

10. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).

11. Посещает (посещал) ли школу (специальную или нет), указать класс обучения.

12. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту).

13. Жалобы родственников.

14. Данные о родителях ребенка (возраст здоровье профессия, со­циальные условия вредные привычки)

15. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, нало­жение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении.

д) на какие сутки был выписан из роддома,

е) вскармливание (грудное, искусственное).

ё) особенности питания (сосал активно вяло, поперхивался при сосании и глотании, при каком положении головы кормление протекало свободно при каком затрудненно, уставал ли в пе­риод кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу);

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации

16. Раннее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками.

б) когда стал держать голову.

в) когда стаи самостоятельно садиться ходить;

г) когда появились зубы.

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал):

е) появление навыков самообслуживания.

17. Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика):

б) лепет (время появления и его характер):

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика);

г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии).

д) с какого времени замечено нарушение речи,

е) речевая среда, в которой рос ребенок:

е) занимался пи с логопедом (С какого возраста и сколько вре­мени, результаты занятий).

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями воспитателями)

ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ. ПРИНАТАДНЫЙ. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.

Наши рекомендации