Солнечные воздействия и лунные воздействия
В прошлый раз я указал на неправильные, искаженные пути в духовный мир: с одной стороны - путь внутреннего мистического углубления, погружения и вхождения в мир сна; с другой стороны - путь, который, хотел бы я сказать, - искажено, естественно-научным образом идет дорогою явлений, внешне представляемых у сомнамбул и медиумов. Я указал на то, как эти два пути должны быть восприняты и проведены плодотворным образом, когда действительное инициативное познание будет иметь место.
Мы проникаем и далее в эту область, когда представим себе, под какими влияниями со стороны Космоса находится человеческое сознание и вся человеческая сущность.
Вы легко можете видеть, как над всем существующим, кроме земных действий в области влияний на человека, солнечные и лунные воздействия превосходят все другие. Об этом обычно не задумываются. Но и сегодня уже естественно-научно совершенно очевидно, что на Земле не было бы всего того, что есть, если бы не имели тут места солнечные действия, которые снисходят из внеземного Космоса на Землю.
Солнечные действия расколдовывают из Земли все растительные существа. Они необходимы для всего животного и также для всего, что есть физического и эфирного в человеке. Солнечное воздействие замечается повсюду, где только хотят, и значение его также исключительно для высших существенных органов человека. Мы слабее отмечаем лунное воздействие. Оно живет ныне многообразно в суеверии. И то, что о нем можно знать и знать точно, искажено вследствие того, что именно существуют различные суеверные представления о лунных воздействиях. Желающие заниматься нынче наукой чувствуют себя выше всякого суеверия и потому часто отвергают также все значение лунных действий и не хотят попустить его в настоящей науке.
Однако мы замечаем, что не только у поэтов, прекрасно знающих, как возбуждающе действует лунное волшебство на фантазию: и не только у любящих, чьи дела охотно проводятся при лунном свете,- но решительно действие Луны имеет место, воздействуя на Землю. И тут можно узнать совсем особо замечательные вещи.
В середине 19-го столетия в Германии жили двое ученых. Одного звали Шлейден, другого - Густав Теодор Фехнер.
Густав Теодор Фехнер охотно подходил с совершенно определенной точки зрения к самым таинственным явлениям природы, проявлявшихся как в человеке, так и во внешней великой Природе. Между прочим, он собирал даты и составлял особого рода статистику о том, насколько выпадающие в каком либо месте дождевые осадки находятся в связи с полнолунием и новолунием и т.д. И он получил, как следствие своего рассмотрения вывод, что при известных фазах для определенного района имеются большие дождевые осадки, нежели при иных лунных фазах. Он представил его на суд ученых. Он не стеснялся, противопоставить свою науку ходячей (обычной в стране) науке.
Но его коллега по университету, профессор Шлейден, ученый ботаник, придерживался иного мнения; он осмеял вывод Фехнера и сказал, что о подобного рода лунных влияниях не может быть и речи.
Удивительным, однако, было следующее: оба ученых были женаты и в относительно малом тогда университетском городе, который все же являлся одним из больших городов Германии,- существовали еще патриархальные обычаи. Женщины собирали дождевую воду, так как полагали, что она особенно хороша для стирки белья. Произошло так, что о вопросе выпадения дождей говорили не только оба профессора, но такие обсуждали его их жены. Профессор Фехнер говорил своей жене: "Что же, если проф. Шлейден не верит, будто лунные фазы имеют влияние на дождевые осадки, так скажи просто, что ты хочешь использовать эти лунные фазы для того, чтобы собирать дождевую воду, а госпожа Шлейден может набирать воду в другую фазу, после тебя. Так как проф. Шлейден не верит тому, что лунные фазы имеют влияние, то против этого нельзя возразить ничего".
Но представьте, госпожа Шлейден не захотела уступить госпоже Фехнер те лунные фазы, про которые ее муж не верил, что во время них выпадает больше дождей! Таким образом создался очень забавный университетский и семейный спор об этом предмете.
Но он имеет и научную подоснову, и если мы, только более духовидческими способами подойдем к таким влияниям, то увидим, что действительно, не только в суеверии, но и в действительной науке говорится о сильных лунных действиях, также как и о солнечных.
