Принятая в НЛП схема движения глаз
4. Языковые паттерны (L)
Ведущий метод нейро-лингвистического программирования заключается в поиске конкретных лингвистических форм, таких как “предикаты”, указывающих на конкретную нейрологическую репрезентативную систему или субмодальность, и на то, как данная система или качество используется в мыслительном процессе в целом. К предикатам относятся такие части речи, как глаголы, наречия и прилагательные, которые обозначают действия и качества в противоположность предметам. Такого типа язык, как правило, выбирается на бессознательном уровне и поэтому отражает в себе порождающую их нижележащую бессознательную структуру. Ниже приводится список наиболее общих предикатов сенсорных систем:
ВИЗУАЛЬНОЙАУДИАЛЬНОЙКИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ
видеть слышать хватать
глядеть слушать прикасаться
наблюдать звучать чувствующий
ясный резонирующий твёрдый
яркий громкий тяжёлый
рисовать выражать обращаться
смутный шумный грубый
высвечивать звонит соединять
показывать говорит двигаться
Внутренние состояния
НЛП сосредоточивает свои усилия на выявлении, использовании и изменении в умственных процессах и физиологии людей отдельных стереотипов, влияющих на их поступки, и на поиск путей улучшения эффективности и качества их жизни и деятельности. Основное положение НЛП состоит в том, что человеческий мозг функционирует аналогично компьютеру: путём выполнения “программ” или мыслительных стратегий, состоящих из строгой последовательности указаний или внутренних репрезентаций. Отдельные программы или стратегии лучше других подходят для выполнения некоторых задач, и именно тем, какую стратегию индивид применяет, и определяется в огромной степени, будет ли его жизнь и деятельность чем-то выдающимся или вполне заурядным.
Эффективность и способность выполнить конкретную мыслительную программу в значительной степени определяются физиологическим состоянием индивида. Совершенно очевидно, что если в компьютере имеются неполадки, он не сможет выполнить программу. То же справедливо для человеческого мозга. Насколько человек бодр, сосредоточен, каков его уровень стресса, - всё это будет определять эффективность выполнения его ментальных программ. Частота сердцебиения и дыхания, поза, кровяное давление, мышечное напряжение, реакция и гальваническая реакция кожи (galvanic skin responce) - вот примеры физических параметров, вызывающих и сопровождающих изменения в общем физиологическом состоянии. В НЛП эти параметры находят применение для определения и моделирования наиболее совершенных физиологических состояний индивидов, которые благодаря тренингу могут затем произвольно вызываться и использоваться в случае необходимости.
Таким образом, внутреннее состояние человека оказывает большое влияние на его способность успешно действовать в любой обстановке.
Якорение
Якорение - это процесс, на первый взгляд напоминающий метод выработки “условных рефлексов” Павлова, в котором ассоциация между звонком и началом слюноотделения у собак является чисто рефлекторной, и не зависит от того, получают они вслед за звонком пищу или нет. Однако, в бихевиористской формулировке с условиями стимула и реакции, стимул всегда является внешним сигналом, а реакция - всегда особый поведенческий акт. Их ассоциация рассматривается в качестве рефлексивной, и не является предметом выбора.
В НЛП термин “якорение” относится к процессу выработки связей между элементами модели R.O.L.E. и приобрёл более широкое значение, распостранившись и на другие помимо окружающего мира и поведения логические уровни. Например, какая-то хранящаяся в памяти картина может стать “якорем” для конкретного внутреннего ощущения. Прикосновение к ноге может стать якорем для зрительной фантазии или даже убеждения. Тон голоса может стать якорем для состояния возбуждения или уверенности. Человек может сознательно выработать и приводить в действие эти ассоциации. Якорь является средством самосовершенствования, а непросто каким-то бессознательным рефлексом. Очевидно, что якорение может стать очень полезным средством для выработки и усиления творческих умственных процессов.
Чаще всего якоря вырабатываются простым ассоциированием одновременно двух различных опытов. В моделях поведенческого обусловливания (behavioral conditioning models) ассоциации закрепляются более прочно, благодаря повторению. Повторение может также применяться и для закрепления якорей. Например, вы можете попросить кого-либо живо представить себе то время, когда он проявил необычные творческие способности и похлопать его по плечу, когда он думает об этом случае. Если вы повторите это дважды или трижды , похлопывание по плечу образует связь с творческим состоянием. В конечном итоге, похлопывание по плечу будет автоматически напоминать человеку о его творческом состоянии.
Стратегии
1. Определение термина “стратегия”:
а. Происходит от греческого слова “strategos” - военачальник.
б. “1. Наука ведения войны, искусство ведения войны; 2. перен. Искусство руководства общественной, политической борьбой.” (Словарь русского языка С.И. Ожегова)
в. В НЛП термин “стратегия” используется для обозначения этапов мыслительного процесса или программы (в том же смысле, что компьютерная программа), которая ведёт к конкретной цели или результату. Каждый этап стратегии характеризуется привлечением одного из пяти чувств или “репрезентативных систем”.
2. Классы стратегий:
а. Память (Memory)
б. Принятие решений (Decision Making)
в. Обучение (Learning)
г. Творчество (Creativity)
д. Мотивация (Motivation)
е. Действительность (Reality)
ж. Убеждение (Belief, Convincer)
3. Последовательность проведения стратегии:
а. Извлечение (Elicitation).
б. Использование (Utilisation).
в. Разработка (Design)
г. Введение в действие - Реорганизация (“Installation” - Reorganisation)
4. Структура стратегии:
а. Модель общепринятых систем.
Ввод Обработка информации/Репрезентация Вывод
Обратная связь
б. Структура стратегии НЛП
ДЕЙСТВИЕ # 1
?
неуверенность
ТОЧКА
ВЫХОД ПРИНЯТИЯ ЖЕЛАЕМОЕ НЫНЕШНЕЕ ВВОД
+ РЕШЕНИЯ СОСТОЯНИЕ СОСТОЯНИЕ
совпадение ОПРОБОВАНИЕ
несовпадение
- ДЕЙСТВИЕ # 2
Приложение Б:
Основные пресуппозиции НЛП
Карта не есть территория
1. Люди реагируют на свои собственные восприятия действительности.
2. Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта-отражение мира не является более “подлинной” или “настоящей”, чем любая другая.
3 Смысл моего общения заключается в той реакции, которую оно вызывает.
4. Наиболее “мудрые” и “дружественные” карты - это те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, которые наиболее “подлинные” или “точные”
5. Люди уже обладают (или потенциально обладают) всеми ресурсами, необходимым им для того, чтобы действовать эффективно.
6. Любое поведение представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в донных момент.
7. Перемены происходят при высвобождении или приведение в действие подходящего ресурса в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.