Ориентация на цели и проблемы
а) В направлении положительного
В направлении, обратном отрицательному
б) Совпадение (ориентация на сходства и подобия)
Несовпадение (ориентация на различия)
в) Стиль мышления
Видение
Действие
Рассуждение (Логика)
Эмоция
д) Иерархия критериев (ценностей)
Сила (управление)
Причастность (взаимоотношения)
Достижение (цели)
Ориентация на взаимоотношения
а) Сам - 1-я позиция
Другой - 2-я позиция
Контекст - 3-я позиция
б) Внешнее поведение
Внутренняя реакция
Ориентация на время
а) Прошлое - воспоминание
Настоящее - внешнее
Будущее - сконструированное
б) Во времени (ассоциированная)
Сквозь время (диссоциированная)
Ориентация на организацию информации
а) Человек - кто
Информация - что
Место - где
Время - когда
Деятельность - как
б)Масштаб разбивки
Крупный
Мелкий
Приложение 2
ПРЕДИКАТЫ И ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
В нейро-лингвистическом программировании выявлен ряд вербальных и невербальных показателей, которые могут использоваться в качестве ключей к раскрытию отдельных компонентов умственных процессов индивида - и при его сознательном участии или без него.
Лингвистические ключи
“Предикаты” - это слова: глаголы, наречия и прилагательные, указывающие на действия или качества, в противоположность предметам. Данный тип языка выбирается, как правило, на подсознательном уровне и отображает ту основополагающую умственную структуру, которая их порождает. Ниже приводится список наиболее часто употребляемых предикатов, которые указывают на использование одной из репрезентативных систем
ВИЗУАЛЬНАЯ
видеть
глядеть
увидеть
ясный
яркий
изображать
смутный
выносит на свет
показывать
АУДИАЛЬНАЯ
слышать
слушать
звучать
звучный
громкий
выражать
шумный
звонит в колокол
рассказывать
КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ
хватать
касаться
чувствующий
твердый
тяжелый
обращаться
шероховатый
соединяет
перемещаться
Движения глаз
Автоматические, бессознательные движения глаз часто сопровождают конкретные мыслительные процессы, указывая на вхождение в одну из репрезентативных систем. Данные положения глаз также могут стимулировать вхождение в конкретную репрезентативную систему, как и обеспечивать поддержку с ее стороны. В НЛП данные знаки сведены в следующую общую схему:
Визуальное конструирование (Vc)
Аудиальное конструирование (Ac)
Кинестетический (K)
Визуальное воспоминание (Vr)
Аудиальное воспоминание (Ar)
Аудиально-дигитальный (Ad)
Схема движения глаз
Приложение 3
НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
Логические уровни
Как отмечал Грегори Бэйтсон, в процессах обучения, изменения и общения существуют естественные иерархии классификации. Функция каждого уровня заключается в организации информации на предшествующем ему более низком уровне. При этом правила изменения чего-либо на одном уровне отличается от правил изменения на более низком уровне. Изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокие уровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет на более низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высоком уровне. Бэйтсон отмечал, что именно это смешение логических уровней часто приводит к возникновению проблем.
Логические уровни в НЛП
Работая в НЛП, следует постоянно принимать во внимание следующие основные и наиболее важные логические уровни:
Духовный
Трансмиссия
А. Кто я есть - идентичность (кто)
Миссия
Б. Моя система убеждений
ценности, критерии (почему)
Дозволение и мотивация
В. Мои способности - состояния, стратегии (как)
Направление
Г. Что я делаю - особые типы поведения (что)
Действия
Д. Мое внешнее окружение - внешний контекст (где, когда)
Реакции
Нейро-логические уровни
Данные различные уровни каждый в отдельности вызывают более глубокую вовлеченность неврологической “цепи” в действие.
Духовный: голографический - нервная система в целом
А. Идентичность: иммунная система и эндокринная система -
глубинные функции жизнеобеспечения.
Б. Убеждения: Автономная нервная система (например, частота сердцебиений, расширение зрачков, и т.д.) - бессознательные реакции.
В. Способности: корковые системы - полусознательные действия (движения глаз, поза, и т.д.)
