Дневное бодрствование и сновидческое сознание

Мы говорили о различных состояния сознания, которые возможно развить из сил человеческой души. И то, что мы называем инициальным познанием или познанием посвящения зависит от различных сознаний, посредством которых и создаются познания о мире.

Теперь представим себе как человек может находиться в связи с миром. Подумаем еще раз о том, что для современной цивилизации и всего того, что признает ныне человечество относительно бытия, действенно собственно только одно состояние сознания. Это - состояние бодрственной дневной жизни.

Но можно сказать, что для человека ныне в нашем мировом цикле существуют ведь еще два состояния сознания помимо этого. Однако, прежде всего, они не могут рассматриваться как непосредственно руководящие для какого либо познания. Это - состояние сновидческого сознания, в котором человек ныне переживает лишь отголоски дневной жизни или небольшие отрывки из духовной жизни. Но в обычной жизни сна искажены воспоминания о дневной жизни и прорывы откровения из духовного мира; они настолько утопают в различных образах и символах, что посредством их нельзя получить никакого познания.

Если мы, с помощью инициальной науки желаем ответить себе на вопрос в чем же собственно живет человек, когда ему снится? То ответ представляется такой: Человек, каким он является в обычной жизни, носит в себе во-первых, свое физическое тело, которое ныне видят чувства, которые исследуют такие науки, как анатомия, физиология, биология. Это есть первый член человеческой природы. Всякий полагает, что он его знает, но,- как мы еще увидим - нынче, собственно знают действительно менее всего.

Вторым членом человеческой природы, как точнее о том можно прочесть в моих книгах, именно в "Теософии",- является эфирное тело. Это тонкая организация, которую нельзя видеть глазами; она видима лишь когда человек выработает в себе то первое сознание, о котором я говорил этими днями, что оно может следовать за умершим в годы, следующие за смертью.

Это эфирное или силообразующее тело стоит в еще большей внутренней связи с Космосом, нежели физическое, которое во всей своей организации более самостоятельно.

Затем человек имеет третий член в своей организации, который можно, разумеется, назвать как угодно, но, опираясь на древнюю терминологию, мы называем его астральным телом. Это есть организация, которая не может быть ощутима органами чувств, но также не может быть и воспринята так, как воспринимается эфирное тело.

Если бы мы захотели ощутить астральное тело всеми теми познавательными силами, которыми воспринимаем внешнюю, ныне лицезримую природу, а также и описанными мною как силы следующего высшего сознания, с которыми мы следуем за умершими,- то ощутили бы там, где находится астральное тело человека, ни что иное, как пустоту, небытие.

Таким образом, можно сказать: человек носит в себе свое физическое тело, чувственно воспринимаемое. Человек носит в себе свое эфирное тело, воспринимаемое имагинативно; оно ощутимо посредством тех сил, которые мы можем приобрести описанным образом посредством медитации и концентрации.

Но подходя к человеку со всеми этими силами, мы от его астрального тела воспринимаем только пространственное ничто, пустоту, со всех сторон закрытую, которая вставлена в пространство. Лишь когда мы, как я это описал, приходим к опустошенному по отношению к чувственному миру - бодрственному сознанию и, следовательно, можем противопоставить себя миру в полностью бодрственном состоянии, но притом ничего чувственного не воспринимая, причем также и мышление и воспоминания наши будут молчать, хотя мы все же будем ощущать мир,- тогда эта пустота наполняется. И мы знаем, что в этой пустоте имеем первое духовное в себе астральное тело человека.

Следующим членом человеческой организации является собственное «Я». Это «Я» мы воспринимаем только когда все далее и далее развивается пустое сознание.

У спящего сновидца имеется отделенное от него, лежащее в кровати физическое тело и эфирное (или силообразующие тело); отделенными от них в духовном мире находятся астральное тело и «Я». Но воспринимать мы ведь не можем астральным телом и «Я», имея только обычное сознание. Чем воспринимаем мы внешние впечатления обыкновенного мира. Переживаемые между рождением и смертью? Тем, что имеем глаза в физическом теле, имеем уши. Но таким, каков человек нынче в эволюции миров, он в обычной жизни не имеет никаких соответствующих органов, глаз и ушей в астральном теле или в «Я». Он выходит, следовательно, из своего физического и эфирного тала в сон как раз так, будто имел бы на себе физическое тело в физическом мире, но не имел глаз и ушей, так что было бы темно и немо вокруг него. Но дело обстоит не так, чтобы астральное тело и это «Я» должны были бы всегда оставаться без глаз и ушей,- естественно имея в виду душевные. Именно вследствие того душевного разделения, о котором я говорил в моих книгах, в астральное тело и в организацию «Я» могут внедриться органы, душевные глаза, душевные уши и т.д. Человек может посредством тренировки и упражнений, достигнуть этого. И тогда для него возможно посредством инициального наблюдения глядеть в духовный мир. Он выходит из своего физического и эфирного тела и видит духовное, так как в своем физическом и эфирном теле он видит физическое и также, в известном смысле, эфирное. Это имеет место у человека, который посвящен.

Дневное бодрствование и сновидческое сознание - student2.ru

Но каким образом происходит это у обыкновенного сновидца?

Представьте себе совершенно ясно, что бывает при засыпании, физическое тело и эфирное остаются лежать в кровати. Астральное тело и организация «Я» выделяются. В тот момент, когда выхождение имеет место, в астральном теле существует еще полная совибрация с физическим и эфирным телом. Оно проделало совместно все то, что глаза, уши, воля, в их внутренней деятельности исполняли в движении физического и эфирного тела с утра до вечера. Астральное тело и «Я» проделали все это вместе. Теперь они выделяются, и в то время, как вибрируют еще эти переживания, они сталкиваются с духовным миром, который повсюду вокруг. Наступает хаотическое, беспорядочное взаимодействие между деятельностью духовного мира и тем, что еще звучит в астральном теле. Наступает хаос.

