Развитие регуляторных систем (гуморальной, нервной)
НС развивается из эктодермы; на 5 дне внутриутробного развития. В конце 3-й недели образуется нервная трубка. Из неё образ. ГМ и СМ. Сначала ГМ состоит из 3 пузырей (передний, средний, ромбовидный). К концу 2месяца беремености из 3 пузырей образуется 5(передний и промежуточный, средний, мост и мозжечок, продолговатый). В периоде от 2 до 4 месяцев завершается формирование всех отделов мозга. В последние мес. берем. нач. миелинизация нервных волокон, заканч.после рождения.
Гуморальная регуляция.Гипоталамо-гипофизарная система начинает формироваться рано. На 7-8нед.нач.продукция соматотропного гор. С 23 неделе синтезируется вазопрессин и окситоцин.Развитие Щитовидки начинается на 4-й нед. ,она уже синтезир тиреоглобулин. На 10 нед.жел.нач. вырабат.иод. На 12 нед.нач.выр.тиреотропного гормона, влияют на рост. Поджел.развив на 3-4 нед.онтогенеза. Инсулин спос.росту плода. Тимус разв.на 7-8нед. Надпоч.нач.синтез.гормоны с 8 нед. Гуморальная регуляция осущ ч/з жидкие среды орг-ма – кровь, лимфу, тканевую жидкость, нервная регуляция – посредством нервных импульсов.
58 Психофизиологические основы формирования речи у ребенка.
Развитие речи ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических. Полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка оказывают благоприятное влияние на становление его речи. Уже на 1 месяце у ребенка появляется ориентировочная реакция, хар-ся общ движениями при зрительном и слуховом раздражении. Ярко проявляется сосательный рефлекс, способствующий развитию оральной мускулатуры. Эти процессы непосредственно влияют на формирование артикуляции. На 2-3месяце появляется комплекс оживления. В этом периоде проявляется двигательный компонент и доминирует общие рефлексные реакции. Наблюдается повышение чувствительности губ и языка. В первые месяцы происходит развитие руки, что способ формированию речи. На 4-5месяце осуществляется осязательная и двигательная чувствительность. От степени напряжения зависит то, какие звуки будут произносится ребенок. Он ощущает напряжение губ и языка. Зрение играет огромную роль в формировании предметных значений слов. Выполняет ф-ю приема речи. Роль мышечной чувствительности очень велика. Четкость и постоянство звучания членораздельной речи вырабатывается путем установления взаимосвязи и взаимоконтроля м/у слуховым восприятием и мышечными ощущениями движения.
Вопрос 59. Комплексная диагностика физического и функционального развития ребенка.
Диагностика физического развития детей проводится для того, чтобы проверить физическое состояние ребенка, выявить уровень соответствия ребенка возрастным нормам, физической подготовленности, а также его работоспособности. Это нужно и для осуществления индивидуального подхода во время физического воспитания ребенка. Кроме того, при диагностике идет сбор информации, запись данных, несущих полную информацию о физическом состоянии ребенка.
Для проведения диагностики физического развития малыша предлагаются следующие уровни диагностики:
- Диагностика физической подготовленности - овладение ребенком базовых навыков и умений в разных ирах
- Диагностика физического развития- окружность головы, масса и длина тела
- Диагностика двигательной активности;
- Диагностика функционального состояния: ловкость, быстрота реакции, сила и др.
Такая диагностика позволяет проводить обследование физического состояния ребенка, или группы детей, давая при этом общую оценку их физического развития. Тестирование проводится как физкультурно-оздоровительное мероприятие, или в процессе физкультурных занятий. Проводят тестирование зачастую инструкторы по физподготовке или воспитатели дошкольных учреждений. Рассчитан тест на детей от 4 до 7 лет.Физической подготовленностью ребенка называют степень сформированности навыков различных видов движений, таких как прыжок, бег, метание, развитие его физических качеств, таких как ловкость сила, гибкость, быстрота, наличие координационных способностей. Оценка физической способности огромный процесс, который сочетает в себе наблюдение за ребенком при занятиях физкультурой, и в процессе его жизнедеятельности.Объективность оценки при диагностике физического развития детей определяется знанием закономерностей развития и возрастных особенностей дошкольников. Для диагностики физических качеств у школьников применяются контрольные упражнения, предлагаемые в соревновательной и игровой форме.