Соотношение (связь) метальности с другими состояниями сознания человека
О форме и субстанциональности метальности минерального я говорил, собственно, поскольку эти вещи при приближении к человеку имеют отношение к его состояниям сознания. Прежде, нежели продолжить наблюдение, которое должно коснуться некоторых металлических субстанций, я должен сделать определенное замечание.
Легко можно подумать, что в сказанном мною заключается указание к тому, чтобы вызвать состояния сознания, отличные от обычного человеческого сознания современной ежедневной жизни, введением себе этих субстанций так сказать телесно, как некоего рода питательных средств. И когда говорится о методах, посредством которых находят путь в духовный мир, и указывается на внутреннюю школу и тренировку интимного рода, какую должно проделать,- люди часто отвечают: Да, охотно хотел бы я знать нечто об иных мирах, о других состояниях сознания, но так трудно проделывать эти упражнения.
Начинается жизнь с такими упражнениями, но приходит жизнь, полная привычек, из которых не хотелось бы выходить. Упражнения все более и более становятся чем то, что теряет в своем внутреннем энтузиазме и внутренней интенсивности. Постепенно дело расплывается. И люди ни к чему не приходят, находя невероятно неудобным проделывать такие душевные упражнения.
Когда слышат, что определенные метальности связаны с иными состояниями сознания, люди говорят: удобнее, если, например, для того, чтобы следовать за человеком после смерти, я просто нуждался бы в принятии небольшого количества меди. Почему бы мне тогда не принять медь и создать себе то состояние сознания, которое дает мне возможность сопровождать умершего через всю его душевную жизнь!
Дело становится еще опаснее, когда люди слышат, что в древних мистериях оно действительно проводилось совершенно подобным образом; что в древних мистериях, под строгим непрерывным надзором тех, кто были посвященными, всячески уже проводились подобные вещи. И люди говорят: почему же снова не возобновить этих старых методов?
Но при этом не принимают в соображение того, что тела людей, вплоть до самого внутреннего, были совершенно иными в древние времена, нежели сегодня.
Что же было в древние времена и также в те халдейские времена, о которых я вам говорил этими днями; что существовало у людей, лучше сказать - чего не существовало?
Видите ли, не существовало нашей современной интеллектуальности. Люди не мыслили так, как они думают сегодня, но ощущали свои мысли как инспирацию. Как нынче мы сознаем, что не делаем розу красною, но роза производит на нас такое впечатление, также для древних людей было ясным, что мысли приходили от предметов, были ими инспирированы. Так было вследствие того, что телесность была совершенно другая в те древние времена. Вплоть до состава крови телесность была иною.
И потому было возможным, что такие металлы, о которых я говорил, в необычайно тонной,- мы сказали бы сегодня - гомеопатической высшей степени (чистоты), вводились людям для того, чтобы поддержать упражнение души. Но заметьте: все тело было тогда иным.
Допустим, что в древние халдейские времена человек получал бы высоко потенцированную медь и затем принял указание, что он должен перед принятием этой меди - так бывало всегда - проделать определенные душевные упражнения. Такой человек должен был не то что целыми днями, но годами тренироваться прежде нежели ему давалась высокочистая медь, и лишь затем, когда она ему давалась, он научался чувствовать, ибо его телесность становилась посредством тренировки совершенно иною,- как в нем действует в высших частях эта, распространенная в тончайшей, высоко потенцированной субстанции, пульсирующая в его крови, медь. Он находил, что, получая медь, после этой тщательной тренировки, он внутренне оживал и слова его, которые он произносил, некоторым образом становились теплее. Они становились теплее вследствие того, что он в своей горле и в своих нервах, шедших от горла к мозгу, сам становился теплым.
Основывалось это на том, что человек в те древние времена вследствие своей иной телесности мог развивать тонкую чувствительность по отношению того, что в нем происходило. Дайте в таком же положении человеку современности высоко-потенцированную медь, и она также будет действовать. Естественно, она действует. Но она производит заболевание горла и больше ничего.
Должно знать это различие между старой и новой организацией человека, тогда мы более не будем развивать в себе желание и страсть переключаться в иные состояния сознания посредством внешнего приема, как это водилось в древние времена и многократно употреблялось еще и в средние века.
