Второй этап: как назвать ваше собственное поведение?
Р.Д.: А сейчас переместитесь в мета позицию и понаблюдайте за своей собственной реакцией на безразличие другого человека. Как бы вы назвали свое поведение?
Б.:Может быть, жесткость. Или даже точнее - непреклонность.
Р.Д.: Итак, в нем мы видим безразличие, а в вас непреклонность. Я хочу, чтобы вы подумали, мог бы он оставаться безразличным, если бы вы не были непреклонной? В каждой человеческой системе, то, что делаете вы, определяет поступки других в той же мере, как то, что делают другие, определяет ваши поступки.
Безразличный
Сам
1-я позиция
Другой
2-я позиция
Негибкий
Внутренний наблюдатель
Мета позиция
Рис. 27. Диаграмма не поддерживающих взаимоотношений
Этот человек безразличен к вашему поведению или к вашей идентичности?
Б.:К моей идентичности.
Р.Д.: А в отношении чего проявляется ваша непреклонность?
Б.:В том, что является для меня важным в данных взаимоотношениях.
Р.Д.: Ваших ценностей?
Б.:Да.
Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): Хочу, чтобы вы отметили, что больше всего трудностей у нас возникает с теми людьми, которым мы позволяем оказывать воздействие на нашу личность.
Однажды я моделировал стратегию человека, чья работа заключалась главным образом в том, что бы выслушивать и отвечать на критику клиентов его компании. Если люди на что-либо жаловались, он всегда начинал с того уровня, на котором были их жалобы, подстраивался и вел их вниз, с уровня убеждений на поведенческий уровень.
Иногда люди критикуют вашу идентичность и говорят что-нибудь вроде: “Это была ваша вина”. Если вы воспринимаете это на уровне идентичности и испытываете чувство “Со мной что-то не так!” - то эмоционально это очень сильно на вас повлияет. И вы очень быстро сгорите.
Но этот человек всегда говорил что-нибудь в таком роде: “Мне очень жаль, что это вас так расстроило. Скажите, что именно произошло?” Таким образом он отводил критику от себя и направлял ее на проблему. Фактически он представал перед недовольным клиентом в роли опытного стратега. Он применял мимику и жесты, чтобы направить слова и образы в какой-нибудь особый пункт, подальше он своей персоны. В результате они сосредоточивали все свое внимание не на нем, а на “проблеме”.
В конечном итоге он направлял ее дальше вверх по левую руку от них, в пункт памяти, и превращал ее в обратную связь вместо неудачи. Он не воспринимал все это на уровне идентичности. Он знал, что с идентичностью у него все в порядке, независимо от того, какова была реакция. Ему не нужно было отрицать или бороться с критикой: он направлял ее туда, где она в данный момент могла принести наибольшую пользу.
(Обращаясь к Барбаре): Может быть, вы отдаете слишком много себя этому человеку?
Б.:Да.
Р.Д.: И ваша непреклонность в отношении ваших ценностей не сделала его менее безразличным по отношению к вам?
Б.:Нет, потому что меня засосала его система. И сейчас я зашла в тупик. Я не могу из этого выйти.
Третий этап: отношение между двумя “я”
Сейчас я вам предлагаю перейти в четвертую позицию, вот сюда. Когда вы смотрите на то, как ваше внутреннее “я” мета позиции старается изменить ваше внешнее “я” первой позиции и ваш способ общения с этим человеком, каким вам представляется это взаимоотношение? (Р.Д. поочередно указывает на 1 и 3.)
Б.:Между мной и мной?
Р.Д. Да, нам следует изучить вопрос: “Как я отношусь к себе в отношении другого человека?
Б.:Внутреннее “я” думает, будто все, что делает внешнее “я”, в любом случае не окажет никакого воздействия на этого человека.
Р.Д.: В некотором смысле вы относитесь к себе так же, как он. Ваше внутреннее “я”, по-видимому, также безразлично к тому, что вы зашли в тупик в этом взаимоотношении. Я называю этот процесс мета зеркалом, потому что подчас то, как человек к вам относится, является лишь отражением того, как вы сами относитесь к себе. Проблема не только в другом человеке и даже не в том, как я реагирую на другого человека, проблема еще и здесь, между двумя моими “я”. И это является важной частью того, как действует вся система.
Как ваше внешнее “я” реагирует на это внутреннее безразличие?
