Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов
Социально-психологический мониторинг
В последние годы, несмотря на неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в стране, наметиласьдоложи-тельная динамика в изменении отношения общества к инвалидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связано со степенью информированности общества о проблемах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих ценностей, милосердия, гуманизма; с переходом от государственно-центристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в педагогике гуманистической. В связи с изменением отношения
В качестзе объекта исследования были выбраны следующие социальные группы:
— подростги и молодые люди, страдающие церебральным
параличэм (I группа);
— специалисты (II группа);
— обывате1и (III группа), а именно: молодежь (граждане
в возрасге до 30 лет); интеллигенция (люди с высшим об
разованием); пенсионеры (лица пенсионного возраста).
Каждую из г.еречисленных групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть охарактеризована многочисленными внешними и внутренними связями, из которых нами были учтены лишь наиболее важные.
Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА
§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов
Целостность групп определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного исследования:
— молодежь и пенсионеры, представители нового и стар
шего поколений, живущие и жившие при разном общест
венном управлении (тоталитарном и демократическом);
— специалисты — люди, наиболее информированные о про
блемах инвалидов, знающие положение дел изнутри;
— интеллигенция — наиболее образованная часть общест
ва, отражающая вектор изменения отношения к интегра
ции инвалидов в социум.
В первую группу вошли учащиеся 9—11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и детским церебральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего опрошены 100 человек. Возрастной диапазон опрашиваемых — от 15 до 20 лет.
Вторая группа включала в себя людей, связанных по роду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее составили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудники психолого-медико-педагогических центров, представители общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их родителям, студенты вечернего отделения Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы — 180 человек.
В третью группу вошли представители пяти государственных и семи частных организаций и предприятий различных форм собственности, студенты десяти учебных заведений различного профиля, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем материального достатка.
Количественно группа обывателей выглядит следующим образом:
— молодежь — 130 человек;
— интеллигенция — 100 человек;
— пенсионеры — 170 человек.
Процедура исследования
Проведение мониторингового исследования в пределах даже одного города по проблеме социальной интеграции инвалидов-опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выборочно. Выборочное исследование также может дать реальную картину результатов при соблюдении определенных требований к совокупной выборке.
Главные критерии корректности выборки в исследовании: случайность отбора респондентов; формирование групп в соответствии с общей возрастно-половой структурой населения.
Основой исследования стали анкеты, разработанные Л.М. Шипицыной. Вопросы, предлагаемые в анкетах, были составлены так, чтобы удовлетворять следующим основным требованиям:
1. Однозначность формулировок и смысла вопросов.
2. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок
и единиц измерения.
3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не
более пяти).
4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений
к положительному или отрицательному полюсу шкалы.)
5. Исключение непосильных требований к памяти опраши
ваемого.
Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА____________
Анкетирование инвалидов-опорников проводилось организатором в форме индивидуальных бесед. Индивидуалы I ы И подход использован для исключения влияния опрашивай-мых друг на друга. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкети'] рования.
Целью проведения анкеты 1 (см. приложение 1) являет* I ся оценка информированности общества об инвалидах. Анкета включает в себя вопрос о достаточности освещения) проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМ И)! с последующим уточнением источников информации, гдЯ предоставляется возможность выбора из перечисленных источников и возможность указания другого варианта ответа,. Качественный вопрос о наличии в России законов, защищающих права инвалидов, служб и организаций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой перечислить известные организации.
Вопросы анкеты носят содержательный характер и позволяют выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемы» респондентом источники информации.
Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отношо-ния общества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами проблем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педагогической интеграции детей-инвалидов. Вторая часть анко-ты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов.
Вопросы 2 и 3, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяснить возможные причины того или иного отношения к инвалидам.
Вопросы 4—6 позволяют определить место в обществе, которое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе достаточно высокую степень социального давления, их можно считать основной частью анкеты. Перечисленные
§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов
вопросы дают возможность оценить уровень готовности респондента к интеграции с инвалидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка.
В целом анкета 2 построена на использовании прямых во-! просов, так как они психологически нейтральны к личности | респондента.
Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих инвалидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороны общества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о труд-' ностях общения и психологической устойчивости при кон-ь тактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями | и посторонними людьми. Сюда включены также вопросы Г о значении образования в жизни респондента, о готовности ! к интеграции, о трудоустройстве — как важнейшем элементе социальной реабилитации. Заканчивается анкета оценкой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства.
Выявление трудностей в общении позволяет сделать выводы о степени социализации подростков, страдающих церебральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, так как при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопро-[ са 5, определяющего частоту конфликтов, с вопросом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмоциональной устойчивости респондентов.
Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд опрашиваемого на окружающий мир и ощущение своего положения в нем. Седьмой вопрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми.
Заключительные вопросы анкеты — 9 и 10— позволяет оценить уровень тревожности. Значимыми являются причины неуверенности в будущем, которые предлагается указать респонденту.
Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА
§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов