Shares facebook vkontakte twitter обсудить

Редакция Forbes Редакция Forbes

Forbes Staff

Фото William Vanderson / Fox Photos / Getty Images

Статья об искажениях между научными исследованиями о здоровье и статическими данными была опубликована в американском Forbes 14 августа 1995 года

Врачи, журналисты и поставщики здоровых продуктов пугают нас до смерти тем, что мы едим, пьем, и каким воздухом мы дышим. Но большинство их исследований не соответствуют статическим данным.

В 1973 году в фильме «Спящие» Вуди Аллен играет продавца натуральных продуктов, который очнулся после криогенной заморозки в 2173 году и призывает употреблять в пищу ростки пшеницы, органический мед и тигриное молоко. Его озадаченный доктор спрашивает коллегу, почему люди предпочитали такую еду стейкам, кремовому торту, горячему шоколаду и жаркому во фритюре. «Такая еда считалась нездоровой — практически противоположно тому, что мы теперь считаем правильным», — отвечает коллега.

Жизнь имитирует искусство. Лишь только через двадцать лет те из нас, кто отучились от настоящего масла, внезапно узнали, что синтетически отвержденные масла маргарина, известные как транс-жирные кислоты, действуют хуже на наши артерии, чем обыкновенные жиры, имеющиеся в природе. Просто потому, что вкусно — это не значит вредно. Такие резкие перемены в истории медицинских рекомендаций являются больше правилом, чем исключением. То, что сегодня для нас плохо, было, вероятно, когда-то хорошо, и наоборот. Каждый новый заголовок в прессе побуждает миллионы людей ринуться в их кладовку и уничтожить все «вредное» или же броситься в панике к врачу. Мы становимся нервной нацией, готовой отказаться от нормальных удовольствий в угоду новому медицинскому заключению.

Рыба, напичканная ртутью, убивает нас, также, как и ежедневное употребление кофе, яиц, слишком хлорированной воды или воды, содержащей мало хлора. Даже некоторые радости других людей могут быть опасными для нас, как например, пассивное курение. Странно, не правда ли. Мы стали жить дольше, мы становимся здоровее и лучше питаемся, чем раньше, но даже при этом мы сталкиваемся с ядовитыми и канцерогенными веществами.

Настало время признать, что существует целая индустрия, которая придумывает, распространяет и сглаживает все эти угрозы для здоровья. Медицинские институты получают гранты, публикуя свои исследования. Медицинский журнал Новой Англии (NewEnglandJournalofMedicine) зарабатывает на жизнь, публикуя их, популяризаторы создают красивую жизнь, переписывая открытия медицинских журналов и выпуская их в виде книг или статей. Большой сегмент отрасли бакалейных товаров делает свой бизнес, продавая так называемые натуральные или экологические продукты. Вы замечали, как все умные люди внимательно изучают информацию, напечатанную мелким шрифтом на упаковках с крупами, банках с джемами и консервами с супами?

Мы не против тех, кто пытается заработать свой честный доллар, говоря о здоровой диете; но имея особый интерес к статистике, мы не можем удержаться, чтобы не бросить свой цепкий редакторский взгляд на некоторые статистические искажения, которая прячутся за этими угрозами здоровью.

Давайте посмотрим на столь противоречивый продукт последних лет — алкоголь. Как только аристократический сухой мартини уступил месту бокалу белого вина, молодые американцы стали пить гораздо меньше, чем их родители, дедушки и бабушки. Для некоторых даже было модно быть трезвым. Но в прошлом году некая группа, находящаяся в ведении Гарвардской школы общественного здравоохранения, стала рекомендовать выпивать один бокал белого вина в день. Бокал вина был частью так называемой «средиземноморской диеты», которая использовала традиции приготовления нежирного мяса в оливковом масле, выдержанном предварительно в вине, как это делалось в Южной Европе, в которой болезни сердца возникали относительно реже. Дальнейшие доказательства появились в ходе лабораторных исследований, которые свидетельствовали о том, что алкоголь повышает уровень липопротеинов высокой плотности или, проще говоря, хорошего холестерина, который освобождает организм от зашлаковывания сосудов.

Передайте бутылочку? Не так быстро. Проблема большинства этих медицинских исследований в том, что они рассматривали некоторые факторы в изоляции от других. Допустим, что небольшое количество спиртного благоприятно действует на сердце. Но как оно отражается на вероятности развития рака, сердечного удара, цирроза печени или вероятности смерти в результате автомобильной катастрофы?

Наши рекомендации