Постижение человеческой организации в имагинациях
В прошлый раз я отметил те попытки различных психо-оккульных обществ в исследовании духовного мира, только по внешним проявлениям - исходя из потребности времени,- отметил их карикатурное, подражание естественно-научным методам.
Не поймите меня превратно. Я не хочу выступать, критиком этих людей, слишком хорошо зная, насколько сильно может быть желание вступить в существо духовного мира посредством наблюдения внешних явлений на естественно-научном пути. Мне хочется лишь показать, как эти пути должны вводить в заблуждение и как, напротив, должны поступать на правильных путях. Совершенно понятно, что сегодня, так как мы живем в естественно-научном веке и должны жить в нем далее,- появляются люди, которые хотят исследовать духовный мир подобно тому, как они непосредственно исследуют в естествознании и считающие сомнительными другие, чисто духовные пути. Они говорят: С одной стороны лежит перед нами нормальный мир; там ходят люди, исполняющие свои намерения, наложенные на них внешней социальной жизнью; люди, думающие и действующие в смысле этой внешней социальной жизни. Это не имеет ничего особого, потому что мы к этому привыкли. В этом мире исследует естествознание, занимающееся внешними проявлениями: тепло-, свето-, электро-, магнитными проявлениями и т.д.
Но в жизни имеют место также и анормальные явления. Люди поступают как автоматические писцы, как исполнители того или иного влияния, побуждаемые к этому под гипнозом, внушением и так далее. Полагают, что этим способом говорит незнакомый нам мир с нашим обычным миром, хотят истолковать эти внешние получаемые знаки, эти анормальные явления, хотят истолковать то, что происходит, когда в Нью-Йорке кто-либо о чем-нибудь напряженно думает и переживает, а другой, живущий с ним в единомыслии человек получает в Европе известие внутренним путем, подобно как в иных случаях получают его посредством беспроволочного телеграфа внешним образом. Такие проявления, примеры о которых можно привести сотнями и тысячами, исследуют естественно-научным внешним, статистическим путем.
Путь этот не может привести к цели, потому что в нем нет духовного направления, в котором должно идти и которое должно лежать в самом духовном мире. Потому что все эти проявления, какими бы замечательными они не были, остаются лежащими друг на друге агрегатами во внешнем мире, один возле другого. С ними вообще не достигают знания и познания; их можно только регистрировать, рассматривать как нечто примечательное, строить гипотезы о духовном мире, не имеющие, впрочем, значения, ибо сами проявления в этом внешнем мире, в которой они поставлены духовным миром, не говорят по-настоящему о том, что такое они есть. Они не высказываются о том, чем они являются. Мы можем сколько угодно свидетельствовать медиумами, внешними естественно-научными явлениями: духовный мир открывается в них; но он не высказывается о том, что он собственно есть такое.
Видите ли, тут выступает то исследование, о котором я говорил, и которое я совместно с д-ром Вегман пытался точно установить. Это исследование также ведет неизбежно в духовный мир, как и другое, о котором я только что сказал, ищущее осветить внутреннюю жизнь сна. Этот внутренний мир сна неминуемо вступает в духовное, но проистекает это так, что он согласно с целью, которая сама открывается в духовном мире, находит там проявления, нужные для такого исследования.
Но эти проявления не заключаются в разбросанных чудесных явлениях, которые выступают перед нами во внешнем мире, только что описанным образом. Они лежат в той области, которую наблюдает человек образованный в медицине, анатомии и физиологии, когда он от достижения внешней формы человеческого органа,- легкого или печени, или какого-нибудь другого,- поднимается к имагинативному постижению этого органа, постепенно начиная представлять себе перед душою человеческую организацию в имагинациях.
Видите ли, это возможно, когда доступно изучение органов человека, действующих ненормальным образам, не так, как положено действовать естественно, а как бывает при анормальных проявлениях, когда исходят из лежащего в человеке естественно-научного анатомического знания, которое тогда поднимается до духовного прозрения человеческой организации. При том методе, который я излагал перед этим, исходят в исследовании из всего человека. На пути, могущем вести к истинному познанию (действительному), исходят от отдельных человеческих органов, которые охватываются посредством духовной анатомии и наблюдаются непосредственно,- в противоположность ложному пути познания, охватывающем внешние явления статистическими карикатурным естественно-научным образом. Посему вы можете понять, что должен был сперва найтись человек, совершенно правильно разбирающийся в медицине, для того, чтобы эти вещи могли быть истолкованы.
Затем, в дальнейшем, речь идет о том, чтобы в то мгновение, когда духовно, таким образам, постигается человеческий орган,- причем имеется человек, который именно подобным образом рассматривает анатомию,- необходимо, чтобы эта цель не жила в его мыслях как неопределенная цель. И вот тут восстает уже не внутренний человек, каким я раньше описал его, но восстает внешний человек, космический, который представляется во всяком случае еще туманно, но именно как космический человек, как огромный, гигантский человек, он представляется не как земное целое, а как следствие того, что мы зрим его органы, внутренне охватываем их духовно. И вследствие того, что эти органы проявляются в духе (духовно) перед нами стоит не просто земной человек, но человек, охватывающий Космос. Точно также, как прежде мы волшебно вводили ночной лунный мир в дневной, также вводим теперь в человека, то есть в то, что теперь есть не весь человек, не очерченный человек, а тот, который состоит из своих отдельных органов,- вот в это вводим мы волшебно импульсы сферы Сатурна.