Г. Типы поведения: моторная система (пирамидный отдел и мозжечок) - сознательные действия.
Д. Внешнее окружение: периферийная нервная система - чувственные ощущения и рефлекторные реакции.
Примеры утверждений на различных логических уровнях
Нижеследующие утверждения указывают на различные уровни реакций у человека, который обнаружил, что болен раком.
А. Идентичность - я жертва рака.
Б. Убеждение - нет никакой надежды, нужно смириться с неотвратимым.
В. Способность - я не способен поддерживать свое состояние.
Г. Особый тип поведения - у меня раковая опухоль.
Д. Внешнее окружение - рак пытается меня одолеть.
Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, кто стремится к достижению цели, связанной с сохранением здоровья.
А. Идентичность -я здоровый человек.
Б. Убеждение - если я здоров, я могу помогать другим.
В. Способность - я знаю, как сохранить свое здоровье.
Г. Особый тип поведения - иногда я могу делать что-то полезное для здоровья.
Д. Внешнее окружение - это лекарство вылечило меня.
Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, кто злоупотребляет спиртными напитками.
А. Идентичность - я алкоголик и навсегда им останусь.
Б. Убеждение - мне нужно пить, чтобы сохранять спокойствие и быть в порядке.
В. Способность - похоже, я не могу справиться со своим влечением к спиртному.
Г. Особый тип поведения - когда я был в гостях, мне пришлось много выпить.
Д. Внешнее окружение - когда я встречаюсь с друзьями, я люблю выпить пару рюмок.
НЛП
А. Эволюционные изменения - изменения на уровне идентичности. Изменения в миссии и цели.
Б. Генеративные изменения - изменения на уровнях убеждения и способности.
Изменение в мотивации, дозволении и направлении.
В. Исправляющее изменение - изменение на уровне поведения и внешнего окружения.
Изменение в действиях и реакциях.
Приложение 4
СУБМОДАЛЬНОСТИ
ВИЗУАЛЬНЫЕ
ЯРКОСТЬ
(темный - яркий)
РАЗМЕР
(большой - маленький)
ЦВЕТ
(черно-белый - цветной)
ДВИЖЕНИЕ
(быстрый - медленный - неподвижный)
РАССТОЯНИЕ
(близкий - далекий)
ФОКУСИРОВКА
(резкий - расплывчатый)
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
ГЛУБИНА
(объемный - плоский)
АУДИАЛЬНЫЕ
ГРОМКОСТЬ
(громкий - тихий)
ТОН
(густой - тонкий)
ВЫСОТА
(высокий - низкий)
ТЕМП
(быстрый - медленный)
РАССТОЯНИЕ
(близкий - удаленный)
РИТМ
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ
ИНТЕНСИВНОСТЬ
(сильный - слабый)
ПЛОЩАДЬ
(большой маленький)
ТЕКСТУРА
(неровный - гладкий)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
(постоянный -прерывистый)
ТЕМПЕРАТУРА
(горячий - холодный)
ВЕС
(тяжелый - легкий)
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
МЕТАМОДАЛЬНОСТИ
АССОЦИИРОВАННЫЙ -
ДИССОЦИИРОВАННЫЙ
ВНУТРЕННИЙ -
ВНЕШНИЙ
СЛОВА - ТОН
ВНУТРЕННИЙ
ВНЕШНИЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ -
ТАКТИЛЬНЫЙ
ВНУТРЕННИЙ
ВНЕШНИЙ
Приложение А:
История создания
И принципы НЛП
Начало НЛП было положено Джоном Гриндером (John Grinder), чьей основной специальностью была лингвистика, и Ричардом Бэндлером (Richard Bandler), изучавшим математику и гештальт терапию. Цель, которую они перед собой ставили - создание точных моделей совершенного человека. В своей первой работе, “Структура магии” (The Structure of Magic, Vol. I & II, 1975, 1976) они разработали вербальные и поведенческие модели психотерапевтов Фрица Перлза (Fritz Perls), создателя гештальт терапии, и Вирджинии Сатир (Virginia Satir), специалиста с мировым именем в области семейной психотерапии. Их следующая работа “Модели техники гипноза Милтона Эриксона” (Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Vol. I & II, 1975, 1976), была посвящена исследованию вербальных и поведенческих моделей Милтона Эриксона, основателя Американского общества клинического гипноза и одного из наиболее признанных и успешно практикующих психиатров нашего времени.
