Дальнейшее укрепление душевной жизни
В смысле укрепления и усиления душевной жизни мы можем идти все далее. Можем не только медитировать и концентрироваться, как я описал это в выше названных книгах, но стремиться к тому, чтобы снова удалить то, что имеем в душе как сильное душевное содержание. Мы приходим к тому, что после того как усилили со всем возможным напряжением душевную жизнь, укрепили мышление и чувствование, мы все это снова сделаем слабее и даже приведем в ничто. Тогда устанавливается то, что можем назвать "пустым сознанием".
Когда в обыкновенном сознании мы делаем это сознание пустым, то засыпаем. Можно проделать этой экспериментально. Например, перед нами человек. Его лишают сперва зрительных впечатлений, так что он находится в темноте, отнимают все слуховые впечатления, так что он находится в безмолвии, в беззвучии. Затем притупляем также и другие органы чувств. Человек постепенно засыпает.
Это происходит не так, когда мы прежде усиливаем мышление и чувствование. Тут мы совершенно произвольно можем сделать сознание пустым и бодрствовать. Мы ничего не делаем кроме того, что желаем делать по своему произволу: мы бодрствуем, мы не засыпаем. Но мы более не имеем чувственного мира перед собою. Мы имеем пустое сознание. Тогда сейчас же в него входит действительная духовная жизнь.
Также как и в обычном дневном сознании входит чувственный мир с его богатством теплоты, с его красками, с его звуками, также входит в это пустое сознание духовный мир. Лишь сделавши сознание бодрственным и пустым, мы бываем окружены духовным миром.
И снова мы можем поразительно интенсивно ощущать это новое сознание и эту связь с духовным миром на чем-либо из внешней природы. Как ранее мы при особом роде наблюдения над животными ощущали наступление новой сферы сознания, также теперь можем ощутить по совершенно иному нечто, что мы увидим в растениях, в растительном мире Земли.
Каким видим мы его обновленным сознанием? Мы проходим по Земле и видим произрастающим из минеральной Земли в богатстве красок и зелени растительный мир. Мы радуемся тому, что цветет и живет, синее, желтое, красное, белое и зеленое. Мы воспринимаем его, он воздействует на нашу душу. Она оживает, наполняется радостью. Она достигает внутреннего восторга, когда мы видим этот чудесный блистающий красками растительный покров, раскинутый по Земле и произрастающий из Земли.
Мы взираем кверху и видим Солнце, ослепляющее нас. Вглядываемся в синий небосвод. Мы не замечаем ничего особенного, кроме того, что нам представляется днем, когда мы имеем безоблачный или облачный день, то, что вам хорошо известно. Мы сперва не знаем, какое отношение имеет наблюдение растительного покрова Земли с тем, что мы глядели наверх.
Но идем далее. Допустим, что мы переживаем глубочайшую радость от лицезрения ковра, покрывающего Землю растительным царством. Мы ждем к концу прекрасного дня наступающую ночь. И теперь взираем на небесный свод, видим как многообразно построены фигуры светящихся звезд по всему широкому небу: они мерцают, блестят. Новый восторг наполняет душу, нечто действующее сверху ниспосылает нам радостное внутреннее ликование.
Таким образом, днем мы можем указать на многокрасочный ковер Земли в растительном мире: это дает нам ощущение внутренней радости, пронизывает нас восторгом. Мы можем затем взирать наверх и видеть кажущийся нам днем синим небосвод, покрытый ночью мерцающими, светящимися звездами. Мы внутренне можем ликовать, получая нисходящее к нам в душу сверху откровение. Это имеет значение для обычного сознания.
Когда мы выработали сознание пустое, но бодрственное, куда вошел духовный мир, тогда мы говорим себе, обращая взор в течение дня на растительный покров и ночью на светящиеся мерцающие звезды: днем нас привлекало, пронизывая внутренней радостью то, что покрывает Землю красочным ковром. Но что же такое собственно то, что видели мы днем? Затем взираем наверх ночью к блистающему звездами небу. Звезды уже не просто мерцают перед этим бодрственным пустым сознанием: они принимают различнейшие образы. Простое мерцание звезд прекратилось и там наверху (для нас) находится нечто замечательно существенное. Там ширится растущая, действенная жизнь, великая, сильная и возвышенная. И мы стоим, познавая ее в благоговении и благоговея в познании.
