Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов

Социально-психологический мониторинг

В последние годы, несмотря на неблагоприятную социаль­но-экономическую ситуацию в стране, наметиласьдоложи-тельная динамика в изменении отношения общества к инва­лидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связано со степенью информированности общества о пробле­мах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих цен­ностей, милосердия, гуманизма; с переходом от государст­венно-центристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в пе­дагогике гуманистической. В связи с изменением отношения

В качестзе объекта исследования были выбраны следующие социальные группы:

— подростги и молодые люди, страдающие церебральным
параличэм (I группа);

— специалисты (II группа);

— обывате1и (III группа), а именно: молодежь (граждане
в возрасге до 30 лет); интеллигенция (люди с высшим об­
разованием); пенсионеры (лица пенсионного возраста).

Каждую из г.еречисленных групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть охарактеризована многочисленными внешними и внутренними связями, из которых нами были учтены лишь наиболее важные.

Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА

§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов



Целостность групп определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного ис­следования:

— молодежь и пенсионеры, представители нового и стар­
шего поколений, живущие и жившие при разном общест­
венном управлении (тоталитарном и демократическом);

— специалисты — люди, наиболее информированные о про­
блемах инвалидов, знающие положение дел изнутри;

— интеллигенция — наиболее образованная часть общест­
ва, отражающая вектор изменения отношения к интегра­
ции инвалидов в социум.

В первую группу вошли учащиеся 9—11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и дет­ским церебральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего опро­шены 100 человек. Возрастной диапазон опрашиваемых — от 15 до 20 лет.

Вторая группа включала в себя людей, связанных по ро­ду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее со­ставили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудни­ки психолого-медико-педагогических центров, представи­тели общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их родителям, студенты ве­чернего отделения Института специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы — 180 че­ловек.

В третью группу вошли представители пяти государст­венных и семи частных организаций и предприятий различ­ных форм собственности, студенты десяти учебных заведе­ний различного профиля, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем материального достатка.

Количественно группа обывателей выглядит следующим образом:

— молодежь — 130 человек;

— интеллигенция — 100 человек;

— пенсионеры — 170 человек.

Процедура исследования

Проведение мониторингового исследования в пределах да­же одного города по проблеме социальной интеграции инва­лидов-опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выбороч­но. Выборочное исследование также может дать реальную картину результатов при соблюдении определенных требо­ваний к совокупной выборке.

Главные критерии корректности выборки в исследовании: случайность отбора респондентов; формиро­вание групп в соответствии с общей возрастно-половой струк­турой населения.

Основой исследования стали анкеты, разработанные Л.М. Шипицыной. Вопросы, пред­лагаемые в анкетах, были составлены так, что­бы удовлетворять следующим основным тре­бованиям:

1. Однозначность формулировок и смысла вопросов.

2. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок
и единиц измерения.

3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не
более пяти).

4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений
к положительному или отрицательному полюсу шкалы.)

5. Исключение непосильных требований к памяти опраши­
ваемого.




Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА____________

Анкетирование инвалидов-опорников проводилось орга­низатором в форме индивидуальных бесед. Индивидуалы I ы И подход использован для исключения влияния опрашивай-мых друг на друга. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкети'] рования.

Целью проведения анкеты 1 (см. приложение 1) являет* I ся оценка информированности общества об инвалидах. Ан­кета включает в себя вопрос о достаточности освещения) проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМ И)! с последующим уточнением источников информации, гдЯ предоставляется возможность выбора из перечисленных ис­точников и возможность указания другого варианта ответа,. Качественный вопрос о наличии в России законов, защищаю­щих права инвалидов, служб и организаций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой пе­речислить известные организации.

Вопросы анкеты носят содержательный характер и позво­ляют выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемы» респондентом источники информации.

Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отношо-ния общества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами про­блем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педа­гогической интеграции детей-инвалидов. Вторая часть анко-ты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоустройства инва­лидов.

Вопросы 2 и 3, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяс­нить возможные причины того или иного отношения к инва­лидам.

Вопросы 4—6 позволяют определить место в обществе, ко­торое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе достаточно высокую степень социального давления, их можно считать основной частью анкеты. Перечисленные

§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов

вопросы дают возможность оценить уровень готовности респондента к интеграции с инвалидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка.

В целом анкета 2 построена на использовании прямых во-! просов, так как они психологически нейтральны к личности | респондента.

Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих ин­валидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороны общества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о труд-' ностях общения и психологической устойчивости при кон-ь тактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями | и посторонними людьми. Сюда включены также вопросы Г о значении образования в жизни респондента, о готовности ! к интеграции, о трудоустройстве — как важнейшем элемен­те социальной реабилитации. Заканчивается анкета оценкой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства.

Выявление трудностей в общении позволяет сделать вы­воды о степени социализации подростков, страдающих це­ребральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, так как при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопро-[ са 5, определяющего частоту конфликтов, с вопросом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмо­циональной устойчивости респондентов.

Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд оп­рашиваемого на окружающий мир и ощущение своего поло­жения в нем. Седьмой вопрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми.

Заключительные вопросы анкеты — 9 и 10— позволяет оценить уровень тревожности. Значимыми являются причи­ны неуверенности в будущем, которые предлагается указать респонденту.





Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА

§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов



 

 

Наши рекомендации