Кристаллизованное существо минералов
В прошлый раз я указывал на внутреннее переживание души человека, когда он, посредством тренировки и душевных упражнений поднимается к иным состояниям сознания. При этом то, что в обычном сознании мы знаем лишь как хаотичные, беспорядочные переживания сна, может быть превращено в полностью осознанные, точные бодрственные переживания, я указывал, как посредством этого мы приходим к состоянию сознания некоторым образом близлежащему обычному сознанию, в котором, например, животный мир воспринимается прежде всего в его совокупности, достигая высшего, душевного мира, астрального мира.
Затем, я пробовал показать, как перед нами предстает в своей совокупности растительный ковер Земли, когда мы, в дальнейшем состоянии сознания, исходящим из полностью бодрственного, но по отношению чувственного физического мира пустого сознания,- поднимаемся к звездному миру. Там познаем мы истину о растительном покрове Земли и понимаем, что произрастающие из Земли растения являются зеркалом того величественного и необычайного, что светится нам навстречу лишь внешним образом в звездном мире подобно жемчужинам росы в растениях.
Я хотел бы сказать, что все то, что в пространствах Вселенной развернуто в небесах, приобретает существенность, образ, краски, приобретает даже звучание,- когда мы, таким образом, поднимаемся к нему пустым сознанием. Тогда можно смотреть обратно на Землю и видеть истину о растительном мире, как он является отображением космической сущности, космического свершения и многое другое.
Мы наблюдаем некоторое своеобразие при лицезрении звездного мира с одной стороны и растительного - с другой. Мне хотелось бы, мои уважаемые слушатели, описать вам эти вещи, исходя из внутреннего опыта, описать такими, как они представляются непосредственному, спиритуальному наблюдению и исследованию. В основании моего описания никоим образом не будут лежать литературные или иные традиции, вообще что-либо традиционное. И тут я хотел бы, прежде всего, обратить внимание на одну особенность, которая открывается тому, кто вникает в вещи так, как я описал.
Представим себе, что мы имели бы тут звездный мир, а здесь - мир земной (рисуется на доске). Наблюдая, мы стоим всегда в определенной точке, которую можем назвать своей точкой зрения. И вторым сознанием, о котором я говорил, постигающим звезды и растительный мир совместно, мы воспринимаем, каковы действительные явления там, наверху. Эту картину можно описать такими словами:
Там, наверху - космическая жизнь; тут внизу - Земля, как зеркало. Конечно, не подобно мертвым, несущественным тенеобразным отражениям, но как реальное отражение через воздействие Земли, произрастают растения.
Без Земли, на которой мы стоим, по которой ходим, не было бы растений. Она должна быть тут, как отражающее, дабы могли появиться растения.
Можно идти далее, переходя от бодрственной пустоты сознания (этого второго состояния сознания) к развитию силы душевной, обычно не расцениваемой как познавательная. Это - сила любви ко всем предметам, ко всем существам. Когда мы совершенно пропитываем себя этою силою, проникнув в тот иного рода мир, показывающий нам не звездами усеянный Космос, а откровение сущего,- то выходим в этот спиритуальный океан Вселенной и можем сохранить то, что на Земле имеем как дар нашей духовно-душевно-физической организации; мы можем сохранить себя и расширить в необъятное силу любви, силу отданности всем существам, тогда мы образуем все более и более нашу познавательную силу. Мы достигаем способности ясновидчески прозревать не только животное и растительное царство, но также прозреваем минеральное царство и именно, прежде всего, то минеральное царство, которое по природе своей содержит кристалл. Минеральные кристаллы становятся замечательным объектом исследования и наблюдения для того, кто хочет проникнуть именно в высшие спиритуальные миры.
Если мы переработали себя посредством созерцания животного и растительного мира, то сможем подойти к кристаллизованному минеральному миру.
И тут вновь мы чувствуем себя принужденными поднять взор от кристаллизованного минерального ко Вселенной, к Космосу; снова видим в пространствах Космоса существенное, как видели то, что лежит в основе бытия растений. Но все наше созерцание теперь иное. Мы переживаем нечто совершенно другое, исходя в созерцании из кристаллизованного минерала, нежели когда исходили в созерцании из растительного мира. Мы тут во вне переживаем во Вселенной существенное и снова говорим себе: то, что здесь внизу в бытии Земли видимо как кристаллизованный минерал, это обусловлено духовно-живым, существующим в пространствах Космоса.
Но, в то время как это воздействует вниз, оно не отражается на Земле или посредством Земли. Видите ли, в этом и заключается существенное. Когда мы от минерала поднимаемся к Космосу и смотрим обратно на Землю, то для минерального Земля уже не является зеркалом. Получается так, будто Земли вовсе нет. Она выпадает из поля нашего зрения. Мы не можем сказать так, как о растении: там внизу есть Земля, она отражает. Нет, она не отражает, ее как бы нет совсем.
Когда мы концентрируемся на подобном лицезрении, которое исходит из кристаллизованного минерала, обратили взор в мировые пространства и снова глядим обратно,- тогда под нами, прежде всего, устрашающая, страшная бездна - Ничто. И мы должны ждать, должны сохранять присутствие духа. Ожидание не должно длиться долго. Если мы ждём слишком долго, то страх становится огромным, ибо мы чувствуем, что потеряли почву под ногами. Это совершенно непривычное чувство, выражающееся как огромный страх, если мы не имеем присутствия духа и не проникаем активно через это НИЧТО.
Мы должны провидеть через Землю. Это означает, что ее нет. Должны смотреть далее, ибо ее нет. И мы принуждены, для минералов, видеть не только то, что над нами, а видеть все окружение. Земля должна быть как бы погашенной. Мы должны внизу видеть то же самое, что и наверху, с Востока то же, что с Запада.
Вот тогда к нам приходит с другой стороны навстречу течение, которое поднимается снизу в противоположность течению, которое также существует и у растений, но которое снисходит сверху. Со всех сторон мы видим скрещивающиеся течения Космоса; они встречаются, скрещиваются там внизу под нами, так что мы имеем сверху течение для растений, которое идет вниз: Земля противостоит и растение произрастает. Но, наблюдая течение для минерального царства, мы имеем противоположные течения и через скрещивание их образуется форма минерального царства.
Свободно, через встречу этих скрещивающихся течений Вселенной Космоса образуется минерал. Для кристаллизованного минерала Земля не является зеркалом. Тут ничего не отображается в Земле. Тут все отражается в собственном своем элементе.
Когда вы на горах находите кварцевый кристалл, то обычно он внизу как бы стеснен земным, там вмешались и стеснили его ариманические силы. В действительности он образуется так, что со всех сторон складывается духовный элемент, отражается одно в другом и вы видите кварцевый кристалл свободно реющим в духовной вселенной: в каждом отдельном кристалле, в совершенстве образующимся во все стороны, можно видеть маленький мир.
Однако имеются многие кристаллические формы: кубы, восьмигранники, четырехгранники, десятигранники, ромбические, однодольные, трехдольные и вообще всевозможные фигуры. Взирая на них, мы видим, как течения сходятся, встречаются.
Мы имеем кварцевый кристалл - шестистороннюю призму, замкнутую шестью пирамидальными сторонами; имеем кристалл соли, который может быть кубическим; кристалл пирита, могущий быть десятигранным. Каждый из этих кристаллов образуется так, как я это описал и мы должны сказать себе: следовательно имеется столько различно образованных мировых течений и существует не один мир, а столько пространственных миров, насколько Земля составлена из кристаллов. Мы глядим в необъятность миров. Смотрим на кристалл соли и говорим себе: Там, вовне, во Вселенной, есть настоящее, существенное: кристалл соли является манифестацией чего-то, что пронизывает все мировое пространство, как действительно существующее, это - мир для себя. Смотря на кристалл пирита, также кубической формы или десятигранной, мы говорим себе: Там, во Вселенной существует нечто, что наполняет все пространство и этот кристалл для нас - выявление, манифестация целого мира.
Так что мы стоим тут на Земле человеком и говорим себе: В земном встречаются действия многих миров; в то время как мы, люди, думаем и действуем на Земле, в нашем мышлении и действии струится вместе мысль и деятельность различнейших существ. Мы имеем в бесчисленных разнообразных формах кристаллов откровение великого множества сущностей, которые изживают себя в математически пространственном образе в кристаллах. В кристаллах мы взираем на богов.
Еще более существенным, мои уважаемые слушатели, нежели интеллектуальное теоретическое знание чего-либо, является почитание Вселенной, известного рода благоговение перед нею и принятие воздействия необычайных тайн этой Вселенной на душу. Антропософия ведет к такому самочувствию. Человек должен получить возможность созерцать посредством антропософии во всяком отдельном кристалле деятельность и движение божества во Вселенной.
Тогда не только интеллект - мыслями, но вся человеческая душа наполняется мировым содержанием. Всего менее Антропософия существует для того, чтобы наполнять голову мыслями. Дана Антропософия для того, чтобы всего человека просветить о Вселенной, наполнить почитанием и благоговением к ней. И во все предметы и события мира должно входить,- я хотел бы сказать - внутреннее, душевное жертвенное служение человека. Это жертвенное служение должно стать познанием.