Исходя из этих ранних работ, Гриндер и Бэндлер дали определение своей собственной технике моделирования, с указанием индивидуального вклада каждого, в самом её названии: “Нейро-лингвистическое программирование”, символизирующее взаимоотношения между головным мозгом, языком и телом. Основные положения данной модели были изложены в ряде изданий, включая такие, как Frogs into Princes (Grinder, J., Bandler, R., 1979); Neuro-Linguistic Programming, Vol. I (Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R., DeLozier, J., 1980); Reframing (Grinder, J., Bandler, R., 1982); Using Your Brain, (Bandler, R., 1985)
В принципе, всё НЛП зиждится на двух фундаментальных положениях:
1 Карта не есть территория. Как человеческие существа мы никогда не сможем постичь всей полноты действительности, и то, что мы познаём, - это лишь наше восприятие этой действительности. Мы создаём себе представление об окружающем мире и реагируем на него через наши сенсорные репрезентативные системы. И именно наши “нейро-лингвистические” карты действительности определяют наши поступки и дают им смысл, а не сама действительность. И, как правило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперёд, а наша карта-отражение этой действительности.
2. Жизнь и “разум” являются системными процессами. Процессы, протекающие в человеке и между человеком и окружающей средой, являются системными. Наши тела, наши сообщества и наша вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга. Не возможно абсолютно изолировать какую-либо отдельно взятую часть от всей остальной системы. Такие системы основываются на определённых принципах “самоорганизации” и, естественным образом, стараются прийти в состояние оптимального равновесия или гомеостазис.
Согласно НЛП, основной процесс изменения включает в себя 1) выяснение того, что из себя представляет настоящее состояние человека, и 2) добавление необходимых и достаточных ресурсов для целенаправленного перехода этого человека 3) в желаемое состояние.
Настоящее состояние + Необходимые ресурсы --> Желаемое состояние
Категории и методы НЛП организованы таким образом, чтобы выяснять и определять настоящие и желаемые состояния различного типа и уровня, с дальнейшей оценкой и использованием необходимых и достаточных ресурсов для обеспечения эффективных и экологичных изменений в направлении желаемого состояния.
Нервная система
Высокоорганизованные организмы координируют своё поведение и организуют свой внешний опыт благодаря нервной системе. Нервную систему человека можно условно разделить на при основных подотдела: 1) Центральную нервную систему; 2) Периферическую нервную систему; и 3) Автономную нервную систему.
Центральная нервная система включает в себя головной и спинной мозг. Она управляет работой мышц и движением и ассоциируется с сознательным мышлением и действием.
Периферическая нервная система включает в себя ответвления спинного мозга и органы чувств. Поступающую от органов чувств, мышц и желез информацию о внешней среде она передаёт в центральную нервную систему, а от неё - в обратном направлении.
Автономная нервная система представляет собой нервную сеть, отходящую от спинного мозга и связанную с рядом бессознательных функций, таких как: терморегуляция, кровообращение, слюноотделение, реагирование агрессией или бегством, а также с другими эмоциональными или выжидающими состояниями.
Центральная нервная система выполняет мыслительные программы, планы и стратегии при посредничестве периферической нервной системы. Автономная нервная система определяет состояние биологического “машинного обеспечения”, в котором происходит реализация этих программ. Хотя большинство людей постоянно дают себе отчёт в своих ощущениях, мыслях и действиях, деятельность автономной нервной системы протекает, как правило, бессознательно.
Всякая человеческая деятельность и любой опыт, будь то говорение, мышление, понимание, приём пищи, выполнение работы, сон и т.д., выражает себя благодаря взаимодействию этих трёх подразделов нервной системы. Обучение является функцией образования когерентных моделей организации и взаимодействия в пределах данных трёх нейрологических подсистем.