Этим мы относительно уже исчерпали то, что касается факта, охватываемого обычным сознанием современного человека. Современный человек живет, так сказать, под влиянием Земли, Луны и Солнца. Он также в своем сознании зависит в существенном от Земли, Луны и Солнца. Ибо, как я вам уже указал, подобно тому, как внешне видимое в звездах не есть существенное, так и внешне видимое Солнца и Луны не является существенным.
Мы уже говорили определенно о том, как Лунная сфера таит в себе тех сущностей, которые некогда были великими древними учителями человечества. Также и Солнечная сфера таит в себе великое множество духовных сущностей. Каждая звезда есть колония сущностей, подобно тому, как Земля есть космическая колония человечества. Но, как было сказано, человек, ныне проводящий свое время между рождением и смертью, живет почти исключительно под влиянием Земли, Луны и Солнца. И дело в том, чтобы узнать и определить, точнее, как человек всем своим сознательным, также и телесным состоянием, т.е. своим духовным, душевным и физическим состоянием, живет под влиянием Солнца и Луны.
Возьмем, для примера, крайнее состояние сознания между которым лежит состояние сна: дневное бодрственное сознание и сновидческое сознание без сновидений
Наблюдая человека во время сна, когда физическое и эфирное тело разъединены от астрального тела и «Я», мы видим следующее: человек сохраняет бережно солнечные влияния между засыпанием и пробуждением в том, что он извлек из своего физического и эфирного тела как астральное тело и «Я».
С момента пробуждения до засыпания мы внешне глядим на Солнце. Мы также смотрим на его действие и тогда, когда перед нами сплошная дождевая завеса, ибо то, что мы видим на других вещах, является отражением солнечных лучей. В течение всего бодрственного состояния мы находимся под влиянием Солнца, внешне освещающего все предметы. В то мгновение, когда мы засыпаем и переходим в другое состояние, начинает, видимо для духовного ока, сиять Солнце в нашем астральном теле и нашем «Я». Итак, между засыпанием и пробуждением мы имеем Солнце в нас.
Вы ведь знаете о существовании известных минералов: когда их в определенных условиях освещают и затем делают помещение темным, то они сохраняют свет и излучают затем в темноте свет обратным действием. Так обстоит и для духовного лицезрения с человеческим «Я» и астральным телом. Они известный образом насыщены внешним солнечным светом в состоянии бодрствования; они начинают светиться и сиять между засыпанием и пробуждением в то время, как они уже носят в себе солнечный свет.
Таким образом, можно сказать: Во время бодрствования человек находится под влиянием солнечных действий. Во сне - он находится под влиянием солнечного действия, которое он теперь уже носит в себе до пробуждения. Мы имеем в себе Солнце, когда спим и остается в ночи только физическое и эфирное тело. Но в духовном мы наше физическое и эфирное тело освещаем во время сна сами, именно тем, что теперь имеем как сохраненный солнечный свет. И если бы мы этого не делали, если бы извне не освещали нашим сохраненным солнечным светом нашу кожу и вплоть до самого внутреннего наших органов чувств,- то человек рано утром был бы совсем высохшим, иссохшим, увядшим. Мы для сохранения свежести, роста и жизненности нашего организма в действительности выполняем все нужное посредством того, что в течение сна сохраненным солнечным светом извне светим на нашу кожу и наши органы чувств.
Происходит так, что з течение сна человека то время, как он находится во вне своим «Я» и астральным телом, освещает во-первых свою кожу сохраненным солнечным светом, а во-вторых, солнечный свет действует обратно через глаза и уши вплоть до самых нервов.
Феноменом человеческого сна именно и является то, что Солнце сияет, исходя из человеческого «Я» и человеческого астрального тела, на кожу, где находятся врата внешних чувств, само проникая в человека.
Затем наступает, безразлично, новолуние или полнолуние, ибо вследствие этого только меняются действия, но имеют они место при всех лунных фазах. Лунные воздействия подходят к человеку извне и распространяются на физическое и эфирное тело. Таким образам, в физическом и эфирном теле в течение сна мы имеем солнечнее действия, передаваемые «Я» и астральным телом, и лунные действия извне, приходящие на физическое и эфирное тело.
Видите ли, этим характеризуется сон в отношений Космоса. Человек стоит через свое внутреннее в связи с Солнцем; своим внешним - в связи с Луною. Ибо астральное тело и «Я» суть ведь внутреннее, хотя теперь они и во вне.