Человек находится во всем этом и познает это. На него производит впечатление то, что он захватил с собою и еще звучит. Оно становится сном.

Но вы ведь понимаете, что относительно действительности тут много сказать нечего. Как же это у посвященного?

Дневное бодрствование и сновидческое сознание - student2.ru

Посвященный в состоянии, когда выходит из тела, подавить сейчас же все то, что тут осталось в отзвуках физического мира и эфирного. Следовательно, он подавляет то, что исходит из физического и эфирного тела.

Кроме того, он имеет возможность, посредством медитации и концентрации, а также развития пустого (по отношению к чувственному) сознания иметь душевные глаза, душевные уши. Он теперь воспринимает не то, что происходит в нем, но что происходит вне его в духовном мире. Вместо снов приходят восприятия духовного мира. Так что можно сказать: сновидческое сознание есть хаотическая противоположность духовных восприятий.

Таким образом, посвященный, образовав на первой ступени внутренние астральные органы,- астральное зрение, астральное слышание, находится затем уже постоянно в состоянии известного рода борьбы, состоящей в том, чтобы подавлять эти воспоминания и отзвуки физического и эфирного тела.

Необходимо беспрерывно бороться, когда входишь в имагинативный мир, в лицезрение духовного; беспрестанно бороться за то, чтобы они получили свое значение. Здесь получается беспрестанная как бы взаимная игра между тем, что желает стать сновидческим и обмануть нас и тем, что представляет действительность духовного мира.

Эту борьбу научается познавать готовящийся к посвящению. Он знает, как в тот момент, когда он, познавая, желает перенестись в духовный мир,- выступают все снова и снова отголоски физического мира; появляется нечто мешающее перед чистыми образами духовного мира. И только терпение и выдержка могут победить то, что выступает тут как сильная внутренняя борьба.

Легкомысленно удовлетворившись тем, что сознание заполняется духовными образами, можно погрузиться в снах в воображаемый мир, вместо того, чтобы войти в мир духовной действительности. Для готовящегося к посвящению необходима исключительная, тщательная внутренняя выдержка.

Обдумайте только, чего все это требует. Когда мы говорим о путях в духовный мир, о духовном исследовании - особенное внимание должно обратить именно на такие вещи.

С одной стороны необходимо,- если мы хотим подойти к духовному миру,- иметь действительное одухотворение действительный энтузиазм для проникновения в духовный мир. Внутренняя распущенность и безразличие, внутренняя вялость препятствуют этому. Таким образом, необходимо иметь правильную внутреннюю подвижность, активность.

С другой стороны, это приводит к возможности фантастического воображения.

Итак, должно иметь способность, могущую вознести нас к наивысшим высотам фантазии, если бы мы предались ей; и должно соединить трезвый дух с тем, что является внутренней активностью, внутренней подвижностью.

Посвященному надобно иметь и то и другое. Нехорошо распускать себя. Нехорошо также по-филистерски держать себя в руках посредством своего интеллекта. Надобно гармонично сочетать одно с другим; с одной стороны иметь способность, так сказать, стать настоящим сновидцом, и, с другой, иметь одновременно всегда возможность не становиться им. В Status nascendi* (* Status nascendi - состояние в момент образования) необходимо иметь в душе возможность подняться в подвижно-фантастическое, но в то же время держать себя во внутренней устойчивости; иметь способность становиться поэтом, богатым фантазией и, одновременно, иметь способность не подаваться ему (поэту). При желании познавать надо, так сказать, в каждое мгновение иметь возможность создать драму, лирическое стихотворение, но и уметь также остановиться на этом пути, идущим в фантазию, и придерживаться тех сил, которые имеют свое значение лишь в самой трезвой жизни. Тогда мы не уходим в фантазию, а в духовную действительность.

При таком внутреннем душевном состоянии приходит невероятно много с настоящим духовным зрением. Вследствие этого получается, что, обращая разумеющий взгляд на сновидческое сознание, выводящее хаотические образы из духовного мира,- мы знаем, с другой стороны, что все напряжение личности должно быть направлено к той силе души, которая обычно лишь дремлет.

Тогда мы получаем представление о том, что значит войти в духовный мир. Говорю: сновидческое сознание выявляет духовное. Это могло бы показаться в противоречии с тем, что сновидческое сознание выводит также образы из жизни тела. Но ведь тело не является просто телесным: оно повсюду пронизано духовностью, и когда кому либо снится великолепный вкусный обед, стоящий перед ним, к которому он во сне приступает, несмотря на то, что не имеет в кармане и десятой доли денег на уплату,- то это означает следующее: действительно духовное астральное содержание пищеварительных органов представляется перед нами в образе символа -обеда. Во сне всегда есть дух, хотя бы это и был дух, сидящий в теле. Сон выводит духовное, но именно очень часто духовное, которое находится в телесном. Это нужно признать.

Когда, например, нам снятся змеи, то это символизируется пищеварительные органы в своих извивах или головные кровеносные сосуды.

Надо уметь проникать в эти тайны. Лишь приступая посредством инициальной науки к духовному исследованию, принимая в соображение все это, также и в интимнейшем смысле, можно получить представление о чрезвычайно субтильном* (*субтильном - тонком) и интимном, что проявляется в душе человека.

Наши рекомендации