В общество инвалидов с нарушением
Опорно-двигательного аппарата
Интеграция может быть обозначена как дорога с двусторонним движением. Оценив существующее отношение общества к инвалидам, необходимо определить мнение самих инвалидов о своем положении в социуме (рис. 22). Комментарий к диаграмме достаточно прост: 57% опрошенных не чувствуют себя комфортно в существующих условиях жизни. Из них 18% ощущают отрицательное отношение к себе, 39% — равнодушное.
Подростки и молодые люди, страдающие церебральным параличом, свою жизнь считают более трудной, чем жизнь здоровых людей.
34'/
\
Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА |
18% |
39% |
Отрицательное |
Равнодушное |
| | Положительное
Рис. 22. Оценка инвалидами-опорниками отношения к себе со стороны окружающих
Сравнительный анализ полученных данных 2000 г. и данных Лаборатории психологических проб лет реабилитации инвалидов при ЦИЭТИНе за 1991 и 1992 гг. (рис. 23) позволяет сделать следующие выводы:
1. В 1992 г., когда в стране были введены свободные цены,
начался этап перехода к рыночной экономике, сопровож
давшийся снижением материального благосостояния
населения, максимум оценки инвалидами своей жизни
сместился к отметке «неудовлетворительно» (33% протин
27% в 1991 г.). Уровень жизни здоровых людей также был
оценен ниже (9% против 46% по шкале «хорошо»).
2. В начале 2000 г. наблюдается постепенный возврат к кар
тине отношений 1991 г., существующей уже в новых эко
номических условиях.
§ 4. Отношение к интеграции в общество инвалидов с нарушением ОДА
Отлично |
Хорошо |
Г.
Очень плохо Неудовлетво- Удовлетвори-
рительно тельно
Хорошо |
Г.
Очень плохо Неудовлетво- Удовлетвори-
рительно тельно
Г.
Очень плохо Неудовлетво- Удовлетвори- Хорошо
рительно тельно
Своя жизнь |
Оценка собственной жизни «среднестатистическим» инвалидом-опорником стала выше, чем в 1991 г., а оценка жизни здоровых людей пока не достигла уровня 1991 года.
. Жизнь здоровых
Рис. 23. Оценка инвалидами-опорниками своей жизни и здоровья людей, %
Глава |
X 11. Социализация детей с нарушением ОДА
Молодые люди, страдающие церебральным параличом, в качестве основных трудностей общения (рис. 24) называют проблемы общения с родителями (33%) и посторонними людьми (44%). Трудности в общении с родителями объясняются возрастом опрашиваемых и тем фактом, что 84% респондентов живут вместе с родителями. Следует отметить, что разногласия с родителями и друзьями (рис. 24) почти всегда заканчиваются конфликтами (33% и 38%; 12% и 14% соот-] ветственно), но большинство опрошенных считают это нормой. При общении с учителями, воспитателями и посторонними людьми в случае негативного отношения со стороны последних большинству респондентов удается сдерживать свои чувства и в конфликт не вступать.
с родителями с учителями с воспитателями с друзьями с посторонними [2] Трудности в общении Ц Конфликты
Рис. 24. Оценка детьми-инвалидами, страдающими ДЦП, трудностей в общении и частоты конфликтов, %
§ 4. Отношение к интеграции в общество инвалидов с нарушением ОДА
17%
41%
"1 — Мировоззрение НШ — Влияние на окружающий мир
• — Возможность получения знаний Г~1 — Место в обществе
Рис. 25. Значение образования для учащихся выпускных классов,
страдающих ДЦП
знаний, что, по всей видимости, свидетельствует о несфор-мированности жизненной позиции.
Готовность инвалидов-опорников к процессу педагогической интеграции определялась при ответе на вопрос о желании обучаться вместе со здоровыми детьми (см. табл. 7).
Таблица 7
Желание детей-инвалидов обучаться вместе со здоровыми детьми, %
Важным элементом в формировании жизненной позици и выпускников специальных школ является отношение к образованию. Примерно четверть опрошенных (27%) считают, что образование позволит им занять определенное место в обществе (рис. 25), однако 41% учащихся с ДЦП рассмат ривают образование только как возможность получения
Вид педагогической интеграции | Процент учащихся, поддержавших Интеграцию |
Обучение в одной школе | |
Обучение в одном классе |
Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА
Учащиеся с ДЦП показали достаточно высокий процент согласия на совместное обучение в одной школе (68%) и в одном классе (45%) вместе со здо ровыми детьми. Среди причин отказа от совместного обучения самымираспро страненными оказались:
— трудности в общении;
— боязнь насмешек и непонимания;
— опасение не успеть за темпом работы в классе.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что социальное самочувствие инвалидов-опорников имеет тенденцию к улучшению. Большинство опрошенных считают, что готово к интеграции в массовую школу, однако наличие трудностей в общении с посторонними людьми заставляет усомниться в соответствии желательного положения дел действительному. Общество должно сделать еще не один шаг навстреч у людям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы их положение в социуме улучшилось.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое социализация детей с ДЦП? Основные эта
пы и направления социализации.
2. Что такое интеграция? Основные формы интеграции.
3. Дайте определение социальной и педагогической ин
теграции.
4. Опишите особенности психолого-педагогического со
провождения при социальной и педагогической инте
грации.
5. Составьте таблицу основных нормативно-праврвовых
актов в отношении детей-инвалидов с ДЦП.
6. Как изменилась готовность разных групп населения и
интеграции инвалидов в общество?
7. Как изменилось отношение детей-инвалидов к интегра
ции в общество?
Приложение 1
АНКЕТА 1