Видите ли, ныне единственно правильным путем является тот, когда человек прежде всего знакомится душевно с природой и с сущностью меди, как я это описал вчера, когда он создает себе такое ощущение о цвете меди, какова она есть, когда ее находят; о цвете, каков он, когда медь полирована; как действует медь в медном купоросе и в кислоте и т.д. Когда таким образом человек создает себе некое чувство, о котором медитирует и на чем концентрируется,- тогда оно действует на нового человека правильным образом.
Можно сказать: Да, это так, но в Вашей книге "Как достигнуть познания высших миров" совершенно нет о том, что должно таким образом переключаться в медь.
Действительно, этого там нет. Но есть о других вещах. И, прежде всего, это принципиально уже имеется в моей книге, лишь не о меди именно, но для других предметов. Там описывается, как мы должны перенестись в природу кристаллов, растений. Показаны нужные элементарные упражнения. Если не говорится о том, что мы должны познать природу меди, то этого и не нужно, ибо даются упражнения, например, в доверии к себе, в концентрации относительно совершенно определенных содержаний. Оно покрывается тем, что я сейчас представлял о природе меди. Мы не говорим, что должны иметь перед собою природу меди, но говорим: попробуй однажды взять какое-нибудь простое содержание и концентрируйся на нем каждое утро и каждый вечер. Это именно и означает, только выражаясь другими словами: концентрировать на природе меди. Тут только дается как душевное содержание то, что можно дать также касательно метальности.
Когда говорится: "должно каждое утро и каждый вечер концентрироваться на определенном душевном содержании, например: "В свете излучается мудрость", то оно воздействует в душе, если действительно упражнение проделывается. И оно действует именно так, как если бы было сказано: "Познавай природу меди со всех сторон и концентрируйся на меди". Действие исходит лишь один раз от морального, другой раз от чисто физического, химического. И для того, кто как раз не является химиком, гораздо лучше, если он входит в духовный мир моральным путем.
Итак, вы видите, как должно поступать с этими вещами, ибо путь, которым мы шли бы в духовном мире опираясь на пути древних мистерий, был бы для современных людей совершенно ложным. Правильном путем является ныне тот, который заменяет внешнее природно-физическое моральным душевным образом. Ибо все соотношения человека с природой стали другими под влиянием развития человеческой телесности. Состав крови, движение соков, конституция - они все сегодня иные, нежели были у людей древней халдеи. Наше тело стало иным.
Анатома в этом удостоверить не сможем. Во-первых, нынче он работает большею частью с трупами. Недавно на одном естественнонаучном собрании было даже высказано требование: дайте нам трупов! Анатомы находят, что имеют слишком мало трупов для исследования всех тайн естествознания: "Дайте нам трупов!"- восклицают они. Приобрести однако халдейские трупы для исследования этих вещей было бы весьма трудно! И помимо того, анатом своими грубыми средствами также ничего не нашел бы. Такие вещи должны исследоваться духовным путем.
Итак, мы имеем другую телесность, нежели древние. Исходя из этого, мы должны сказать нечто совершенно определенное. Мы можем также сегодня составить высоко потенцированные субстанции. Но почему мы это делаем? Потому, что как раз углубленное рассмотрение существа природы дает нам нужную ориентацию, направление. Когда мы тело человеческое действительно знаем, то нам известно, что оно изменяется посредством всех тех металлов, о которых упоминалось: олова, меди, свинца и т.д. И я вам определил прежде всего это различие указанием на различные состояния сознания.
Но и в нормальной жизни в человеческом теле наступает также, если употребить мало удачное филистерское выражение изменения. Скажем, например, что мы имеем изменения в области, о которой я вчера сказал, что она излучает действие меди.
Такое изменение выражается в различных нарушениях пищеварительных органов, нарушениях обмена веществ и соответствующих органов человека; именно расстройством в той части, которая связана преимущественно с обменом веществ, с пищеварением, с распределением пищи в теле. Каждое такое расстройство в человеческом организме, которое мы называем болезнью, соединено также с пробуждением иного состояния сознания. Вы должны лишь обратить на это внимание в полном его значении.
Когда мы где-либо имеем больной орган, что это означает? Я говорил уже, что в современности, в обычной своей жизни, человек имеет свое обычное состояние сознания посредством сердца. Другие органы человеческой организации имеют иные состояния. Они лишь не поднимаются в степень сознания. Область вашей гортани со всем тем, что связано с мозгом, имеет постоянно состояние сознания, которое я вчера описал рядом с обычным. Область пищеварительных органов имеет постоянное состояние сознания, которое сопровождает нас во времени, которое мертвые пробегают после смерти. В этой области человек переживает жизнь тех людей, которых он знал после того, как они прошли через врата смерти. Но он переживает их под своим сердцем, не в сердце. Потому он об этом ничего не знает: знание остается в подсознании, в бессознательном.