Тут мы достигли средней ступени в посвящении и говорим себе: Растения ведь находятся прежде всего там, наверху. Настоящие существа растений - это есть то, что прежде светило нам лишь в отдельных точках звезд. Теперь мы воспринимаем это так, как будто там наверху прежде всего находится настоящий растительный мир. Получается так, как если бы фиалка представлялась нам не как фиалка, но как если бы от утренней фиалки, когда она полна росою, мы видели бы не цветок, а только блистающую отдельную жемчужину росы, когда мы видим отдельную звезду, то это ведь и блистает отдельная росинка в звезде. В действительности, за этим имеется могучий, существенно-действенный мир. И к нему мы взираем.
Теперь мы знаем, что такое растительный мир. Он вовсе не на Земле, он во вне, в Космосе, сильный, возвышенный и великий.
И что это такое, что мы видели днем тут, внизу, в красочных растительных покровах? Это есть отображение того, что там, наверху.
Космос, со своей действенной, существенной образующей жизнью отражается на Земле. Она является зеркалом в своей поверхности. Когда мы смотримся в зеркало, то знаем, что это есть только отражение наше. Мы стоим, отражаемся такими, какими есть во внешней форме. Души в этом нет. Небо не отражается в Земле адекватным образом, но так, что оно сверкает в растительных красках желтым, зеленым, синим, красным, белым. Это есть отражение неба, слабое, теневое отражение неба.
Мы познаем новый мир. Там, наверху, растения суть люди, существа с самосознанием. И к обычному физическому миру, к астральному миру, мы имеем еще третий, собственно духовный мир. В своих росинках звезды ведь являются космическими росинками этого мира. Растения суть отражение этого мира, они не являются всем тем, что в них есть; они находятся в том, чем представляются нам здесь на Земле, но не сущностью. Они суть чистое отражение по отношению бесконечно многообразно богатой интенсивной реальности, которая имеется там, наверху в собственно духовном мире и из которой отдельные звезды блистают как космические росинки. Мы имеем третий, собственно духовный мир, и знаем теперь, что все роскошное растительное существо отражает лишь этот мир.
Еще мы познаем, что, как люди, мы также носим в себе то, что является собственно сущностью растений там наверху. Мы лишь вносим в отраженную жизнь Земли то, что растения оставляют там. Растения остаются наверху, в духовной стране, посылая на Землю свои отражения. Земля наполняет материей, земной материей, эти отражения. Мы - люди, наше душевное, принадлежащее также этому миру, вносим в мир отражений; мы суть не просто отражения, но мы на Земле также и душевные реальности.
Мы живем на Земле, прежде всего, в трех мирах: В мире физическом, в котором животные своим самосознанием не живут. Но, как люди, мы живем одновременно и во втором мире, в котором животные живут со своим самосознанием, в астральном, только мы низводим его в физический мир. Живем также еще в третьем мире, в котором живет действительность растительного существа,- в духовном мире, только растения посылают на Землю просто свои отражения, а мы - наши души - реальности.
Теперь вы можете сказать следующее: существо, которое тут на Земле имеет тело, душу и дух, живет с телом, душою и духом в физическом мире и является человеком. Существо, которое на Земле имеет тело, душу, но в пограничном втором мире имеет дух и через это является менее действительным в физическом мире - есть животное.
Существо, которое в физическом мире имеет лишь свое тело, во втором мире свою душу и в следующем третьем мире свой дух, так что является только лишь отражением духа, лишь заполняется земною материей - это есть растение.
Вы познаете в природе три мира, и познаете, что человек носит в себе эти три мира. Вы, некоторым образом, чувствуете растения вырастающими вплоть до самых звезд и, взирая на них, говорите себе: ты существо, от которого на Земле вижу только отражение, отражение безсущностное. Чем более я обращаю свой взор кверху и смотрю на звезды в ночи, тем более вижу там наверху настоящее существо. И Природа, когда я гляжу с Земли до звезд, рассматриваю Космос как единое,- становится цельною.
Затем, оглядываясь на себя как на человека, я говорю себе: То, что в растении достигает туда, доверху, это я сочетал на Земле в себе. Я ношу в себе, как человек, физический, астральный и духовный мир.
Итак, подняться до духовного исследования означает прозреть следующее: вместе с природою возрасти до Неба и врасти в самого человека вплоть до того, где отверзаются ему небеса.