Точно также, как ранее вводилась лунная сфера в обычное дневное сознание, также волшебно вводится теперь в научное сознание сфера Сатурна, и мы узнаем, что силы Сатурна в каждом органе действуют особым образом; что силы Сатурна действуют в печени, например, наиболее сильно, в легких - относительно весьма слабо, в голове же действуют менее всего.
Осознав цель, можно ее выразить следующими словами: мы должны искать Сатурн повсюду. И также, как мы ранее продвигались посредством медитации, также теперь, вживая себя в это искание Сатурна, искание внутреннего духовного строения каждого органа,- проникаем мы в сферу Юпитера и познаем, что каждый орган является собственно земным отпечатком духовно-божественного существа.
Человек внутренне носит в своих органах отпечатки духовно-божественных существ. Весь Космос, бывший сперва великим человеком в сфере Сатурна, весь человек становится постигаемым как одно гигантское космическое существо; но в это время он представляется суммой, внутренне-органическим взаимодействием божественных генераций.
Опять таки необходимо, чтобы этот путь был пройден в полной сознательности. Им должно идти так, чтобы в нем действовали силы, которые могут всему этому сохранить устойчивость. Вы должны продумать, что все эти действия живут, прежде всего, в Status nascendi* (состояние в момент образования); они существуют тут, но сейчас же снова проходят. Их легко можно охватить, но становится невозможным их описать, удержать прочно, представить как-нибудь мысленно-образно; мы стоим тут перед опасностью, что именно в то время как предстает то, что я вам рассказал, все это сейчас же снова исчезает перед сознанием и совершенно не поддается рассмотрению.
Видите ли, современные люди в психическом исследовании совсем не думают о том, чтобы тут вызвать духовное, действительно духовное. Они желают сделать все это лабораторным, произвольным образом, призывая к себе А.В.С. как людей, в лабораторию. Духовные реальности не приближаются таким путем к познаваемому человеком миру, и, прежде всего, те реальности, которых желали бы охватить таким способом и описать шаг за шагом действительно научным образом.
То, что я говорил о книге, сможет дать лишь самое первое элементарное начало, и лишь затем, впоследствии, когда мы уже не будем жить, станет разработанной наукой. Но поскольку эти вещи существуют уже и ныне в духовном мире, - ибо они имеют место, например, среди существ, которые живут не на Земле, а на Солнце,- настолько могут они описанным образом быть внесены в земное сознание. Только не следует думать, будто можно лабораторно производить над этим опыты и продвинуться тут путем абстрактной анатомии и т.д., изложенной в учебниках. Дело заключается в том, чтобы все это проходило через живого человека. Почему?
Ибо эти вещи могут быть удержаны лишь тогда, когда они постигаются посредством тех сил, которые также выявляются из общего взаимоустремления людей; когда, так сказать, они постигаются силами, которые люди носят в себе из своих прежних земных жизней, и эти силы прежде всего направляются к удержанию, к усвоению этих вещей. Когда это наступило, в этот мир сферы Сатурна и Юпитера вступает то, что мы можем назвать сферой Марса, с этого момента начинают говорить вещи; наступает откровение вещей. И затем мы снова возвращаемся к Солнцу инспирированным сознанием. Это есть другой путь, который сегодня выявляется как путь, требуемый естествознанием, который охотно желали бы избежать посвященные, о которых я говорил в прошлый раз. Им неприятно, когда они попадают на этот путь, которым, однако, надо идти. Ибо путь через лунную сферу - это вам также ясно из сегодняшнего изложения,- проходили как раз древние посвященные, и мы находим также замечательные вещи именно в "Тайной доктрине" Е.П. Блаватской относительно этого лунного пути. Если мы умеем различать правильное от неправильного, мы находим могучие истины в этой "Тайной Доктрине".
Но это является путем, восходящим через лунный астральный свет, в котором Елена Петровна Блаватская могла жить поразительным образом и в котором ей вестник Меркурия для ее инспираций стал совершенно чудесным проводником. Это можно видеть, когда мы следуем за ее объяснениями, где она всюду вводит имагинацию на верном месте. Это замечательно у Блаватской: когда она развивает идею, то здесь же и находится эта имагинация. Ее ведет посланец Меркурия. Он ведет ее туда, где имеется сокрытая библиотека. Идея возникает в ней. Проводник Меркурия, ведет ее в заботливо сохраняемой Ватиканом книге. Блаватская читает в ней. И многое имеется у Блаватской, чего она в ином случае не могла бы найти, потому что Ватикан охранял это бережно, и в течение многих столетий это было хорошо сокрыто!
Этот путь есть фактически тот, которым много, много пользовались, где надобно осторожно различать все то, что требует внутренней крепкой устойчивости, как я об этом говорил.
А другой путь идет по направлению, мною описанному, которое считается с естественно-научным современным путем и который Елена Петровна Блаватская также ненавидела, как ночь. Это значит, что она ненавидела ночь. Но обыкновенный человек боится приведений. Это есть тот путь, которым должно идти, как я вам указал, который должен стать осознанным, дабы в кармическом развитии сил людей находить опору и крепость не столько для возбуждения воспоминаний, сколько для того, чтобы удержать их таким образом, чтобы они могли бы быть описаны.