И когда в этой самой области, в которой человек постоянно переживает жизнь умерших в годы после их смерти, наступает нарушение, именно нарушение пищеварения как болезнь,- то состояние сознания там внизу изменяется. Под сердцем наступает слишком сильное сознание.
Что означает, например, иметь известного рода желудочное заболевание? В физической жизни, естественно, это означает то, что описывает физический врач. И то, что я тут излагаю, ни коим образом не будет противоречить физической медицине. Она полностью будет признана и оценена. В Антропософии мы не стоим на точке зрения дилетантизма, светской неосведомленности или шарлатанства, непризнающих медицину, критикующих ее или поносящих. Мы признаем ее полностью. Но рядом с тем, что человек имеет в себе то, что мы описываем в физической медицине, при определенного рода желудочном заболевании,- человек приобретает способность через подобную болезнь желудка следить за жизнью человека непосредственно после смерти. Следовательно, что же мы можем сказать, исходя из спиритуальной точки зрения?
Само собою разумеется, мы описываем прежде всего болезнь в физическом смысле, дабы применить терапию и т.д. Но в спиритуальном смысле тут можно было бы сказать, что человек имеет стремление идти вслед за умершими, которых он знал после смерти. Однако он не имеет способности погрузиться в сознание, лежащее под его сердцем. Он не знает, что идет в область мертвых.
Это - спиритуальная сторона болезни. Заболевают желудком потому, что слишком много бывают вместе с умершими. Но в то мгновение, когда мы бываем слишком много с умершими, мертвые действуют также слишком сильно. Из того мира, о котором я говорил вчера, что он более реален, нежели физический,- приходит в нас очень много. Теперь представьте: вы имеете весы (рисуется на доске) с весовыми чашками, из которых одна опускается сильнее и, если вы хотите восстановить равновесие, то должны положить на другую чашку весов большую тяжесть.
Допустим, некий человек под своим сердцем образовал такое чувствительное сознание (хотя для него это остается неизвестным), при котором он слишком много ходит с мертвыми. Это является подобным опусканию одной из чашек весов. Тогда мы должны положить тяжесть на другую чашку. Как мы это делаем?
Если тут (указывается на рисунок) находится слишком сильное сознание, надобно здесь (область глотни) ослабить сознание, ибо в сердце находится середина весов. Вы, следовательно, должны ослабить в этой области сознание. Как вы это делаете? Вы даете человеку медь. Я ведь говорил вам, что современный человек так организован в своем теле, что медь действует на органы горла.
Но пищеварительные органы и органы горловые стоят в такой близкой связи между собою как одна часть коромысла с другой. Одну можно регулировать посредством другой. Если мы человеку дадим соответствующую дозу меди, то он для своего излечения проходит мимо области умерших, в то время как обычно он более всего пребывал в ней.
Такова спиритуальная сторона лечения.
Сегодня мы должны сказать: Все субстанции, все субстанциональности имеют физическую сторону и моральную, как мною ранее описано. Физическая сторона после долгой тренировки могла быть использована древними посвященными для их учеников так, как уже говорилось; нынче она не должна быть более так употребляема. Сегодня моральная субстанция принадлежит области душевного развития; физическая субстанция принадлежит врачу. И относительно моральной стороны дело заключается лишь в том, чтобы тот, кто знаком с физической стороной болезни и имеет также возможности глубокого проникновения в физическую сторону субстанций,- чтобы он находил поддержку также и в познании моральной стороны субстанций.
Это должно быть строго проводимо для современного познания, для практического знания в области спиритуальных путей: физическая сторона субстанциональности принадлежит врачу; моральная - принадлежит к тому, где имеется душевное развитие. Ибо человеческие организмы совершенно принципиально изменились со времен древних. Насколько интимной была связь между познанием моральной стороны субстанций и физической, настолько интимной должна она стать вновь, после того как была утеряна. Далее я буду говорить об этой утрате.
Но отношение, которое имеет место, например, между физическою медицинскою наукою и моральною наукою,- должно быть иным сегодня, нежели было в седой древности. В обоих случаях должно существовать это отношение. Но нынче оно другое, нежели было в древности. И на познании таких вещей покоится воззрение о том, каковы правильные и каковы ложные пути, ведущие в спиритуальный мир.