Б.:Оно очень жестко. Оно боится того, что может утратить себя.
Р.Д.: Совсем не удивительно, что ваше внешнее “я” жестко. Оно находится между молотом и наковальней.
Мне кажется, было бы интересно поменять местами эти позиции (ваше внутреннее и внешнее “я”).
Например, что если бы вы поменяли местами свое внешнее “я” первой позиции и внутреннее “я” мета позиции, став при этом безразличной к другому человеку и непоколебимой сама с собой в отношении своих ценностей! Возможно, чем более я непоколебим в отношении своих ценностей с самим собой, тем более творческим может быть мое поведение по отношению к нему.
Безразличный
ВНЕШНЕЕ “Я”
1-я позиция
ДРУГОЙ
2-я позиция
4-я позиция
Непоколебимый
Жесткий
Безразличный
ВНУТРЕННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
Мета позиция
Рис. 28. Схема всей системы взаимоотношений
Самое замечательное в подобного рода систематической работе то, что у вас не возникает необходимости изменять элементы системы для поиска решения. Вам только нужно изменить взаимоотношение между данными элементами. Что, если бы вы это сделали? Просто-напросто возьмите и физически поменяйте их местами.
Б.:Тогда все кажется просто (смеется).
Р.Д.: Что происходит? Остались ли взаимоотношения теми же самыми?
Б.:Думаю, что уже нет никаких.
Р.Д.: А если уже нет никаких взаимоотношений, то ведь вы можете завязать новые, пусть даже с другим человеком?
Б.: Да.
Р.Д.: А теперь давайте-ка поглядим на эти два: часть, что сейчас находится в мета позиции, как раз и является непреклонной.
???
ВНУТРЕННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
Мета позиция
ДРУГОЙ
2-я позиция
4-я позиция
Безразличный
Непоколебимый
ВНУТРЕННЕЕ «Я»
1-я позиция
Рис. 29. Перенос позиций восприятия в не оказывающем поддержки взаимоотношении
Хотите ли вы сейчас поддерживать взаимоотношения с этим человеком?
Б.: Нет, совсем не хочу.
Р.Д.: Какой тип взаимоотношений вы хотели бы себе обеспечить, если вам в будущем когда-нибудь опять доведется говорить с этим человеком?
Б.:Трудность сейчас в том, что я больше не хочу поддерживать какое-либо общение.
Р.Д.: Что могло бы вас побудить к общению?
Б.:Большая искренность человека, чуть больше подлинности.
Р.Д.: Хорошо. А теперь на время перейдите в позицию этого человека, то есть во вторую. Если вы воспринимаете мир так же, как он, что может сделать вас более искренним, более подлинным?
(Барбара перемещается в позицию другого человека. Какое-то время она пребывает в глубокой задумчивости.)
Б.:Уверенность в себе.
Р.Д.: А теперь полностью покиньте эту систему и перейдите в четвертую позицию. Я хочу, чтобы вы отметили здесь кое-что весьма важное.
Если вы будете поступать таким образом, что он сможет почувствовать себя уверенно, тогда-то он и станет более подлинным. Но здесь возникает существенный вопрос: как вам вести себя, чтобы он мог почувствовать себя более уверенно, а вам при этом не пришлось отступиться от своих собственных ценностей?
Б.:Разумеется, не оставаться непреклонной.
Р.Д.: Каким образом это могло бы осуществиться?
Б.:Следует быть открытой или прислушиваться, по крайней мере.
Р.Д.: Но при этом не следует забывать, что вам необходимо сохранить свою непреклонность по отношению к своим ценностям, находясь в мета позиции, потому что следует заметить: “быть открытой и прислушиваться” важно с точки зрения того, кто я есть, и что для меня важно. “Быть открытым и прислушиваться” вовсе не значит находиться в плену у этого, особенно если я непреклонен в третьей позиции.
Таким образом, я могу быть более открытым и прислушиваться к этому человеку, поскольку не нахожу поддержку в самом себе.
Уверенный в себе
Оказывающий поддержку
ВНЕШНЕЕ Я
1-я позиция
ДРУГОЙ
2-я позиция
4-я позиция
Открытый
Прислушивающийся
Поддержка
Уверенность в себе
ВНУТРЕННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
Мета позиция
Рис. 30. Схема новой системы функциональной поддержки