В общество инвалидов с нарушением

Опорно-двигательного аппарата

Интеграция может быть обозначена как дорога с двусторонним движением. Оценив существующее отношение общества к инвалидам, необходимо определить мнение самих инвалидов о своем положении в социуме (рис. 22). Коммен­тарий к диаграмме достаточно прост: 57% опрошенных не чувствуют себя комфортно в существующих условиях жиз­ни. Из них 18% ощущают отрицательное отношение к себе, 39% — равнодушное.

Подростки и молодые люди, страдающие церебральным параличом, свою жизнь считают более трудной, чем жизнь здоровых людей.

34'/

\


 

Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА

18%

39%

 
 
 
Отрицательное
Равнодушное

| | Положительное

Рис. 22. Оценка инвалидами-опорниками отношения к себе со стороны окружающих

Сравнительный анализ полученных данных 2000 г. и данных Лаборатории психологических проб лет реабилитации инвалидов при ЦИЭТИНе за 1991 и 1992 гг. (рис. 23) позволяет сделать сле­дующие выводы:

1. В 1992 г., когда в стране были введены свободные цены,
начался этап перехода к рыночной экономике, сопровож­
давшийся снижением материального благосостояния
населения, максимум оценки инвалидами своей жизни
сместился к отметке «неудовлетворительно» (33% протин
27% в 1991 г.). Уровень жизни здоровых людей также был
оценен ниже (9% против 46% по шкале «хорошо»).

2. В начале 2000 г. наблюдается постепенный возврат к кар­
тине отношений 1991 г., существующей уже в новых эко­
номических условиях.

§ 4. Отношение к интеграции в общество инвалидов с нарушением ОДА

Отлично
Хорошо

Г.

Очень плохо Неудовлетво- Удовлетвори-
рительно тельно

Хорошо

Г.

Очень плохо Неудовлетво- Удовлетвори-
рительно тельно

Г.

Очень плохо Неудовлетво- Удовлетвори- Хорошо

рительно тельно



Своя жизнь

Оценка собственной жизни «среднестатистическим» ин­валидом-опорником стала выше, чем в 1991 г., а оценка жиз­ни здоровых людей пока не достигла уровня 1991 года.

. Жизнь здоровых

Рис. 23. Оценка инвалидами-опорниками своей жизни и здоровья людей, %




Глава

X 11. Социализация детей с нарушением ОДА

Молодые люди, страдающие церебральным параличом, в качестве основных трудностей общения (рис. 24) называют проблемы общения с родителями (33%) и посторонними людьми (44%). Трудности в общении с родителями объясня­ются возрастом опрашиваемых и тем фактом, что 84% рес­пондентов живут вместе с родителями. Следует отметить, что разногласия с родителями и друзьями (рис. 24) почти всегда заканчиваются конфликтами (33% и 38%; 12% и 14% соот-] ветственно), но большинство опрошенных считают это нор­мой. При общении с учителями, воспитателями и посто­ронними людьми в случае негативного отношения со стороны последних большинству респондентов удается сдерживать свои чувства и в конфликт не вступать.

с родителями с учителями с воспитателями с друзьями с посторонними [2] Трудности в общении Ц Конфликты

Рис. 24. Оценка детьми-инвалидами, страдающими ДЦП, трудностей в общении и частоты конфликтов, %

§ 4. Отношение к интеграции в общество инвалидов с нарушением ОДА

17%

41%

"1 — Мировоззрение НШ — Влияние на окружающий мир

• — Возможность получения знаний Г~1 — Место в обществе

Рис. 25. Значение образования для учащихся выпускных классов,

страдающих ДЦП

знаний, что, по всей видимости, свидетельствует о несфор-мированности жизненной позиции.

Готовность инвалидов-опорников к процессу педагогиче­ской интеграции определялась при ответе на вопрос о жела­нии обучаться вместе со здоровыми детьми (см. табл. 7).

Таблица 7

Желание детей-инвалидов обучаться вместе со здоровыми детьми, %

Важным элементом в формировании жизненной позици и выпускников специальных школ является отношение к об­разованию. Примерно четверть опрошенных (27%) счита­ют, что образование позволит им занять определенное место в обществе (рис. 25), однако 41% учащихся с ДЦП рассмат ривают образование только как возможность получения


Вид педагогической интеграции Процент учащихся, поддержавших Интеграцию
Обучение в одной школе
Обучение в одном классе

 

Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА

Учащиеся с ДЦП показали достаточно высокий процент согласия на совместное обучение в одной школе (68%) и в одном классе (45%) вместе со здо ровыми детьми. Среди причин отказа от совместного обучения самымираспро страненными оказались:

— трудности в общении;

— боязнь насмешек и непонимания;

— опасение не успеть за темпом работы в классе.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что социальное самочувствие инвалидов-опорников имеет тенден­цию к улучшению. Большинство опрошенных считают, что готово к интеграции в массовую школу, однако наличие труд­ностей в общении с посторонними людьми заставляет усом­ниться в соответствии желательного положения дел действи­тельному. Общество должно сделать еще не один шаг навстреч у людям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы их положение в социуме улучшилось.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое социализация детей с ДЦП? Основные эта­
пы и направления социализации.

2. Что такое интеграция? Основные формы интеграции.

3. Дайте определение социальной и педагогической ин­
теграции.

4. Опишите особенности психолого-педагогического со­
провождения при социальной и педагогической инте­
грации.

5. Составьте таблицу основных нормативно-праврвовых
актов в отношении детей-инвалидов с ДЦП.

6. Как изменилась готовность разных групп населения и
интеграции инвалидов в общество?

7. Как изменилось отношение детей-инвалидов к интегра­
ции в общество?

Приложение 1

АНКЕТА 1

Наши рекомендации